Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотической работы во внеурочной деятельности 5
1.1 Понятие патриотической работы и ее роль в воспитании подрастающего поколения 5
1.2. Основные формы и методы патриотической работы 6
1.3. Приемы организации патриотической работы учителем истории
среди обучающихся 8-9 классов 7
Глава 2. Организация патриотической работы во внеурочной деятельности учителя истории и дальнейшее развитие патриотической работы во внеурочной деятельности 10
2.1. Анализ опыта проведения патриотической работы в школах России 10
2.2. Изучение практики организации патриотических мероприятий во
внеурочное время 11
2.3. Выявление проблем и путей их решения в организации
патриотической работы учителями истории в России 13
2.4. Тенденции развития патриотической работы в школах России 17
2.5. Перспективы развития форм, методов и приемов организации
патриотической работы во внеурочное время 18
Глава 3. Методические идеи для разработки внеурочного мероприятия 20
3.1. Разработки нравственно-культурной и исторической направленности 20
3.2. Разработки военно-патриотической направленности 40
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 55
Организация патриотической работы на уроках истории - важная часть формирования чувства национальной гордости и понимания. Учителям истории 8-9 классов важно знать о различных формах, методах и приемах, которые можно использовать для эффективного вовлечения учащихся в патриотическую деятельность. Изучив эти темы, мы сможем получить представление о том, как лучше всего включить патриотизм в нашу педагогическую практику, чтобы добиться максимального влияния на результаты обучения учащихся.
Наиболее эффективным способом организации внеклассной работы по воспитанию патриотизма для учителей истории 8-9 классов является использование различных форм, таких как интерактивные уроки, дебаты или симуляции, которые позволяют учащимся изучить различные аспекты, связанные с прошлым и настоящим культуры своей страны с разных точек зрения. Кроме того, использование таких методов, как коллективное обучение, которое поощряет сотрудничество между сверстниками при работе с материалами, связанными с национальным наследием, поможет стимулировать содержательные беседы о том, что значит быть частью коллективной идентичности нации, а также развивать навыки критического мышления у учащихся.
Цель:
Проанализировать формы, методы, приёмы организации патриотической работы во внеурочной деятельности учителя истории и предложить оптимальные методы и приемы изучения темы среди 8-9 классов.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие патриотической работы и ее роль в воспитании подрастающего поколения;
- Изучить основные формы и методы патриотической работы;
- Выявить приемы организации патриотической работы учителем истории среди учащихся 8-9 классов;
- Провести анализ опыта организации патриотической работы в школах России;
- Изучить практики организации патриотических мероприятий во внеурочное время;
- Выявить проблемы и пути их решения в организации патриотической работы учителями истории в России;
- Определить тенденции развития патриотической работы в школах России;
- Выявить перспективы развития форм, методов и приемов организации патриотической работы во внеурочное время.
Объект исследования: Организация патриотической работы во внеурочное время в 8-9 классах.
Предмет исследования: формы, методы и приемы организации патриотической работы во внеурочное время.
В качестве методов исследования были использованы метод анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, и д.р.
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов как Декина Е. В., Лушникова Е. Н., Селеверстова Г. А., Толмачева Т. В., и др.
Апробация: данная тема была апробирована на базе школы МБОУ «Гимназия №7», среди 8 классов.
Структура работы: работа состоит из введения, глава 1, Главы 2, Глава 3, заключения, список литературы, приложения.
Изучение форм, методов и приемов организации патриотической работы во внеклассной деятельности учителя истории 8-9 классов в России позволило сделать несколько важных выводов. Во-первых, очевидно, что наличие хорошо структурированной основы для проведения таких занятий крайне важно. Это включает не только выбор подходящих тем и материалов, но и создание возможностей для обсуждения учащимися собственного мнения по данному вопросу. Кроме того, учителя должны обеспечить широкие возможности для дальнейшего изучения темы во внеурочное время путем дополнительного чтения или проектов, связанных с патриотизмом.
Во-вторых, было установлено, что использование интересов учащихся при преподавании темы патриотизма может быть полезным как с академической, так и с эмоциональной точки зрения для воспитания чувства национальной гордости у учащихся. Например, включение в уроки историй о местных героях или традициях может помочь сделать их более близкими и интересными, что способствует вовлечению учащихся в изучение прошлого и настоящего культуры своей страны, а также ее будущих перспектив.
Наконец, планируя, как лучше организовать патриотическую работу на уроках истории в 8-9 классах, учителя должны помнить, что каждый ученик имеет разное происхождение, поэтому поиск путей удовлетворения потребностей каждого пройдет долгий путь к тому, чтобы все чувствовали уважение, независимо от того, есть ли у них разные мнения по некоторым вопросам, связанным с национализмом.
В заключение, исследование, проведенное в отношении форм, методов и приемов, используемых российскими учителями истории 8-9 классов, показывает нам, насколько важно строить нашу учебную программу вокруг предоставления значимого опыта и бесед, которые в конечном итоге приводят к большему взаимопониманию между сверстниками и более высокой оценке наследия своей страны.
Соответственно, патриотическое воспитание приоритетов российской системы образования. Оно направлено на воспитание любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, чувства ответственности за будущее страны. Учитель истории играет важную роль в организации патриотической работы во внеклассной деятельности учащихся 8 и 9 классов. В данной курсовой работе рассматриваются различные формы, методы и приемы, которые могут быть использованы учителем истории для организации патриотической работы во внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов в России.
В заключение следует отметить, что патриотическое воспитание является важной частью российской системы образования, а учителя истории играют решающую роль в организации внеклассной работы по воспитанию патриотизма и национальной гордости у учащихся 8-9 классов. Используя различные формы, методы и приемы патриотической работы, учителя истории могут помочь учащимся глубже понять и оценить историю и культуру России, воспитать в них чувство ответственности за будущее страны.
1. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006. 192 с.
2. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004. 224 с.
3. Демакова И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования // Методист. 2008. № 7.С. 14-19.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2006. №8. С. 17.
5. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 64 с.
6. Декина Е. В. Подготовка волонтеров просвещения патриотической направленности //FES: Finance, Economy, Strategy. - 2021. - Т. 18. - №. 7.
7. Елисеев А. Л. Развитие добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации //Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. - 2019. - С. 161-163.
8. Землянская А. П. Гражданско-патриотическое воспитание современных подростков //Управление образованием: теория и практика. - 2021. - №.
3 (43). - С. 121-130.
9. Лушникова Е. Н. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях внеклассных занятий, посвященных Великой Отечественной войне //Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. - 2020. С. 228-256.
10. Селеверстова Г. А. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их
решения //Конкурс «СПО-2018» Направление: Организация
дополнитель-ного образования в образовательных организациях среднего профессио-нального образования. 2018. С. 41.
11. Смирнова Ж. В., Зуева Н. В. Методы и формы организации патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы ФГКОУ" Пансион воспитанниц МО РФ") //Профессиональное образование и общество. - 2018. - Т. 26. - №. 2. - С. 290-296.
12. Толмачева Т. В. Патриотическое воспитание подростков во внеурочной деятельности общеобразовательной школы //Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №. 70-3. - С. 228-231.
13. Туманов Н. А. День Победы как социальный перформанс: перспективы
социологического анализа //Социальные коммуникации:
профессиональные и повседневные практики. - 2018. - С. 42-48.
14. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности : дис. —Воронеж, 2019.-193 с, 2019.
15. Ярмов А. А. Современные угрозы и вызовы России и Русскому миру //Редакционная коллегия. - 2018. - С. 464.
16. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - С. 109-225.
17. Агапова И,. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова- М.: Айрис-пресс, 2017-270с.
18. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. 2006. - №2. - С.37-42.
19. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.К. Быков // Воспитание школьников. 2006. - №6. -С.5-11.
20. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. №6. — с.59-63
21. Глебов, А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А'.А. Глебов. Волгоград: Перемена, 2004.¬251с.
22. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы" // Росс. газ. 2005. - 4 сент. — с.2-3.
23. Кедярова, Р.Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях / Р.Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. 2005. - №5. - С.З-6.
24. Круглов, Ю. Г. Патриотизм в педагогике / Ю. Г. Круглов // Педагогика - 2001.-№ 6. -С. 3-8.
25. Кузина, И. Воспитание патриотизма на литературе о Великой
Отечественной войне / И. Кузина, В. Миронычева // Воспитательная работа в школе. -2005. -№4.-с.135-139.
26. Лукашенко В.Ф. Воспитание патриотизма у подростков в процессе внеурочной работы по истории / В.Ф. Лукашенко // Воспитание школьников.- 2004. №5. - С.29-33.
27. Мазыкина, Н. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. 2003. - №6. - С. 13-17.
28. Мазыкина, Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. 2002. - №6. - С.6- 11.
29. Матушкин. С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения. Курган, 2001. - № 1(7). -С.5-21.
30. Ушакова, З.П. Истоки патриотизма в семье / З.П. Ушакова // Проблемы образования. — 2005. - №2. — С.36-38
31. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева; М.: Высшая школа, 2001. 117с.