ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Познавательная активность и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Способы развития познавательной активности 11
1.3. Особенности организации экспериментальной деятельности в
старшем дошкольном возрасте 18
Вывод по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Описание экспериментальной и контрольной групп и методик
исследования 27
2.2. Результаты диагностики познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
посредством экспериментальной деятельности 34
2.4. Контрольный эксперимент 38
Выводы по Главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы исследования. Соответственно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО) важно воспитывать познавательный интерес и познавательные действия детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности, также и в процессе экспериментальной деятельности. Процессы развития познавательного интереса содержат формирование любознательности и познавательности; вырабатывание познавательных воздействий, становление сознания; вырабатывание воображения и созидательной активности; вырабатывание первичных суждений о себе, иных людях, объектах окружающего мира, их характеристиках и отношениях (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и временя, движение и покой, причина и следствие и др.), о планете Земля как общественном доме людей, о характеристиках её природы, разнообразии государств и народов мира.
На ступени дошкольного детства особенное значение имеет формирование образных форм постижений окружающей действительности — восприятие, образное мышление, воображение. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление завоевывают опосредствованный, знаковый характер, делаются максимальными психические функции. Вначале дети переходят к применению внешних вспомогательных инструментов (средний дошкольный возраст), а затем проистекает их «рост» (старший дошкольный возраст).
В настоящий период времени актуальным способом познавательного исследовательского формирования детей дошкольного возраста становится экспериментирование, которое анализируется как практическая деятельность поискового характера, обращённая на познание характеристик, качеств объектов и материалов, связей и взаимозависимостей явлений. В экспериментировании ребенок играет роль исследователя, который независимо и деятельно постигает окружающий мир, применяя многообразные формы воздействия на него. Неслучайно говорится, что экспериментирование претендует на роль главной деятельности на этапе дошкольного детства, базой которой является познавательная ориентированность. Потребности детей в новейших впечатлениях лежат в основании возникновения и формирования неистощимой исследовательской деятельности, обращённой на постижение окружающего мира. Чем многообразнее и сильнее поисковая деятельность, тем больше новых информационных данных получают дети, тем стремительнее и полноценнее они формируются. При этом поисковая деятельность принципиально выделяется от всякой другой.
Сущность в том, что образ цели, устанавливающий настоящую деятельность, сам еще не выработан и характеризуется неотчетливостью, непостоянством. В процессе отыскивания он уточняется, проясняется. Данное и накладывает особенный отпечаток на все воздействия, входящие в поисковую деятельность: они весьма гибки, мобильны и носят «пробующий» характер. Данное исследование актуально и важно, особенно в настоящий период времени, когда в дошкольном образовании отмечается отдаление от традиционной формы жизненной организации детей в детском саду по «учебному» образу, и все наибольшее внимание уделяется свободным созидательным формам детской предприимчивости.
При исследовании психолого-педагогических трудов авторов было обнаружено противоречие между необходимостью повышения познавательной активности детей и недостаточностью результативных способов и средств его развития пределах занятий в дошкольном образовательном учреждении. Обнаруженное противоречие актуализировало поиск наиболее результативного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические представления о развитии познавательной
активности детей посредством экспериментальной деятельности;
- исследовать развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
- дать психолого-педагогические рекомендации по развитию
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности и оценить их эффективность.
Объект исследования -познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: формирование познавательных потребностей старших дошкольников будет происходить наиболее результативно, если применять методы эксперимента с учетом возрастных характеристик и закономерностей детского мышления.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение за экспериментальной деятельностью детей, педагогический эксперимент(методика «Особенности познавательных потребностей у дошкольников»(Ганошенко Н.И., Юркевич В.С.), методика «Таинственное письмо» (Прихожан А. М.), методика «Исследование познавательной потребности дошкольника» (Юркевич В.С., модиф. и адапт. Барановой Э.А.)).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
В данной работе проанализировано воззрения психологической теории деятельности, так как вырабатывание умений предусматривает овладение обусловленными видами деятельности в учебном процессе. Морозов А.В. подтверждает, что умение есть сложное постоянное образование, сплав систем знаний и навыков. В исследовательской литературе имеется довольно значительное количество установлений терминов «деятельность, умения». Сущность представления «умения» в педагогической энциклопедии обуславливается, как вероятность действенно выполнять действие; при данном оно может быть представлено как теоретическое, так и практическое. В учебном и воспитательном процессе существенную роль можно отнести учебным умениям, при помощи данных умений, обучающийся видит действительность, обогащает свой опыт. Суть умений по Леушину А.М. состоит в подготовке обучающихся к самоорганизации учений детей старшего дошкольного возраста. Он делит их в три группы в зависимости от их сути в учебном процессе.
Познавательная активность обширно освещается в исследованиях и литературе, но целостного, умозрительного определения данного понятия нет.
Чтобы обусловить «учебные познавательные» умения нужно излишнее уточнение структуры и сути. Отдельные авторы полагают, что надо отнести познавательные умения в иную группу. Это изъясняется увеличением приростов развитий техники, технологических систем, науки. Знания, которые получены на базе поиска и изучения, содействуют формированию созидательного мышления, интеллектуальных способностей и повышению качества знаний. Познавательные умения предполагают собой сложный и обобщённый процесс, так как располагают характеристиками переноса в новейшие условия, используются к разнообразному предметному содержанию, содействуют созидательному использованию полученных знаний в практической деятельности.
В детстве познавательная деятельность предполагает трудный комплексный феномен, который включает формирование познавательных процессов (восприятий, мышлений, памяти, внимания, воображений), которые представляют собой разнообразные формы ориентаций детей в окружающем обстановке, в себе самом и контролируют его деятельность. Поэтому, познавательная деятельность детей характеризуется наилучшим отношением к производимой деятельности, напряженностью усвоения разнообразных способов положительного достижения итога, опытом созидательной деятельности, направлением на его практическое применение в собственной будничной жизни. С целью формирования познавательной деятельности нужно возбудить заинтересованность, организовать мотив, а затем открыть вероятность нахождения цели. Главным мотивом обучения в дошкольном возрасте является заинтересованность и это наиболее значительное его проявление.
Что касается предметной «познавательной» деятельности, то присущая активность детям дошкольникам, формирует и фиксирует деятельное познавательное отношение к окружающим процессам. При помощи речи рассматриваются в детали знания ребенка, определяется способность к аналитической и синтетической деятельности не исключительно на базе прямого восприятия вещей, но и на основе представлений. Потому, условия формирования познавательной активности, взлёт её на наиболее значительный уровень предполагают собой практические, познавательные воздействия детей. Существенное значение имеет тот факт завершения подобных действий успехом, новейшими постижениями, окрашенными насыщенными эмоциями.
В исследовании приняли участие 24 дошкольника старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в МБДОУ № 22 г. Ачинска, 12 из которых составляют экспериментальную группу, и 12 - контрольную.
При исследовании использовались методики: Особенности познавательных потребностей у дошкольников (Ганошенко Н.И., Юркевича В.С.), Методика «Таинственное письмо» (Прихожана А.М.), Познавательная потребность дошкольника (Юркевича В.С., модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Барановой Э.А.).
На стадии констатирующего эксперимента по трем методикам можно предположить, что по первой методике, степень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - у 5 детей преимущественно высокая степень - (41,6%) либо средняя (33,3%) степень развития познавательных процессов, а у второй половины детей - преимущественно низкая степень (16,7%) и заниженная (8,4%) степень сформированных познавательных процессов. У 7 детей контрольной группы преимущественно высокий уровень (58,3%) либо средний (41,7%) уровень развития познавательных процессов.
По результатам второй методики «Таинственное письмо» (Прихожан А.М.), которая была направлена на обнаружение уровня познавательной активности, а также степени сформированности умственных операций анализа и обобщения у детей старшей группы (экспериментальной группы).Результаты показывают, что у детей степень познавательной активности заниженный, чем по предыдущим методикам, появляется уровень «заниженный» и «низкий». Поэтому, на можно увидеть, что у 3 детей (25,0%) выявлен высокий, у 5 детей (41,6%) - средний уровень, у 3 детей (25,0%) - низкий уровень, у 1 ребенка (8,4%) - заниженный уровень. У детей контрольной группы уровень познавательной активности выше, чем у экспериментальной группы. Таким образом, на представленной таблице можно увидеть, что у 5 детей (41,6%) выявлен высокий, у 7 детей (58,3%) - средний уровень, низкого и заниженного уровня не наблюдается.
Третья методика «Познавательная потребность дошкольника» (Юркевича В.С., модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Барановой Э.А.).Проведенное исследование показало, что в 53
экспериментальной группе высокая степень познавательной потребности у 8,1% детей, выше среднего у 16,7% детей, средняя степень у 50,0% детей ниже среднего у 25% детей, низкий уровень отсутствует. В контрольной группе высокий уровень познавательной потребности у 25,0% детей, выше среднего у 58,3% детей, средний уровень у 16,7% детей, ниже среднего и низкий уровень отсутствует.
Таким образом, в исследуемых группах познавательная потребность на среднем уровне, при этом контрольная группа по интеллектуальным потенциалам выше экспериментальной.
Проведя формирующую фазу опытно-поисковых исследований, провели третий этап опытно-поисковых исследований - контрольный. После занятий было проведено вторичное исследование развития мышления по первой методике. Итоги показывают, насколько поднялись показатели по проведенной методике: на 50,0% высокий уровень, преодолен заниженный и снижен на 50,0% - средний уровень в экспериментальной группе. В контрольной группе результате показывают, что у детей уровень познавательной активности в контрольной группе после проведения занятий по изобразительной деятельности значительно повысился. Высокого уровня достигло 75,0% детей, среднего уровня 25,0% детей.
Вторая методика «Таинственное письмо» (Прихожана А.М.), также была проведена по той же аналогии, как и в первый раз, после проведенных занятий. Итоги показывают, что у детей экспериментальной группы степень познавательной активности повысился, отсутствует уровень «заниженный» и «низкий». Поэтому, на представленной таблице можно увидеть, что у 6 детей (50,0%) обнаружен высокий, у 6 детей (50,0%) - средний уровень. Результаты показывают, что у детей контрольной группы степень познавательной активности значительнее, чем у экспериментальной группы. По итогам исследования можно увидеть, что у 10 детей (83,3%) выявлен высокий, у 2 детей (16,7%) - средний уровень, низкого и заниженного уровня не наблюдается.
Третья методика проходит в той же последовательности, после проведенных занятий. Проведенное исследование представило, что в экспериментальной группе после проведения упражнений и занятий уровни повысились, высокий уровень познавательной потребности у 41,7% детей, выше среднего у 33,3% детей, средняя степень у 25,0% детей, низкий и ниже среднего уровни отсутствуют.
Проведенное исследование изобразило, что в контрольной группе высокий уровень познавательной потребности у 83,3% детей, выше среднего у 16,7% детей, средний уровень, ниже среднего и низкий уровень отсутствует.
Таким образом, проведенное исследование говорит об результативности разработанных упражнений и экспериментов, что позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательных потребностей старших дошкольников будет происходить более результативно, если применять экспериментирование с учетом возрастных характеристик и закономерностей детского мышления, полностью подтвердилась.
С целью развития детского экспериментирования в старшей группе был переоборудован уголок экспериментирования для автономной свободной деятельности и персональных занятий.
Были подобраны эксперименты с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми. Мы старались обогащать опыт детей, шло практическое освоение детьми характеристик и качеств различных материалов, дети деятельно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Сопоставляя показатели до и после формирующего эксперимента можно сделать вывод, что до формирующего эксперимента, у детей степень познавательной активности ниже, чем по предыдущим методикам, возникает уровень «заниженный» и «низкий». Поэтому, можно заметить, что у 3 детей (25,0%) обнаружен высокий, у 5 детей (41,6%) - средний уровень, у 3 детей (25,0%) - низкий уровень, у 1 ребенка (8,4%) - заниженный уровень. После формирующего эксперимента, у детей уровень познавательной активности повысился, отсутствует уровень «заниженный» и «низкий». Таким образом, можно увидеть, что у 6 детей (50,0%) выявлен высокий, у 6 детей (50,0%) - средний уровень.
Сравнивая экспериментальную и контрольную группы после проведения экспериментов, можно сделать вывод, что что в экспериментальной группе после проведения экспериментирования на поддержание познавательной активности, в итоге можно сделать вывод, что высокий уровень у 41,7% детей, выше среднего у 33,3% детей, средний уровень у 25,0% детей, низкий и ниже среднего уровни отсутствуют. В контрольной группе наблюдается высокий уровень познавательной потребности у 83,3% детей, выше среднего у 16,7% детей, средний уровень, ниже среднего и низкий уровень отсутствует. Поэтому, в исследуемых группах познавательных потребностей на высоком уровне, при этом контрольная группа по интеллекту выше экспериментальной группы.
Уровень познавательных потребностей в экспериментальной группе повысился, а в контрольной группе изменился не значительно.
Таким образом, полученные нами результаты позволяют свидетельствовать о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование познавательных потребностей старших дошкольников будет происходить наиболее результативно, если применять методы эксперимента с учетом возрастных характеристик и закономерностей детского мышления на нашей выборке подтвердилась только в части, касающейся содержательного компонента познавательной активности.
1. Баданина Л.П. Диагностика и развитие когнитивных процессов: Практическое занятие по общей психологии. М.: НОУ ВПО МПСИ, изд. с 2015 г. 264с.
2. Баранова Е.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. М.: Речь, под ред. с 2017 г. 128с.
3. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Помощники дошкольного воспитателя. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 523 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание цит.: В 6 т. М.: Педагогика, под ред. от. 2015. Т. III. 366 с.
5. Гризик Т. Методологические основы когнитивного развития детей / Дошкольное образование / Под ред. с 2016. № 10.22с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2016. 512с.
7. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: Примерная базовая дошкольная образовательная программа. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ДЕТСТВО-ПРЕССА», изд. с 2016 г. 528с.
8. Дыбина О.В. Неподготовленное поблизости: занимательные
эксперименты и эксперименты для дошкольников. М.: ТС Сфера, изд. с 2016 г. 105 с.
9. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральный закон. Документ. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon- ob-образования- rfposlednyy- redakciya- 2015 / (дата обращения: 17.05.2019).
10. Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности среди воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте. М.: Просвещение редактор с 2016 г. 223 с.
11. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, изд. с 2017. 360 с.
12. Иванов И.А. Естественно-научные наблюдения и опыты в детском саду. М.: ТС Сфера, изд. с 2016 г. с. 224.
13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, изд. 2017. 421 с.
14. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016. 464 с.
15. Куликовская И.Е. Детские эксперименты. Старшего дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, изд. с 2016. 79 с..
16. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, изд. с 2015. №4. С. 18-35.
17. Макаров Ю.А. Введение в образовательную психологию / Учебное пособие. М.: СИНТЕГ, 2015. 552 с.
18. Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании / Учебник. М.: Юрайт, 2015. 426 с.
19. Организация экспериментальной и экспериментальной
деятельности для детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты уроков / под ред. - Комп. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. - Волгоград: Учитель, ред. с 2016 г. 333 с.
20. От рождения до школы: примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: СИНТЕЗ МОЗАИКИ, 2016. 186 с.
21. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Гончаров Н.В. и др. Под ред. ПОЗАДИ. Михайлов. 2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ДЕТСТВО-ПРЕССА», изд. с 2015 г. 255с.
22. Поддяков Н.Н. Сенсация: открытие нового ведущего вида деятельности / педагогический вестник. Ред. с 2016 г. №1. 6 с.
23. Прихожане Н. В. Познавательная деятельность / Школьный психолог. 2014. № 43. с 65-69
24. Сквортянная В.Л. Гендерные особенности познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Молодые ученые - столичное образование. Материалы 18-й городской научно-практической конференции. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016. с 85
25. Савенков А.И. Методы исследования обучения дошкольников. Самара: Издательство учебной литературы: Издательство Федорова, изд. с 2015 г. 128с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт до¬
школьного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 22.05.2019).
27. Холл С. Дети. Любовь, страх, моральные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. М.: СИНТЕГ, 2015. 493 с.
28. Шелехова Л.В. Математические методы в психологии и педагогике. В диаграммах и таблицах. Руководство. М.: Лан, 2015. 224 с.
29. Щукин Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. М.: Просвещение, 1971. 234 с.
30. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: 2015. 392 с.
31. Экспериментальное исследование когнитивной мотивации дошкольников / Вопросы психологии.редактор с 2016 г. №11.23 с.
32. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детстве.редактор с 2015 г. № 4. 6 с.
33. Якобсон С. Г., Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М.: Дрофа, 2018. 176 с.