Введение 3
Глава I. Русский язык и образовательные компетенции:
проблема взаимосвязи 7
1.1. Культуроведческая, коммуникативная и языковая компетенции 7
1.2. Эстетический вкус как компонент воспитания 10
1.3. Эстетический компонент в языковой подготовке 12
Глава II. Формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова) 16
2.1. Содержание языковой эстетики и типы языковых заданий 16
2.2. Тексты и целеполагания, формирующие эстетическую культуру 21
Глава III. Упражнения, направленные на формирование
эстетической культуры в процессе обучения русскому языку 29
3.1. Пояснения к упражнениям 29
3.2. Упражнения 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложения 43
Развитие любого мировоззрения нельзя назвать законченным, если не сформированы эстетические взгляды и вкусы. Человека, у которого отсутствует эстетическая культура, можно назвать неспособным в объективной оценке окружающей действительности. Такой человек не в силах почувствовать, осознать и насладиться красотой реального мира. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [Сухомлинский, 1982, с. 52].
В современной школе проблема эстетической культуры и воспитания весьма актуальна. Определена общая система этого воспитания, которая учит видеть прекрасное в окружающей действительности и вокруг себя: «Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [Неменский, 2006, с. 3].
Школа играет ключевую роль в обозначенном процессе. Многие учёные, педагоги, деятели культуры (Б. М. Неменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский) считают, что приучение к эстетической культуре наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, с последующим развитием ее в средних и старших классах.
Русский язык связан со всеми сферами жизни, и обеспечивает активное участие человека в любом виде его деятельности. Именно в языке отражаются через словесную форму социум, сам человек, природа и искусство, а значит, и их эстетическое восприятие.
Лингводидактика считает принципиальным воспитание языковой гармонии, умения «чувствовать» язык и правильно оценивать речевую рамку его употребления. Информативная и коммуникативная функции языка главные, но не единственные: в последнее время актуализируется, в частности, эстетическая функция языка. Соответствующую задачу логично решать на уроках русского языка и литературы, используя эти дисциплины как методическую и содержательную базу для развития эстетических потребностей обучающегося.
Заметим, что вопросы, связанные с эстетическим аспектом учебных текстов по предмету «Русский язык», остаются недостаточно изученными современной лингвистикой.
В связи со сказанным актуальность работы определена чрезвычайной важностью эстетического воспитания, которое, в свою очередь, связано с языковым воспитанием и шире - языковой культурой личности.
Цель данного исследования - выявление языковых средств формирования эстетической культуры школьника на уроках русского языка. Данная цель определила следующие важнейшие задачи данной работы:
• прояснить значение понятий культуроведческой, коммуникативной и языковой компетенций применительно к проблематике данного исследования;
• определить место эстетического компонента в языковой подготовке и эстетического вкуса как компонента воспитания;
• выявить типы текстов, содержащих эстетический компонент, на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова;
• на базе указанного учебника классифицировать языковые задания, направленные на формирование эстетической культуры;
• исчислить языковые и коммуникативные целеполагания, лежащие в основе соответствующих заданий (упражнений), и представить работающие на это языковые формы.
• на основе фрагментов из текстов современных российских писателей разработать упражнения, реализующие определенные целеполагания и типы языковых заданий, ориентированные на формирование эстетической культуры обучающегося.
Объект исследования - эстетический компонент текстов, используемый на уроках русского языка в средней школе. Предметом исследования становятся типы заданий по русскому языку, включающие данные компоненты.
В процессе анализа применялись описательно-аналитический метод и метод текстового анализа. В качестве материала исследования, использовался учебник С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 8 класс», из которого методом сплошной выборки были извлечены упражнения, включающие эстетический содержательный компонент.
Рассматривая проблему эстетического воспитания культуры школьников, автор выпускной квалификационной работы основывался на трудах Б. М. Неменского, А. Д. Дейкиной, Г. М. Кулаевой, И. Ю. Гац, М. Т. Баранова, М. Д. Таборидзе, Л. А. Ходяковой.
Научная новизна и выводимая из нее теоретическая значимость впускной квалификационной работы состоят в том, что эстетическая компонента культуры рассматривается в границах учебного русскоязычного текста, на базе которого выявлена система языковых средств (содержательного и формального уровней), способствующих воспитанию эстетической культуры.
С вышеизложенным связана, в свою очередь, практическая значимость работы: выявленные языковые средства и предложенные автором упражнения могут быть использованы как для построения отдельных уроков, так и для совершенствования общего курса русского языка.
В 2019 г. автор занял 3 место на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ в рамках международного научно-практического форума «Молодежь и наука XXI века».
Структура работы включает введение (исследовательская, методологическая и методическая база работы); теоретическую главу 1 («Русский язык и образовательные компетенции»); исследовательскую главу 2 («Формирование эстетической культуры в процессе изучения русского языка (на материале учебника «Русский язык. 8 класс» С. И. Львовой и В. В. Львова)», методическую главу 3 («Упражнения, направленные на формирование эстетической культуры в процессе обучения русскому языку»), заключение (выводы); список использованных источников; приложения.
Развитие способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного необходимо уже в раннем возрасте. Сегодня это особенно актуально, поскольку с учетом безграничного информационного интернет-пространства, в котором ежедневно находятся школьники, существует потребность в выработке у них системных представлений, взглядов и убеждений, касающихся эстетической культуры и эстетической оценки.
Формирование у школьников представления об эстетическом идеале, безусловно, связано с обучением русскому языку в силу того, что представление об эстетическом в окружающем мире находит отражение в словесных формах, способных вызвать эстетическую реакцию.
Характер и специфика заданий по русскому языку определяются требованиями к выпускнику средней школы, в том числе требованием свободного владения русским языком в разных сферах коммуникации. В то же время социальная среда требует от учащихся совершенствования в русском языке, владения не только правильной русской речью, но и такой, которая может быть оценена как выразительная, богатая, красивая, образная, точная, уместная и т.д. Речь идет о языковом эстетическом идеале, воплощенном в языковом сознании личности и социума.
В результате работы с учебником по русскому языку (8 класс) С. И. Львовой и В. В. Львова и его лингвистического (в том числе текстового) анализа автор выпускной квалификационной работы пришел к следующим результатам.
1. Выделены 5 типов текстов, способствующих формированию эстетической культуры школьника:
• тексты по репродукциям картин русских художников;
• тексты, посвященные декоративно-прикладному искусству;
• тексты, освященные памятникам архитектуры и скульптуры;
• адаптированные искусствоведческие тексты;
• собственно художественные тексты, чаще всего фрагменты из произведений отечественных писателей-классиков.
2. Выделенные типы текстов, в свою очередь, являются основой для целой системы языковых заданий, связанных с развитием языковой и эстетической культуры школьника. Эти задания составляют собственную классификацию; определены 6 групп заданий, призванных:
• ориентировать в предмете эстетики;
• развивать эстетическое отношение к языку и речи;
• формировать представления о богатстве языка, разнообразии его средств и форм;
• формировать представление об эстетическом идеале, норме и антинорме;
• развивать способность выразительности речи;
• развивать умение уместно употреблять языковые средства.
3. В ходе реализации перечисленных выше заданий обнаружены и сформулированы 7 вариантов языковых и коммуникативных целеполаганий, направленных на формирование эстетической культуры:
• целеполагание на восприятие;
• целеполагание на активацию памяти;
• целеполагание на информационный поиск;
• целеполагание на осмысление;
• целеполагание на воображение;
• текстовое целеполагание;
• риторическое целеполагание.
4. Все перечисленные варианты языковых целеполаганий оформляются императивными конструкциями, передающими суть задания.
5. Разработанные упражнения демонстрируют методическое воплощение представленных целеполаганий и типов языковых упражнений.
Таким образом, языковые средства, направленные на эстетическую культуру школьника, образуют в данном случае единую и логичную систему содержательных и формальных элементов.
1. Баранов, М. Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1976. - № 3.
2. Будагов, Р. А. Эстетика языка [Текст] / Р. А. Будагов // Русская речь. - 1975. - № 4, 5.
3. Воробьева, С. Ю. Пространственные координаты художественного мира в романе Т. Толстой «Кысь» [Текст] / С. Ю. Воробьева // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2007. - №6. - С. 47-54
4. Воробьева, С. Ю. Филологическая рефлексия как средство эстетической самоидентификации автора в прозе Т. Толстой [Текст] / С. Ю. Воробьева // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - №11. - С. 53-57
5. Гац, И. Ю. Эстетическое развитие детей средствами художественного текста [Текст] / И. Ю. Гац // Феномен детства в русской культуре: сб. науч. трудов ф-та русской филологии МГОУ и каф. русистики и лингводидактики пед. ф-та Карлова университета в Праге. - Прага, 2007. - С. 35-42.
6. Гац, И. Ю. Лингвометодические средства обучения школьников в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. - М.: МГОУ, 2009. - 182 с.
7. Дейкина, А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык [Текст] /А. Д. Дейкина. - М.: Оренбург, 2009. - С. 47-55, 140-160.
8. Дремов, А. К. Эстетический идеал современной литературы [Текст] / А. К. Дремов. - М.: Знание. - 62 с.
9. Дюсупова, И. Н. Нравственные ценности в образной ткани современной художественной культуры [Текст] / И. Н. Дюсупова // МНКО. - 2012. - №3. - С. 266-268.
10. Ерохин, А. В. Письма об эстетическом воспитании человека Ф. Шиллера [Текст] / А. В. Ерохин. - М., 1998. - 78 с.
11. Иванова, Е. А. Лингвокультурологический потенциал романа Е. Водолазкина «Лавр» [Текст] / Е. А. Иванова // МИРС. - 2014. - №3. - С. 66-71
12. Калдыбекова, Ж. А. Художественное время в романе Е. Водолазкина «Лавр» [Текст] / Ж. А. Калдыбекова // Наука и современность. - 2015. - №37-1. - С. 103-107
13. Кондрашов, Н. А. Русское слово. Об изучении родного языка и особенно в детском возрасте [Текст] / Срезневский И. И. // - М.: Просвещение, 1986. - 264 с.
14. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: 2005 - 448 с.
15. Кулаева, Г. М. Языковой эстетический идеал в контексте формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку [Текст] / Г. М. Кулаева. - М.: Оренбург, 2007. - 183 с.
16. Латыпова, Е. Э. Образ врача и человека в романе «Казус Кукоцкого» [Текст] / Е. Э. Латыпова // МНКО. - 2017. - №5 (66). - С. 309-311
17. Лобин, А. М. Исторический дискурс в неисторической прозе рубежа XX-XXI веков [Текст] / А. М. Лобин // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - №27. - С. 316-318
18. Львова, И. С. Русский язык. 8 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / И. С. Львова, В. В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 285 с.
19. Мескин, В. А. Об интертекстуальности и межтекстуальных связях в творчестве А. Варламова [Текст] / В. А. Мескин, В. В. Ратникова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2013. - №4. - С. 5-14
20. Набиуллина, А. Н. Пространственно-временные образы и мотивы в романах Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» [Текст] / А. Н. Набиуллина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2019. - №3 (34). - С. 32-36
21. Наугольных, Е. А. Идентификация способов окказионального словообразования как основа создания переводческого решения [Текст] / Е. А. Наугольных // Индустрия перевода. - 2018. - Т1. - С. 324-327
22. Неменский, Б. М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006. - 44 с.
23. Новикова, Т. Ф. Интегрированный курс соизучения родного языка и литературы [Текст] / Т. Ф. Новикова // Русская словесность. - 2007. - № 7.
24. Новикова, Т. Ф. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры [Текст] / Т. Ф. Новикова. - М., 2005. - 515 с.
25. Савкина, И. «Секрет её успеха»: размышления о романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» [Текст] / И. Савкина, А. Розенхольм // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2016. - №3-4. - С. 22-25
26. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Изд-во политической литературы, 1982. - 270 с.
27. Сычугова, Л. П. Обучение речи: культурологический подход [Текст] / Л. П. Сычугова. - М.: Киров, 2008. - 321 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
29. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст] / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 521 с.
30. Чернышова, Т. Л. Организация художественного времени в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» [Текст] / Т. Л. Чернышова // Поволжский педагогический вестник. - 2017. - №4 (17). - С. 163-167
31. Чернышова, Т. Л. Понятие альтернативы в современной русской прозе (на примере романов Евгения Водолазкина «Авиатор», «Лавр», Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза») [Текст] / Т. Л. Чернышова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - №4. - С. 139-143.