Введение 3
Глава I Теоретические основы экологического образования 7
1.1. Современные проблемы экологического образования 7
1.2 Экологические понятия в школьном курсе биологии 12
1.3 К истории развития экологического образования в курсе зоологии 21
Глава II Формирование экологических понятий в школьном курсе биологии «Животные» (7 класс) 31
2.1 Анализ программы и учебника по биологии под ред. И. Н. Пономаревой 31
2.2 Экспериментальная методика формирования экологических понятий в
школьном курсе биологии 7 класса 38
Заключение 61
Список использованных источников
Экологическое образование подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач современной школы. Оно рассматривается как важная составная часть общего образования, обеспечивающая привитие экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и становления деятельного и рачительного отношения к природным богатствам [29].
Такая постановка проблемы экологического образования обусловлена: «...настоятельной необходимостью нашего времени, вызванной, с одной стороны, развитием науки экологии, содержание и значимость которой в настоящее время достигли очень высокого уровня, а с другой - социальными задачами, стоящими перед современной школой, подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные практические проблемы взаимоотношений с природой как своей духовной жизни, так и в общественной практике в настоящем и будущем» [9].
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Школа формирует, а затем расширяет и углубляет знания обучающихся о природе как факторе здоровья, знакомит их с новыми понятиями.
Экологический процесс - прежде всего проблема нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал.
Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свое отношение с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни (И.Д. Зверев) [9].
И самый важный период в этом познании - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых человек создает единую картину мира. От этого в будущем будет зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и его поступки (М.Н. Скаткин) [2].
На примерах содержания экологических понятий обучающиеся убеждаются в материальном единстве живой и неживой природы, неразрывной связи явлений, в противоречивом характере взаимодействий организмов и среды [3].
Движение экологических понятий в пределах курса биологии способствует усилению его мировоззренческой нагрузки.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества [29].
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, так как экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Актуальность экологических проблем заставляет считать своей первоочередной задачей непрерывное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. В решении главных задач экологического образования большая роль отводится школе, в частности урокам биологии и химии.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности (В.А. Сухомлинский) [19].
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
Цель: разработка методики формирования и развития системы экологических понятий в школьном курсе биологии (7 класс).
Объект: образовательный процесс по биологии (7 класс).
Предмет: методика формирования экологических понятий на уроках биологии (7 класс).
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого - педагогической и методической литературе.
2. Выявить возможности школьного курса биологии (7 класс) в формировании системы экологических понятий.
3. Разработать и экспериментально проверить методику формирования и развития экологических понятий в разделе «Животные».
4. Выявить организационно - педагогические условия экспериментальной методики.
Экологическое образование подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач современной школы. Оно рассматривается как важная составная часть общего образования, обеспечивающая привитие экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и становления деятельного и рачительного отношения к природным богатствам. В определении теоретических и практических основ формирования экологических понятий в разделе «Животные» мы опирались на труды Верзилина Н.М.; Зверева И.Д.; Пономаревой И.Н.; Резниковой В.З.; Смирновой Н.З.; Суравегиной И.Т. и др.
Содержание школьного раздела «Животные» позволило нам в след за И.Н. Пономаревой выявить современную систему экологических понятий, состоящую из пяти рядов: о среде и факторах среды, экологии организмов, популяционной экологии, биогеоценологии и социальной экологии. Проведенное исследование выявило, что содержание школьного курса биологии (7класс) располагает значительными возможностями для реализации задач экологического образования школьников.
Разработана и внедрена экспериментальная методика формирования экологических понятий по биологии (7 класс). Базой проведения эксперимента стала Белоозерская ООШ Шарыповского района. Обучающий эксперимент проходил по биологии в 7 классе, по программе Биология. «Животные. 7 класс» линия УМК Пономаревой И.Н. Кучменко В.С, Корнилова О.
Определены, обоснованы и реализованы организационно-педагогические условия, при соблюдении которых обеспечивается эффективность формирования экологических понятий. Среди них: использование системы уроков специального экологического содержания; вычленение терминов и определений экологических понятий; иллюстрирование изучаемых явлений интересным и социально значимым фактическим экологическим материалом; сбор литературных сведений о природе родного края; решение проблемных экологических задач; широкое применение средств наглядности, обеспечивающее формирование системы экологических понятий.
1. Бордовская Н.В. Диалектики педагогического исследования: Логико-методологического исследования. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512с.
2. Бордовская Н.В. Педагогическая системология / / М.Н. Скаткин и современное образование. Т.1. М.: РАО, 2000.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для студ. пед. ин-тов по биол. спец. М.: Просвещение, 1976. 383 с.
4. Галкина Е.А. Критерии оценивания учебных достижений по биологии / / Биология в школе. 2006. №7. 196 с.
5. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989. 230 с.
6. Гирусов Э.В. Экологическая культура, образование. - М.,1989. - 283 с.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов на-Дону: Феникс, 1996. 478 с.
8. Диагностика успешности обучающихся, сб. метод. мат. для руководителей. школ /сост. Т.В. Морозова. М.: Педагогический поиск, 1997. 195 с.
9. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Концепция общего среднего экологического образования. Пермь, 1990. 48 с.
10. Иоганзен Б.Г, Логачёв Е.Д. Проблемы непрерывного экологического образования и воспитания. Кемерово, 1989. 90 с.
11. Комисаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М: Просвещение, 1991. 180 с.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Вып. 5. - М.: Педагогика, 1981. - 188 с.
13. Лисичкин Г.В. Экологический кризис и пути его преодоления Соросовский образовательный журнал биологии, химии, физики, математики. 1996. № 12. С. 65-70.
14. Лось Б.В. Экология образования в СССР. М., 1990. 180 с.
15. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996.
16. Мамедов Н.М., Чумаков А.Н. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / / Биология в школе. 2009. №5.
17. Мееровский В.В. Философия и экология / / Вызов времени, проблемы экологии и образования. М., 1990. - 148 с.
18. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н.З. Смирнова, И.Б. Чмиль, Л.И. Ачекулова. Красноярск, 2010. - 352с.
19. Николина Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: философски-социальный анализ проблемы: автореф. дис. д-ра пед. наук.
М. 1994. 41 с.
20. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры дошкольное воспитание. 1996. № 7, 9, 11.
21. Печко Л.П. Взаимосвязь элементов эстетического и экологического сознания в формировании отношения школьников к природе // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллин, 1980.
22. Пономарева И.Н. Развитие экологической культуры- основная задача экологического образования в школах России и Санкт-Петербурга // Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге. СПб.: Крисмас, 1998.
23. Пономарева И.Н. Эколого-биологическое образование современный контекст. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. 75с.
24. Пономарева И.Н. Экологические понятия их система и развитие в курсе биологии. - Л.: ЛГ11И им. А.И. Герцена, 1979 - 87 с.
25. Программа курса биологии для 5-9 классов. Пономарева И.Н, Кучменко В.С, Корнилова О.А. - М. : Вентана-Граф, 2014.- 6 с.
26. Пути решения задач экологического образования и воспитания / Науч. ред. В.Г. Онушкин. - Л.: АПН СССР 1990. - 172 с.
27. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. М., 1994. 176 с.
28. Сборник задач и упражнений к школьному курсу биологии для обучающихся школ, студентов и преподавателей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 68 с.
29. Смирнова Н.З. Изучаем экологию экспериментально: экологический практикум. - Красноярск РИО КГПУ, 1999. - 52 с.
30. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: Учебное пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 280 с.
31. Тихонова А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников. Хабаровск, 1984. 140с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт. https://fgos.ru/
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017. - 17 с.
34. Animal life. Volume 1. Mammals Author: Bram Alfred Edmund; Artist: unknown Output data: Moscow: Detizdat, 1941. - 408 с.
35. Willy, K. Biology (biological processes and laws) / K. Willy, V. Detye. - Moscow: Mir, 2015 g.
36. Ecology : the tutorial and workshop for applied baccalaureate / the A.V. Today [and others] ; under the General editorship of V. Tota, A. V. Korsakov. -
5th ed., reprint. and add. - M.: yurayt Publishing house, 2019. - 353 p.