Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования поля и ценности «София - мудрость - премудрость» в культурных традициях русских и китайцев 6
1.1. Теория поля в лингвистике 6
1.2. Ценностные доминанты «София - мудрость - премудрость» в русской
светской и духовной традиции 7
1.3. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайской
иероглифике 9
Глава 2. Построение и анализ лексико-семантического поля для ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 13
2.1. Историко-этимологическая характеристика слов «София», «мудрость»,
«премудрость» на материале русских словарей 13
2.2. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайских
словарях 14
2.3. Ядерная зона ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в
сопоставляемых языках 17
2.4. Околоядерная зона лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость» в сопоставляемых языках 23
2.5. Периферийная зона лексико-семантического поля ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 25
Заключение 35
Список литературы 37
Практическое применение теории лексико-семантического поля (далее - ЛСП) является одной из актуальных задач современного языкознания, так как с её помощью можно провести срезы состояний языка на разных стадиях его эволюции в отношении слов-концептов (значение слова-концепта, Частота словоупотребления, разветвлённость парадигматических отношений и их структуру) и таким образом отследить лексические изменения во времени. Результаты таких исследований приближают нас к пониманию законов эволюции языка, а также представляют интерес и для ряда смежных наук (отражение в языке психологической эволюции человека, взаимовлияния истории и языка и пр.) [Жэнь Чани, 2021, с. 3].
Объект исследования: “София-мудрость-премудрость” в русской и китайской лингвокультурах. София - мудрость - премудрость-вот три связанных между собой понятия, которые лежат в основе многих философских учений и религиозных верований. В русской культуре эти слова не просто являются синонимами, но и несут в себе глубокий смысл, отражая путь человеческого познания и духовного роста.
София в древнегреческом языке означает ‘мудрость’, ‘ум’ или ‘мудрость в высшем смысле’ [Долгих, 2014, с. 24]. Это понятие не просто обозначает интеллектуальные способности человека, но и отражает его способность понимать мир и себя самого, а также применять эту мудрость для достижения блага и справедливости. В русской православной традиции София приобретает особый смысл, будучи воспринятой как божественная мудрость, через которую Бог творит мир и ведет человечество к спасению.
Ценность «Мудрость» же в русском языке является более общим понятием, включая в себя как интеллектуальный компонент, так и морально-нравственный аспект [Дмитриева, 2016, с. 78] . Мудрость понимается как способность принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она требует не только знаний, но и опыта, мудрого суждения.
Наконец, ценность «премудрость» - это высшая ступень мудрости, включающая в себя полное осознание истины, добра и красоты. Она является целью долголетнего поиска и стремления к совершенствованию, и является недоступной для большинства людей [Дмитриева, 2016, с. 78] Только избранные или просветленные могут получить доступ к тайным знаниям и таинственным истинам, которые открывает премудрость.
В современном мире, где технологический прогресс и информационная эксплозия меняют наши представления о знании и мудрости, важно понять и оценить роль мудрости в личностном росте и общественной жизни. Мудрость становится не только теоретическим понятием, но и практическим инструментом для решения сложных задач и управления социальными процессами. Она помогает нам лучше понять мир вокруг нас и себя самого, а также принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она проявляется в житейских ситуациях как умение решать разнообразные жизненные проблемы [Акимова, 2022].
Цель нашего исследования - выявить вербализацию (то есть языковое воплощение) ценностного понятия «софия-мудрость-премудрость» средствами лексико-семантического поля в русском и китайском языках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить теоретические основания для изучения системных отношений в лексике.
2. Описать лингвокультурную специфику софию мудрость и премудрость в обоих языках.
3. Дать этимологический анализ имени лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость».
4. Описать связи и отношения, возникающие между элементами ЛСП «София-мудрость-премудрость» .
Материал исследования:
1. Т. Ф. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 3. Сыма Цянь «Исторические записи, том 65: Биография Сунь Цзы У Ци» и др.
Цель настоящей работы-предложить оригинальное видение мудрости как ключевого элемента человеческой цивилизации и показать, как она может быть использована для решения современных проблем и укрепления духовных основ нашего общества. Путем анализа философских истоков, литературных произведений, фольклора и современных исследований мы намерены раскрыть многогранность и глубину понятия мудрости, что позволит нам лучше понять ее ценность в современном мире и для будущего развития человечества.
Ценность мудрости заключается в ее способности вести нас к истине и помогать нам понять природу и законы мира. Это не только инструмент получения знаний, но и искусство жизни, способное помочь нам принимать правильные решения и решать сложные проблемы. Мудрость позволяет нам превзойти поверхностные явления и проникнуть в суть внутренних связей и сущности вещей. Оно учит нас думать, анализировать и судить, чтобы мы могли сохранять ясный ум и острое понимание в сложном мире. Эта способность не только помогает нам достигать успехов в академической сфере, но также помогает нам избегать недоразумений и предубеждений и делать мудрый выбор в повседневной жизни. Мудрость — это также своего рода мудрость в жизни. Она учит нас, как противостоять жизненным вызовам и трудностям, как справляться с межличностными отношениями и как осознавать свою ценность. Это позволяет нам смотреть на жизнь с более зрелым и рациональным подходом и относиться к другим с более терпимым и инклюзивным менталитетом. Такая мудрость в жизни помогает нам установить здоровые межличностные отношения и способствовать социальной гармонии и прогрессу.
София часто ассоциируется с мудростью, красотой и божественностью в русской культуре. Имя происходит от греческого слова, означающего «мудрость», и в русской культуре оно не только представляет личные добродетели и качества, но часто связано с символикой Русской Православной Церкви [Биьлиотека Википедии ]. Мудрость и премудрость — это тоже разные вещи. Несмотря на то, что они разные, большинство значений совпадают. Изучая китайские идиомы и пословицы, мы обнаружим, что мудрость — это способ справиться с взаимосвязью между ценностными идеалами и практическими действиями. Премудрость — это глубокое понимание, возникающее у людей в результате наблюдения и понимания природных явлений, а также изучения и решения социальных проблем. Среди
них понимание закономерностей, которые разрешают человеческое замешательство, принадлежит к великой мудрости. По словам Цзинь Юна, «мудрость используется для решения больших проблем, а премудрость используется для решения маленьких проблем». Независимо от того, делятся ли эти проблемы на теоретические или практические, моральные или неморальные, окончательное решение проблемы должно опираться на человеческую мудрость [Ян Цзяньго, 2011 , с. 142] .
Короче говоря, ценность мудрости проявляется во многих аспектах. Она не только помогает улучшить личные качества, способствовать социальному прогрессу и экономическому развитию, но также обогащает культурный смысл. Поэтому мы должны дорожить мудростью, стремиться развивать свою собственную мудрость и качества и способствовать прогрессу и развитию общества. В то же время мы также должны пропагандировать ценность мудрости, позволить большему количеству людей осознать важность мудрости и совместно создавать лучшее будущее.
1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь журнал «Церковь и время», 2000, №1.* Москва, 18 января 2001 г. с. 396-397 URL:
https://predanie.rU/book/216917-sofiya-logos-slovar/#/toc4(дата обращения:02.06.2024)
2. Акимова М.К. Жизненный опыт челавек как основа мулрость. 2022,10.
3. А.Ю.Долгих София и мудрость : смысл понятий и их влияние на восприятие философии 2014г. 24с.
4. Байду: китайский язык [Электронный ресурс] URL:
https://hanyu.baidu.com/s?wd=%E6%99%BA%E6%85%A7&from=poem#detailmean(дата обращения:02.06.2024)
5. Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г - М.:
Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.
6. Библиотека Википедии URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F(%D 1 %84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %84%D0%B8%
D1 %8F)#cite ref-days 7-0(дата обращения :03.06.2024)
7. Арсеньев К. К.,Радлов Э. Л.Соловьев, Владимир
Сергеевич //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и
4 доп.). — СПб., 1890—1907.
8. Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А. Кузнецов URL: https://gramota.ru/poisk?query=%D0%BC%D 1 %83 %D0%B4%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C&mode=slovariПервое издание: СПб.: Норинт, 1998.(дата обращения:28.05.2024)
9. Дмитриева Н.М.,Линтовская Е.М. Этическом наполнение концепта «мудрость» в русской языковой картине мира./ Оренбургский государственный университет 2016г 78с.
10. Ефремова. Т. Ф. Толковый словарь Ефремовой. 2000. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/168288/%D0%97%D0%B4%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C?ysclid=lwxgwj deyv341726845(дата обращения: 15.05.2024).
11. Жэнь Чани. Вебрализация ценность “спокойствие” (на фоне китайского языка) . 2021.5 С. 5-40.
12. Кант Иммануил // Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]
// Энциклопедии & Словари. Режим доступа: URL:
https://example.com(дата обращения: 16.05.2024).
13. Кварк : китайский язык [Электронный ресурс] URL:
https://vt.quark.cn/blm/quark-doc-ssr-293/preview?entry=buwang others&fp from=sc&uc param str=dnntnwvepffrgibijbprsvpidicheiutdskpss&uc biz str=OPT%3ABACK BTN STYLE%400%7COPT%3ATOOLBAR STYLE%400%7COPT%3AS BAR BG COLOR%40ffffff&id=CE7DCA86CC25E9ACCDD2800BA1(дата обращения: 16.05.2024).
14. Любкер Ф. Метида // Реальный словарь классических древностей. Под
ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. Тойбнер, 1914. // Реальный словарь
классических древностей.
15. «Логос, на основе механической причинности, обнаруживает всеединство
в законе всемирного тяготения, дабы внутренняя сила соединила разрозненный частицы хаоса и создала бы единое компактное тело, первую материализацию мировой души, первую основу для действия Премудрости Божией.» /Арсеньев К. К.,Радлов, Э. Л.Соловьев, Владимир
Сергеевич //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
16. Любкер Ф. Метида // Реальный словарь классических древностей. Под
ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. Тойбнер, 1914. // Реальный словарь
классических древностей.
17. Лу Мин. Конфуцианство и мудрость. //Современная команда 2023. c.51 // m ш«& // <жт 2023 ^ я 51 шэд
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. URL:
МУДРОСТЬ Толковый словарь Ожегова онлайн (slovarozhegova.ru)(дата обращения: 02.06.2024)
19. Православная энциклопедия «Азбука веры)) (электронная версия) URL:
https://azbyka.ru/premudrost(дата обращения: 04.06.2024)
20. [Сайт синонимов URL:
https://xn—7 sbfc3 aaqnhaffdukg9p.xn--p 1 ai/words/%D0%BC%D 1 %83 %D0%B4%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8С](дата обращения: 14.06.2024)
21. Си Цзиньпин «Пояс и путь» (полное название: «Экономический пояс
Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века»), сентябрь 2013 г.//Л ЙТ"-<-Й"(££: "^^t^^^^"^"X+-tt^^±^^t^"),
2013 ^ 9 Ц
22. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия) . URL: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D 1 %81 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D1 %83%D0%B4%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C (дата обращения: 13.06.2024).
23. «София, или мудрость Божия, постоянно вызывает к бытию бесчисленное множество возможностей из недр внебожественного существования и вновь поглощает их во всемогуществе, истине и благодати Божией. Однако, ежели всемогущество и истина Бога могут довольствоваться тем, чтобы Бог был всем, то благость его требует, чтобы „все стало Богом“.» / Арсеньев К.К., Радлов, Э. Л. Соловьев, Владимир Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
24. Любкер Ф. Метида // Реальный словарь классических древностей. Под
ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. Тойбнер, 1914. // Реальный словарь
классических древностей.
25. Сыма Цянь «Исторические записи, том 65: Биография Сунь Цзы У Ци» 104
г. до н.э., стр.
5//ада «£й#л+£-#^т£» ^^йю4^, ж^
26. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М. :
Школа-Пресс, 1996. — 701 с. URL:
https://ru.wiktionarv.org/wiki/%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C(дата обращения: 14.06.2024).
27. Ушаков Д.Н.Толковый словарь Ушакова. 1935-1940. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1073722?ysclid=lwxg9bb1lo417964434
28. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизм. Гл. 3 [Электронный
ресурс] // Архивная копия от 13.07.2020 на Wayback Machine. Режим доступа: URL: https: //web.archive.org/web/20200713123456/https: //example.com. (дата
обращения: 04.06.2024).
29. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. 256 с.
30. Юй Цзяси, составитель - Чжоу Цзуму и Юй Шуйи, "Заметки о новом языке мира".2007 //^®, Ш^:Ж1Ж £Ж- ШШ^Е 2007Ж
31. Ян Цзяньго. Говоря о мудрости, мы также имеем в виду концепцию мудрости в традиционной китайской этике и морали.// Китайские культурные исследования. 2011год. с 142// ^Жй. Ш^Ж-^^ФЙ^^^ЖЖ^Ф^ Ж// (ФЙЭДО 2011 Щ 142 ^