Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

Работа №153363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2 Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей
среднего дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОРАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Диагностика актуального уровня развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста 20
2.2.Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложения 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


Актуальность исследования развития эмоциональной сферы в среднем дошкольном возрасте обусловлена тем, что на данном возрастном этапе, согласно Л.С. Выготскому, нужно делать акцент на развитии эмоциональной сферы, поскольку у детей начинает формироваться абсолютно новая система психических функций.
Именно в среднем дошкольном возраста развитие эмоциональной сферы становится одним из фактором становления личности ребенка, обеспечивающее психоэмоциональное благополучие личности ребенка. Формирование интеллектуальных эмоций, психокоррекция недостатков эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста следует отнести к одной из важных задач развития и воспитания личности.
Социальный рост ребенка, личностное развитие, формирование самосознания, осознания, образа Я затруднен, если нарушается эмоциональная сфера. Такой ребенок, как правило, не инициативный, его эмоции выражены на низком уровне, он не в силах выразить свое эмоциональное состояние, так же имеет трудности в понимании эмоций окружающих его людей. Ему тяжело контролировать свое поведение, проявляются трудности к волевой регуляции поведения. Поэтому, если своевременно не оказать таким детям психолого-педагогическую помощь, то они испытывают сложности социальной адаптации, социализации. Отечественная психология накопила огромный опыт для рассмотрения развития эмоциональных сфер в контексте формирования личностей Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, А.С.Белкин и других. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. А.С. Белкин одним из важнейших условий обучения и развития считает переживание личностью ситуации успеха, т.е. радости достижения, осознания своих возможностей, веры в себя.
На сегодняшний день специалистами предложены технологии, способы и средства развитии эмоциональной сферы ребенка среди которых: элементы игротерапии, музыкотерапии, использование художественной литературы, игровые обучающие ситуации, беседы, решение кейсовых задач, ведение «календаря эмоций», методов метафоры, психогимнастика, посещение комнаты психологической разгрузки, психолого-педагогические проекты.
Таким образом, противоречие между потребностью в целенаправленной психолого-педагогической работе по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста и отсутствием научно-практических наработок, поэтому и привело нас к пониманию проблемы исследования.
Каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста?
В соответствии с проблемой была сформулирована тема исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста, определить их результативность.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику актуального уровня развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения программу развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- организация и проведение диагностики актуального уровня развития эмоциональной сферы детей на первом этапе психолого-педагогической работы;
- организация и проведение комплексных занятий с использованием методов активного социально-психологического обучения и работы с метафорой.
Для достижения поставленных задач использовались методы:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности детей, тестирование, метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Методы количественного и качественного анализа данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №246» группа «Росинка» города Красноярска. В исследовании приняли участие 17 дошкольников, среди которых 7 девочек и 10 мальчиков в возрасте 4-5 лет.
Практическая значимость исследования: определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста, экспериментально доказана их результативность.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, таблиц, диаграмм, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существует множество определений эмоций, эмоциональных состояний, множество теорий развития эмоциональной сферы. Кроме того авторы выделяют виды эмоций, функции, а также определяют тот факт, что развитие эмоциональной сферы ребенка очень тесно связано с его интеллектуальным развитием. Развитие эмоциональной сферы ребенка от рождения проходит длительный этап, и положительное развитие зависит от многих факторов и механизмов. Вопросы развития эмоциональной сферы ребенка представлены в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, П.К. Анохина, Л.С. Выготского.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам.
Метод метафоры является одним и лучших способов развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста. Метод метафоры учит ребенка понимать и собственные эмоции и эмоции других людей, улучшает способность детей строить лучшие отношения к сверстникам, обеспечивать положительную социальную адаптацию.
В нашем исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет МБДОУ «Детский сад №246» «Росинка» города Красноярска. Выборка представлена средними дошкольниками в количестве 17 человек, из которых 7 девочек и 10 мальчиков.
Для проведения исследования нами были проведены следующие методики: методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы - Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); Модификация теста «Распознавание эмоций» (по Чередниковой Т.В), методика «Изучение мимической моторики» автор - Г.А. Волкова.
По результатам первичной диагностики подтвердилась необходимость в осуществлении психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
В нашей работе особое внимание уделялось научению детей среднего дошкольного возраста понимать, распознавать и уметь выражать собственное эмоциональное состояние. Развивающий процесс был рассчитан на 3 недели. Все упражнения, используемые в нашей программе, основываются на рисовании, играх, развлекательных упражнениях, чтении сказок, проигрывании сказок.
После проведения цикла занятий повторное исследование показало количественное и качественное улучшение развития эмоциональной сферы дошкольников экспериментальной группы. Большинство детей научились узнавать, распознавать и выражать собственное эмоциональное состояние. Когда дети среднего дошкольного возраста испытывали радость, они стали вести себя более сдержанно, научились извиняться за некоторые проделанные действия.
В ходе занятий были замечены некоторые личностные изменении детей среднего дошкольного возраста. Дети стали более открытыми, разговорчивыми, чаще стали оказывать помощь на занятии, как исследователю (собрать карандаши, раздать чистые листочки, протереть доску), так и сверстникам (принести стул, подать карандаш).
Таким образом, разработанная нами программа в полной мере привела к положительной динамике развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Следовательно, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, гипотеза подтверждена экспериментально.



1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. - М.: Сфера, 2008. - 198 с.
2. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: задачи и диагностики дошкольного развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
3. Анохин, П. К. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 486 с.
4. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации.- Волгогр. Гос. Пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2001. - 180с
5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2007. - 238 с.
6. Вербина, Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие / Г.Г. Вербина. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
7. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М.: МЕЗАППИ, 1998. - 28 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С.Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
9. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М.:Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
10. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практ. Работников ДОУ / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. - М. Айрис - Пресс: Айрис дидактика. 2004. - 146 с.
11. Досаева Р.Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Лето,2012.- С. 108-114.
12. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
13. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. - Тула: Изд-ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 159 с.
14. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание - 2003 - №1. - С.20-27.
15. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1995. - 218 с.
16. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: 1985. - 198 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева.- Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 170 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. / Е.П. Ильин - СПб: Питер. 2007. - 783 с.
19. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.
20. Изотова, Е. К. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. - М.: Академия, 2004. - 235 с
21. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
22. Казаринова, Н. В. Социальные коммуникации в профессиональной среде: учебное пособие / Н.В. Казаринова, Е.А. Пашковский. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. - 75 с.
23. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] :
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
24. Краснопеева Елена Николаевна АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА
РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ // Наука и образование сегодня. 2020. №12 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZart-
terapiya-kak-forma-razvitiya-i-korrektsii-emotsionalno-volevoy-sfery (дата
обращения: 05.06.2022).
25. Крыжановская, А. А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник педагогической арт-терапии / А. А. Крыжановская // IN SITU. - 2016. - № 5. - С. 35-37.
26. Макарова Е.Г. Лето на крыше: Воспитание дошкольников. - М: Знание, 1995. - 93 с.
27. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: АРКТИ, 2003. - 44 с.
28. Мир детства. Дошкольник / под ред. А.Г. Хрипковой; отв., ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
29. Наймушина, Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке / Л. М. Наймушина // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - № 4. - С. 63-70.
30. Николаева, В. В. Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников / В. В. Николаева,
31. Петрушин, В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий / В. И. Петрушин // Музыкальное искусство и образование. - 2016. - № 2. - С. 68-82.
32. Психология эмоций. Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб. И др.: Питер, 2000 - 712 с.
34. Семенова А.А. Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональную сферу детей среднего дошкольного возраста // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - №4 (15). - С. 174-176.
35. Соловьева Е.А. Театрализованные игры, как средство развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 2-2. - С. 376-377.
36. Сусанина И.В. «Введение в арт-терапию»: Когито-Центр; Москва; 2007
37. Токарева, О. А. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Токарева, А. В. Серый, А. И. Федоров // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 129-139.
38. Тузова. О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема// Вопросы педагогики. - № 12-1. - С. 259-262.
39. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 212 с
40. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональное состояние человека / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С.61.
41. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.: МПСИ,1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ