В последнее время происходящие во всем мире изменения и события очень значительно усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другую страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-школьника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для педагогики становится все более актуальной.
В этой связи актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей мигрантов. Задачей школы становится не только обучение таких детей в рамках образовательного стандарта, но и помощь в социокультурной адаптации детей-мигрантов в новой среде, среде иной культуры, языка, традиций и т.д.
В ходе всеобщего процесса глобализации в социуме перед мировым сообществом встает вопрос об эффективной политике в сфере интеграции и адаптации мигрантов. Миграционная политика в настоящее время выступает как неотъемлемая часть общей социально-демографической политики государства. Миграция так или иначе оказывает влияние на все сферы общественной жизни, воздействует на сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод каждого отдельного человека и социума в целом. Самыми незащищёнными в данной ситуации являются дети, составляющие огромную долю в миграционном потоке. Для России, как и для других развитых стран, в настоящий момент особенно важным становится решение вопросов разработки образовательных программ, в которых учитывается ситуация и особенности детей-мигрантов, с учетом их социокультурных особенностей. В связи с тем, что начальная школа является первой ступенью непрерывного образовательного процесса (школа- техникум-университет), особое внимание в этих программах должно быть уделено подготовке мигрантов к обучению и к социокультурной адаптации их к новым условиям жизненной и социальной среды. Аргументировать этот факт можно опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором проблема социализации и адаптации всех детей имеет выраженный приоритет, а их воспитание предполагается осуществлять с учетом социокультурной ситуации.
Существует ряд требований к социальному развитию детей младшего школьного возраста, которые следует учитывать при работе с детьми- мигрантами: в ходе работы идет воспитание позитивного отношения детей к окружающим вне зависимости от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; создание коммуникативной компетентности детей; развитие у детей социальных навыков взаимодействия; развитие позитивного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, социальной компетентности детей; создание условий для развития личности детей, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Адаптация детей-мигрантов младшего школьного возраста к поликультурной среде образовательного учреждения представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Для того, чтобы обучение в школе у детей- мигрантов проходило успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей мигрантов, а также изучить состояние работы, проводимой образовательным учреждением по социокультурной адаптации детей- мигрантов младшего школьного возраста.
Анализируя литературу по данной проблематике, можно отметить, что вопросы, связанные с педагогической поддержкой детей-мигрантов и родителей в иной социально-педагогической среде представлены в работах Д.А. Александрова, З.З. Галиуллина, О.В. Гукаленко, В.В. Гриценко,С.А. Дудко, В.Ф. Захарова, O.A. Кравцовой, Е.Л. Омельченко, Г.У. Солдатовойи др. исследователей, выделивших основные проблемы социализации и социальной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях России. Такие ученые, как Е.Н. Дьякина, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Горячев, А.В. Можейко и др. - анализировали специфику реализации отдельных условий адаптации и обучения детей данной группы.
Н.И. Ковалева описала психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации. Е.В. Бондаревская, Л.А. Шайгеровой - занимались вопросами подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами.
Однако, остаются недостаточно исследованными вопросы социокультурной адаптации детей-мигрантов в начальной школе.
Мы выделили следующие противоречия:
- между личностными и образовательными возможностями младших школьников-мигрантов и требованиями новой для них ситуации развития.
Проблема исследования: каковы особенности социокультурной адаптации младших школьников-мигрантов к условиям школы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия социокультурной адаптации младших школьников-мигрантов.
Задачи исследования:
1) На основе теоретического анализа рассмотреть проблему адаптации младших школьников-мигрантов в научной литературе.
2) Изучить психологические и социокультурные особенности младших школьников-мигрантов.
3) Выявить особенности социокультурной адаптации младших школьников-мигрантов к школе.
4) Разработать методические рекомендации по сопровождению социокультурной адаптации младших школьников-мигрантов в школе.
Гипотеза исследования: социокультурная адаптация младших
школьников-мигрантов будет успешна, если реализовать следующие условия:
1. организация национальных праздников,
2. индивидуальное консультирование по различным проблемам,
3. обеспечение совместного участия в досуговых и спортивных мероприятиях..
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация; опытно-поисковая работа; количественный и качественный анализ полученных данных.
В первой главе нами были выявлены теоретические предпосылки изучения проблемы социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов, а также описаны педагогические условия для развития социокультурной адаптации.
В современной научной литературе есть множество определений понятия «социокультурная адаптация». Исследование особенностей социокультурной адаптации детей-мигрантов раскрыто в трудах многих как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Т.Н. Юдина, В.И. Мукомель, Ж.Т. Тощенко, в своих научных трудах понятие« миграция» рассматривали в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает« переселение».
Миграция населения в широком смысле - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами.
М.Е. Дуранов, Р. А. Литвак Современные указывают, что социокультурную адаптацию в педагогике следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования.
Выделяют компоненты социокультурной адаптации, куда входит: эмоциональный, социальный и личностный компонент.
Для успешной социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов, необходимо создать педагогические условия, такие как: приобщение к русской и национальным культурам, психологическое консультирование по различным проблемам, обеспечение активного участия в досуговых и спортивных мероприятиях.
Каждое из этих условий работает на компоненты успешной социокультурной адаптации: эмоциональный, социальный и личностный.
В исследовании участвовало 55 учеников вторых классов. В качестве экспериментальной группы выступил 2А класс, в котором обучается 27 детей . Из них 6 детей из Кыргызстана и 3 из Таджикистана. В качестве контрольной группы выступил 2Б класс, в котором обучаются 28 детей, в том числе также 9 детей из Средней Азии.
На этапе экспериментальной работы нами было изучено актуальное состояние социокультурной адаптированности младших
школьников-мигрантов. Для этого нами были разработаны критерии социокультурной адаптированности младших школьников-мигрантов: социальный, личностный и эмоциональный компоненты. Охарактеризованы показатели и уровни адаптированности: низкий, средний, высокий.
На следующем этапе нами были проанализированы и отобраны методы психолого-педагогической диагностики, отвечающие требованиям
объективности, валидности и надежности. Для проведения
исследовательской работы нами была определена экспериментальная база: в центр дополнительного образования на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениям Средняя школа №16 им. Героя Советского Союза Цукановой М.Н.»
Диагностическая работа, направленная на решение задач исследования, проводилась в несколько этапов. Сначала нами были обследованы школьники-мигранты второго «А» и «Б» классов. Обучающиеся 2 «А» класса были экспериментальной группой, а школьники 2 «Б» класса были
контрольной группой. В результате диагностики мы установили, что общий уровень социокультурной адаптированности у двух групп - низкий.
На следующем этапе исследования нами была разработана педагогическая работ для развития уровней социокльтурной адаптации младших школьников-мигрантов.
Для развития уровня социокультурной адаптации, необходимо создать педагогические условия, а именно: приобщение к русской и национальным культурам, психологическое консультирование по различным проблемам, обеспечение активного участия в досуговых и спортивных мероприятиях.
По окончании формирующей части эксперимента была проведена повторная диагностика, в ходе которой обнаружилось положительное изменение в уровне развития социокультурной адаптации экспериментальной группы.
В социальном компоненте на контрольном этапе низкий уровень составлял 55,5%, средний - 44,5%, высокого уровня не было выявлено. После
проведения формирующей части низкий уровень составил 33%, средний 44% и появился высокий уровень - 22% детей.
В эмоциональном компоненте низкий уровень составлял 44,5%, средний уровень 55,5%, высокого уровня также не было выявлено. После проведения формирующей части низкий уровень составил 33%, средний 44% и появился высокий уровень - 22% детей.
Наиболее сильно изменился личностный компонент. Низкий уровень на контрольном этапе составлял 66,5%, средний уровень 33,5%, высокого уровня также не было выявлено. После проведения формирующей части низкий уровень составил 22,5%, средний 33,5% и появился высокий уровень - 44% детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментальная работа была результативна и способствовала успешной социокультурной адаптации младших школьников - мигрантов.
Детский коллектив стал более сплочен, конфликтные ситуации стали возникать реже, дети узнали много нового о культуре и особенностях других народов и национальностей. У многих детей появился и усилился интерес к учебной деятельности, а также досуговой и спортивной. У всех детей экспериментальной группы появилось стремление учить русский язык и узнавать русскую культуру.
Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: адаптация младших школьников-мигрантов будет успешной, если будут реализованы следующие условия:
1. организация национальных праздников;
2. индивидуальное консультирование по различным проблемам;
3. обеспечение совместного участия в досуговых и спортивных мероприятиях.
1. Агаджанян, Н. А. Уровень здоровья и адаптации у населения Крайнего Севера [Текст]: учеб.- метод, пособие/ Н.А. Агаджанян., Л. В. Саламатина, Е. Н. Леханова. - М. : Вертикаль АНК, 2002. - 159 с.
2. Агаджанян, Н. А. Дети и родители мигранты во взаимодействии с Российской школой[Текст] / Н.А. Агаджанян // Теоретические и прикладные исследования. - 2011. - С. 35-43.
3. Александров, Д.А. Дети из семей мигрантов в школах
Санкт-Петербурга: предварительные данные [Текст]: монография / Д.А. Александров, В.В. Баранова, В.А. Иванюшина. - СПб.: изд.
Политехнического ун-та, 2011. - 340 с.
4. Амелин, В. В. Этническое многообразие и власть в российском регионе[ Текст]: монография / В. В. Амелин. - М. : УОП ИЭА РАН, 2004. - 320 с.
5. Андреева, А. Д. Влияние раннего этнокультурного опыта на адаптационные возможности дошкольников [Текст] / А. Д. Андреева// Психолог в детском саду. - 2012. - № 2. - С. 53 - 63.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб.- метод, пособие/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект. - Пресс, 2008. - 340 с.
7. Арутюнян, Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология [Текст]: учеб. для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1998. -235с.
8. Бадыштова, К.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) [Текст]/ К.М. Батыштова // Социол. исслед. - 2003. - № 6. - 123-125.
9. Бекташев Н.М. К проблеме адаптации младших школьников- мигрантов в начальной школе [Текст] / Н.М. Бекташев, С.В. Шик // Образование и социализация личности в современном обществе. Междунар. практич. конф. (14-16 апреля 2020 г.) КГПУ. Красноярск. - 2020. С. 35-41.
10. Бекташев Н.М. Особенности социокультурной адаптации младших школьников-мигрантов [Текст] / Н.М. Бекташев, С.В. Шик // Образование и социализация личности в современном обществе. Междунар. практич. конф. (14-16 апреля 2020 г.) КГПУ. Красноярск. - 2020. С. 20-25.
11. Бекташев Н.М. Педагогические условия развития социокультурной адаптации у младших школьников-мигрантов [Текст] / Н.М. Бекташев, С.В. Шик // «Молодежь и наука XXI века»: актуальный проблемы социальной науки и практики. Междунар. науч.-практич. форум (18-25 мая 2020 г.) КГПУ. Красноярск. - 2020. с 27-31.
12. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]: учеб. для вузов / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1982. - 365 с.
13. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно
ориентированного воспитания [Текст]/ Е.В. Бонадаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: монография / Л.И. Божович. - М.: НПО МОДЭК, 2000. - 564 с.
15. Бурковская. Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов [Текст]: учеб-метод, пособие для вузов / Т.В. Бурковская. - Брянск, 2003. - 27 с....57