Ценностные смыслы реализации «основного закона воспитания» Л.С. Выготского в целевом контексте формирования молодого кадрового потенциала «инновационного общества
Введение 3
1. Теоретические вопросы рассмотрения интереса человека как важного
фактора инновационного развития 8
1.1. «Инновации» и «инновационное общество» как стратегические вызовы
развития современного образования 8
1.2. Интерес как концептуальная научная категория 13
1.3. Проблема «интереса» в деятельностном педагогическом контексте 17
1.4. Факторы развития интереса учащихся в деятельности образовательных
организаций 26
2. Исследование и проектирование учета фактора «интереса» в деятельности
педагогов общеобразовательной системы 35
2.1. Социально-педагогическое исследование школьных педагогов 35
2.2. Педагогические предложения и рекомендации для организации образовательной деятельности с учетом фактора «интереса» обучающихся..42
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение
Актуальность исследования. Общество будущего - инновационное. Так его терминологически определяют сегодня развитые страны мира. Инновационное общество - общество передового технологического, экономического и социального развития, непрерывной разработки и внедрения инноваций в разных сферах. Для инновационного развития нужны те, кто способен его обеспечивать не только сегодня, но и в будущем. Нужны новые, молодые кадры.
Вопрос формирования молодого кадрового потенциала России для создания и реализации новых перспектив научно-технологического и социально-экономического развития, вопрос взращивания способных и подготовленных к работе в разных инновационно-технологических сферах молодых людей - один из основополагающих в настоящем и будущем. Лозунг «кадры решают всё» не подвержен времени, не устаревает.
Приход человека в определенную профессиональную сферу (тем более «инновационную») и продуктивная работа его в ней должны непременно базироваться на содержательном интересе личности к этой сфере деятельности, иначе продуктивной деятельность человека не будет.
Для современных стратегий развития инновационного общества должно быть важно и высоко актуально понимание, что такой интерес у молодых людей должен пробуждаться и закладываться еще в школьные годы.
В данной выпускной квалификационной работе фактор «интереса» представляется и актуализируется как особая психолого-педагогическая дефиниция (категория, сущность), определяющая качественные возможности выращивания молодых профессиональных кадров для «инновационного общества» и вообще для разных социально полезных деятельностей.
Рассмотрение и изучение проблемы «интереса» учащегося как научно-педагогической категории в исследованиях советских и российских ученых имеет уже почти вековую историю. С разной степенью научной интенсивности и активности исследователей психолого-педагогическая проблематика «интереса» учащегося исследовалась во все временные периоды, начиная с 20-х годов прошлого столетия и до наших дней. В настоящее время научные исследования по проблематике «интереса» учащегося продолжаются по разным целевым и содержательным теоретическим аспектам, а также по практикоориентированными линиям в контексте организации различных видов образовательных и культуроформирующих практик учащихся. Материалы таких исследований помогают творчески работающим учителям более успешно формировать и развивать образовательные, научные, творческие, социальные и культурные интересы учащихся в современных условиях.
Зачинателем современных комплексных психолого-педагогических научных исследований проблематики «интереса» учащихся как значимого психолого-педагогического фактора эффективной организации образования и социализации молодых людей можно рассматривать Л.С. Выготского, который еще в 20-х годах XX века концептуально определил «развитие и укрепление интереса» обучающихся как «основной закон воспитания» [15, с. 42]. Именно этот научно-концептуальный тезис Л.С. Выготского положен в основу проблематики данного дипломного исследования, и на базе этого тезиса строится разворачивание теоретико-методологического, аналитического и проектировочного, перспективно-деятельностного планов содержания выпускной квалификационной работы в целевом контексте формирования молодого кадрового потенциала «инновационного общества». Актуальность обозначенной проблематики исследования в инновационном контексте подтверждается работами разных современных исследователей и проектировщиков новых образовательных практик.
Вопросам концептуального научного понимания категории «интереса» в разные времена были посвящены исследования значительного числа как отечественных, так и зарубежных педагогов и ученых, в ряду которых, кроме Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев, Г.М. Щукина, Д.Б. Эльконин и немало других известных в научном мире специалистов.
Само понятие «интерес» исследуется многими гуманитарными науками: философией, социологией, физиологией, психологией, педагогикой. Такой многоаспектный подход говорит о большом значении и важной роли интереса в жизнедеятельности человека. Проблема интереса является одной из определяющих для профессионального самоопределения человека. Вопросам профессиональной ориентации и профессионального выбора посвящено немало различных современных научных исследований и проектов. Среди исследователей, в частности, такие специалисты как О.А. Апраксина, Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и другие, говорящие в своих трудах о проблеме «интереса», разрабатывающие новые научные направления, связанные с формированием интереса к профессии.
Сегодня есть уже немало научных работ, исследующих влияние интереса на инновационную деятельность. Такие вопросы рассматривались, например, в работах В.Д. Шадрикова [64], П.М. Якобсона [69], В. А. Сухомлинского [57] и других авторов.
Объект исследования - вопросы современной теории и практики организации образовательной работы со школьниками, ориентированной на инновационно-технологическое развитие общества.
Предмет исследования - роль и место фактора «интереса» учащихся в современной системе ценностных оснований и инструментов педагогической деятельности в контексте задач формирования молодого кадрового потенциала инновационного общества.
Цель исследования - изучение влияния фактора «интереса» обучающегося на эффективность образовательных процессов и раскрытие ключевых педагогических смыслов современной реализации «основного закона воспитания» Л.С. Выготского (развития и укрепления интереса) для работы со школьниками как молодым кадровым резервом инновационного развития России.
Для достижения поставленной цели определены приоритетные задачи исследования:
1) Провести анализ научных источников по разным значимым аспектам проблематики исследования;
2) Изучить и раскрыть актуальные в настоящее время научные представления об «интересе» учащегося как об особом психолого-педагогическом факторе и инструменте;
3) Определить концептуальные педагогические ценностные смыслы «основного закона воспитания» Л.С.Выготского, актуальные для современной образовательной работы со школьниками;
4) Рассмотреть проблемные аспекты учета и развития «интересов» учащихся в типовых условиях организации образовательных практик в системе общего образования;
5) Провести среди педагогических специалистов общеобразовательной школы исследование на знание и понимание ими «основного закона воспитания» и выявление степени использования ими фактора «интереса» учащегося в организации их собственной педагогической деятельности;
6) Разработать методические рекомендации педагогам по организации ими своей педагогической работы с обязательным учетом фактора «интереса» учащегося, его укрепления и развития.
При написании выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы по проблематике исследования, дедукция, наблюдение, сравнение, обобщение, системный и логический методы, исследовательское проектирование, социологические и статистические методы (анкетирование и обработка данных).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения, содержащиеся в научных трудах Л.С.Выготского, а также ряда других отечественных и зарубежных специалистов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что представленные материалы работы, ее некоторые содержательные фиксации и научные выводы, а также методические рекомендации могут быть полезны практикующим педагогам и могут найти практическое применение в деятельности педагогических специалистов общеобразовательных учреждений и вузовских преподавателей.
Структура работы отвечает общей логике исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников и приложение.
В соответствии с поставленными задачами исследования в рамках выпускной квалификационной работы проведен развернутый анализ научных источников по различным аспектам проблематики исследования.
Рассмотрены актуальные в настоящее время для социальной, экономической, научной, технологической и педагогической сферы понятия «инновации», «инновационное общество». Отмечено, что существует достаточное разнообразие трактовок этих научных дефиниций при общей схожести во взглядах различных авторов на основные их характеристики. Инновации и инновационное общество характеризуются не только наличием новых идей в науке, технике, социальной сфере, экономике, образовании, но самое главное - созданием новых пользовательских продуктов, практическим внедрением новшеств в разные сферы жизнедеятельности людей.
Инновационное общество обуславливает высокую необходимость постоянного выращивания новых молодых профессиональных кадров для разных сфер деятельности. В материалах научных исследований в контексте проблематики инновационного развития кадровые вопросы ставятся и освещаются как одни из самых приоритетных для обеспечения возможностей такого развития.
В работе основное исследовательское внимание сфокусировано на рассмотрении фактора интереса обучающихся как одного из важнейших условий личностного и профессионального развития человека в любой сфере деятельности, становящегося особенно актуальным в связи с задачами инновационно-технологического развития. Ядром научной проблематизации исследования является теоретическое, научно-педагогическое положение Л.С.Выготского, гласящее, что «развитие и укрепление интереса составляют основной закон воспитания».
В ходе анализа разных научных источников «интерес» рассмотрен и как концептуально-понятийная категория, научная дефиниция, и как качественная психологическая и образовательная характеристика человека в психолого-педагогическом и социально-педагогическом контекстах.
Сформировано собственное научное представление и понимание, что интерес определяет направленность деятельности человека, регулирует ее. Через интерес объективно значимое становится личностно значимым. Интерес не является врождённым, он может формироваться на протяжении жизни. В развитии интересов играет значимую роль фактор успешности.
Интерес является эффективным средством в процессе обучения. Он подвержен влиянию окружающей среды и организации учебной деятельности. Задача формирования интереса обучающегося очень актуальна для организации эффективных образовательных процессов. Интерес легче вызвать активными методами обучения. Важнейшее условие для развития интереса учащихся - возможность для них проявить свою умственную и деятельностную самостоятельность, инициативность.
Были рассмотрены имеющиеся в реальной социально-педагогической практике нашего времени проблемные аспекты учета и развития «интересов» учащихся в типовых условиях организации образовательных действий в системе общего образования. По материалам научных публикаций был выявлены некоторые проблемные моменты в педагогических подходах и позициях школьных учителей, не способствующие развитию интересов учащихся в образовательных процессах, в частности, непонимание учителями фактора интереса как педагогического инструмента, неиспользование активных методов обучения.
В рамках выпускной квалификационной работы организовано и проведено социально-педагогическое исследование (опрос), с помощью которого планировалось выяснить некоторые концептуально-теоретические знания и представления школьных педагогов о факторе интереса как о педагогическом средстве, понять степень учета учителями фактора интереса учащегося при организации их собственной педагогической деятельности.
Анкетный опрос проводился среди педагогов средней школы № 143 г. Красноярска по специально подготовленной анкете (7 вопросов открытого и закрытого типов). В опросе участвовало 40 учителей школы. Обобщенный анализ результатов опроса показал не только отсутствие у подавляющего большинства из них знания определенных, широко не тиражируемых в сегодняшней педагогике концептуально-теоретических педагогических положений и их авторов-ученых («основного закона воспитания» Л.С. Выготского) - это стало достаточно прогнозируемым результатом опроса. Выявилось, фактически, непонимание многими учителями интереса учащегося как важного педагогического фактора - неучет и неиспользование ими фактора интереса учащегося при проектировании и организации образовательных процессов.
Рефлексия полученных в опросе результатов обусловила разработку конкретных педагогических предложений и рекомендаций, которые могли бы способствовать развитию у педагогов общеобразовательных организаций концептуального педагогического понимания важности фактора интереса учащегося и могли бы содействовать приобретению педагогами нового педагогического инструментария для развития и укрепления интересов учащихся при организации любой педагогической работы с ними.
Педагогические предложения структурированы по двум линиям: линия работы с педагогами общеобразовательных организаций и линия работы с учащимися. Линия работы с педагогическими специалистами имеет две ветви: 1) научно-концептуальную и 2) практико-методологическую. Основные предлагаемые практические действия по 1-й ветви - научно-теоретические семинары, конференции, научно-педагогические форумы, тематические круглые столы, дискуссионные площадки и др. По 2-й ветви - социально-педагогические и дидактические практикумы, мастер-классы, тренинги, проектные погружения, деловые игры др. для педагогов.
Линия работы с учащимися - предложения учебных и внеучебных мероприятий для школьников, способствующих развитию их познавательных и других значимых интересов, активизирующих развитие качеств личности.
1. Авгусманова, Т.В. Управление деятельностью образовательной организации с учетом перспективных тенденций образования в интересах устойчивого развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56. - С. 3 - 14.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. - 2018. - 121 с.
3. Аквазба, Е.О. Особенности социального управления образовательной организацией в современных российских условиях // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 - 16. - С. 3634 - 3638.
4. Асеев, В.Г. Психология человека: учеб. пособие /под ред. В.Г. Асеева. - М., 2013. - 210 с.
5. Бакурадзе, А., Джамулаев, А. Мотивация школьников: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - 2015. - № 10. - С.11-15.
6. Бирюкова, Е.Л. Роль структурного подхода в управлении образовательными организациями // Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 3. - С. 11-12.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования познавательных интересов / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.- М., 1972. - 365 с.
8. Вилюнас, В.К. Мотивация трудовой деятельности/В.К. Виханский//Киберленинка. - 2018. - № 6. - С. 25-29.
9. Вокуева, А.С. Инновационное управление в образовательной организации // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики.-2017. - № 6. - С. 27 - 32.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М: Работник просвещения, 1926. - 218 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: АПН, 1960. - 168 с.
12. Григорян, С.Т. Педагогика: учебник/С.Т. Григорян. - М.: ЛИГА, 2017. - 218 с.
13. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Донов / / Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 18-22.
14. Дресвянникова, Т. Ю. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательной организацией // Информатизация образования: теория и практика. - 2015. - № 4. - С.82 - 85.
15. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2015. - 288 с.
16. Друкер, П. Бизнес и инновации. - М.: ИД Вильямс, 2010. - 432 с.
17. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-378 с.
18. Ермолаева, О. Ю. Развитие младших школьников /О.Ю. Ермолаева//Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 12-16.
19. Жагарина, М.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста /М.А. Жагарина // Издательский дом «Первое сентября».-2016. - № 4. - С. 10-13.
20. Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1993. - 36 с.
21. Кричевский, В. Ю. Управление школьным коллективом. - Д.: Изд-во Лен. Орг. Об-ва «Знание», 1985. -32 с.
22. Крымов, А.А. Как действуют факторы мотивации / Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2015. - № 7. - С. 26-29.
23. Лазарев, В. С., Афанасьева Т. П. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М.: Цси - ЭИ, 1995.-158 с.
24. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников /Д.А.
Крылова // Молодой ученый. - 2016. - № 23. - С. 437-439.
25. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст /под ред. Н.С. Лейтес. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2016. - 118 с.
26. Леонтьев, А.Н. Педагогика /под ред. А.Н. Леонтьева. - 2014. - 318 с.
27. Лепешова, Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е. Лепешова // Вестник образования. - 2016. - № 8. - С. 15-19.
28. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 с.
29. Лобанова, Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 482 с.
30. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / под ред. А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. - М., 2016. - 189 с.
31. Литке, С. Г. Общая психология: учебное пособие / под ред. С. Г. Литке. - Челябинск, 2017. - 188 с.
32. Лусканова, Н. Г. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Н. Г. Лусканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 2. - С. 1-5.
33. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. - М.: Педагогика,1983. - 64 с.
34. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителей. - М.: Просвещение, 2016. - 314 с.
35. Маслова, В. М. Управление мотивацией в школе. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 488 с.
36. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / А.В. Матюхина. - М.: Просвещение, 1984. - 137 с.
37. Мескон, М. Мотивация в образовательном учреждении// Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1355 - 1359.
38. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии жизнедеятельности педагога. - М.: Сентябрь. - 2013. - 192 с.
39. Митрофанова, Е. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 524 с.
40. Морозова, И. С. Познавательная активность младших школьников / И. С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 12. - С. 162-165.
41. Мудрик, А .В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 184 с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия 2015. - 518 с.
43. Назарян Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. - 2016. - № 27. - С. 22-24.
44. Наумова, Е.С. Педагогика [Электронный ресурс] // Социальная
сеть работников образования. 2018. URL:
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/agressiya-ee-prichiny-i-posle dsviya (дата обращения 22.10.2019).
45. Немов, Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение. - 1994. - 576 с.
46. Ньюгтен, Ж. Психология человека: учеб. пособие/ под ред. Ж. Ньюгтен. - М., 2005. - 148 с.
47. Обуховский, К. Психология влечений человека: учеб. пособие/под ред. К. Обуховского. - М., 1972. - 335 с.
48. Патрахина, Т.Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие / Т.Н. Патрахина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013. -123 с.
49. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2016. - 544 с.
50. Прихожан, А.М. Психология дошкольного и школьного возраста /под ред. А.М. Прихожан. - СПб: Питер, 2017. - 214 с.
51. Пыканов, И.В. Функциональный подход к исследованию мотивационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 5. - С. 59 - 63.
52. Райзберг, Б.А. Экономический словарь / Б.А. Райзберг. - 2000. - 315 с.
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 45 с.
54. Сазонова, Д.Д. Роль мотивации / Д.Д. Сазонова // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества. - 2016. - С. 94 - 97.
55. Семенюк, Л.М. Психологические и физиологические особенности младших школьников /под ред. Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, 2017. - 265 с.
56. Сидоров, К. Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности / под ред. К. Р. Сидорова. - М., 2017. - 156 с.
57. Симонян, М.Л. Проблема интереса в психолого-педагогической литературе/М.Л. Симонян//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2018. - № 4. - С. 13-16.
58. Сухомлинский, В.А. Педагогика: учебник /под ред.В.А.
Сухомлинского. - 2015. - 210 с.
59. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники/под ред. Л.Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2016. - 160 с.
60. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974. - 440 с.
61. Феденкова, Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 317-319.
62. Фетискин, Н.П. Диагностика учебной мотивации школьников/Н. П. Фетискин//Педагогика. - 2016. - № 6. - С. 18-24.
63. Хазова, Е. О., Хазова, Т. О. Инновационное общество: сущность и предпосылки возникновения // Молодой ученый. - 2017. - №35. - С. 50-52.
64. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / под ред. Х.Хекхаузен. - Спб.: Речь, 2001. - 240 с.
65. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека: учебник/ под ред. В.Д. Шадрикова. - М., Логос, 2017. - 268 с.
66. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. — 864 с.
67. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебник/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2013. - 318 с.
68. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 214 с.
69. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 6-20.
70. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст / П.М. Якобсон // Возрастная и педагогическая психология. - 1999. - № 1. - С. 16-21.