ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ПРАКТИК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие культурных практик в современной науке 7
1.2. Своеобразие культурных практик на этапе старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Театр как развивающая культурная практика детей старшего
дошкольного возраста 21
Ввывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕАТР»
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Методы и методики изучения освоения детьми культурной практики
«Театр» в старшем дошкольном возрасте 31
2.2. Экспериментальное исследование уровня освоения культурной
практики «Театр» детьми старшего дошкольного возраста 39
2.3. Реализация психолого-педагогических условий освоения детьми
старшего дошкольного возраста культурной практики "Театр" 50
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 61
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вызовы новой эпохи, требования современного общества и прогнозы футурологов стимулируют изучение культурологических проблем в образовании. В последние десятилетия были созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программы и методические комплекты культурологической направленности. Так культурологический подход получает распространение в системе образовании. В рамках культурологического подхода образование рассматривается как способ приобщения детей к ценностям культуры (мировой, национальной, семейной и др.), способствующий развитию их творческих способностей и наклонностей, защите прав и здоровья.
В культурологическом подходе выделяются культурные практики, которые представляют собой деятельность детей по освоению культуры и ее отдельных элементов. Культурные практики - это обычные (привычные) для ребенка способы самоопределения (потребность делать что-то важное, осуществление выбора), саморазвития (способность к самостоятельному решению проблем, трудностей, преодолению препятствий) и самореализации (опыт деятельности), тесно связанные с содержанием его бытия и событиями жизнедеятельности. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка.
Исследования культурных практик детей дошкольного возраста не многочисленные, среди них Т.Н. Доронова, Н.Б. Крылова, В.В. Игнатова, Л.А. Барановская, Т.Б. Алексеева, И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова, С.В. Масловская. В исследованиях Т.Н. Дороновой описаны виды культурных практики, которые осваиваются детьми на этапе дошкольного детства. Во всех исследованиях утверждается, что культурные практики являются универсальным средством воспитания, образования и развития дошкольников, их освоение детьми происходит в различных видах детской деятельности.
Театрализованная и игровая деятельность детей позволяет освоить театральную культурную практику или культурную практику «Театр». Воспитательные возможности этой культурной практики огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и потребности ребёнка. Осваивая эту культурную практику, дети знакомятся с многообразием окружающего мира - через образы, краски, звуки, музыку, а встречающие трудности побуждают думать, самостоятельно анализировать, делать выводы и обобщения. При освоении культурной практики дети имеют возможность выбора - ролей, характера персонажей, манеры исполнения, способов заучивания текстовых диалогов, приемов выразительности (речевой, двигательной, мимической и т.д.). Освоение этой культурной практики способствует предупреждению возникновения неуверенности детей в себе, своих возможностях, преодолению тревожности и страхов и других индивидуально-личностных особенностей детей.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр» и недостаточностью исследований связанных с описанием способов и условий освоения ее современными дошкольниками.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогических условия освоения детьми старшего дошкольного возраста театральной культурной практики?
Всё вышесказанное определило выбор темы работы: «Психолого-педагогические условия освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «театр»».
Целью исследования является - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия, способствующие освоению детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр».
Для достижения поставленной цели требуют решения следующие задачи:
- определения сущности понятия «культурная практика» в психолого-педагогической литературе;
- описание своеобразия культурных практик детей старшего дошкольного возраста;
- выделение и обоснование стратегии освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики;
- подбор диагностического инструментария для изучения актуального уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр»;
- реализация психолого-педагогических условия, способствующих освоению культурной практики «Театр» детей старшего дошкольного возраста;
- анализ и описание полученных результатов исследования.
Объект исследования - процесс освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр».
Предмет исследования - психолого-педагогические условия освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр».
На основании цели исследования и поставленных задач можно выдвинуть гипотезу исследования: освоению детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр» будет способствовать совокупность следующих психолого-педагогических условий:
- посещение детьми театров совместно с родителями;
- стимулирование самостоятельных сюжетно-ролевых игр в театр;
- организация театрализованных игр детей на праздниках и развлечениях;
- включение театрализованных игр в повседневную жизнь детей;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
- организация серии театральных занятий с целью освоения детьми отдельных театральных умений;
- вовлечение детей в самостоятельную театрализованную деятельность.
Исследование проводилось с использованием двух основных групп методов: теоретических (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение психолого-педагогической научной и методической литературы) и эмпирических (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, метод экспертных оценок, формирующий эксперимент, качественный и количественны анализ полученных данных).
Исследование проводились на базе муниципального детского сада города Красноярска, в нем приняли участие воспитанники старших групп в составе 44 человек из них 25 девочек и 19 мальчиков в возрасте 5 - 6 лет, Исследование проводилось в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций для определения актуального уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр» и созданию психолого-педагогических условий, способствующим освоению культурной практики «Театр» детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование по изучению особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста культурной практики «Театр» состояло из двух частей: теоретической и эмпирической.
Результаты теоретической части исследования позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В современной науке можно выделить два основных подхода к сущности понятия «культурные практики». В рамках первого подхода культурные практики — это приобретение человеком (ребенком) опыта самостоятельной деятельности, поведения и общения с людьми, основанного на эмоционально-ценностном отношении к бытию (сопереживании, альтруизме, эмпатии, гордости, радости, печали и т.п.). В рамках второго подхода культурные практики — это форма образовательной деятельности детей дошкольного возраста, определяемая как наиболее продуктивный путь решения проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка. Т.е., под культурной практикой мы будем понимать деятельность детей по освоению культуры и ее отдельных элементов.
2. Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и событиями жизни, что обеспечивает реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Учеными выделяются несколько основных видов культурных практик наиболее типичных для старшего дошкольного возраста: совместная игра воспитателя и детей; ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта; творческая мастерская для использования и применения детьми знаний и умений; музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) ориентированная на восприятие музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале; сенсорный и интеллектуальный тренинг, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности; детский досуг; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер. Культурные практики в образовательном процессе разворачиваются по двум направлениям: на основе инициатив самих детей; инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
3. Театр является всесторонне развивающей ребенка старшего дошкольного возраста культурной практикой. Логика разворачивания образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению культурной практики театр может выглядеть следующим образом: посещение детьми театров совместно с родителями, стимулирование самостоятельных сюжетно-ролевых игр в театр, организация театрализованных игр детей на праздниках и развлечениях, включение театрализованных игр в повседневную жизнь детей, организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей, организация серии театральных занятий с целью освоения детьми отдельных театральных умений, самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Эмпирическое исследование проводились на базе муниципального детского сада города Красноярска, в нем приняли участие воспитанники двух старших группы. В экспериментальной группе в составе 22 человек из них 13 девочек и 9 мальчиков в возрасте 5-6 лет. В контрольной группе констатирующая, состоящая из 12 мальчиков и 10 девочек.
Результаты эмпирической части исследования позволяют сделать следующие основные выводы.
1. Методологическим основанием методики Т.С. Комаровой «Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» является культурологический подход, что позволило нам использовать ее для изучения актуального уровня освоения детьми культурной практики «Театр» по следующим критериям: основы театральной культуры, речевая культура, эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, музыкальное развитие, основы изобразительно - оформительской деятельности, основы коллективной творческой деятельности. Для каждого критерия определены показатели, количество показателей в критериях не одинаково и варьируется от одного до четырех. Исходя из полученных в ходе диагностики средних показателей по группе, можно сделать вывод, что в контрольной и экспериментальной группах большинству испытуемых свойственен средний уровень освоения культурной практики «Театр».
2. С целью реализации формирующего этапа исследования осуществлялась реализация психолого-педагогических условий, способствующие освоению культурной практики «Театр» детьми старшего дошкольного возраста.
С целью реализации первого условия - посещения детьми театров совместно с родителями, была проведена организационно-просветительская работа с родителями дошкольников, для этого подготовлены тематические консультации: «Мир театра», «Театр в жизни ребенка», «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Театр дома»; электронный информационный буклет с информацией о репертуарах театров города Красноярска, ценах на билеты на детские спектакли. Особенности размещение этой информации (на сайте группы детского сада и в мессенджерах) обеспечивали родителям возможность свободного доступа к информации в любое удобное для них время. Для детей, чьи родители не смогли посетить театр вместе с ними был организован выход в театр с педагогами детского сада.
С целью реализации второго условия - стимулирования самостоятельных сюжетно-ролевых игр в театр - было использовано два основных приема. Первый прием был связан с опосредованным стимулированием сюжетно ролевых игр детей в театр, а именно он касался подготовки и наполнения предметно-игровой среды группы. В течение месяца: в группы били внесены атрибуты, относящиеся на прямую или косвенно к театру (дополнен костюмами уголок ряженья, изготовлен муляж билетных касс, разрезные карточки-биллеты для представления, на стульях были размещены указательные таблички (1 ряд, 2 место и т.д.). Второй прием непосредственно стимулировал игру детей в театр, а именно педагог выступал инициатором, организатором и активным участник сюжетно-ролевых игр в театр.
С целью реализации третьего условия - организация театрализованных игр детей на праздниках и развлечениях - в рамках проведения празднования: День отца, Всемирный день ребенка, День матери, Веселые старты были проведены театрализованные игры. Первым шагом в реализации этого условия стала осуществление подборки стихотворных произведений, суть и идея, которых соответствовали празднику, в их содержании присутствовало много героев. Стихотворный текст театрализованной игры читал взрослый, дети выполняли ролевые действия по тексту, соответственно выпавшей им роли, и произносили несложные ролевые высказывания из текста. В сценарии каждого праздника и развлечения было выделено время для проведения такой театрализованной игры.
С целью реализации четвертого условия - включения театрализованных игр в повседневную жизнь детей - было организовано проведение игр, использованных на праздниках и развлечениях, в повседневную жизнь группы. Совместно с родителями и детьми была составлена картотека театрализованных игр. т.е. подобраны стихотворные тексты для театрализованных игр детей. Благодаря составленной совместно картотеки, театрализованные игры вошли в повседневную жизнь детей. Дети самостоятельно в ходе режимных моментов, на прогулке, гимнастики или в свободной деятельности стали чаще обращаться к театрализованной игре.
Реализации пятого условия - организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей - осуществлялось в рамках предстоящего подготовки празднования «Рождества». Было принято решение подготовки театральной постановки, в которой примут участие дети, родители, педагоги, посвящённой празднику. Первым шагом в реализации этого условия стало выбор детьми совместно с воспитателем произведения для театральной постановки. В качестве сюжетов постановок, по нашему опыту, наиболее приемлемо использование сюжетов сказок. Детям были прочитаны несколько (3) сказок с рождественским содержанием, организовано их обсуждение и предложено выбрать одну для театральной постановки. В процессе подготовки детей к театральной постановке использовали методику Н.С. Карпинской. Были розданы роли детям и родителям. Также совместно с родителями происходило: написание сценария театральной постановки, подготовка оборудования, изготовление декораций, подбор музыкального сопровождение. Воспитатели и родители помогали детям в заучивании текста ролей и вхождение в образ персонажа. Позднее театральная постановка была показана воспитанникам всех возрастных групп и их родителям.
Реализации шестого условия - организация серии театральных занятий с целью освоения детьми отдельных театральных умений - заставила нас обратиться к разработке внутренний логики занятий с детьми по освоению театральных умений и способов их освоения. Логика занятий выстраивалась так: введение в проблему, создание мотивации и эмоционального настроения на ее разрешение, расширение опыта детей в распознавании эмоций с опорой на знание детей основных эмоций и способов их проявления людьми. С этой целью мы учили детей узнавать (понимать) разные эмоции людей в различных ситуациях; приобретение опыта адекватного выражения собственных, управление ими. С этой целью мы стремились погрузить ребенка эмоции персонажа и демонстрировали способы их представления окружающим людям. Серия занятий, направленных на передачу эмоционального состояния персонажа и выразительности речевых и пантомимических действий, была проведена в течение февраля 2022.
Целью седьмого заключительного условия - организация самостоятельной театрализованная деятельность детей - выступает стимулирование инициативы детей к театрализованной деятельности. В преддверии наступления весны, детям было предложено самостоятельно подготовить представление для родителей на праздник «Весна пришла, весне дорогу!». Самостоятельная деятельность детей при технической поддержке педагогов способствовала созданию детской театральной постановки к празднику, который состоялся в первых числах марта в группе.
4. После завершения формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный этап исследования, состоящий из повторного изучения уровня освоения культурной практики «Театр» детьми старшего дошкольного возраста с использованием того же инструментария, что и на первом этапе работы.
Полученные результаты исследования освоения культурной практики «Театр» детьми старшего дошкольного возраст позволяют утверждать, что в экспериментальной группе значительно выросло количество детей, у которых уровень освоения изменился, стал высоким, это означает, что дошкольников, которые проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, стало больше - об этом свидетельствуют полученные как количественные, так и качественные результаты. Так, теперь в экспериментальной группе 77,3% детей с высоким уровнем развития культурной практики «Театр», 22,7% детей со среднем уровнем и с низким уровнем детей не выявлено. Многие дошкольники стали самостоятельно инициировать сюжетно-ролевые игры в театр и театрализованные игры, значительно сократилось количество споров, переходящих в конфликты по распределению ролей в игре и театрализованной деятельности, дети стали чаще заниматься самостоятельной театрализованной деятельностью. Подобных изменений в контрольной группе не зафиксировано.
Полученные данные свидетельствуют, что реализация выделенных психолого-педагогических условий: посещение детьми театров совместно с родителями, стимулирование самостоятельных сюжетно-ролевых игр в театр, организация театрализованных игр детей на праздниках и развлечениях, включение театрализованных игр в повседневную жизнь детей, организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей, организация серии театральных занятий с целью освоения детьми отдельных театральных умений, самостоятельная театрализованная деятельность детей, является эффективным способом освоения культурной практики «Театр» детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
1. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе. М.: Просвещение, 2005. 126 с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003. 134 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 174 с.
4. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. 1994. № 3. С. 5-9.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 194 с.
6. Генов Г.В. Театр для малышей. М.: Просвещение, 2008. 154 с.
7. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.) / под ред. М.В. Богуславского, З.И. Равкина. М.: ИТО и П РАО, 1998. 290 с.
8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. №2. С. 1-21.
9. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Просвещение, 2001. 235 с.
10. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М.: Просвещение 2002. 177 с.
11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.:
Просвещение 1975. С. 28-35.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником. Избранные психол. труды: в 2т. Т.1. М.: Просвещение, 1986. 372 с.
13. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 9-15.
14. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2004. 127 с.
15. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей: ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972. 151 с.
16. Киндерова О.И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 337-340.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 396 с.
18. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. 272 с.
19. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. М.: Академия, 2005. С. 124-128.
20. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М.: Владос, 2004. 223 с.
21. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996. 241 с.
22. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. №11. 128 с.
23. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Просвещение, 1981. 344 с.
24. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. М.: АРКТИ, 2002. 405 с.
25. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. №1. С. 56-61.
26. Никитина А.Б. История про театр. Кн.1. М.: Авангард, 1995. 397 с.
27. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Под ред. Т.С. Комаровой. Ярославль: Академия развития, 2006. 144 с.
28. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 2002. 134 с.
29. Пономарев Я. Психология творчества. М.: ТЦ СФЕРА, 1999. 183 с.
30. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. 1983. №12. 33-37 с.
31. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 2004. 148 с.
32. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1988. №8. С. 19-25 с.
33. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество- дети». М.: МИОО, 1995. 231 с.
34. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: ТЦ СФЕРА 1972. С. 86-93.
35. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2006. 208 с.
36. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. 1991. №7. С. 19-27.
37. Grace J. Craig Don B. Human development ninth edition prentice hall- isbn, 2005. P. 35-39.