Введение 4
1. Теоретические основы оценки уровня двигательной активности и
физической подготовленности учащихся 6
1.1 Понятие и основные характеристики двигательной активности и
физической подготовленности 6
1.2 Возрастные особенности развития обучающихся младшего школьного
возраста 17
1.3 Оценка функционального состояния организма обучающихся младшего
школьного возраста 26
2. Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 32
3. Результаты исследования 35
3.1 Оценка функционального состояния организма обучающихся 2-го класса 35
3.2 Оценка двигательного режима обучающихся 2-го класса 38
Заключение и выводы 41
Список использованных источников 42
Приложение 1 45
Современное общество в новый информационный период своего развития предъявляет высокие требования к системе образования в целом, что затрагивает и период школьного детства. При этом многие исследователи, подчеркивая самоценность каждого периода детства, выдвигают задачи амплификации развития ребенка посредством максимального развертывания возможностей разных видов деятельности ребенка. Разрешение специфических задач, присущих каждому возрастному этапу, происходит в деятельности и всецело находится в зависимости от содержания и способов ее осуществления, определяя всю полноту развития ребенка. Следовательно, все сказанное выше имеет отношение ко всем видам деятельности, в том числе и двигательной. Среди различных видов деятельности школьника (игровая, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная и др.) двигательная занимает особое место [26]. Основным компонентом двигательной деятельности является движение. Оно же является операциональным составом и всех других детских видов деятельности. Чем богаче и разнообразнее состав движений ребенка, тем более осознанной, содержательной становится любая его деятельность, интенсивнее идет его общее развитие [27]. Движение - это жизненная потребность современного школьника. Высказанные положения позволяют заявить о двигательной деятельности как одной из центральных среди специфически детских видов деятельности.
Однако следует отметить, что возможности развития двигательной деятельности детей младшего школьного возраста недооцениваются в педагогической теории и практике; представление о двигательной деятельности существует в основном на уровне движений. Смысл понятия двигательной деятельности и соответственно возможности ее развития, безусловно, гораздо шире. При всей очевидной значимости двигательной деятельности процесс ее целенаправленного развития, к сожалению, находится вне поля специальных исследований. Проблема развития двигательной деятельности еще не сформулирована как научная проблема, четко не обозначена как актуальная в системе психолого-педагогических наук.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - двигательная активность и функциональное состояние обучающихся 2-ого класса.
Цель исследования - оценка двигательной активности и функционального состояния обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1 На основе анализа информационных источников изучить возрастные особенности организма обучающихся младшего школьного возраста и особенности их двигательного режима.
2 Оценить уровень физической подготовленности и двигательной активности обучающихся младшего школьного возраста
3 Оценить функциональное состояние обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: на основе анализа морфофункциональных показателей и уровня двигательной активности обучающихся 2-го класса предполагается выявить обучающихся, относящихся к группе риска, которым требуется более тщательный физиолого-педагогический контроль на уроках физической культуры.
В целом результаты исследования позволили выявить, что в исследуемом классе как среди мальчиков, так и девочек, детей имеющих низкий функциональный уровень респираторной и сердечно-сосудистой системы. Доля таких обучающихся выше, чем доля детей имеющих высокий уровень функционального состояния организма. При этом большинство из испытуемых, помимо уроков физической культуры, посещают дополнительные занятия по физической культуре и танцам, соответственно имеют высокий уровень двигательной активности. Однако, также в исследуемом классе, присутствуют обучающиеся имеющий низкий уровень функционального состоянии организма и не посещающие дополнительные занятия по физической активности, следовательно, относящиеся к группе риска и требующие усиления физиолого-педагогического контроля в школе.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы.
1. Анализ информационных источников показал, что в период обучения в школе происходит снижение уровня здоровья обучающихся, в связи, с чем особое значение приобретает физиолого-педагогический контроль за их функциональным состоянием и оптимизация двигательного компонента в режиме дня.
2. Выявили что, все обучающиеся имеют физического развитие соответствующее поло-возрастной норме, однако у 100% мальчиков и 86% девочек функциональное состояние респираторной системы соответствует уровню «ниже среднего»; 40% мальчиков и 50% девочек находятся в состоянии симпатикотонии, т.е. их организм испытывают стресс.
3. Выявили, что 86,3% обучающихся 2-го класса, поимо 3-х уроков физической культуры посещают дополнительные занятия, связанные с двигательной активностью: спортивные секции и танцы, что свидетельствует о высоком уровне двигательной активности в классе.
1. Булич, Э.Г. Физическая культура и здоровье [Текст]: учебник / Э.Г. Булич. - М.: Знание, 2013. - 218 с
2. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебник / П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 2014. - 139 с.
3. Выдрин, В.М. Спорт в современном обществе [Текст]: учебное пособие / В.М. Выдрин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 169 с.
4. Инглик Т.Н., Чернявская Н.М., Айбазова Л.Б. Изучение уровня физической подготовленности школьников начальных классов. Современные проблемы науки и образования. 2016; (6): 340.
5. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход / И. П. Калошина. - Москва : Московский государственный университет, 1983. - 168 с
6. Колидзей, Э. А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие / Э. А. Колидзей. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. - 480 с.
7. Котельников, Б. Физическое воспитание: учебник / Б. Котельников. - М.: Знание, 2012. - 261 с
8. Кужугет А.А., Трусей И.В., Колпакова Т.В., Кирко В.И.
Морфофункциональные показатели подростков коренных малочисленных народов Севера из разных природно-климатических зон // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 4. С. 389-398. DOI: 10.17238/issn2542-
1298.2019.7.4.389
9. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4-11.
10. Лях, В.И. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2010. - 307 с.
11. Максимова, Т.М. Физическое развитие детей России: определение путей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения / Т.М. Максимова, Н.П. Лушкина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 3-7.
12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 210 с.
13. Петров, П.К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 289 с.
14. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Г. П. Позднякова. - М., 2006. - 137 л.
15. Рабочая тетрадь для магистров по дисциплине «Мониторинг физического и психофизиологического состояния в процессе занятий физической культуры и спортом»; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.- 106 с.
16. Раупов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Раупов. - М.: Просвещение, 2012. - 217 с.
17. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 551 с.
18. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра - Спорт, 2014. - 217 с.
19. Спирин В.К. Здоровьеформирование младших школьников на основе овладения ими культурой движений / В.К. Спирин, Л.В. Смирнова, О.А. Чупехина // Физическая культура в школе. 2017. № 4. С. 35-41.
20. Спирин В.К. Практическая направленность школьных уроков физической культуры // Физическая культура в школе. 2018. № 1. С. 11-17.
21. Фарфель, В.С. Физиология человека (с основами биохимии): учебно-методическое пособие / В.С. Фарфель, Я.М. Коц. - М.: ФиС, 2015. - 318 с
22. Федорова, М.Ю. Развивающее обучение на уроках физической культуры в начальной школе: учебное пособие / М.Ю. Федорова, В.И. Кузнецов; Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Чита: ЗабГПУ, 2010. - 155 с.
23. Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания [Текст]: учебник / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 281 с.
24. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Структурные преобразования коры большого мозга у детей и подростков. Физиология человека. 2017: 43(2): 5-14
25. Шебеко, В. Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно- оздоровительной деятельности / В. Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. -
2011. - № 5. - С. 28-33.
26. Coe D.P., Pivarnik J.M., Womack C.J., Reeves M.J., Malina R.M. Effect of physical education and activity levels on academic achievement in children // Med. Sci. Sport. Exerc, 2006. - 38(8). - P. 1515-1519.
27. Physical activity and performance at school: a systematic review of the literature including a methodological quality assessment // Arc. Pediat. Adol. Med,
2012. -166(1). - P. 49-55.Singh A., Uijtdewilligen L., Twisk J.R., van Mechelen W., Chinapaw M.M.