ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие ловкости в современной науке и практике 7
1.2. Особенности становления ловкости в дошкольном возрасте 12
1.3. Условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Изучение особенностей развития ловкости детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Реализация условий развития ловкости детей старшего дошкольного
возраста 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Движение является важной частью существования человека. Человек с первых дней жизни стремиться к движению. Двигательная активность оказывает влияние на все стороны развития человека: физическое здоровье, психологическое здоровье, интеллектуальное развитие. В связи с этим развитие движений и стимулирование двигательной активности детей являются важнейшими задачами, которые ставиться перед системой дошкольного образования государством.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывает на то, что развитие двигательных способностей детей должно строиться на основе индивидуальных особенностей, с учетом возраста и интересов дошкольников. Целевыми ориентирами, определенными Стандартом, является: личностное развитие, формирование мотивации и совершенствование способностей детей, приобретение опыта в двигательной деятельности. При раскрытии содержания образовательной области «Физическое развитие» речь идет о развитии физических качеств, в том числе ловкости.
Современной наукой накоплено большое количество исследований, раскрывающих влияние двигательной активности детей на их состояние здоровья (Е.Н. Вавиловой, В.И. Усаков, Ю.К Чернышенк, Н.А. Ноткиной и др.). Результаты этих исследований неутешительные. Ученые констатируют, что современные дети малоподвижны, не стремятся к активной двигательной деятельности (около 40% дошколят физически малоактивны в повседневной жизни). Ученые отмечают, что эта проблема возникла не вчера, но с каждым поколением детей положение усугубляется [18, с.15-17].
В исследованиях Ю.Ф. Змановского, М.А. Руновой, С.Б. Шармановой, А.И. Федорова анализируется образ жизни современного ребенка и делается вывод о том, что он не только не способствует развитию и совершенствованию движений, но и является причиной ослабления детей как физически, так и психологически. Снижение двигательной активности ребенка дошкольного возраста оборачивается для него не только ухудшением здоровья, но и слабым развитием разного рода способностей, сложностями в овладении знаниями. Родители, педагоги, психологи и медицинские работники также отмечают общее снижение физической активности детей дошкольного возраста.
Ряд исследований посвящены развитию двигательных качеств и их значению в развитии ребенка. Так в работах Л.Ю. Ивановой указывается, что именно ловкость повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными физическими умениями [8, с.605-608].
Анализируя практику работы дошкольных образовательных организаций, можно заметить, что существующее представление о значении в методике физического развития детей дошкольного возраста такого важного качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени. Понимание природы ловкости до сих пор базируется, главным образом на эмпирических представлениях, разноречивы сведения о структуре ловкости и ее возрастных проявлениях; не определены надежные критерии оценки развития ловкости; рекомендации по методике ее развития не имеют достаточного экспериментального обоснования.
Анализ научно-методической литературы и собственный опыт образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста свидетельствует о существовании противоречий между:
требованиями к развитию движений детей старшего дошкольного возраста и доминирующим образом жизни современных семей и детей дошкольного возраста;
состоянием детского здоровья и подбором средств, форм и методов развития движений ребенка;
важностью развития ловкости как физического качества и недостаточного внимания к его развитию у детей в общей методике физического воспитания дошкольников;
необходимостью фиксировать особенности развития ловкости ребенка и отсутствием методик с надежными критериями оценки ее развития.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста?
Обозначенная проблема и противоречия позволили определить тему исследования - «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие развитию ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: педагогическими условиями, способствующими развитию ловкости детей старшего дошкольного возраста, являются:
• систематическое обогащение занятий физической культурой новыми постоянно усложняющимися упражнениями на развитие ловкости;
• организация ежедневных подвижных игр детей;
• вовлечение детей в спортивные соревнования и эстафеты с участием родителей.
Задачи исследования:
- на основе анализа научно-методической литературы раскрыть сущность понятия ловкости и его значения в развитии человека;
- охарактеризовать особенности становления и развития ловкости как физического качества детей дошкольного возраста;
- выделить и обосновать условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать ловкость детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать условия развития ловкости старших дошкольников в образовательной деятельности ДОО;
- провести анализ результатов исследования, описать результативность реализованных педагогических условий развития ловкости старших дошкольников.
Методы исследования работы:
1. Теоретические методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация педагогической, научной, методической и учебной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы исследования: наблюдение, формирующий эксперимент;
3. Статистические методы исследования: качественная и количественная обработка результатов исследования.
Экспериментальной базой для изучения особенностей развития ловкости детей старшего дошкольного возраста является детский сад города Красноярска. Количество детей, принявших участие в исследовании - 40.
Практическая значимость исследования связана с тем, что полученные результаты и созданные материалы могут быть использованы при оценке динамики развития ловкости детей старшего дошкольного возраста, разработке программы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Эти материалы могут использоваться в методической деятельности педагогов, воспитателей, родителей, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования, тренеров с целью организации физической деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Предпринятый теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме развития ловкости детей старшего дошкольного возраста и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. в соответствии с первой задачей, поставленной в этой работе, на основе анализа научно-методической литературы раскрыть сущность понятия ловкости и его значения в развитии человека, было выявлено, что под ловкостью понимают особое физическое качество, объединенное с другими физическими качествами, тесно переплетенное с двигательным опытом и потому обладающее наиболее обобщенным характером. Ведущими критериями ловкости принято считать координационную трудность движения и чистоту исполнения действий. Различают несколько критериев ловкости: точность выполнения движений, экономичность и рациональность при выполнении движений. Выделенные критерии ловкости позволяют охарактеризовать три степени ловкости. Основными параметрами ловкости принято считать сбалансированность сложных действий, четкость и скорость выполнения;
2. вторая задача, заключающаяся в необходимости охарактеризовать особенности становления и развития ловкости как физического качества детей дошкольного возраста, было определено, что в развитии ловкости лежат возрастные возможности ребенка, т.е. старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития и становления ловкости. Ловкость является психофизическим качеством, связанным с рациональным и осмысленным применением физического опыта, скоростью овладения нового, показом сложно-координированных движений и скоростью отклика на сигнал. В связи с этим компонентами развития детской ловкости являются: осознанность выполнения физических упражнений детьми; быстрота усвоения новых движений; скоординированность физических действий; скорость реакции на сигнал;
3. по условиям третьей задачи было необходимо выделить и обосновать условия развития ловкости детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим было выявлено, что вопрос развития ловкости детей старшего дошкольного возраста достаточно широко изучен в трудах известных российских и зарубежных педагогов прошлого и настоящего (Т.А. Тарасовой, Е.Н. Вавиловой, Э.Я. Степаненковой и др.). Развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно при реализации следующих педагогических условий: систематическое обогащение занятий физической культурой новыми постоянно усложняющимися упражнениями на развитие ловкости; организация ежедневных подвижных игр детей; вовлечение детей в спортивные соревнования и эстафеты с участием родителей.
4. четвертая задача состояла в необходимости подобрать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать ловкость детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с октября по апрель 2023 года среди детей 6-7 лет подготовительных групп одного из детских садов г. Красноярска и была использована методика М.А. Руновой, [21, 56-83] т.к. эта методика, основанная на методе наблюдения и тестовых испытаниях, т.к. она позволяет наиболее точно изучить основные компоненты ловкости детей старшего дошкольного возраста: осознанность выполнения физических упражнений; быстроту усвоения новых движений; скоординированность физических действий: скорость реакции на сигнал.
В исследовании приняли участие 2 группы детей (контрольная и экспериментальная) по 20 человек каждая.
Исследовательская работа состояла из трех этапов:
1 этап эксперимента - констатирующий, целью которого являлось определение актуального уровня развития ловкости детей 6-7 лет;
2 этап эксперимента - формирующий. Суть этого этапа заключалась в создании педагогических условий, обеспечивающих развитие ловкости детей;
3 этап эксперимента - контрольный, целью которого являлось установление результативности выполненных действий, путем вторичного диагностирования, сопоставления и изучения эмпирических данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента была использована методика М.А. Руновой [21, 56-83]. Эта методика, основанная на методе наблюдения и тестовых испытаниях, т.е. она позволяет наиболее точно изучить основные показатели развития ловкости детей старшего дошкольного возраста: осознанность выполнения физических упражнений; быстроту усвоения новых движений; скоординированность физических действий: скорость реакции на сигнал.
На констатирующем этапе исследования сделаны следующие выводы:
- у воспитанников детского сада этой возрастной группы преобладает средний уровень развития ловкости;
- наиболее развитым критерием ловкости является
скоординированность физических действий;
- наименее развитым критерием ловкости является осознанность выполнения физических упражнений детьми и скорость реакции на сигнал
Таким образом, видим, что на констатирующем этапе эксперимента уровень развития ловкости детей экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковый.
5. в процессе решения пятой задачи были реализованы условия развития ловкости старших дошкольников в образовательной деятельности ДОО: систематическое обогащение занятий физической культуры новыми, постоянно усложняющимися упражнениями на развитие ловкости; организация ежедневных подвижных игр детей; вовлечение детей в спортивные соревнования и эстафеты с участием родителей.
С целью реализации первого условия на каждом занятии либо вводилось новое упражнение, направленное на развитие ловкости, либо использовалось усложнение ранее разученного и освоенного детьми упражнения.
С целью реализации второго условия на занятиях разучивались подвижные игры. Они проводились в конце занятия. Это способствовало развитию ловкости и эмоциональному подъему детей, благодаря которому дети с увлечением и интересом продолжали занятие. В дальнейшем хорошо разученные и усвоенные игры проводились педагогами или были организованы самими детьми во время прогулки.
С целью реализации третьего условия в течение всего периода проведения эксперимента каждый месяц помимо эстафет проводились праздники или развлечения, на которые в качестве участников были приглашены не только дети, но и их родители. Все мероприятия были тематическими, что способствовало большей заинтересованности детей. На эстафеты подбирались максимально разнообразные задания, для поддержания интереса участников. Соревновались участники не только в выполнении физкультурных заданий, но и в знаниях о здоровом образе жизни. Совместные спортивные праздники, на которых родители не сторонние наблюдатели, а полноправные участники команды сблизили детей и родителей на почве общих занятий физкультурой. Любое из этих занятий вело к закреплению достигнутых успехов в развитии ловкости и ее дальнейшему совершенствованию.
6. решение задачи, состоявшей в проведении анализа результатов исследования, описании результативности реализованных педагогических условий развития ловкости старших дошкольников показала, что на этапе изучения результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, можно сделать выводы:
- у большинства детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования продемонстрировали преимущественно высокий уровень развития ловкости, в контрольной группе в основном развитие ловкости находится на среднем уровне;
- в контрольной группе наименее развит компонент осознанности быстроты усвоения новых движений, в экспериментальной - осознанности выполнения движения и скорость реакции на сигнал;
- в контрольной группе наиболее развит компонент скоординированности физических действий, в экспериментальной - осознанность быстроты усвоения новых движений.
Результаты, полученные в ходе контрольного исследования, по окончании формирующего этапа эксперимента, определили актуальный уровень развития ловкости детей старшего дошкольного возраста, отдельных его компонентов и позволили продемонстрировать значительный рост в развитии ловкости воспитанников экспериментальной группы и незначительное увеличение развития ловкости дошкольников контрольной группы. Это говорит об эффективности проведенных мероприятий в процессе проведения формирующего этапа эксперимента по созданию педагогических условий развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, теоретически обоснованы и опытно¬экспериментальным путем проверена, эффективность педагогических условий в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста: систематическое обогащение занятий физической культурой новыми постоянно усложняющимися упражнениями на развитие ловкости; организация ежедневных подвижных игр детей; вовлечение детей в спортивные соревнования и эстафеты с участием родителей. Это доказывает выдвинутую гипотезу и позволяет говорить о достижении поставленной цели и решении выделенных задач.
1. Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: автореферат диссертация кандидата педагогических наук. Волгоградская гос. академия физической культуры. Волгоград, 1996. 22 с.
2. Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 2008.288 с.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981. 95 с.
4. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5- 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
5. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Дрофа, 2014. 287 с.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Спорт, 2019, 194 с.
7. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 2006. 128с.
8. Иванова Л.Ю. Вопрос актуальности развития ловкости детей старшего дошкольного возраста. // Молодой учёный. 2014. № 7. С.506-507.
9. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пед. институтов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008. 271с.
10. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М.: Академия, 2009. 320 с.
11. Колосова Е.В. Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей. Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. 160 с.
12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М.: Педагогика, 2006. 143 с.
13. Кравчук А.И. Теория комплексного физического воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2013. № 12. С. 18-28.
14. Курамшин Ю.Ф., Григорьев В.И., Латышева Н.Е. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. 463 с.
15. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в профессиональной
школе // О преподавании естественных наук в социальных учебных заведениях: сообщение проф. П.Ф. Лесгафта в общем собрании членов Комиссии по техническому образованию 18-го мая 1890 г.- СПб.: В.
Демакова, 2006. 16 с.
16. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и
развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Спорт Академ Пресс, 2008. 542 с.
18. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста // Сост. Н.А. Ноткина, Л.А. Казьмина, Н.Н. Бойнович. СПб.: Акцидент, 1995. 35 с.
19. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2008. 128 с.
20. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2010. 143 с.
21. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 255 с.
22. Семенова Т.А., Планирование физкультурно-оздоровительной работы// Дошкольное воспитание. 2022. №2 с. 23-25.
23. Семенова Т.А. Проблема воспитания ловкости у детей дошкольного возраста как один из аспектов здоровьесберегающей педагогики // Детский сад от А до Я. 2012. №3. С. 83-88.
24. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и
67
упражнений, спортивные игры / Авт.-сост. О.М. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2011. 238с.
25. Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. 406 с.
26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2012. 368 с.
27. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006. 176с.
28. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: структура, онтогенез. тренировка: диссертация ... кандидата педагогических наук. Таганрог, 1980. 196 с.
29. Фарфель B.C. Движение развитие, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1964 46 с.
30. Хухлаева Д.В. Теория и воспитания детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1978, 65 с.
31. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: Изд. центр "Академия", 1997. 184с.