Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирующего оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся 8
1.1 Современные требования к образовательным результатам обучающихся 8
1.2. Современные подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся 16
1.3. Деятельность учителя в условиях формирующего оценивания 21
Выводы к главе 1 33
Глава II. Использование формирующего оценивания на уроках математики в 5 - 6 классах для достижения метапредметных образовательных результатов обучающихся 34
2.1. Методические рекомендации по использованию формирующего
оценивания на уроках математики 34
2.2. Фрагменты уроков математики для обучающихся 5-6 классов с
использованием формирующего оценивания 40
2.3. Оценка эффективности уроков 44
Выводы к главе 2 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1 59
Приложение 2. Формирующее оценивание в 5 классах 62
Приложение 3. Формирующее оценивание в 6 классах 65
Приложение 4 68
Актуальность исследования. Сегодня в России в условиях модернизации содержания образования широко обсуждается важность создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. Учитель должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать не только предметные, а и межпредметные и личностные образовательные результаты ученика на разных этапах образовательного процесса. Причем эта оценка должна стать средством мотивации ученика к достижению высоких образовательных результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В ФГОС метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Установленные ФГОС новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Однако в дидактике есть много мнений по поводу, что представляет собой метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что метапредметность это - «допредметность» мыслительная. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты. А.Г Асмолова говорит о метапредметном обучении, как о результате, представляющем собой овладение универсальными учебными действиями, то есть способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Согласно Концепции развития математического образования в РФ, «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научнотехнического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе»
Анализ отечественной научно-педагогической литературы за последнее десятилетие показывает, что в процессе педагогических измерений метапредметных результатов обучающихся в школьной практике применяются как традиционные квалиметрические системы контрольно-оценочной деятельности, направленные на результат (балльная оценка, суммативное оценивание, шкалирование, отдельные виды тестирования), так и альтернативные системы диагностики и контроля, такие как накопительная (рейтинговая) оценка, портфельные методы оценки, адаптивное тестирование, критериальное оценивание, а также формирующее оценивание.
Важной проблемой в обучении математике является повышение вычислительной культуры обучающихся. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной проблемы является использование формирующего оценивания.
В современной дидактике выделяют два базовых вида оценивания:
- внешнее (стандартизированное) оценивание;
- внутреннее (формирующее) оценивание.
Внешнее оценивание всегда выполняется субъектом, который не принимает непосредственного участия в процессе обучения. Это сравнение одного ученика с другим путем сравнения каждой работы с эталоном. Во время такой оценки важно, чтобы все ученики были в равных условиях.
Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений ученика вместе с учителем, который его обучает, то есть человеком, который находится в процессе обучения. Этот способ направлен на определение индивидуальных достижений каждого ученика и не предусматривает сравнения результатов, продемонстрированных другими учениками, и выводов администрации по результатам обучения школьников.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе рассматриваются вопросы, связанные с проблемами качества математической подготовки обучающихся в современных условиях и различные подходы к оцениванию образовательных результатов.
Проблемы фундаментальной математической подготовки освещены в работах М.М. Ковтонюк, Г.Я. Дутки, С.А. Семеривкова, Н.В. Стучински и другие. В них описаны основные цели подготовки и средства их достижения. Однако, недостаточно освещена проблема оценивания указанных достижений.
Проблеме формирующего оценивания посвящены труды таких ученых, как В.И. Арнольд, С.В. Бондаренко, И.А. Березкина, К.В. Власенко, А.Г. Евсеева, А.Н. Крылов, Л.Д. Кудрявцев, Н.В. Рашевська, А.И. Скафа, Ю.В. Триус и другие. В этих работах определено понятие формирующего оценивания, его принципы и инструменты. Однако, недостаточно определен прикладной характер формирующего оценивания. Отсутствует также принцип межпредметного формирующего оценивания.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных средств и технологий обучения математике, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов обучающихся.
Цель работы - исследование формирующего оценивания как средства достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Задачи работы:
1) описать требования к образовательным результатам в современной общеобразовательной школе и подходы к их оцениванию;
2) на основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие формирующего оценивания;
3) разработать методические рекомендации по применению формирующего оценивания в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов;
4) провести оценку эффективности использования формирующего оценивания в процессе обучения математике обучающихся 5 -6 классов для достижения метапредметных результатов обучающихся.
Гипотеза работы состоит в предположении о том, что технология формирующего оценивания может быть использована в процессе обучения математике как средство формирования межпредметных образовательных результатов обучающихся.
Предмет исследования - формирующее оценивание как средство достижения межпредметных образовательных результатов обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования- процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Новизна исследования состоит в применении формирующего оценивания в качестве средства формирования межпредметных образовательных результатов обучения.
Теоретическая значимость работы состоит в сравнении применения формирующего и классического оценивания достижения межпредметных образовательных результатов в процессе обучения математике.
Практическая значимость работы состоит во внедрении технологии формирующего оценивания в образовательный процесс обучения математике в 5-6 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность работы, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. В первой главе описано понятие формирующего оценивания. Во второй главе преведена методология формирующего оценивания. В заключении даны предложения по повышению эффективности использования формирующего оценивания.
В приложениях представлены методические указания к формирующему оцениванию учеников 5-6 классов.
Обучение и оценки - неразделимы процессы. Как видим, педагогическое оценивание является одним из важнейших элементов современного учебного процесса. От правильной организации оценивания в большей степени зависит эффективность управления учебным процессом.
Формирующее оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения знаний обучающихся; оно является необходимым условием интерактивного обучения, в процессе которого формируется культура совместного обсуждения в классе, развиваются навыки критического и творческого мышления, а также формируется среда, поощряет учеников спрашивать. Формирующее оценивание поддерживает уверенность обучающихся в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты, поскольку ученикам приводятся примеры того, что от них ожидают.
Цель формирующего оценивания - корректировать деятельность педагога и обучающихся образовательного процесса, чтобы улучшать учебные достижения. Формирующие оценки предусматривает изучение пробелов или не достигнуто результатов. Его фиксируют в классном журнале.
Формирующий подход требует психологического перестройки учителя, изменения отношения обучающихся и их родителей к школьным оценкам. Оценивания - это конфиденциальная информация, которая касается только учителя, ребенка и его родителей, то есть педагоги не имеют озвучивать учебные достижения обучающихся на родительских собраниях или сообщать их публично в виде рейтингов.
Формирующие оценки - необходимое условие интерактивного обучения, во время которого формируется культура совместного обсуждения в классе, развиваются навыки критического и творческого мышления, а также создается среда, поощряет учеников спрашивать. Такая оценка поддерживает уверенность обучающихся в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты.
Одним из основных принципов формирующего оценивания является положительность. То есть чтобы обратная связь и результат обучения был положительным, учитель должен быть соответственно настроенным - и когда излагает учебный материал, и когда предлагает ученику помощь при выполнении задач. Так учитель имеет возможность получить больше информации о том, что именно ученики знают, как рассуждают, что и как учат, а следовательно, имеет больше возможностей для корректировки и совершенствования образовательного процесса.
Учителю следует применять формирующие оценки на основе четко сформированных и представленных ученикам критериев. Если он обнаружил ошибку, однако она не соответствует той или другой критерия, то учитывать ее при оценке не требуется. При этом учитель должен обозначить эту ошибку и принять его во внимание, а следовательно - корректировать образовательный процесс, чтобы в дальнейшем ее избежать.
Активное применение современными педагогами методики формирующего оценивания является одним из ключевых факторов качественного образования.
Таким образом, гипотеза исследования положительного влияния формирующего оценивание как средства достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математике обучающихся 5 - 6 классов подтвердилась в полном обьеме.
1. A SCANS report for America 2000. Washington, DC: The Secretary’s Commission on Achieving Necessary Skills, DOL, 1991. 60 p.
2. Andrade, H. Promoting learning and achievement through self¬assessment [Text] / H. Andrade, A. Valtcheva // Theory into practice. - 2009. - Vol. 48 (1). - P. 12-19.
3. Angelo T.A., Cross K.P. Classroom assessment techniques: A handbook for college teachers. San Francisco: Jossey-Bass, 1993.
4. Baroudi, Z.M. Formative Assessment: definition, elements and role in instructional practice [Text] / Z.M. Baroudi // Post graduate Journal of Educational Research. -2007. - Vol. 8 (1). - P. 37-48.
5. Bell, B. The characteristics of formative assessment in science education [Text] / B. Bell, B. Cowie // Science Education. - 2001. - Vol. 85 (5). - P. 536.
6. Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., Wiliam D. Working inside the black box: assessment for learning in the classroom. Phi Delta Kappan, 86(1), 8¬21, 2004.
7. Bloom, B., Englehart, M. Furst, E., Hill, W., &Krathwohl, D. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitivedomain. NewYork, Toronto: Longmans, Green.
8. Crooks, T.J. The impact of classroom evaluation practices on students / [Text] / Review of educational research. - 1998. - Vol. 58 (40). - P. 438-481.
9. Inside the Black Box : Raising Standards through Classroom Assess- Black P. ment / Paul Black, Dylan Wiliam // Phi Delta Kappan. - 1998. - Vol. 80, No. 2 (October). - PP. 1-12.
10. Key skills 2000 scheme book. Oxford Cambridge and RSA
Examinations. 2000. 120 p.
11. McManus, S. Attributes of effective formative assessment
[Электронный ресурс] -Washington DC: Council for Chief State School Offices, 2008.-URL: www.ccsso.org/documents/2008/attributes_of_effective_2008.pdf.
12. Mortimore Peter. The road to improvement. Reflections on school effectiveness. Swets & Zeitliner Publishers. 1998. 384 p.
13. Ruiz-Primo, M.A. Informal formative assessment and scientific inquiry: Exploring teachers' practices and student learning [Text] / M.A. Ruiz-Primo, E.M. Furtak / Educational Assessment. - 2006. -Vol. 11 (3/4). - P. 205-235.
14. Saito, H. EFL classroom peer assessment: training effects on rating and commenting [Text] / H. Saito // Language testing. - 2009. - Vol. 25. - P. 553-581.
15. Schurr S. Authentic assessment: using product, performance, and portfolio measures from A to Z. Columbus, Ohio: National Middle Sc.U.S. Department of Labor. What work requires of schools.
16. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под ред. В.И. Байденко (книга-приложение 1). - М.: Исслед. центр проблем качества подг. спец., 2009. - 536 с.
17. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе // Вопросы образования. 004. No 2.
18. Корнеева Е.В., Глухемчук Е.А., Никитин Ю.М. Некоторые подходы к развитию оценочной самостоятельности обучающихся (из опыта работы НОУ «Город Солнца») // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
19. Лапша А. Инновации в оценке знанийобучающихся в школьном образовании стран Европейского союза / Елена лапша // Сравнительно-педагогические студии. - 2009. - № 2. - С. 107-113.
20. Мониторинг уровня сформированности метапредметных
результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева - режим доступаhttp://elib.kspu.ru/document/43676
21. Морзе Н.В., Барна А.В., Вембер В.П. Формирующий оценки: от теории к практике // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. 2013. № 6. С. 45 - 57.
22. Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы. Материалы из книги «Экономика школы и эффективная школа» // Завуч. 2001. No 5.
23. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. No 3.
24. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Портфолио в зарубежной школе // Директор школы. 2008. No 7.Программа курса «Формирующее оценивание: оценивание в классе» 261
25. Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Новые формы учета успешности выпускников гимназии: проблемы и перспективы // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
26. Отчет о результатах первого цикла общегосударственного мониторингового исследования качества начального образования «Состояние сформированности читательской и математической компетентности выпускников начальной школы заведений общего среднего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testportal.gov.ua/zvity-dani-2/
27. Оценивание учебных достижений обучающихся. Методическое руководство / сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. - Бишкек :Билим, 2012. - 80 с.
28. Пинская М. А. Формирующее оценивание : оценивание в классе : учебн. пособие / М. А. Пинская. - М. : Логос, 2010. - 264 с.
29. Пинская, М.А. Формирующее оценивание и качество образования [Текст] / М.А. Пинская // Народное образование. - 2010. - №1. - С. 179-185.
30. Пинский А. Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2002.
31. Полякова О. Реализация компетентностного подхода в оценочной деятельности учителя начальных классов / А. Полякова // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 69-72.
32. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
33. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб., 2002. 225 с.
34. Тумашева О.В., БерсеневаО.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун- тим.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 280 с.
35. Фишман И. С. Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся : методическое пособие / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. - Самара : Учебная литература, 2007. - 244 с.
36. Фишман, И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособ. [Текст] / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. - Самара: Учебная лит-ра, 2007. - 244 с.
37. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для учителя / сост. Р. Х. Шакиров, М. Ф. Кыдыралиева, Г. Н. Сахарова, А. А. БурПрактикум по формированию универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь для обучающихся 5-х классов.Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. - 42 с.
38. Хаустова Г.А. Педагогические условия безотметочного оценивания обученности младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2005.
39. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. Открытый институт «Развивающее образование». М., 2010.
40. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Практикум по формированию универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь для обучающихся 5-х классов.Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. - 42 с.
41. Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата // Вопросы образования. 2005. No 1.
42. Щербак А. И. Теория и практика оценки учебных достижений: учебно-методическое пособие / Щербак А. И., Софий Н. С., Бович Б. Ю .; за наук. ред. А. И. Щербак. - Ивано-Франковск: Лилея-НВ, 2014. - 136 скитова. - Бишкек :Билим, 2012. - 76 с.