Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №153380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие нравственных чувств как педагогическая проблема 7
2.2. Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 13
2.3. Особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного
возраста 17
2.4. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет
в дошкольной образовательной организации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Обоснование методов диагностики нравственных чувств у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Диагностика нравственных чувств старших дошкольников
(констатируюший этап) 36
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию
нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста 46
2.4. Анализ динамики развития нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста 54
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75


Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей и механизмов развития детей в современной социальной ситуации, что будет способствовать результативной педагогической деятельности в воспитании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание является важнейшей задачей всех программ дошкольного образования, разработанных по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Педагоги пытаются обнаружить, как наилучшим образом привить нравственно-духовные ценности современным детям, т.к. в наши дни на развитие ребенка влияет множество факторов (средства массовой коммуникации, интернет, гаджеты), способствующих «размыванию» нравственных норм.
Проблему становления нравственности рассматривали философы Аристотель, Сократ, Платон; представители гуманистического направления в психологии: А. Маслоу, К. Роджерс; педагоги-классики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. В разработку проблемы большой вклад внесли работы как исследователей середины XX века: отечественных (Р.И. Жуковской [22], В.Г. Нечаевой [44], В.Г. Щур [74] и С.Г Якобсон и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже [50] и др.), так и современных ученых (Л.А. Григорович [17], Е.В. Субботский [61] и др.).
Проблема воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в связи с изменением социальной ситуации: вопрос о воспитании нравственных чувств является динамичным, т.к. задачи социального и культурного развития, характерные для любой эпохи, отличаются друг от друга.
Таким образом, в сложившейся в науке и практике ситуации обнаружено противоречие между необходимостью развития нравственных чувств у подрастающего поколения и недостаточно полно установленными педагогическими условиями обеспечения этого процесса у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет результативно при реализации следующих педагогических условий:
- знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой;
- организация культурно-игровой деятельности с ситуациями
нравственного выбора;
- создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
Задачи исследования:
1) раскрыть педагогические аспекты развития нравственных чувств детей дошкольного возраста;
2) выявить факторы, влияющие на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
4) выделить педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
5) реализовать педагогические условия развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- подходы (аксиологический, личностно-деятельностный, системный), принципы (принцип системного подхода, принцип многообразия форм исследования и комплексных оценок, принцип информационной обеспеченности исследования, принцип практической реализуемости результатов исследования и моделирования, принцип детерминизма);
- теоретической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка-дошкольника; концепции нравственного развития детей (Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.; концепция единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев и др.); идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, С.А. Козлова и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
- эмпирические: обсервационные методы (педагогический эксперимент, беседа); психодиагностические методы (анкета - методика определения уровня понимания детьми нравственных норм (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой)), методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Н.А. Афонькиной; качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики, их систематизация и интерпретация.
База исследования: дошкольная группа МБДОУ № ХХ группа «Звездочка». Исследуемая группа состояла из четырнадцати (14) детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ и обобщение современных теоретических и практических материалов по проблеме исследования могут использоваться в работе педагогов, заинтересованных в формировании нравственных представлений и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам исследования опубликована статья:
Чебану П.В. Педагогические условия развития нравственных чувств детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации // Материалы Декадника науки И1П1О «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (г. Красноярск, 30 апреля 2020 г.) / Отв. ред. О.В. Груздева, И.П. Цвелюх. Красноярск: 2020. С. 160-162.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования нами осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Решая первую задачу, мы раскрыли педагогические аспекты развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста, в качестве которых ученые отмечают: освоение индивидом нравственно моральных ценностей; способности ориентироваться на идеал, привычку жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
В решении второй задачи исследования, касающейся факторов, влияющих на развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста, установлено: основополагающими факторами являются: среда, в которой ребенок растёт и развивается, и взрослый, являющийся для ребёнка главным примером для подражания.
При решении третьей задачи нами охарактеризованы особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, в старшем дошкольном возрасте у детей нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Сделан вывод, что в возрасте 5-7 лет дошкольники, обсуждая поступки героев сказок и литературных произведений, переходят от стихийной нравственности к сознательной; в коллективной деятельности формируются взаимоотношения сотрудничества, основанные на развивающемся умении детей принимать общие цели и задачи, действовать совместно, оказывать помощь товарищам, радоваться общим успехам.
В ходе решения четвертой задачи на этапе констатирующего эксперимента обследована группа детей старшего дошкольного возраста из 14 человек. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № ХХ в группе «Звездочка». Анализ результатов диагностики позволил констатировать, что уровень развития нравственных чувств детей в недостаточной мере высок.
В решении пятой задачи мы разработали и реализовали педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста: знакомство детей с произведениями художественной литературы с нравственной тематикой; организация культурно-игровой деятельности с ситуациями нравственного выбора; создание специфически организованной среды, в которой растёт и развивается ребенок.
По окончанию формирующего эксперимента по реализации педагогических условий, состоящего из комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие нравственных чувств детей, проведена контрольная диагностика.
Детей с низким уровнем развития нравственных чувств не обнаружено (0%). По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с низким уровнем развития нравственных чувств уменьшилось на 14%.
Детей, имеющих средний уровень развития нравственных чувств на контрольном этапе, - 36%, т.е. по сравнению с констатирующим экспериментом количество уменьшилось на 7%.
Детей с высоким уровнем развития нравственных чувств 64%, что по сравнению с констатирующим экспериментом больше на 21%.
Таким образом, данные диагностики на контрольном этапе исследования позволяют утверждать, что разработанные и реализованные педагогические условия доказали свою результативность. Следовательно, мы можем заключить, что гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута. В перспективе - проверка воспроизводимости достигнутых результатов исследования с другими группами детей.



1. Арсеньев А.С. Психологические проблемы нравственного воспитания детей // Дошкольное образование. М.: 2016. № 10. С. 10-13.
2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: 1995. 291 с.
3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: 1975.432 с.
4. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:2009. 288 с.
5. Битянова P.M. Кризис самоопределения // Школьный психолог. М.: 2000. № 34. С. 12-13.
6. Богданова О.С. Нравственное воспитание старших дошкольников. М.: 2010. 206 с.
7. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. СПб.: 2000. 439 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. СПб.: 2010. 315 с.
9. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: 2018. 218 с.
10. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: 2016. 196 с.
11. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: 2014. 208 с.
12. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: 2011. 204 с.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: учебник / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: 2014. 342 с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. М.: 1966. № 6. С. 62-68.
15. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д. Л.-мл. Организация: поведение, структура, процесс / Пер. с англ. М.: ИНФРА. М.: 2000. 662 с.
16. Гомперц Т Греческие мыслители: пер. с нем. СПб.: 1999. Т 2. 268 с.
17. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: 2015. 336 с.
18. Гринявичене Н.Т Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Киев, 1989. 21 с.
19. Давыдова А.А., Макаренко Т.А. Влияние телевидения на духовно-нравственное воспитание современных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». СПб.: 2017. Т 32. С. 140-142.
20. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Дону: 1996. 362 с.
21. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г Саморуковой. М.: 1983. 304 с.
22. Жуковская Р.И. Нравственное воспитание детей в процессе игры // Советская педагогика. М.: 1972. № 4. С. 40-48.
23. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: 1985. С. 8-29.
24. Иванова Е.Л. Культурно-игровая среда дошкольной образовательной организации как условие развития нравственных чувств у детей 5-7 лет: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2015. 22 с.
25. Идеи и наш мир: Великие концепции прошлого и настоящего / Под общ. ред. Роберта Стюарта; [Пер. с англ. Н. Фальковской]. М.: 1998. 223 с.
26. Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. Казань: 2015. № 7. С. 762-766.
27. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: очерки о воспитании. М.: 2015. 676 с.
28. Козлова С.А. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. СПб.: 2001. № 9. С. 98-101.
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: 2015. 676 с.
30. Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. СПб.: 1995. № 5. С. 47-49.
31. Коменский Я.А. Сборник трудов. М.: 1987. 450 с.
32. Котырло В.К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. М.: 1987. 141 с.
33. Краткий словарь по философии. М.: 1982. 431 с.
34. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. М.: 2000. № 3. С. 92-104.
35. Кугунурова А.А., Товарищева Ф.Д. Учение Яна Амоса Коменского о нравственном воспитании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». М.: 2016. Т 30. С. 283-286.
36. Кукушин B.C. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». М.: 2004. 103 с.
37. Левин-Щирина Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. М.: 2008. № 4. С. 15-23.
38. Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. Развитие нравственного чувства у
дошкольников // Психолог в детском саду. № 2, 2010. С. 68-87.
39. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 2016.
120 с.
40. Мануйлов Ю.С. Персонализация среды коллективом как фактор восприятия ее личностью // Психология и архитектура (Ч. 2). Таллин, 1983. С. 182-186.
41. Мельникова Н.В. Проявление гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Курган: 1990. 138 с.
42. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М.: 2010. 96 с.
43. Недвецкая М.Н. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / Под ред. М.Н. Недвецкой. М.: 2013. 408 с.
44. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М.: 2015. 329 с.
45. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: 2013. 144 с.
46. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. 1999. 23 с.
47. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и
коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: пособие
практических работников детских садов. СПб.: 2014. 272с.
48. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: 2012. 160 с.
49. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. М.: 2012. 75 с.
50. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: 1969. 660 с.
51. Потаповская О.В. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста // Педагогика. М.:
2013. № 6. C. 72-82.
52. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.: 1972. 72 с.
53. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: 2015. 208 с.
54. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников, дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. М.: 2013. 214 с.
55. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.:
2013. 144 с.
56. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии. М.: 1996. № 6. С. 64-76.
57. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы
детского сада. М.: 1988. 231 с.
58. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Академия, 2011. 144 с.
59. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия
формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. Казань: 2009. № 4. С. 279-282.
60. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка. Вопросы психологии. М.: 1979. № 3. С. 47-55.
61. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: 2005. 159 с.
62. Трубайчук Л.В. Воспитание детей. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. СПб.:
2014. № 5. С. 13-18.
63. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной
психологии. М.: 2010. 272 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 в соответствии с п.6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29. 12 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
/справочная правовая система «Консультант плюс». 2014. 23 с.
65. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия»// Молодой ученый. Казань: 2015. № 23. 102 с.
66. Чекина Л.Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Педагогика. 2006. № 11. С. 26-29.
67. Шаблоева Т.М. Воспитание и обучение через сказку // Дошкольная педагогика: журнал. СПб.: 2012. № 5. С. 12-17.
68. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? М.: 1988. 144 с.
69. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова ТА.. Азбука общения. СПб.: 2004. 384 с.
70. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: 2002. 224 с.
71. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 2011. 384 с.
72. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 2013. 56 с.
73. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: 1977. С. 59-108.
74. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. М.: 2011. 289 с.
75. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. М.: 2001. 365 с.
76. Maslow A.H. Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: D. Van Nostrand, 1968. 255 p. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5220/5237 (дата обращения: 12.11.2019).
77. Clark A. Child Development: A Topical Approach. New York: Wiley &Sons, 2013. 370 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ