ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие нравственных чувств как педагогическая проблема 7
2.2. Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 13
2.3. Особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного
возраста 17
2.4. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет
в дошкольной образовательной организации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Обоснование методов диагностики нравственных чувств у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Диагностика нравственных чувств старших дошкольников
(констатируюший этап) 36
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию
нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста 46
2.4. Анализ динамики развития нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 54
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие нравственных чувств как педагогическая проблема 7
2.2. Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 13
2.3. Особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного
возраста 17
2.4. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет
в дошкольной образовательной организации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Обоснование методов диагностики нравственных чувств у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Диагностика нравственных чувств старших дошкольников
(констатируюший этап) 36
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию
нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста 46
2.4. Анализ динамики развития нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 54
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей и механизмов развития детей в современной социальной ситуации, что будет способствовать результативной педагогической деятельности в воспитании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание является важнейшей задачей всех программ дошкольного образования, разработанных по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Педагоги пытаются обнаружить, как наилучшим образом привить нравственно-духовные ценности современным детям, т.к. в наши дни на развитие ребенка влияет множество факторов (средства массовой коммуникации, интернет, гаджеты), способствующих «размыванию» нравственных норм.
Проблему становления нравственности рассматривали философы Аристотель, Сократ, Платон; представители гуманистического направления в психологии: А. Маслоу, К. Роджерс; педагоги-классики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. В разработку проблемы большой вклад внесли работы как исследователей середины XX века: отечественных (Р.И. Жуковской [22], В.Г. Нечаевой [44], В.Г. Щур [74] и С.Г Якобсон и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже [50] и др.), так и современных ученых (Л.А. Григорович [17], Е.В. Субботский [61] и др.).
Проблема воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в связи с изменением социальной ситуации: вопрос о воспитании нравственных чувств является динамичным, т.к. задачи социального и культурного развития, характерные для любой эпохи, отличаются друг от друга.
Таким образом, в сложившейся в науке и практике ситуации обнаружено противоречие между необходимостью развития нравственных чувств у подрастающего поколения и недостаточно полно установленными педагогическими условиями обеспечения этого процесса у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет результативно при реализации следующих педагогических условий:
- знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой;
- организация культурно-игровой деятельности с ситуациями
нравственного выбора;
- создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
Задачи исследования:
1) раскрыть педагогические аспекты развития нравственных чувств детей дошкольного возраста;
2) выявить факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
4) выделить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
5) реализовать педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- подходы (аксиологический, личностно-деятельностный, системный), принципы (принцип системного подхода, принцип многообразия форм исследования и комплексных оценок, принцип информационной обеспеченности исследования, принцип практической реализуемости результатов исследования и моделирования, принцип детерминизма);
- теоретической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка-дошкольника; концепции нравственного развития детей (Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.; концепция единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев и др.); идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, С.А. Козлова и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
- эмпирические: обсервационные методы (педагогический эксперимент, беседа); психодиагностические методы (анкета - методика определения уровня понимания детьми нравственных норм (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой)), методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Н.А. Афонькиной; качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики, их систематизация и интерпретация.
База исследования: дошкольная группа МБДОУ № ХХ группа «Звездочка». Исследуемая группа состояла из четырнадцати (14) детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ и обобщение современных теоретических и практических материалов по проблеме исследования могут использоваться в работе педагогов, заинтересованных в формировании нравственных представлений и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам исследования опубликована статья:
Чебану П.В. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации // Материалы Декадника науки И1П1О «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (г. Красноярск, 30 апреля 2020 г.) / Отв. ред. О.В. Груздева, И.П. Цвелюх. Красноярск: 2020. С. 160-162.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
Проблему становления нравственности рассматривали философы Аристотель, Сократ, Платон; представители гуманистического направления в психологии: А. Маслоу, К. Роджерс; педагоги-классики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. В разработку проблемы большой вклад внесли работы как исследователей середины XX века: отечественных (Р.И. Жуковской [22], В.Г. Нечаевой [44], В.Г. Щур [74] и С.Г Якобсон и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже [50] и др.), так и современных ученых (Л.А. Григорович [17], Е.В. Субботский [61] и др.).
Проблема воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в связи с изменением социальной ситуации: вопрос о воспитании нравственных чувств является динамичным, т.к. задачи социального и культурного развития, характерные для любой эпохи, отличаются друг от друга.
Таким образом, в сложившейся в науке и практике ситуации обнаружено противоречие между необходимостью развития нравственных чувств у подрастающего поколения и недостаточно полно установленными педагогическими условиями обеспечения этого процесса у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет результативно при реализации следующих педагогических условий:
- знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой;
- организация культурно-игровой деятельности с ситуациями
нравственного выбора;
- создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
Задачи исследования:
1) раскрыть педагогические аспекты развития нравственных чувств детей дошкольного возраста;
2) выявить факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
4) выделить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
5) реализовать педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- подходы (аксиологический, личностно-деятельностный, системный), принципы (принцип системного подхода, принцип многообразия форм исследования и комплексных оценок, принцип информационной обеспеченности исследования, принцип практической реализуемости результатов исследования и моделирования, принцип детерминизма);
- теоретической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка-дошкольника; концепции нравственного развития детей (Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.; концепция единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев и др.); идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, С.А. Козлова и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
- эмпирические: обсервационные методы (педагогический эксперимент, беседа); психодиагностические методы (анкета - методика определения уровня понимания детьми нравственных норм (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой)), методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Н.А. Афонькиной; качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики, их систематизация и интерпретация.
База исследования: дошкольная группа МБДОУ № ХХ группа «Звездочка». Исследуемая группа состояла из четырнадцати (14) детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ и обобщение современных теоретических и практических материалов по проблеме исследования могут использоваться в работе педагогов, заинтересованных в формировании нравственных представлений и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам исследования опубликована статья:
Чебану П.В. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации // Материалы Декадника науки И1П1О «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (г. Красноярск, 30 апреля 2020 г.) / Отв. ред. О.В. Груздева, И.П. Цвелюх. Красноярск: 2020. С. 160-162.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
В процессе исследования нами осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Решая первую задачу, мы раскрыли педагогические аспекты развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста, в качестве которых ученые отмечают: освоение индивидом нравственно моральных ценностей; способности ориентироваться на идеал, привычку жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
В решении второй задачи исследования, касающейся факторов, влияющих на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста, установлено: основополагающими факторами являются: среда, в которой ребенок растёт и развивается, и взрослый, являющийся для ребёнка главным примером для подражания.
При решении третьей задачи нами охарактеризованы особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, в старшем дошкольном возрасте у детей нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Сделан вывод, что в возрасте 5-7 лет дошкольники, обсуждая поступки героев сказок и литературных произведений, переходят от стихийной нравственности к сознательной; в коллективной деятельности формируются взаимоотношения сотрудничества, основанные на развивающемся умении детей принимать общие цели и задачи, действовать совместно, оказывать помощь товарищам, радоваться общим успехам.
В ходе решения четвертой задачи на этапе констатирующего эксперимента обследована группа детей старшего дошкольного возраста из 14 человек. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № ХХ в группе «Звездочка». Анализ результатов диагностики позволил констатировать, что уровень развития нравственных чувств детей в недостаточной мере высок.
В решении пятой задачи мы разработали и реализовали педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой; организация культурно-игровой деятельности с ситуациями нравственного выбора; создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
По окончанию формирующего эксперимента по реализации педагогических условий, состоящего из комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие нравственных чувств детей, проведена контрольная диагностика.
Детей с низким уровнем развития нравственных чувств не обнаружено (0%). По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с низким уровнем развития нравственных чувств уменьшилось на 14%.
Детей, имеющих средний уровень развития нравственных чувств на контрольном этапе, - 36%, т.е. по сравнению с констатирующим экспериментом количество уменьшилось на 7%.
Детей с высоким уровнем развития нравственных чувств 64%, что по сравнению с констатирующим экспериментом больше на 21%.
Таким образом, данные диагностики на контрольном этапе исследования позволяют утверждать, что разработанные и реализованные педагогические условия доказали свою результативность. Следовательно, мы можем заключить, что гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута. В перспективе - проверка воспроизводимости достигнутых результатов исследования с другими группами детей.
Решая первую задачу, мы раскрыли педагогические аспекты развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста, в качестве которых ученые отмечают: освоение индивидом нравственно моральных ценностей; способности ориентироваться на идеал, привычку жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
В решении второй задачи исследования, касающейся факторов, влияющих на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста, установлено: основополагающими факторами являются: среда, в которой ребенок растёт и развивается, и взрослый, являющийся для ребёнка главным примером для подражания.
При решении третьей задачи нами охарактеризованы особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, в старшем дошкольном возрасте у детей нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Сделан вывод, что в возрасте 5-7 лет дошкольники, обсуждая поступки героев сказок и литературных произведений, переходят от стихийной нравственности к сознательной; в коллективной деятельности формируются взаимоотношения сотрудничества, основанные на развивающемся умении детей принимать общие цели и задачи, действовать совместно, оказывать помощь товарищам, радоваться общим успехам.
В ходе решения четвертой задачи на этапе констатирующего эксперимента обследована группа детей старшего дошкольного возраста из 14 человек. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № ХХ в группе «Звездочка». Анализ результатов диагностики позволил констатировать, что уровень развития нравственных чувств детей в недостаточной мере высок.
В решении пятой задачи мы разработали и реализовали педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой; организация культурно-игровой деятельности с ситуациями нравственного выбора; создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
По окончанию формирующего эксперимента по реализации педагогических условий, состоящего из комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие нравственных чувств детей, проведена контрольная диагностика.
Детей с низким уровнем развития нравственных чувств не обнаружено (0%). По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с низким уровнем развития нравственных чувств уменьшилось на 14%.
Детей, имеющих средний уровень развития нравственных чувств на контрольном этапе, - 36%, т.е. по сравнению с констатирующим экспериментом количество уменьшилось на 7%.
Детей с высоким уровнем развития нравственных чувств 64%, что по сравнению с констатирующим экспериментом больше на 21%.
Таким образом, данные диагностики на контрольном этапе исследования позволяют утверждать, что разработанные и реализованные педагогические условия доказали свою результативность. Следовательно, мы можем заключить, что гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута. В перспективе - проверка воспроизводимости достигнутых результатов исследования с другими группами детей.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИСЕНСОРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Формирование этических представлений (знаний) у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ИГРОВАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОЩКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2019



