Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 9
1.1 Характеристика понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Психологические особенности старших дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях 16
1.3 Методы развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 21
2 Экспериментальное исследование эмпатии у старших дошкольников из неполных семей и ее развитие 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3 Рекомендации по развитию эмпатии у старших дошкольников из неполных семей 42
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Комплекс мероприятий, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей ... 53
Приложение Б Игры, для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей 54
Исторически сложилось, что семья - это основной институт государства, где происходит основное воспитание и развитие ребенка. Однако на современном этапе существует тенденция распада семей по разным причинам, одной из которых выступает развод родителей. Для ребенка такое событие выступает фактором, травмирующим его психическое развитие: ребенок становится замкнутым, агрессивным, эмоционально неустойчивым.
Наиболее подвержена в этом ситуации эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит активное развитие чувственной сферы, самосознания и нравственных устоев личности. Каким будет эмоциональный мир ребенка и как пройдет процесс его социализации во много определяет родительская семья
Если в семье считается нормой обидеть слабого, нет места сочувствию и взаимопомощи между членами социального института, то у ребенка не развивается эмпатических тенденций, ему сложно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. В зависимости от того, какие способы взаимодействия приняты в семье по отношению к дошкольнику и другим членам семьи, будет зависеть поведение ребенка: он либо открыт, общителен и доброжелателен, либо проявляет злость и грубость в общении, отличается лицемерием, тревожностью и лживостью.
Данные социальной статистики говорят о том, что в последнее время наблюдается высокий рост распада семей в нашей стране. Специалистами разных областей обозначен широкий круг причин данному фактору - от политических до внутриличностных. Однако для ребенка в такой семье чаще всего причиной развода родителей является он сам, что сказывается в первую очередь на развитии эмоциональной стороны личности: у ребенка могут наблюдаться нервно-психические расстройства, проявления девиантных форм поведения, сложности во взаимоотношении ребёнка с социальным окружением.
В связи со всем вышеизложенным, необходимость изучения эмпатии дошкольников из неполных семей представляется чрезвычайно актуальной.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Объект исследования: эмпатия в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников из неполных семей.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятие «эмпатия»; теоретически изучить особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста из неполных семей.
2. Произвести теоретический обзор методов развития эмпатии у старших дошкольников.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Подобрать комплекс мероприятий, направленный на развитие эмпатии у старших дошкольников и разработать рекомендации для воспитателей по работе со старшими дошкольниками из неполных семей в условиях образовательной организации....
Как индивидуальное явление, эмпатия не однозначно трактуется как отечественными, так и зарубежными исследователями. Также среди ученых неоднозначен вопрос относительно структурных компонентов и механизмов эмпатии. Отечественные психологи связывают эмпатию с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности, определяя её либо состоянием, либо способностью, либо процессом. Однако все исследователи сходятся во мнении о том, что эмпатия - это субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и эмоций.
Период дошкольного детства наиболее сензитивен для развития эмпатии. Его полноценное развитие, в том числе и эмоциональное определяет окружающие его люди и события. Особенно важна роль полноценной семьи как основополагающего социального института.
По сравнению с полными семьями в неполных семьях у детей отмечаются проблемы в развитии. Ребенок не чувствует защиты со стороны взрослых, он часто одинок в своих переживаниях, в связи с чем могут проявляется повышенная тревожность, внутренняя конфликтность и трудности в общении.
С целью изучения уровня развития эмпатии у старших дошкольников из неполных семей, нами организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №55 «Радость» г. Лесосибирска.
По результатам исследования большинство старших дошкольников из неполных семей продемонстрировали низкий уровень развития эмпатии. испытывают трудности в проявлении эмпатических чувств, они не оказывают помощь нуждающимся, им сложно определить, что чувствует другой человек, особенно сложным для них становится определение эмоций ребенка.
Трудности товарищей замечают лишь пять дошкольников. В проявлении собственных чувств у данной группы детей может наблюдаться сочувствие и поддержка другим. В результате наблюдения за их поведением в коллективной игре, можно отметить, что они готовы помогать сверстникам только по просьбе воспитателя или другого взрослого. Причем личного удовольствия от этого процесса не испытывают. У таких детей согласно результатам констатирующего эксперимента выявлен средний уровень развития эмпатии.
Минимальное количество респондентов (2 дошкольника) имеют сформированную эмоциональную отзывчивость, эмпатию, которая проявляется в устойчивой помощи другому. Дети сопереживают и сочувстэмоции, настроение. Данные дошкольники имеют высокий уровень развития эмпатии....
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребёнка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - Москва ; Московский психолого-социальный ин-т : МОДЭК, 2000. - 413 с.
2. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 254-256. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/43/5271/
3. Бодалев, А. А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии / А. А. Бодалев, Т. Р. Каштанова // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Б. Д. Карвасарского, В. А. Мурзенко. - Москва : Просвещение, 1996. - 123 с.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлении личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций / В. В. Бойко. - Москва : [Питер и др.], 2004. - 473 с.
5. Бухарова, И. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста / И. С. Бухарова, Е. А. Жданова // Научные достижения и открытия : сб. науч. тр. - 2019. - 2019. - С. 124-128. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=36985607B
6. Воробьёва, Е. В. Развитие эмпатииу детей дошкольного возраста: сущность, факты и средства [Электронный ресурс] / Е. В. Воробьева // Извести института педагогики психологии образования. - 2019. - № 4. - С. 110-113. - Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41764092
7. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего возраста :автореф. дис. ... канд. психол. наук : (19.00.07) / ТатьянаПавловна Гаврилова. - Москва : [б. и.], 1977. - 23 с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.
9. Зайцева, О. Ю. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. Ю. Зайцева, И. В. Михайлова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 210-213. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36237908
10. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - Москва :Эксмо, 2000. - 124 с.
11. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. - Самара :СамГПУ, 2011. - 188 с.
12. Иванова, Е. П. Педагогические условия эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. П. Иванова // Современная образовательная среда: теория и практика : сб. научи. тр. - 2018. - С. 28-34. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=36799632
13. Кволс, К. Как воспитать в себе родителя. Искусство быть родителем. Сказки для всей семьи. Тайны духовного мира детей (комплект из 4 книг) / Кэтрин Кволс и др. - Москва :ИП «Весь», 2013. - 571 c.
14. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / X. Кохут // «Антология современного психоанализа». - Т. I. - Москва : Институт психологии РАН, 2001. - 124 с.
15. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. - Москва : Просвещение, 1985. - 136 с...(40)