Работа сделана на примере детской редакции «Живой классики» (интернет-журнал «Лифт»)»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОРПОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1 Понятие, функции и виды корпоративных СМИ 6
1.2 Условия функционирования корпоративных медиа на рынке отечественных СМИ 12
2 ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА КОРПОРАТИВНОГО СМИ 24
2.1 Технологии продвижения бренда СМИ с использованием онлайн-возможностей 24
2.2 «Фонд «Живая классика» как корпорация: история создания, структура и типологическая характеристика 39
3 ПРОЕКТ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА ДЕТСКОЙ РЕДАКЦИИ «ЖИВАЯ КЛАССИКА»: ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЛИФТ» 50
3.1 Анализ эффективности технологий продвижения интернет-журнала «Лифт» 50
3.2 Создание эффективных технологий продвижения бренда детской редакции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Социальный институт журналистики, фиксирующий все общественные изменения глобальной мировой действительности сам непременно подвергается изменениям. Вместе с новыми формами коммуникации возникают новые каналы для распространения информации. Одной из наиболее успешных современных тенденций является корпоративная журналистика.
Как отмечает Ю.В. Чемякин, «корпоративная пресса в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся типов СМИ в России, важным сегментом информационного пространства страны» .
Однако, несмотря на научный интерес и теоретический подход к осмыслению данного типа прессы, все же существует ряд недостаточно разработанных важнейших ключевых вопросов. К ним можно отнести определение объема и границ понятия «корпоративные СМИ», выявление условий эффективности функционирования, а также технологии продвижения таких СМИ.
Цель исследования: разработать проект продвижения бренда интернет-журнала «Лифт» -корпоративного издания детской редакции «Живой классики».
Объект исследования: технологии продвижения интернет-СМИ
Предмет исследования: инструменты продвижения детского интернет-журнала
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теорию о корпоративных средствах массовой информации в контексте истории отечественной журналистики;
2) Определить понятие, функции и виды корпоративных СМИ;
3) Изучить условия функционирования корпоративных медиа на рынке отечественных СМИ;
4) Дать развернутую типологическую характеристику интернет-журнала «Лифт»;
5) Проанализировать историю и основные этапы развития детской редакции «Лифта» как корпоративного медиа ресурса;
6) Проанализировать выпуски детского СМИ и определить особенности используемых технологий продвижения;
7) Разработать проект продвижения бренда детской редакции «Живой классики».
Теоретическую базу исследования составляют работы специалистов в области теории развития СМИ: Е. Л. Вартановой, С. М. Гуревича, И. Н. Деминой, B. Л. Иваницкого, Д. А. Мурзина; работы по истории детской журналистики М. И. Алексеевой, Л. А. Вяткиной, О. Е. Коханой, М. Ф. Поповой, А. В. Третьякова, М. Л. Холмова; публикации в области типологии СМИ и анализа современного состояния детских и подростковых средств массовой информации А. П. Гостомыслова, И. А. Жилавской, Г. Л. Капустиной, Д. И. Косолаповой, С. В. Лебедевой, У. О. Лешко, Д. А. Рогожкина, И. А. Руденко, С. Б. Стебловской, М. С. Халиуллиной, а также социологов, изучающих детскую аудиторию СМИ: Н. В. Васильевой А. В. Шарикова, C.Н. Щегловой.
В данной работе мы также опирались на труды исследователей детских СМИ России: М. И. Алексеевой, А. Вяткиной, М. Ф. Поповой, И. А. Руденко, А. В. Третьякова, О. П. Чернега, С. Б. Цымбаленко и др.
Методологической основой исследования послужил контент-анализ, структурно-функциональный, сравнительный и типологический анализы. Автором также использовались метод наблюдения за процессом функционирования детской редакции, анкетирование, интервьюирование.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты существенно дополняют анализ специфики функционирования детских СМИ. Материалы могут быть использованы при подготовке лекционных и практических занятий в дополнительных общеразвивающих программах по журналистике в общеобразовательных учреждениях, а также специальных курсов по истории детской журналистики и другим специальным дисциплинам в подготовке специалистов отделения «Журналистика» в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Методики анализа эффективности деятельности детской редакции, а также методические рекомендации и выводы, сделанные по результатам исследования, могут быть использованы для оценки эффективности специалистами детских редакций.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Апробация работы: Теоретические исследования и практические рекомендации по продвижению бренда детской редакции «Живой классики» были представлены на VII Всероссийском фестивале-слете медиашкол «ТЕЛЕШКО ФЕСТ»-2024 (г. Сочи); на фестивале школьных СМИ «Зоркое сердце» г. Магнитогорск, а также в виде статей в международного научно-практическом электронном журнале "Аллея Науки".
Основной целью работы детского СМИ является развитие творческих навыков и интересов у детей, а также предоставление им возможности самовыражения и самореализации. Детская редакция «Живой классики» успешно осуществляет эти цели, предоставляя юным авторам возможность публикации своих произведений в интернет-журнале «Лифт». Проект АНО «Фонд «Живая классика» реализуется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
Целью нашего исследования была разработка проекта продвижения бренда интернет-журнала «Лифт» - корпоративного издания детской редакции «Живой классики».
В ходе изучения теоретического материала по проблеме исследования мы рассмотрели теорию о корпоративных средствах массовой информации в контексте истории отечественной журналистики, взяв за основу опредделение Ю.В.Чемякина – «корпоративная пресса – официально зарегистрированное, отражающее интересы конкретной корпорации-учредителя, издающееся по ее инициативе, способствующее ее развитию, решению стоящих перед ней задач путем установления и поддержания контакта со значимыми для этой корпорации группами общественности». Изучив функциональные особенности корпоративных СМИ, рассмотренные в трудах Е. Л. Вартановой, Д. А. Мурзина, С. М. Гуревича, И. Н. Деминой, мы выделили следующие наиболее общие для корпоративных СМИ:
- коммуникативная,
- идеологическая
- интеграционная,
- агитационная,
- имиджевая
- познавательная.
В связи с расширением понятия «корпоративная пресса» издания начинают выполнять и другие функции, среди которых развлекательная и культуроформирующая.
Именно культуроформирующая функция является основной в деяятельности интернет-журнала «Лифт». Цель создания Фонда – организация конкурса юных чтецов «Живая классика», поэтому для ее осуществления фонд может осуществлять следующие различные виды деятельности, направленные на:
- пропаганду чтения среди детей;
- расширение читательского кругозора;
-развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации;
-возрождение традиций семейного чтения;
-повышение общественного интереса к библиотекам.
Детская редакция «Живой классики» является внешнекорпоративным средством массовой информации, цель ее деятельности непосредственно связана с целью корпорации - некоммерческой организации Фонда «Живая классика».
Проведя анализ деятельности интернет-журнала «Лифт», мы пришли к выводу, что помимо достижения целей корпорации (Фонда «Живая классика») журнал выполняет функцию содействия творческой самореализации юных читателей, раскрытию их талантов и способностей. Кроме того, участие в детской редакции журнала – это лоббирование интересов молодежи. В ходе анализа используемых журналом технологий продвижения мы выявили минусов, самыми важными из которых являются:
-контент, представленный в рубриках, не соответствует современным молодежным трендам, его информационные компоненты требуют актуализации.
- отсутствие связи с современными блогерами;
- отсутствует общение с аудиторией.
Работая над практической частью исследования, мы создали проект продвижения бренда интернет-журнала «Лифт». В основу проекта мы заложили основные современные немаркетинговые тенденции продвижения интернет- изданий, такие как платформы «Ютуб» и «ТикТок», запись подкастов на актуальные темы, коллаборации с блогерами. Также мы расширили рубрикатор издания, добавив рубрики по темам, которые по проведенному нами опросу вызывают наибольший интерес у читателей.
Наши предложения по изменению технологий продвижения были направлены выпускающему редактору интернет-журнала исполнительному директору Фонда «Живая классика» Лилии Игоревне Шафранской. Лилия Игоревна положительно оценила аналитическую составляющую исследования и выразила интерес к созданному нами проекту продвижения интернет-журнала «Лифт».
1. Агафонов Л.С. Корпоративная пресса: особенности функционирова¬ния, типологические характеристики и методика оценки эффективности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.
2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985.
3. Бабкин А.Ю. Корпоративные издания в структуре печатных СМИ: ти¬пологические и профильные характеристики (на примере прессы феде¬рального государственного унитарного предприятия «Почта России»): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2010.
4. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. Детская журналистика в работе над познавательно речевым развитием детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы педагогики и психологии.2021. №8. С. 5-12.
5. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. М.: Вест-Консалтинг, 2008.
6. Губайдуллина Л.Ф., Мельник М.В. Сетевой проект «Детское телевидение»: детский сад –телекомпания «Злат-ТВ» // Детский сад от А доЯ. 2021. №5. С. 66-78.
7. Дегтяренко Д.К. Корпоративные издания в России: виды, функции, задачи // Среда. 2002. № 8—9.
8. Десяев С.Н. Взрослые вопросы детскойжурналистики // Hominum. 2021. №4. С.62-77.
9. Дубицкая В. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации / Дубицкая, В. - М.: Института социологии РАН, 2020. - 144 c.
10. «Живая классика» [сайт] // [электронный ресурс]: URL: https://godliteratury.ru/articles/2018/02/06/fond-zhivaya-klassika-zapuskaet-novy (дата обращения: 05.06.2024)
11. Коротаева Н.В., Читах А.Ш. Культурнаяпрактика – «Клуб детской журналистики» какинновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников // Образование в Кировской области. 2022. №3 (63). С. 58-61.
12. Корпоративная пресса. Руководство к действию / Под ред. А.А. Ми¬рошниченко. М.: МедиаЛайн, 2011.
13. Кривоносов А.Д. Корпоративная пресса на Западе: история и типоло¬гия // PR-диалог. 2002. № 3, 5—6.
14. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
15. Лапина Е.В. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания // Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. «Журналистика, реклама и СО: новые подходы». Воронеж, 2002.
16. «Лифт» [сайт] // [электронный ресурс]: URL: https://lift-journal.ru/about (дата обращения 05.06.2024)
17. Мирошниченко А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей. М.: МедиаЛайн, Альпина Паблишер, 2012.
18. Мурзин Д.А. Новые корпоративные стратегии коммуникаций в совре¬менной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2004. № 3.
19. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М.: Хроникер, 2005.
20. Мурзин Д.А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
21. Руденко И. А. Детская и юношеская пресса России // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. НИИ школьных технологий. М., 2006. С. 126-128.
22. Сказко А.С., Агирбов С.Р., Костина Г.В. Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры // Kant. 2019. №2 (31). С.275- 279.
23. Стернин И.А., Камбаралиева У.Д. Теоретические проблемы описания коммуникативногоповедения // Коммуникативные исследования.2018. №2 (16). С.20-34.
24. Типология периодической печати: Учеб. пособие / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009.
25. Третьяков А. В. Подростковая самодеятельная пресса: случайность или закономерность? // Журналистика в 1994 году: тезисы научно-практической конференции. Ч. III. М., 1995.
26. Хаим, Г. Гинот Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет / Хаим Г. Гинот. - М.: Центрполиграф, 2020. - 420 c.
27. Халимдарова Г.Р. Коммуникативнаякультура старших дошкольников: компоненты,критерии, показатели // Вестник Марийского государственного университета. 2022. №4 (48).С. 491-499.
28. Халимдарова Г.Р. Шадрина Л.Г. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культурыстарших дошкольников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №3. С. 92-104.
29. Халиуллина М. С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики на примере периодики Оренбургской области: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2014.
30. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М., 2006
31. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екате¬ринбург: Дискурс Пи, 2006.
32. Чернега О. П. Корпоративные издания: соотношение практики и теории Журналистика в 2004 году // СМИ в многополярном мире: материалы научно-практической конференции. Москва. 2-5 февраля 2005 г. С. 182-183;
33. Чернега О. П. По материалам интервью о школьной корпоративной прессе. Барнаул, 2008.
34. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999