Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экстремального туризма 5
1.1. Сущность экстремального туризма 5
1.2. Виды экстремального туризма 7
Глава 2. Проблемы и перспективы экстремального туризма 13
2.1. Проблемы организации экстремального туризма 13
2.2. Анализ перспектив экстремального туризма 20
Заключение 26
Список источников 28
Развитие экстремального туризма в современных условиях является актуальным. В связи с современными тенденциями, активный образ жизни приобрёл огромную популярность, что также отражается и на потребностях потребителей в туристических услугах. Также экстремальный туризм часто предполагает организацию различных ивентов (экскурсий, конкурсов, соревнований, развлекательных мероприятий и т.п.), что создаёт мотивацию для туристов для посещения определённых туристических объектов. Следует также отметить, что экстремальный туризм хорошо сочетается и с другими видами туризма: с пляжным отдыхом, лечебно-восстановительным туризмом, событийным туризмом, деловым туризмом. Однако на сегодняшний день конкуренция в данном направлении очень неоднородна и в большинстве регионов России экстремальный туризм не развивается, что предоставляет хорошие перспективы для туристических компаний.
Актуальность темы.
В настоящее время в нашей стране систематически проводятся крупные всероссийские и международные мероприятия, что создаёт необходимость развития инфраструктуры. Также имеются уникальные исторические памятники. Всё это создаёт благоприятные возможности для развития здесь экстремального туризма. Однако на сегодняшний день экстремальный туризм развит недостаточно. Решение этих проблем позволит вывести на новый уровень туристическую индустрию.
Для экстремального туризма в нашей стране имеется немало возможностей: велотрассы, экстремальные ресурсы, места для совершения пеших походов, развлекательные комплексы . Однако на сегодняшний день используются далеко не все эти возможности. Поиск новых решений для развития экстремального туризма в данном регионе значительно усилит индустрию туризма в целом, будет способствовать укреплению как внутреннего, так и международного туризма. Таким образом, тема данной работы актуальна и перспективна.
Цель работы: определить тенденции развития экстремального туризма в России.
Исследование проводилось в 2024 году. В задачи исследования входит:
1. Определить сущность экстремального туризма
2. Охарактеризовать виды экстремального туризма
3. Рассмотреть основные проблемы организации экстремальных туров
4. Определить перспективы экстремального туризма.
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ статистических данных, анализ ценовых показателей.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Экстремальный туризм - вид нишевого туризма, предполагающий путешествия, в которых турист должен ожидать неожиданных и интересных событий, оригинальных развлечений, активных ивентов. Экстремальный туризм стремительно набирает популярность, так как туристы стремятся к необычному отдыху, отличному от типичной пляжной рекреации. Приключенческие путешествия часто предполагают риск и потенциально требуют специальных навыков, связанных с физическими нагрузками. Экстремальное путешествие может быть любой туристической деятельностью, включая два из следующих трех компонентов:
1) физическая активность,
2) культурный обмен
3) взаимодействие с природой.
Отмечено, что в настоящее время в России существуют как возможности, так и угрозы в развитии экстремального туризма. В числе основных возможностей – развитие программ лояльности, повышение эффективности информационных технологий, развитие сотрудничества клубов и санаторно-курортных учреждений. В числе основных угроз – усиление позиций конкурентов, снижение уровня доходов потенциальных потребителей, отсутствие развитой инфраструктуры, необходимой для развития экстремального отдыха.
На основе проведённого исследования были разработаны рекомендации, способствующие развитию экстремального отдыха. При этом важное значение имеет использование современных коммуникаций в развитии экстремальных туров, разработка эффективных рекламных материалов, совершенствование работы с подписанием договоров о сотрудничестве туристических компаний с санаторно-курортными предприятиями.
Таким образом, определены особенности развития экстремального отдыха в России, следовательно, цель данного исследования полностью достигнута.
1. Баранова, С. А. Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 236-242.
2. Галеева, Э.И. Экстремальный туризм // Организация аграрного производства. Материалы VII Всероссийской студенческой научной конференции "Студент и аграрная наука". Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Башкирский государственный аграрный университет; ответственный за выпуск А. А. Аскаров. 2013. С. 38-40.
3. Григорьева, В. В. Комплексная оценка рекреационного потенциала для сбалансированного развития экологического туризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 10. С. 169-171.
4. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
5. Ильин, В.Н. Проблемы и перспективы развития экстремального туризма в России // Вестник алтайской науки. 2009. № 3. С. 193-195.
6. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий [Электронный ресурс] /режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/04/d-2016-024.pdf
7. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
8. Ногина, М.А. Экстремальный и экстремальный туризм: содержание понятий и причины популярности в молодёжной среде // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 3. С. 126-130.
9. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2014. - 384 c.
10. Практикум по продвижению туристического агентства в Инстаграм.- [Электронный ресурс] /режим доступа: http://www.travel-school.ru/prodvizhenie-turagentstva-v-instagram-praktikum
11. Родченко, Е. А. Творческие технологии интегрированных коммуникаций: методологический контекст // Медиаскоп. 2014. № 2. С. 3
12. Рожков И.Я. Особенности современного брендинга (зарубежный опыт): Учеб. Пособие. М., 2016. - 168с.
13. Роль SOCIAL MEDIA MARKETING в индустрии туризма [Электронный ресурс] /режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/iii/27991
14. Рубцов, В.В. Влияние событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2018. Т. 28. № 4. С. 466-472.
15. Соколова, А. П. Креативные технологии в рекламной коммуникации / А. П. Соколова, О. Н. Лапшина // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Пятнадцатой Международной научной конференции в 2-х частях. 2014. С. 94-97.
16. Социальные сети в туризме [Электронный ресурс] /режим доступа: https:// http://tourfaq.net/travel-business/socialnye-seti-v-turizme/
17. Стыцюк, Р.Ю. Проблемы и перспективы использования культурного и природного наследия в спортивно-приключенческом туризме // Современные технологии управления – 2014. Сборник материалов международной научной конференции. 2014. С. 290-303.
18. Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 c.
19. Хадимуллина, А. Д. Особенности развития событийного туризма в Псковской области / А. Д. Хадимуллина, П. В. Жуков // Молодежь. Туризм. Образование Материалы IV научно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентова. Научный редактор А.В. Гумеров. 2017. С. 213-217.
20. Цветков, Е.И. Проблемы терминологии спортивно-экстремального туризма // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2015. Т. 8. № 1. С. 131-147.