Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения уверенности в
себе, как волевого качества личности младшего школьника 7
1.1 Подходы к пониманию уверенности в себе 7
1.2 Волевые качества 13
1.3 Волевые качества личности младшего школьника 17
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уверенности как
волевого качества личности младшего школьника 25
2.1 Методическая организация исследования 25
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 32
Заключение 34
Список использованных источников 40
Приложение 1 45
Приложение 2 47
Приложение 3 49
Приложение 4 51
Приложение 5
Актуальность исследования. Проблема уверенности в себе имеет широкое распространение, ее можно обнаружить практически в любой психологической теории касающейся психологии личности. Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако, как психологическое понятие "уверенность в себе" (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась в учебниках психологии не так давно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Экспериментально уверенность в себе изучалась на практике в виде "тренинга уверенности" в клиниках специализирующихся на неврозах и в обычных больницах. Психологи пытались обнаружить причины неуверенности в себе и найти пути коррекции данного явления. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер. Он начал работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт в книге "Условно-рефлекторная терапия", в которой выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности. Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Джозеф Вольпе следующие виды страхов: страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет". Данные страхи, присутствуют в психике любого человека в разной мере проявления. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Позже психологи Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили с помощью факторного анализа, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения. К началу 70-х годов сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.
Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
Однако, общепринятого определения уверенности в себе на сегодняшний день не существует. Большинство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности. Сами исследователи тщательно избегают четкого формулирования понятия уверенности в себе и считают современный уровень исследования проблемы недостаточным, чтобы давать определение уверенности.
Также широко использует определение уверенности в себе Владимира Ромека, он считает что уверенность в себе - это свойство личности, ядром которого, выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых целей, а также удовлетворения его потребностей.[29] Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.
Уверенность может раскрываться через другие понятия, такие как смелость, решительность, самооценка, воля. Что тоже объясняет свободное использование данного понятия, разными авторами.
Формирование и развитие уверенности в себе актуально для человека на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. В младших школьников уверенность в себе напрямую связана с успеваемостью и освоением школьной программы.
Рассматривая проблему уверенности можно определить, что в настоящее время к пониманию уверенности имеются разные подходы, где она рассматривается как чувство, состояние, волевое качество и свойство личности. Актуальность проблемы уверенного поведения детей послужила поводом для выбора темы исследования: уверенность в себе как волевое качество личности младшего школьника. Рассмотрение проблемы с этой точки зрения позволит наиболее эффективно оценивать уровень уверенности в себе младших школьников.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития такого качества младших школьников как «уверенность в себе».
Объект исследования: уверенность в себе как волевое качество личности младшего школьника.
Предмет исследования: актуальное состояние «уверенности в себе» как волевого качества личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: уверенность в себе младшего школьника является волевым качеством личности и существенная часть (около половины) младших школьников характеризуются низким уровнем уверенности в себе, причем гендерные различия не существенны.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен уверенности в себе как волевого качества личности.
2. Изучить волевые качества личности младшего школьника.
3. Определить методы и процедуру исследования.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Составить программу коррекции.
Методы исследования: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по указанной проблеме; наблюдение, тестирование, метод математической обработки данных.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе нашего исследования мы подтвердили, что уверенность в себе является волевым качеством личности младшего школьника. В теоретической части мы подробно рассмотрели различные подходы к изучению данного феномена.
Воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования волевых качеств, а отсутствие специально организованной работы в образовательном процессе по их формированию приводит к отсутствию самоорганизации, умений контролировать себя, преодолевать трудности в учебной деятельности, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на развитии психики учащегося в целом.
Выяснены многие аспекты формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.
Для исследования актуального уровня развития такого качества младших школьников как «уверенность в себе» был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучались волевые особенности младших школьников. Нами экспериментально исследовались такие волевые качества, как «сила воли» (Н.Н. Обозов) и «уверенность в себе».
На основании анализа данных эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.
1. Большинство обследованных нами учащихся составляют дети со средним уровнем развития «силы воли»; детей с высоким уровнем развития этого волевого качества заметно меньше. Крайне незначительно число и доля детей с низким уровнем развития силы воли. Таким образом, исходя из исследований в теоретической части и сравнения с результатами эксперимента, уровень развития волевых качеств обследованных нами детей соответствует возрастной норме развития воли у младших школьников.
2. Также при изучении феномена «уверенность в себе» мы определили, что у большинства учащихся средний уровень уверенности в себе, есть дети с низкой уверенностью, причем разница между мальчиками и девочками незначительна.
3. Проанализировав методику Н.Д. Смирновой мы определили ,что у детей еще не сформировано четкое представление об уверенном в себе человеке.
Таким образом, проделанное нами экспериментальное исследование показало важность изучения уверенности в себе и волевых качеств личности младших школьников. Полученные результаты легли в основу коррекционной программы по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, направленной на развитие уверенности в себе.
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов.- М,: Акад. Проект, 2002. - 495с.
2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 350 с.
4. Брагина, Т. В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук / Т. В. Брагина. Новосибирск, 2000. -26 с.
5. Будич Н.Ю. Исследование уверенности в себе. // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2009 - С. 113-117.
6. Вопросы педагогики и психологии воли / Под ред. В.И. Селиванова. - М., 1969
7. Выготский Л.С. Психология развития человека, - М.: Смысл: Эксмо, 2004. - 1135с.
8. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002.¬1008с. (Серия «Мир психологии»).
9. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения, - Челябинск, 1979.
10. Загайнов Р.И. . Дневник психолога. М. "Физ. и спорт", 1991. - 335с, ил.
11. Зиновьева И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1989.
12. Иванников В.А. К сущности волевого поведения: Хрестоматия по психологии, - М.: Просвещение, 1987.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
14. Иващенко, Ф. И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: дис. . канд. психол. наук / Ф. И. Иващенко. — М.: Изд-во МГУ, 1952.-157 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 280с. - (Серия «Мастера Психологии»).
16. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и жизнестойкость. Ценностные основания психологии и психология ценностей / Н.В. Коптева // Сборник материалов IV Сибирского психологического форума 16-18 июня, г. Томск. - Томск, 2011. - С. 245-248
17. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и самоактуализация / Н.В. Коптева // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. - 2011. - №1. - С. 116-126.
18. Коростылева Л.А. Психологические детерминанты
самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - С.15-19.
19. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2011. Вып. 4. - С.9-16.
20. Лабунская В.А. ред. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.,1999.-400с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 356 с.
22. Прихожан A.M. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. - 191с.
23. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192. (серия «Практическая психология».).
24. Психологические упражнения для тренингов // Режим доступа: http://www.trepsy.net/
25. Психодиагностика психолога в школе // Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69/293-basa-dar
26. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 239с.: ил. - (Азбука психологии).
27. Ромек В.Г. Тест уверенности в себе / В.Г. Ромек // Психологическая диагностика. - 2010. - № 1. - С. 59-82.
28. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2010. - 175 с.
29. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2013. - 175 с.
30. Рубинштейн С.л. Основы общей психологии, - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2000. - 711с.
31. Рудик,П.А. Психология: учебник /. - М. : Гос. учебно-пед. изд.
Министерства просвещения РСФСР, 1955. - 420 с.
32. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М.: Знание, 1976.
33. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения, - Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ин-та, 1992. - 574с.
34. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
35. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // вестн. Ленинградск. ун-та. -1981. -№3.- С.38-42.
36. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: дис. к. пед. наук. М., 1955. - 129 с.
37. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. Пер. с нем. - М.: Генезис. 1998. 106 с.
39. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте.- М.: Физ. и спорт,1987.-110с.
40. Щербаков Е.П. Психология личности. М.,1981,с.51-60.
41. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии обучения и воспитания. Под ред. Г. С. Костюка и П. Ф. Чаматы. Киев, 1961.