Ценностные доминанты «София - мудрость - премудрость» в русской и китайской лингвокультурах
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования поля и ценности «София - мудрость - премудрость» в культурных традициях русских и китайцев 6
1.1. Теория поля в лингвистике 6
1.2. Ценностные доминанты «София - мудрость - премудрость» в русской
светской и духовной традиции 7
1.3. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайской
иероглифике 9
Глава 2. Построение и анализ лексико-семантического поля для ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 13
2.1. Историко-этимологическая характеристика слов «София», «мудрость»,
«премудрость» на материале русских словарей 13
2.2. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайских
словарях 14
2.3. Ядерная зона ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в
сопоставляемых языках 17
2.4. Околоядерная зона лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость» в сопоставляемых языках 23
2.5. Периферийная зона лексико-семантического поля ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 25
Заключение 35
Список литературы 37
Глава 1. Теоретические основания исследования поля и ценности «София - мудрость - премудрость» в культурных традициях русских и китайцев 6
1.1. Теория поля в лингвистике 6
1.2. Ценностные доминанты «София - мудрость - премудрость» в русской
светской и духовной традиции 7
1.3. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайской
иероглифике 9
Глава 2. Построение и анализ лексико-семантического поля для ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 13
2.1. Историко-этимологическая характеристика слов «София», «мудрость»,
«премудрость» на материале русских словарей 13
2.2. Ценность «София», «мудрость», «премудрость» в китайских
словарях 14
2.3. Ядерная зона ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в
сопоставляемых языках 17
2.4. Околоядерная зона лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость» в сопоставляемых языках 23
2.5. Периферийная зона лексико-семантического поля ценностных доминант «София - мудрость - премудрость» в русском и китайском языках 25
Заключение 35
Список литературы 37
Практическое применение теории лексико-семантического поля (далее - ЛСП) является одной из актуальных задач современного языкознания, так как с её помощью можно провести срезы состояний языка на разных стадиях его эволюции в отношении слов-концептов (значение слова-концепта, Частота словоупотребления, разветвлённость парадигматических отношений и их структуру) и таким образом отследить лексические изменения во времени. Результаты таких исследований приближают нас к пониманию законов эволюции языка, а также представляют интерес и для ряда смежных наук (отражение в языке психологической эволюции человека, взаимовлияния истории и языка и пр.) [Жэнь Чани, 2021, с. 3].
Объект исследования: “София-мудрость-премудрость” в русской и китайской лингвокультурах. София - мудрость - премудрость-вот три связанных между собой понятия, которые лежат в основе многих философских учений и религиозных верований. В русской культуре эти слова не просто являются синонимами, но и несут в себе глубокий смысл, отражая путь человеческого познания и духовного роста.
София в древнегреческом языке означает ‘мудрость’, ‘ум’ или ‘мудрость в высшем смысле’ [Долгих, 2014, с. 24]. Это понятие не просто обозначает интеллектуальные способности человека, но и отражает его способность понимать мир и себя самого, а также применять эту мудрость для достижения блага и справедливости. В русской православной традиции София приобретает особый смысл, будучи воспринятой как божественная мудрость, через которую Бог творит мир и ведет человечество к спасению.
Ценность «Мудрость» же в русском языке является более общим понятием, включая в себя как интеллектуальный компонент, так и морально-нравственный аспект [Дмитриева, 2016, с. 78] . Мудрость понимается как способность принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она требует не только знаний, но и опыта, мудрого суждения.
Наконец, ценность «премудрость» - это высшая ступень мудрости, включающая в себя полное осознание истины, добра и красоты. Она является целью долголетнего поиска и стремления к совершенствованию, и является недоступной для большинства людей [Дмитриева, 2016, с. 78] Только избранные или просветленные могут получить доступ к тайным знаниям и таинственным истинам, которые открывает премудрость.
В современном мире, где технологический прогресс и информационная эксплозия меняют наши представления о знании и мудрости, важно понять и оценить роль мудрости в личностном росте и общественной жизни. Мудрость становится не только теоретическим понятием, но и практическим инструментом для решения сложных задач и управления социальными процессами. Она помогает нам лучше понять мир вокруг нас и себя самого, а также принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она проявляется в житейских ситуациях как умение решать разнообразные жизненные проблемы [Акимова, 2022].
Цель нашего исследования - выявить вербализацию (то есть языковое воплощение) ценностного понятия «софия-мудрость-премудрость» средствами лексико-семантического поля в русском и китайском языках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить теоретические основания для изучения системных отношений в лексике.
2. Описать лингвокультурную специфику софию мудрость и премудрость в обоих языках.
3. Дать этимологический анализ имени лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость».
4. Описать связи и отношения, возникающие между элементами ЛСП «София-мудрость-премудрость» .
Материал исследования:
1. Т. Ф. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 3. Сыма Цянь «Исторические записи, том 65: Биография Сунь Цзы У Ци» и др.
Цель настоящей работы-предложить оригинальное видение мудрости как ключевого элемента человеческой цивилизации и показать, как она может быть использована для решения современных проблем и укрепления духовных основ нашего общества. Путем анализа философских истоков, литературных произведений, фольклора и современных исследований мы намерены раскрыть многогранность и глубину понятия мудрости, что позволит нам лучше понять ее ценность в современном мире и для будущего развития человечества.
Объект исследования: “София-мудрость-премудрость” в русской и китайской лингвокультурах. София - мудрость - премудрость-вот три связанных между собой понятия, которые лежат в основе многих философских учений и религиозных верований. В русской культуре эти слова не просто являются синонимами, но и несут в себе глубокий смысл, отражая путь человеческого познания и духовного роста.
София в древнегреческом языке означает ‘мудрость’, ‘ум’ или ‘мудрость в высшем смысле’ [Долгих, 2014, с. 24]. Это понятие не просто обозначает интеллектуальные способности человека, но и отражает его способность понимать мир и себя самого, а также применять эту мудрость для достижения блага и справедливости. В русской православной традиции София приобретает особый смысл, будучи воспринятой как божественная мудрость, через которую Бог творит мир и ведет человечество к спасению.
Ценность «Мудрость» же в русском языке является более общим понятием, включая в себя как интеллектуальный компонент, так и морально-нравственный аспект [Дмитриева, 2016, с. 78] . Мудрость понимается как способность принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она требует не только знаний, но и опыта, мудрого суждения.
Наконец, ценность «премудрость» - это высшая ступень мудрости, включающая в себя полное осознание истины, добра и красоты. Она является целью долголетнего поиска и стремления к совершенствованию, и является недоступной для большинства людей [Дмитриева, 2016, с. 78] Только избранные или просветленные могут получить доступ к тайным знаниям и таинственным истинам, которые открывает премудрость.
В современном мире, где технологический прогресс и информационная эксплозия меняют наши представления о знании и мудрости, важно понять и оценить роль мудрости в личностном росте и общественной жизни. Мудрость становится не только теоретическим понятием, но и практическим инструментом для решения сложных задач и управления социальными процессами. Она помогает нам лучше понять мир вокруг нас и себя самого, а также принимать правильные решения на основе глубокого понимания окружающего мира и человеческой природы. Она проявляется в житейских ситуациях как умение решать разнообразные жизненные проблемы [Акимова, 2022].
Цель нашего исследования - выявить вербализацию (то есть языковое воплощение) ценностного понятия «софия-мудрость-премудрость» средствами лексико-семантического поля в русском и китайском языках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить теоретические основания для изучения системных отношений в лексике.
2. Описать лингвокультурную специфику софию мудрость и премудрость в обоих языках.
3. Дать этимологический анализ имени лексико-семантического поля
«София-мудрость-премудрость».
4. Описать связи и отношения, возникающие между элементами ЛСП «София-мудрость-премудрость» .
Материал исследования:
1. Т. Ф. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 3. Сыма Цянь «Исторические записи, том 65: Биография Сунь Цзы У Ци» и др.
Цель настоящей работы-предложить оригинальное видение мудрости как ключевого элемента человеческой цивилизации и показать, как она может быть использована для решения современных проблем и укрепления духовных основ нашего общества. Путем анализа философских истоков, литературных произведений, фольклора и современных исследований мы намерены раскрыть многогранность и глубину понятия мудрости, что позволит нам лучше понять ее ценность в современном мире и для будущего развития человечества.
Ценность мудрости заключается в ее способности вести нас к истине и помогать нам понять природу и законы мира. Это не только инструмент получения знаний, но и искусство жизни, способное помочь нам принимать правильные решения и решать сложные проблемы. Мудрость позволяет нам превзойти поверхностные явления и проникнуть в суть внутренних связей и сущности вещей. Оно учит нас думать, анализировать и судить, чтобы мы могли сохранять ясный ум и острое понимание в сложном мире. Эта способность не только помогает нам достигать успехов в академической сфере, но также помогает нам избегать недоразумений и предубеждений и делать мудрый выбор в повседневной жизни. Мудрость — это также своего рода мудрость в жизни. Она учит нас, как противостоять жизненным вызовам и трудностям, как справляться с межличностными отношениями и как осознавать свою ценность. Это позволяет нам смотреть на жизнь с более зрелым и рациональным подходом и относиться к другим с более терпимым и инклюзивным менталитетом. Такая мудрость в жизни помогает нам установить здоровые межличностные отношения и способствовать социальной гармонии и прогрессу.
София часто ассоциируется с мудростью, красотой и божественностью в русской культуре. Имя происходит от греческого слова, означающего «мудрость», и в русской культуре оно не только представляет личные добродетели и качества, но часто связано с символикой Русской Православной Церкви [Биьлиотека Википедии ]. Мудрость и премудрость — это тоже разные вещи. Несмотря на то, что они разные, большинство значений совпадают. Изучая китайские идиомы и пословицы, мы обнаружим, что мудрость — это способ справиться с взаимосвязью между ценностными идеалами и практическими действиями. Премудрость — это глубокое понимание, возникающее у людей в результате наблюдения и понимания природных явлений, а также изучения и решения социальных проблем. Среди
них понимание закономерностей, которые разрешают человеческое замешательство, принадлежит к великой мудрости. По словам Цзинь Юна, «мудрость используется для решения больших проблем, а премудрость используется для решения маленьких проблем». Независимо от того, делятся ли эти проблемы на теоретические или практические, моральные или неморальные, окончательное решение проблемы должно опираться на человеческую мудрость [Ян Цзяньго, 2011 , с. 142] .
Короче говоря, ценность мудрости проявляется во многих аспектах. Она не только помогает улучшить личные качества, способствовать социальному прогрессу и экономическому развитию, но также обогащает культурный смысл. Поэтому мы должны дорожить мудростью, стремиться развивать свою собственную мудрость и качества и способствовать прогрессу и развитию общества. В то же время мы также должны пропагандировать ценность мудрости, позволить большему количеству людей осознать важность мудрости и совместно создавать лучшее будущее.
София часто ассоциируется с мудростью, красотой и божественностью в русской культуре. Имя происходит от греческого слова, означающего «мудрость», и в русской культуре оно не только представляет личные добродетели и качества, но часто связано с символикой Русской Православной Церкви [Биьлиотека Википедии ]. Мудрость и премудрость — это тоже разные вещи. Несмотря на то, что они разные, большинство значений совпадают. Изучая китайские идиомы и пословицы, мы обнаружим, что мудрость — это способ справиться с взаимосвязью между ценностными идеалами и практическими действиями. Премудрость — это глубокое понимание, возникающее у людей в результате наблюдения и понимания природных явлений, а также изучения и решения социальных проблем. Среди
них понимание закономерностей, которые разрешают человеческое замешательство, принадлежит к великой мудрости. По словам Цзинь Юна, «мудрость используется для решения больших проблем, а премудрость используется для решения маленьких проблем». Независимо от того, делятся ли эти проблемы на теоретические или практические, моральные или неморальные, окончательное решение проблемы должно опираться на человеческую мудрость [Ян Цзяньго, 2011 , с. 142] .
Короче говоря, ценность мудрости проявляется во многих аспектах. Она не только помогает улучшить личные качества, способствовать социальному прогрессу и экономическому развитию, но также обогащает культурный смысл. Поэтому мы должны дорожить мудростью, стремиться развивать свою собственную мудрость и качества и способствовать прогрессу и развитию общества. В то же время мы также должны пропагандировать ценность мудрости, позволить большему количеству людей осознать важность мудрости и совместно создавать лучшее будущее.



