Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №153381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Понятие связной речи в научной литературе 7
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Роль художественной литературы в развитии речи детей
дошкольного возраста 17
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Описание результатов исследования 26
2.3. Организация условий для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста посредством художественной литературы 30
2.4. Сравнительный анализ полученных результатов 35
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Актуальность исследования определяется тем фактом, что старший дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической [50].
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, в связи с тем, что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким [11].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) при построении образовательного процесса уделяет внимание физическому, познавательному, художественно- эстетическому, а также социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, которое не может быть успешным без мероприятий по совершенствованию их речи, и связной речи в частности. В связи с этим делается вывод о том, что общее развитие речи становится одной из главных задач становления, воспитания и обучения детей дошкольного возраста [49].
Изучением общего развития речи с точки зрения ее системной организации у детей дошкольного возраста занимались О.В. Елецкая [21], О.Е. Левина [25], В.П. Глухов [14, 15], Т.А. Ткаченко [45], Л.С. Выготский [10], А.А. Леонтьев [26]. В современном периоде научных исследований к проблеме выбора методов в исследовании связной речи детей дошкольного возраста обращались: А.С. Цховребов [52], И.Н. Лебедева [24], Л.Г. Шадрина [53], О.В. Серегина [42], В.В. Кисова [22], А.Н. Артюшина [3], М.И. Асташкина [4], Г.А. Ванюхина [8].
Связная речь относится к наиболее сложным формам речевой деятельности личности. Владение связной речью в дошкольном возрасте означает, что обучаемый должен освоить систему родного языка. Ему необходимо говорить связно, излагать полно свои мысли, выстаивать развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок отличается правильным произнесением звуков, их сочетаний. При этом для исследователя важно иметь комплекс диагностирующих методов и методик, позволяющих во время определить отклонения от нормального хода развития связной речи. Для развития данной стороны речевого развития, необходимо найти эффективное средство, одним из них может выступать художественная литература [46].
Художественная литература дает ребенку эталоны русского литературного языка. В произведениях отечественных писателей, адресованных детям, точный образный язык помогает современному ребенку постичь всю красоту родной речи.
Тексты художественных произведений формируют и развивают у дошкольника речевой навык, главным из которых является навык чтения и рассказывания. В методике развития речи детского дошкольного возраста существует достаточно исследований, причастных к использованию художественной литературы в развитии речи детей. Все они подтверждают возможность использования художественной литературы в процессе развития образности речи детей [2].
Стоит обратить внимание, что, несмотря на важность художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста, нужно отметить, что в настоящее время, в дошкольных учреждениях развивающие возможности художественной литературы используется недостаточно.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: обоснование использования художественной литературы, в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи более эффективно при создании следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: эксперимент;
• статистические - обработка цифровых данных, построение таблиц и графиков.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней содержится анализ и систематизация имеющегося научного опыта по теме исследования, а также раскрыта роль художественной литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в описании условий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. В своей работе в основу мы берем понятие В.П. Глухова о том, что связная речь как единица речи, представляет собой единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка. Каждое отдельное или самостоятельное предложение, а также сочетание предложений можно рассматривать как разновидность связной речи. Понятие «связная речь» относится как к монологической, так и к диалогической формам речи. Диалогическая речь является первичной по происхождению формой речи. Она имеет ярко выраженную социальную направленность и служит удовлетворению потребностей живого общения. Монологическая речь - это высказывание одного человека, логически последовательное, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя.
2. Развитие речи тесно связано с памятью, мышлением, восприятием и интеллектом. Данные психические процессы зависят от поступательного и правильного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Без развития речи страдает не только память, а так же образное, логическое и критическое мышление.
3. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством для развития речи дошкольников. В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
С целью изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения № ХХХ города Красноярска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), в количестве 18 человек, из них 9 детей - экспериментальная группа и 9 детей - контрольная группа.
Для изучения уровня развития связной речи была использована методика изучения уровня сформированности связной речи В.П. Глухова.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития связной речи.
С целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста был организован формирующий эксперимент, в основу которого была положена художественная литература как средство развития речи детей. По окончанию формирующего эксперимента с целью сравнения результатов исследования был проведен контрольный эксперимент.
Полученные результаты свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, а именно: использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию связной речи при соблюдении следующих условий:
1. подбор художественной литературы в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
2. подбор текстов, позволяющих развивать у детей умение строить монологические высказывание (четкое выделение структурных компонентов, наличие описаний).



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400с.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2000. 472с.
3. Артюшина А. Н. Веселые игры со словами: расширяем словарный запас, учимся выражать мысли, стимулируем речевую активность, развиваем связную речь. М.: Росмэн, 2016. 24с.
4. Асташкина М. И. Роль сказки в развитии связной речи детей // IV Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений «Традиции семейного чтения - основа литературного образования». Иркутск: Аспринт, 2015. С.50-52.
5. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3.C. 42-48.
6. Большева Т.В. Учимся по сказке. СПб. Питер, 2001. 141с.
7. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи детей дошкольного возраста с системными речевыми нарушениями // Логопед. 2005. № 5. C. 18¬25.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн. - метод. пособие. СПб.: Детство-пресс, 2003. 144с.
9. Волкович В.А. Воспитательное значение детской книги. М.: Изд-во тов - ва М.О. Вольф, 2009. 16с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2009. 352с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480с.
12. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С.18-22.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. Сада. М.: Просвещение, 2006. 128с.
14. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей: монография. М.: В. Секачев, 2013. 548с.
15. Глухов В. П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи: монография. М.: Спутник+, 2010. 370с.
16. Гриценко З.А. Современная детская литература в круге чтения дошкольников // Семейное чтение. 2010. №3. С.10-15.
17. Гузенко О.В., Дьяченко В.Ю. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников //Гранипознания. 2012.№3. С.35-38.
18. Гуляева Т.С. Теоретико-методологические аспекты
реформирования системы дошкольного образования (компетентностный и системно-деятельностный подходы) // XVIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современных наук», секция «Педагогика здоровья: теория и практика». Центр содействия развитию научных исследований. 2016. С. 72-82.
19. Гурович Л.М. Ребенок и книга. М. Академия, 1999. 152с.
20. Долженко Л.В. Круг детского чтения и начальное литературное образование дошкольников: цели и содержание // Детский сад: теория и практика. 2013. №6. С.24-35.
21. Елецкая О.В., Тараканова А.А ,Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн .- метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 312с.
22. Кисова В. В., Семенов А.В. Экспериментальное исследование связей дескрипторов познавательной деятельности и уровней развития само регуляции у старших детей дошкольного возраста //Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-5. С.1214-1218.
23. Ладыженская ТА. Связная речь// Методика развития речи на уроках русского языка. М.,1980. 78с.
24. Лебедева И. Н. Развитие связной речи детей дошкольного возраста: обучение рассказыванию по картине. С-Пб., 2009. С.54-57.
25. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. С.67-85.
26. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.М.: Ленанд, 2014. 224с.
27. Лукаш О. Л. Теоретические основы формирования связной речи у детей. Сургутский гос. пед. ун-т. Сургут: Сур ГПУ, 2010. 249с.
28. Лурия Л.Р. Язык и сознание. Р.н/Д.: Феникс,2012. 416с.
29. Любаев А.В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015.№ 21. С.14-16.
30. Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника: хрестоматия. М.: Академия, 2000. С.90¬107.
31. Маланчук И. Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.100с.
32. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа,2007. 272с.
33. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации, конспекты занятий.СПб.: Детство- Пресс, 2017. 73с.
34. Основная программа «От рождения до школы» /Под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. М.: ТЦ Сфера, 2016. 213с.
35. Панфилова И. Развитие связной речи // Социальная защита. 2007. № 9. С.185-186.
36. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. М.: Детство- Пресс, 2011. 184с.
37. Поляткова Н.А., Якушева С.Д. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы // В мире научных открытий. 2010. №5-3. С.88-94.
38. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: мин обр науки. рф/документы (дата обращения:20.12.2017).
39. Река Л. О занятиях по развитию речи // Дошкольное воспитание 1990. № 10. С. 12-15.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,2009. 1096с.
41. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост.М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999.560с.
42. Серегина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий// Вестник ТГПУ. 2012. №5.С.207-211
43. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. учреждений высш.проф. образования. 2012.100с.
44. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку.М.: Российское педагогическое сообщество, 2000. 266с.
45. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речиу дошкольника 4-6 лет. М.: Ювента, 2007. 146с.
46. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 115с.
47. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера. 2014. 272с.
48. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 20.04.2019).
50. Филичева Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.М. Изд- во: В. Секачев, 2016. 196с.
51. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателям и на разных этапах детства как педагогическая проблема//Начальная школа плюс до и после. 2010. №7. С.76-79.
52. Цховребов А.С. Экспериментальный дидактический маршрут развития коммуникативных навыков учащихся -билингвов при изучении русского сложносочиненного предложения // Дидактическая филология. 2017. № 1 (5). С.76-81.
53. Шадрина Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№4 (11).С.326-329.
54. Richardson K. Studies of child Language development / Journal of Child Language. 1970. №3. P. 17-26.
55. Winner E. The point of words: Children's understanding of metaphor and
irony. Cambridge: CambridgeUniv. Press, 1988.151p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ