РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 9
1.1 Характеристика понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Психологические особенности старших дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях 16
1.3 Методы развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 21
2 Экспериментальное исследование эмпатии у старших дошкольников из неполных семей и ее развитие 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3 Рекомендации по развитию эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 42
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Комплекс мероприятий, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей ... 53
Приложение Б Игры, для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей 54
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 9
1.1 Характеристика понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Психологические особенности старших дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях 16
1.3 Методы развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 21
2 Экспериментальное исследование эмпатии у старших дошкольников из неполных семей и ее развитие 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3 Рекомендации по развитию эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 42
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Комплекс мероприятий, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей ... 53
Приложение Б Игры, для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей 54
Исторически сложилось, что семья - это основной институт государства, где происходит основное воспитание и развитие ребенка. Однако на современном этапе существует тенденция распада семей по разным причинам, одной из которых выступает развод родителей. Для ребенка такое событие выступает фактором, травмирующим его психическое развитие: ребенок становится замкнутым, агрессивным, эмоционально неустойчивым.
Наиболее подвержена в этом ситуации эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит активное развитие чувственной сферы, самосознания и нравственных устоев личности. Каким будет эмоциональный мир ребенка и как пройдет процесс его социализации во много определяет родительская семья
Если в семье считается нормой обидеть слабого, нет места сочувствию и взаимопомощи между членами социального института, то у ребенка не развивается эмпатических тенденций, ему сложно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. В зависимости от того, какие способы взаимодействия приняты в семье по отношению к дошкольнику и другим членам семьи, будет зависеть поведение ребенка: он либо открыт, общителен и доброжелателен, либо проявляет злость и грубость в общении, отличается лицемерием, тревожностью и лживостью.
Данные социальной статистики говорят о том, что в последнее время наблюдается высокий рост распада семей в нашей стране. Специалистами разных областей обозначен широкий круг причин данному фактору - от политических до внутриличностных. Однако для ребенка в такой семье чаще всего причиной развода родителей является он сам, что сказывается в первую очередь на развитии эмоциональной стороны личности: у ребенка могут наблюдаться нервно-психические расстройства, проявления девиантных форм поведения, сложности во взаимоотношении ребёнка с социальным окружением.
В связи со всем вышеизложенным, необходимость изучения эмпатии дошкольников из неполных семей представляется чрезвычайно актуальной.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Объект исследования: эмпатия в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятие «эмпатия»; теоретически изучить особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста из неполных семей.
2. Произвести теоретический обзор методов развития эмпатии у старших дошкольников.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Подобрать комплекс мероприятий, направленный на развитие эмпатии у старших дошкольников и разработать рекомендации для воспитателей по работе со старшими дошкольниками из неполных семей в условиях образовательной организации....
Наиболее подвержена в этом ситуации эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит активное развитие чувственной сферы, самосознания и нравственных устоев личности. Каким будет эмоциональный мир ребенка и как пройдет процесс его социализации во много определяет родительская семья
Если в семье считается нормой обидеть слабого, нет места сочувствию и взаимопомощи между членами социального института, то у ребенка не развивается эмпатических тенденций, ему сложно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. В зависимости от того, какие способы взаимодействия приняты в семье по отношению к дошкольнику и другим членам семьи, будет зависеть поведение ребенка: он либо открыт, общителен и доброжелателен, либо проявляет злость и грубость в общении, отличается лицемерием, тревожностью и лживостью.
Данные социальной статистики говорят о том, что в последнее время наблюдается высокий рост распада семей в нашей стране. Специалистами разных областей обозначен широкий круг причин данному фактору - от политических до внутриличностных. Однако для ребенка в такой семье чаще всего причиной развода родителей является он сам, что сказывается в первую очередь на развитии эмоциональной стороны личности: у ребенка могут наблюдаться нервно-психические расстройства, проявления девиантных форм поведения, сложности во взаимоотношении ребёнка с социальным окружением.
В связи со всем вышеизложенным, необходимость изучения эмпатии дошкольников из неполных семей представляется чрезвычайно актуальной.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Объект исследования: эмпатия в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятие «эмпатия»; теоретически изучить особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста из неполных семей.
2. Произвести теоретический обзор методов развития эмпатии у старших дошкольников.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Подобрать комплекс мероприятий, направленный на развитие эмпатии у старших дошкольников и разработать рекомендации для воспитателей по работе со старшими дошкольниками из неполных семей в условиях образовательной организации....
Как индивидуальное явление, эмпатия не однозначно трактуется как отечественными, так и зарубежными исследователями. Также среди ученых неоднозначен вопрос относительно структурных компонентов и механизмов эмпатии. Отечественные психологи связывают эмпатию с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности, определяя её либо состоянием, либо способностью, либо процессом. Однако все исследователи сходятся во мнении о том, что эмпатия - это субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и эмоций.
Период дошкольного детства наиболее сензитивен для развития эмпатии. Его полноценное развитие, в том числе и эмоциональное определяет окружающие его люди и события. Особенно важна роль полноценной семьи как основополагающего социального института.
По сравнению с полными семьями в неполных семьях у детей отмечаются проблемы в развитии. Ребенок не чувствует защиты со стороны взрослых, он часто одинок в своих переживаниях, в связи с чем могут проявляется повышенная тревожность, внутренняя конфликтность и трудности в общении.
С целью изучения уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, нами организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №55 «Радость» г. Лесосибирска.
По результатам исследования большинство старших дошкольников из неполных семей продемонстрировали низкий уровень развития эмпатии. испытывают трудности в проявлении эмпатических чувств, они не оказывают помощь нуждающимся, им сложно определить, что чувствует другой человек, особенно сложным для них становится определение эмоций ребенка.
Трудности товарищей замечают лишь пять дошкольников. В проявлении собственных чувств у данной группы детей может наблюдаться сочувствие и поддержка другим. В результате наблюдения за их поведением в коллективной игре, можно отметить, что они готовы помогать сверстникам только по просьбе воспитателя или другого взрослого. Причем личного удовольствия от этого процесса не испытывают. У таких детей согласно результатам констатирующего эксперимента выявлен средний уровень развития эмпатии.
Минимальное количество респондентов (2 дошкольника) имеют сформированную эмоциональную отзывчивость, эмпатию, которая проявляется в устойчивой помощи другому. Дети сопереживают и сочувстэмоции, настроение. Данные дошкольники имеют высокий уровень развития эмпатии....
Период дошкольного детства наиболее сензитивен для развития эмпатии. Его полноценное развитие, в том числе и эмоциональное определяет окружающие его люди и события. Особенно важна роль полноценной семьи как основополагающего социального института.
По сравнению с полными семьями в неполных семьях у детей отмечаются проблемы в развитии. Ребенок не чувствует защиты со стороны взрослых, он часто одинок в своих переживаниях, в связи с чем могут проявляется повышенная тревожность, внутренняя конфликтность и трудности в общении.
С целью изучения уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, нами организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №55 «Радость» г. Лесосибирска.
По результатам исследования большинство старших дошкольников из неполных семей продемонстрировали низкий уровень развития эмпатии. испытывают трудности в проявлении эмпатических чувств, они не оказывают помощь нуждающимся, им сложно определить, что чувствует другой человек, особенно сложным для них становится определение эмоций ребенка.
Трудности товарищей замечают лишь пять дошкольников. В проявлении собственных чувств у данной группы детей может наблюдаться сочувствие и поддержка другим. В результате наблюдения за их поведением в коллективной игре, можно отметить, что они готовы помогать сверстникам только по просьбе воспитателя или другого взрослого. Причем личного удовольствия от этого процесса не испытывают. У таких детей согласно результатам констатирующего эксперимента выявлен средний уровень развития эмпатии.
Минимальное количество респондентов (2 дошкольника) имеют сформированную эмоциональную отзывчивость, эмпатию, которая проявляется в устойчивой помощи другому. Дети сопереживают и сочувстэмоции, настроение. Данные дошкольники имеют высокий уровень развития эмпатии....
Подобные работы
- Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика и развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста (Череповецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017





