ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
|
Введение 3
Глава I. Русский язык и образовательные компетенции:
проблема взаимосвязи 7
1.1. Культуроведческая, коммуникативная и языковая компетенции 7
1.2. Эстетический вкус как компонент воспитания 10
1.3. Эстетический компонент в языковой подготовке 12
Глава II. Формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова) 16
2.1. Содержание языковой эстетики и типы языковых заданий 16
2.2. Тексты и целеполагания, формирующие эстетическую культуру 21
Глава III. Упражнения, направленные на формирование
эстетической культуры в процессе обучения русскому языку 29
3.1. Пояснения к упражнениям 29
3.2. Упражнения 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложения 43
Глава I. Русский язык и образовательные компетенции:
проблема взаимосвязи 7
1.1. Культуроведческая, коммуникативная и языковая компетенции 7
1.2. Эстетический вкус как компонент воспитания 10
1.3. Эстетический компонент в языковой подготовке 12
Глава II. Формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова) 16
2.1. Содержание языковой эстетики и типы языковых заданий 16
2.2. Тексты и целеполагания, формирующие эстетическую культуру 21
Глава III. Упражнения, направленные на формирование
эстетической культуры в процессе обучения русскому языку 29
3.1. Пояснения к упражнениям 29
3.2. Упражнения 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложения 43
Развитие любого мировоззрения нельзя назвать законченным, если не сформированы эстетические взгляды и вкусы. Человека, у которого отсутствует эстетическая культура, можно назвать неспособным в объективной оценке окружающей действительности. Такой человек не в силах почувствовать, осознать и насладиться красотой реального мира. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [Сухомлинский, 1982, с. 52].
В современной школе проблема эстетической культуры и воспитания весьма актуальна. Определена общая система этого воспитания, которая учит видеть прекрасное в окружающей действительности и вокруг себя: «Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [Неменский, 2006, с. 3].
Школа играет ключевую роль в обозначенном процессе. Многие учёные, педагоги, деятели культуры (Б. М. Неменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский) считают, что приучение к эстетической культуре наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, с последующим развитием ее в средних и старших классах.
Русский язык связан со всеми сферами жизни, и обеспечивает активное участие человека в любом виде его деятельности. Именно в языке отражаются через словесную форму социум, сам человек, природа и искусство, а значит, и их эстетическое восприятие.
Лингводидактика считает принципиальным воспитание языковой гармонии, умения «чувствовать» язык и правильно оценивать речевую рамку его употребления. Информативная и коммуникативная функции языка главные, но не единственные: в последнее время актуализируется, в частности, эстетическая функция языка. Соответствующую задачу логично решать на уроках русского языка и литературы, используя эти дисциплины как методическую и содержательную базу для развития эстетических потребностей обучающегося.
Заметим, что вопросы, связанные с эстетическим аспектом учебных текстов по предмету «Русский язык», остаются недостаточно изученными современной лингвистикой.
В связи со сказанным актуальность работы определена чрезвычайной важностью эстетического воспитания, которое, в свою очередь, связано с языковым воспитанием и шире - языковой культурой личности.
Цель данного исследования - выявление языковых средств формирования эстетической культуры школьника на уроках русского языка. Данная цель определила следующие важнейшие задачи данной работы:
• прояснить значение понятий культуроведческой, коммуникативной и языковой компетенций применительно к проблематике данного исследования;
• определить место эстетического компонента в языковой подготовке и эстетического вкуса как компонента воспитания;
• выявить типы текстов, содержащих эстетический компонент, на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова;
• на базе указанного учебника классифицировать языковые задания, направленные на формирование эстетической культуры;
• исчислить языковые и коммуникативные целеполагания, лежащие в основе соответствующих заданий (упражнений), и представить работающие на это языковые формы.
• на основе фрагментов из текстов современных российских писателей разработать упражнения, реализующие определенные целеполагания и типы языковых заданий, ориентированные на формирование эстетической культуры обучающегося.
Объект исследования - эстетический компонент текстов, используемый на уроках русского языка в средней школе. Предметом исследования становятся типы заданий по русскому языку, включающие данные компоненты.
В процессе анализа применялись описательно-аналитический метод и метод текстового анализа. В качестве материала исследования, использовался учебник С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», из которого методом сплошной выборки были извлечены упражнения, включающие эстетический содержательный компонент.
Рассматривая проблему эстетического воспитания культуры школьников, автор выпускной квалификационной работы основывался на трудах Б. М. Неменского, А. Д. Дейкиной, Г. М. Кулаевой, И. Ю. Гац, М. Т. Баранова, М. Д. Таборидзе, Л. А. Ходяковой.
Научная новизна и выводимая из нее теоретическая значимость впускной квалификационной работы состоят в том, что эстетическая компонента культуры рассматривается в границах учебного русскоязычного текста, на базе которого выявлена система языковых средств (содержательного и формального уровней), способствующих воспитанию эстетической культуры.
С вышеизложенным связана, в свою очередь, практическая значимость работы: выявленные языковые средства и предложенные автором упражнения могут быть использованы как для построения отдельных уроков, так и для совершенствования общего курса русского языка.
В 2019 г. автор занял 3 место на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ в рамках международного научно-практического форума «Молодежь и наука XXI века».
Структура работы включает введение (исследовательская, методологическая и методическая база работы); теоретическую главу 1 («Русский язык и образовательные компетенции»); исследовательскую главу 2 («Формирование эстетической культуры в процессе изучения русского языка (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова)», методическую главу 3 («Упражнения, направленные на формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку»), заключение (выводы); список использованных источников; приложения.
В современной школе проблема эстетической культуры и воспитания весьма актуальна. Определена общая система этого воспитания, которая учит видеть прекрасное в окружающей действительности и вокруг себя: «Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [Неменский, 2006, с. 3].
Школа играет ключевую роль в обозначенном процессе. Многие учёные, педагоги, деятели культуры (Б. М. Неменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский) считают, что приучение к эстетической культуре наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, с последующим развитием ее в средних и старших классах.
Русский язык связан со всеми сферами жизни, и обеспечивает активное участие человека в любом виде его деятельности. Именно в языке отражаются через словесную форму социум, сам человек, природа и искусство, а значит, и их эстетическое восприятие.
Лингводидактика считает принципиальным воспитание языковой гармонии, умения «чувствовать» язык и правильно оценивать речевую рамку его употребления. Информативная и коммуникативная функции языка главные, но не единственные: в последнее время актуализируется, в частности, эстетическая функция языка. Соответствующую задачу логично решать на уроках русского языка и литературы, используя эти дисциплины как методическую и содержательную базу для развития эстетических потребностей обучающегося.
Заметим, что вопросы, связанные с эстетическим аспектом учебных текстов по предмету «Русский язык», остаются недостаточно изученными современной лингвистикой.
В связи со сказанным актуальность работы определена чрезвычайной важностью эстетического воспитания, которое, в свою очередь, связано с языковым воспитанием и шире - языковой культурой личности.
Цель данного исследования - выявление языковых средств формирования эстетической культуры школьника на уроках русского языка. Данная цель определила следующие важнейшие задачи данной работы:
• прояснить значение понятий культуроведческой, коммуникативной и языковой компетенций применительно к проблематике данного исследования;
• определить место эстетического компонента в языковой подготовке и эстетического вкуса как компонента воспитания;
• выявить типы текстов, содержащих эстетический компонент, на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова;
• на базе указанного учебника классифицировать языковые задания, направленные на формирование эстетической культуры;
• исчислить языковые и коммуникативные целеполагания, лежащие в основе соответствующих заданий (упражнений), и представить работающие на это языковые формы.
• на основе фрагментов из текстов современных российских писателей разработать упражнения, реализующие определенные целеполагания и типы языковых заданий, ориентированные на формирование эстетической культуры обучающегося.
Объект исследования - эстетический компонент текстов, используемый на уроках русского языка в средней школе. Предметом исследования становятся типы заданий по русскому языку, включающие данные компоненты.
В процессе анализа применялись описательно-аналитический метод и метод текстового анализа. В качестве материала исследования, использовался учебник С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», из которого методом сплошной выборки были извлечены упражнения, включающие эстетический содержательный компонент.
Рассматривая проблему эстетического воспитания культуры школьников, автор выпускной квалификационной работы основывался на трудах Б. М. Неменского, А. Д. Дейкиной, Г. М. Кулаевой, И. Ю. Гац, М. Т. Баранова, М. Д. Таборидзе, Л. А. Ходяковой.
Научная новизна и выводимая из нее теоретическая значимость впускной квалификационной работы состоят в том, что эстетическая компонента культуры рассматривается в границах учебного русскоязычного текста, на базе которого выявлена система языковых средств (содержательного и формального уровней), способствующих воспитанию эстетической культуры.
С вышеизложенным связана, в свою очередь, практическая значимость работы: выявленные языковые средства и предложенные автором упражнения могут быть использованы как для построения отдельных уроков, так и для совершенствования общего курса русского языка.
В 2019 г. автор занял 3 место на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ в рамках международного научно-практического форума «Молодежь и наука XXI века».
Структура работы включает введение (исследовательская, методологическая и методическая база работы); теоретическую главу 1 («Русский язык и образовательные компетенции»); исследовательскую главу 2 («Формирование эстетической культуры в процессе изучения русского языка (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова)», методическую главу 3 («Упражнения, направленные на формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку»), заключение (выводы); список использованных источников; приложения.
Развитие способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного необходимо уже в раннем возрасте. Сегодня это особенно актуально, поскольку с учетом безграничного информационного интернет-пространства, в котором ежедневно находятся школьники, существует потребность в выработке у них системных представлений, взглядов и убеждений, касающихся эстетической культуры и эстетической оценки.
Формирование у школьников представления об эстетическом идеале, безусловно, связано с обучением русскому языку в силу того, что представление об эстетическом в окружающем мире находит отражение в словесных формах, способных вызвать эстетическую реакцию.
Характер и специфика заданий по русскому языку определяются требованиями к выпускнику средней школы, в том числе требованием свободного владения русским языком в разных сферах коммуникации. В то же время социальная среда требует от учащихся совершенствования в русском языке, владения не только правильной русской речью, но и такой, которая может быть оценена как выразительная, богатая, красивая, образная, точная, уместная и т.д. Речь идет о языковом эстетическом идеале, воплощенном в языковом сознании личности и социума.
В результате работы с учебником по русскому языку (8 класс) С. И. Львовой и В. В. Львова и его лингвистического (в том числе текстового) анализа автор выпускной квалификационной работы пришел к следующим результатам.
1. Выделены 5 типов текстов, способствующих формированию эстетической культуры школьника:
• тексты по репродукциям картин русских художников;
• тексты, посвященные декоративно-прикладному искусству;
• тексты, освященные памятникам архитектуры и скульптуры;
• адаптированные искусствоведческие тексты;
• собственно художественные тексты, чаще всего фрагменты из произведений отечественных писателей-классиков.
2. Выделенные типы текстов, в свою очередь, являются основой для целой системы языковых заданий, связанных с развитием языковой и эстетической культуры школьника. Эти задания составляют собственную классификацию; определены 6 групп заданий, призванных:
• ориентировать в предмете эстетики;
• развивать эстетическое отношение к языку и речи;
• формировать представления о богатстве языка, разнообразии его средств и форм;
• формировать представление об эстетическом идеале, норме и антинорме;
• развивать способность выразительности речи;
• развивать умение уместно употреблять языковые средства.
3. В ходе реализации перечисленных выше заданий обнаружены и сформулированы 7 вариантов языковых и коммуникативных целеполаганий, направленных на формирование эстетической культуры:
• целеполагание на восприятие;
• целеполагание на активацию памяти;
• целеполагание на информационный поиск;
• целеполагание на осмысление;
• целеполагание на воображение;
• текстовое целеполагание;
• риторическое целеполагание.
4. Все перечисленные варианты языковых целеполаганий оформляются императивными конструкциями, передающими суть задания.
5. Разработанные упражнения демонстрируют методическое воплощение представленных целеполаганий и типов языковых упражнений.
Таким образом, языковые средства, направленные на эстетическую культуру школьника, образуют в данном случае единую и логичную систему содержательных и формальных элементов.
Формирование у школьников представления об эстетическом идеале, безусловно, связано с обучением русскому языку в силу того, что представление об эстетическом в окружающем мире находит отражение в словесных формах, способных вызвать эстетическую реакцию.
Характер и специфика заданий по русскому языку определяются требованиями к выпускнику средней школы, в том числе требованием свободного владения русским языком в разных сферах коммуникации. В то же время социальная среда требует от учащихся совершенствования в русском языке, владения не только правильной русской речью, но и такой, которая может быть оценена как выразительная, богатая, красивая, образная, точная, уместная и т.д. Речь идет о языковом эстетическом идеале, воплощенном в языковом сознании личности и социума.
В результате работы с учебником по русскому языку (8 класс) С. И. Львовой и В. В. Львова и его лингвистического (в том числе текстового) анализа автор выпускной квалификационной работы пришел к следующим результатам.
1. Выделены 5 типов текстов, способствующих формированию эстетической культуры школьника:
• тексты по репродукциям картин русских художников;
• тексты, посвященные декоративно-прикладному искусству;
• тексты, освященные памятникам архитектуры и скульптуры;
• адаптированные искусствоведческие тексты;
• собственно художественные тексты, чаще всего фрагменты из произведений отечественных писателей-классиков.
2. Выделенные типы текстов, в свою очередь, являются основой для целой системы языковых заданий, связанных с развитием языковой и эстетической культуры школьника. Эти задания составляют собственную классификацию; определены 6 групп заданий, призванных:
• ориентировать в предмете эстетики;
• развивать эстетическое отношение к языку и речи;
• формировать представления о богатстве языка, разнообразии его средств и форм;
• формировать представление об эстетическом идеале, норме и антинорме;
• развивать способность выразительности речи;
• развивать умение уместно употреблять языковые средства.
3. В ходе реализации перечисленных выше заданий обнаружены и сформулированы 7 вариантов языковых и коммуникативных целеполаганий, направленных на формирование эстетической культуры:
• целеполагание на восприятие;
• целеполагание на активацию памяти;
• целеполагание на информационный поиск;
• целеполагание на осмысление;
• целеполагание на воображение;
• текстовое целеполагание;
• риторическое целеполагание.
4. Все перечисленные варианты языковых целеполаганий оформляются императивными конструкциями, передающими суть задания.
5. Разработанные упражнения демонстрируют методическое воплощение представленных целеполаганий и типов языковых упражнений.
Таким образом, языковые средства, направленные на эстетическую культуру школьника, образуют в данном случае единую и логичную систему содержательных и формальных элементов.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В СОДЕРЖАНИИ И СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ РЕГЕНТСКИХ КУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В ШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических ценностей у студентов техникума как условие их готовности к профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019



