РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Понятие связной речи в научной литературе 7
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Роль художественной литературы в развитии речи детей
дошкольного возраста 17
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Описание результатов исследования 26
2.3. Организация условий для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста посредством художественной литературы 30
2.4. Сравнительный анализ полученных результатов 35
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Понятие связной речи в научной литературе 7
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Роль художественной литературы в развитии речи детей
дошкольного возраста 17
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Описание результатов исследования 26
2.3. Организация условий для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста посредством художественной литературы 30
2.4. Сравнительный анализ полученных результатов 35
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Актуальность исследования определяется тем фактом, что старший дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической [50].
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, в связи с тем, что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким [11].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) при построении образовательного процесса уделяет внимание физическому, познавательному, художественно- эстетическому, а также социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, которое не может быть успешным без мероприятий по совершенствованию их речи, и связной речи в частности. В связи с этим делается вывод о том, что общее развитие речи становится одной из главных задач становления, воспитания и обучения детей дошкольного возраста [49].
Изучением общего развития речи с точки зрения ее системной организации у детей дошкольного возраста занимались О.В. Елецкая [21], О.Е. Левина [25], В.П. Глухов [14, 15], Т.А. Ткаченко [45], Л.С. Выготский [10], А.А. Леонтьев [26]. В современном периоде научных исследований к проблеме выбора методов в исследовании связной речи детей дошкольного возраста обращались: А.С. Цховребов [52], И.Н. Лебедева [24], Л.Г. Шадрина [53], О.В. Серегина [42], В.В. Кисова [22], А.Н. Артюшина [3], М.И. Асташкина [4], Г.А. Ванюхина [8].
Связная речь относится к наиболее сложным формам речевой деятельности личности. Владение связной речью в дошкольном возрасте означает, что обучаемый должен освоить систему родного языка. Ему необходимо говорить связно, излагать полно свои мысли, выстаивать развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок отличается правильным произнесением звуков, их сочетаний. При этом для исследователя важно иметь комплекс диагностирующих методов и методик, позволяющих во время определить отклонения от нормального хода развития связной речи. Для развития данной стороны речевого развития, необходимо найти эффективное средство, одним из них может выступать художественная литература [46].
Художественная литература дает ребенку эталоны русского литературного языка. В произведениях отечественных писателей, адресованных детям, точный образный язык помогает современному ребенку постичь всю красоту родной речи.
Тексты художественных произведений формируют и развивают у дошкольника речевой навык, главным из которых является навык чтения и рассказывания. В методике развития речи детского дошкольного возраста существует достаточно исследований, причастных к использованию художественной литературы в развитии речи детей. Все они подтверждают возможность использования художественной литературы в процессе развития образности речи детей [2].
Стоит обратить внимание, что, несмотря на важность художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста, нужно отметить, что в настоящее время, в дошкольных учреждениях развивающие возможности художественной литературы используется недостаточно.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: обоснование использования художественной литературы, в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи более эффективно при создании следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: эксперимент;
• статистические - обработка цифровых данных, построение таблиц и графиков.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней содержится анализ и систематизация имеющегося научного опыта по теме исследования, а также раскрыта роль художественной литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в описании условий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложений.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, в связи с тем, что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким [11].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) при построении образовательного процесса уделяет внимание физическому, познавательному, художественно- эстетическому, а также социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, которое не может быть успешным без мероприятий по совершенствованию их речи, и связной речи в частности. В связи с этим делается вывод о том, что общее развитие речи становится одной из главных задач становления, воспитания и обучения детей дошкольного возраста [49].
Изучением общего развития речи с точки зрения ее системной организации у детей дошкольного возраста занимались О.В. Елецкая [21], О.Е. Левина [25], В.П. Глухов [14, 15], Т.А. Ткаченко [45], Л.С. Выготский [10], А.А. Леонтьев [26]. В современном периоде научных исследований к проблеме выбора методов в исследовании связной речи детей дошкольного возраста обращались: А.С. Цховребов [52], И.Н. Лебедева [24], Л.Г. Шадрина [53], О.В. Серегина [42], В.В. Кисова [22], А.Н. Артюшина [3], М.И. Асташкина [4], Г.А. Ванюхина [8].
Связная речь относится к наиболее сложным формам речевой деятельности личности. Владение связной речью в дошкольном возрасте означает, что обучаемый должен освоить систему родного языка. Ему необходимо говорить связно, излагать полно свои мысли, выстаивать развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок отличается правильным произнесением звуков, их сочетаний. При этом для исследователя важно иметь комплекс диагностирующих методов и методик, позволяющих во время определить отклонения от нормального хода развития связной речи. Для развития данной стороны речевого развития, необходимо найти эффективное средство, одним из них может выступать художественная литература [46].
Художественная литература дает ребенку эталоны русского литературного языка. В произведениях отечественных писателей, адресованных детям, точный образный язык помогает современному ребенку постичь всю красоту родной речи.
Тексты художественных произведений формируют и развивают у дошкольника речевой навык, главным из которых является навык чтения и рассказывания. В методике развития речи детского дошкольного возраста существует достаточно исследований, причастных к использованию художественной литературы в развитии речи детей. Все они подтверждают возможность использования художественной литературы в процессе развития образности речи детей [2].
Стоит обратить внимание, что, несмотря на важность художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста, нужно отметить, что в настоящее время, в дошкольных учреждениях развивающие возможности художественной литературы используется недостаточно.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: обоснование использования художественной литературы, в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи более эффективно при создании следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: эксперимент;
• статистические - обработка цифровых данных, построение таблиц и графиков.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней содержится анализ и систематизация имеющегося научного опыта по теме исследования, а также раскрыта роль художественной литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в описании условий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложений.
Выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. В своей работе в основу мы берем понятие В.П. Глухова о том, что связная речь как единица речи, представляет собой единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка. Каждое отдельное или самостоятельное предложение, а также сочетание предложений можно рассматривать как разновидность связной речи. Понятие «связная речь» относится как к монологической, так и к диалогической формам речи. Диалогическая речь является первичной по происхождению формой речи. Она имеет ярко выраженную социальную направленность и служит удовлетворению потребностей живого общения. Монологическая речь - это высказывание одного человека, логически последовательное, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя.
2. Развитие речи тесно связано с памятью, мышлением, восприятием и интеллектом. Данные психические процессы зависят от поступательного и правильного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Без развития речи страдает не только память, а так же образное, логическое и критическое мышление.
3. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством для развития речи дошкольников. В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
С целью изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения № ХХХ города Красноярска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), в количестве 18 человек, из них 9 детей - экспериментальная группа и 9 детей - контрольная группа.
Для изучения уровня развития связной речи была использована методика изучения уровня сформированности связной речи В.П. Глухова.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития связной речи.
С целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста был организован формирующий эксперимент, в основу которого была положена художественная литература как средство развития речи детей. По окончанию формирующего эксперимента с целью сравнения результатов исследования был проведен контрольный эксперимент.
Полученные результаты свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, а именно: использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи при соблюдении следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. В своей работе в основу мы берем понятие В.П. Глухова о том, что связная речь как единица речи, представляет собой единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка. Каждое отдельное или самостоятельное предложение, а также сочетание предложений можно рассматривать как разновидность связной речи. Понятие «связная речь» относится как к монологической, так и к диалогической формам речи. Диалогическая речь является первичной по происхождению формой речи. Она имеет ярко выраженную социальную направленность и служит удовлетворению потребностей живого общения. Монологическая речь - это высказывание одного человека, логически последовательное, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя.
2. Развитие речи тесно связано с памятью, мышлением, восприятием и интеллектом. Данные психические процессы зависят от поступательного и правильного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Без развития речи страдает не только память, а так же образное, логическое и критическое мышление.
3. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством для развития речи дошкольников. В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
С целью изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения № ХХХ города Красноярска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), в количестве 18 человек, из них 9 детей - экспериментальная группа и 9 детей - контрольная группа.
Для изучения уровня развития связной речи была использована методика изучения уровня сформированности связной речи В.П. Глухова.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития связной речи.
С целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста был организован формирующий эксперимент, в основу которого была положена художественная литература как средство развития речи детей. По окончанию формирующего эксперимента с целью сравнения результатов исследования был проведен контрольный эксперимент.
Полученные результаты свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, а именно: использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи при соблюдении следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (Красноуфимский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗИВГИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ТВОРЧЕСТВОМ
ВТ. СУТЕЕВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024



