Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

Работа №153373

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Дискуссия как интерактивный метод обучения 7
1.1 Общая характеристика интерактивных методов обучения 7
1.2 Общая характеристика дискуссионных методов как средство 11 формирования коммуникативной компетенции
1.3 Педагогический опыт применения дискуссии на уроках русского языка 21
2 Методика применения дискуссионных методов на уроках русского языка в 6 классе 29
2.1 Анализ учебников по русскому языку 6 класса 29
2.2 Методические рекомендации по организации дискуссии на уроках русского языка в 6 классе 38
Заключение 55
Список использованных источников 57

Изучая историю преподавания русского языка, можно сделать вывод о том, что на протяжении определенных временных периодов были разные цели обучения, оказавшие влияние на сами методы обучения. На протяжении длительного промежутка времени основной задачей обучающихся было усвоение готовых базовых знаний. Однако современная методика преподавания, заключающая в себе деятельностный подход, основывается на поиске новых знаний обучающимися.
Вместе с изменением методики преподавания меняется и роль учителя. Если раньше учитель должен был давать знания детям уже в готовом объеме, то в настоящее время учитель должен организовывать работу, благодаря которой учащиеся должны самостоятельно добывать знания. Современный учитель должен владеть различными приемами и методами преподавания, опираясь при этом на познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность данного исследования заключается в том, что образовательный процесс на современном этапе всё чаще обращается к интерактивным методам обучения, которые направлены на формирование коммуникативных компетенций и активизацию познавательной деятельности обучающихся. Учебная дискуссия является одним из основных методов активного обучения.
Дискуссионным методам обучения на уроках русского языка посвящены работы О. Бренифье [8], О.В. Струговщиковой [30], С.Б. Ступиной [31], А.Н. Тюрина [35].
О. Бренифье [8] в своем пособии «Искусство обучать через дискуссию» отмечает, что развивать критическое мышление лучше всего через дискуссию.
В работе О.В. Струговщиковой [30] подробно описана классификация дискуссионных методов обучения, специфика проведения некоторых из них (мозговой штурм, круглый стол и др.).
Теоретические аспекты дискуссионных методов обучения раскрыты в работах С.Б. Ступиной [31], А.Н. Тюрина [35]. Методика применения мозгового штурма, круглого стола, дебатов описана в работах Г.Р. Диковой [13], А.С. Жуковой [15], С.Р. Розиковой [26].
Цель работы: рассмотреть дискуссионные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции на уроках русского языка в 6 классе.
Предмет исследования: возможности дискуссионных методов обучения на уроках русского языка в 6 классе для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
1) на основе педагогической литературы представить общую характеристику интерактивных методов обучения;
2) раскрыть понятие и специфику дискуссии и дискуссионных методов обучения;
3) на основе анкетирования обобщить опыт применения дискуссионных методов на уроках русского языка;
4) проанализировать учебники по русскому языку в 6 классе на предмет выявления упражнений, организующих деятельность обучающихся на основе дискуссионных методов обучения;
5) разработать методические рекомендации по организации дискуссии на уроках русского языка.
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, систематизации и обобщения; метод анкетирования, статистический метод.
Методологической базой исследования являются работы С.Б. Ступиной, А.С. Жуковой, А.Н. Тюрина.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что созданные нами упражнения, формирующие дискуссионные навыки у обучающихся, могут применяться в школьном курсе русского языка...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Дискуссия, являясь одним из видов межличностного общения, представляет собой ведущую деятельность современного образовательного процесса, главная задача которой будет состоять в побуждении учащихся задуматься над самой проблемой спора. Это заставит учеников пересмотреть свои убеждения и представления, научит правильно приводить аргументы и отстаивать собственную точку зрения, даст понять то, что каждый из них имеет свой собственный взгляд на поднятую проблему, является индивидуальным.
2. Изучив педагогический опыт учителей различных школ, мы обнаружили, что педагоги активно используют в учебной деятельности интерактивные методы обучения. Применяют их абсолютно во всех классах для различных целей, как в среднем звене, так и в старшем. В основном используют для повышения познавательной активности обучающихся, развития личностных качеств учеников, развития коммуникативных компетенций и психических процессов в ходе работы. Наиболее популярный дискуссионный метод, по мнению опрошенных, - «мозговой штурм».
3. Проанализировав учебники Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой, А.Д. Шмелёва 6 класса, мы можем сделать вывод, что авторы обращаются к интерактивным методам обучения при составлении упражнений. Нами были отобраны упражнения, на основе которых возможно провести разные формы дискуссии, а именно групповая работа, обсуждение, «дебаты», «круглый стол», «приоритеты», заседание экспертной группы. Благодаря выполнению таких заданий у обучающихся будут формироваться познавательные и коммуникативные компетенции.
4. Нами были разработаны методические рекомендации по русскому языку, которые направлены на развитие умения аргументировать свою позицию, применять различные виды аргументов (логические, иллюстративные, эмоциональные), выступать перед аудиторией, вести дискуссию, а также на формирование коммуникативных компетенций посредством использования дискуссионных методов обучения.


1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - Москва : Наука и образование, 2007. - URL: https://clck.ru/qDtsY(дата обращения: 14.10.2021)
2. Арустанян, Д. В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д. В. Арустанян, Е. А. Дроздова. - Москва : Евразийский союз ученых, 2018. - №7. - С. 5 - 12.
3. Банных, Е. С. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения / Е. С. Банных. - Москва : Наука и образование, 2016. - №2. - С. 34 - 36.
4. Барабина, И. Е. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе / И. Е. Барабина // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №5. - С.5-9.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /
В.П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - URL:https://clck.ru/qDtwR(дата обращения: 17.10.2021)
6. Болдычева, И. В. Интерактивные методы обучения в современном образовательном пространстве / И. В. Болдычева. - Омск : Наука и образование, 2017. - URL:https://clck.ru/bNJGy(дата обращения: 12.10.2021)
7. Борисова, Н. Н. Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении / Н. Н. Борисова, А. А. Соловьева. - Москва : Издательский центр «Академия», 1990. -URL:https://clck.ru/qDu7M(дата обращения: 4.11.2021)
8. Бренифье, О. Искусство обучать через дискуссию: пособие / О. Бренифье. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 123 с. - ISBN 978-5-4315¬0923-0.
9. Быстрова, Е. А. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 4.1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2021. - 216 с. - ISBN 978-5-00092-877-6.
10. Ветошкина, Т. А. Активные и интерактивные методы обучения: пособие / Т. А. Ветошина, И. Н. Иванова, Н. В. Шнайдер. - Екатеринбург : Издательский центр «Наука», 2012. - 164 с. - ISBN 978-5-8019-0319-4.
11. Г айдунко, Ю. А. Игровые и дискуссионные методы обучения: поиск проблемного поля / Ю. А. Гайдунко - Москва : Академия, - 2010. - №1. - С. 66-67.
12. Дементьева, Г. Н. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: системно-деятельностный подход / Г. Н. Дементьева // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - №6. -С.16-18.
13. Дикова Г. Р. Дискуссия как активный метод обучения на уроках русского языка / Г. Р. Дикова / Вестник. - 2020. - №4. - С.157-161.
14. Дубчинский, В. В. Лексикография русского языка: учебное пособие / В. В. Дубчинский. - Москва, 2009. - URL:https://clck.ru/qDuPG(дата обращения: 25.11.2021)
15. Жукова, А. С. Дискуссия как метод активного обучения / А. С. Жукова. - Старый Оскол : Наука и образование, 2016. - URL: https://clck.ru/qDuVY(дата обращения: 9.10.2021)..(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ