Введение 4
1 Теоретико-методические основы интеллектуального развития обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 7
1.1 Интеллект как явление психики 7
1.2 Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения 13
2 Методические рекомендации по интеллектуальному развитию обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка 17
2.1 Анализ учебников по русскому языку 5-6 классов 17
2.2 Система упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей школьников
Заключение
Список использованных источников
Формирование личности как субъекта социальной действительности, способной самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности, обуславливает мобилизацию умений критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению. Это позволит каждому индивиду не только следовать за прогрессивными изменениями в науке и культуре, но и самому их осуществлять, создавая собственный творческий продукт.
В связи с этим возрастает роль интеллекта в формировании личности. Интеллект и интеллектуальное развитие выступают в качестве важнейшего компонента любой деятельности человека. Интеллектуальные способности развиваются в деятельности, они основаны на мыслительных операциях и являются основой при выполнении любых учебных заданий. Недостаточно высокий уровень интеллектуального развития, мыслительной деятельности обучающихся является причиной учебных трудностей и сказывается на успеваемости школьников в целом.
Поэтому развитие интеллектуальных способностей является приоритетным направлением в обучении. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подтверждается следующими документами:
- в ФГОС ООО прописаны достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, совершать логические операции, аргументировать и обосновывать свою позицию. Программа основного общего образования направлена на развитие различных типов способностей в разных сферах. Интеллектуальное развитие включает в себя все вышеперечисленные компоненты [37];
- в статье 66 Федерального закона об образовании говорится о том, что основное общее образование направлено на развитие и формирование личности и состоит из элементов, предполагающих развитие интеллекта, учебно-интеллектуальных способностей [38].
Исследованиями в данной области занимались такие психологи и научные деятели, как Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, А. Бине, Л. Векслер, М.А. Холодная, Б.Г. Ананьев, Л. Терстоун и другие.
На современном этапе изучением вопроса занимались такие научные деятели, как М.В. Глебова [11], Т.Л. Курамшина [19], Г.А. Бакулина [2], М.А. Пуйлова [25], М.К. Каландарова [17] и др. Большинство исследований интеллектуальных способностей ограничивается разработками для обучающихся младшего школьного возраста, или не затрагивает предметную область русского языка. Таким образом, новизна нашего исследования заключается в разработке методических материалов для обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Задачи:
- рассмотреть понятие «интеллект» как психическое явление, дать определение понятия «интеллект»;
- рассмотреть и описать компоненты интеллектуального развития и принципы их формирования в процессе обучения;
- проанализировать учебники 5-6 классов по русскому языку на наличие заданий для развития учебно-интеллектуальных способностей обучающихся;
- разработать комплекс упражнений по русскому языку на интеллектуальное развитие обучающихся 5-6 классов и методические рекомендации по данному комплексу....
В процессе проведения исследования нами была изучена специальная литература по темам «Интеллект», «Интеллектуальное развитие», в ходе изучения которой мы установили, что интеллект рассматривается как психическое явление и неразрывно связан с другими психическими компонентами, наиболее часто он соотносится с мышлением и способностью к мыслительным операциям. Существует несколько подходов к определению интеллекта и к обучающимся наиболее применим образовательный подход. На уроках русского языка большое значение имеет развитие вербального (в частности вербально-лингвистического) интеллекта, памяти.
Интеллектуальное развитие определяется как непрерывный процесс, который совершается в учении, играх, труде, жизненных ситуациях и наиболее активно оно происходит на протяжении интенсивного усвоения и творческого применения знаний. Для успешного интеллектуального развития обучающихся в процессе обучения необходимо учитывать их учебно-интеллектуальные способности, возрастные особенности и руководствоваться принципами, основанными на интеллектуальном развитии.
Посредством анализа научной, педагогической и психологической литературы были выявлены возрастные особенности учеников 5-6 классов. Для обучающихся 11-12 лет важным становится аргументация явлений, они задаются вопросами о причинах происхождения тех или иных процессов, быстро включаются в разговор, любят на практике выяснять какие-либо утверждения.
Изучив несколько учебников по русскому языку 5-6 классов разных авторов на предмет заданий, направленных на развитие учебно-интеллектуальных способностей, мы пришли к выводу о том, что в каждом из учебников так или иначе присутствуют задания на различные виды способностей, но не все развиваются систематически и активно. В 5-6 классах упор делается на способность формулировать основную мысль и делать 64
выводы, анализировать и строить умозаключения. Данные задания прослеживаются во всех разделах учебников. Менее планомерно представлены задания на обобщение и систематизацию, выявление закономерностей. И существует нехватка упражнений на развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
Результатом исследования стала разработка банка заданий и методических рекомендаций, направленных на развитие учебно-интеллектуальных способностей обучающихся 5-6 классов. Задания были разработаны с учётом возрастных особенностей обучающихся, некоторые из упражнений имеют олимпиадный характер и разный уровень сложности. Данные задания могут использоваться как на уроках, так и в качестве домашнего задания, отдельные упражнения имеют исследовательский характер. Учитываются различные виды деятельности и проверки выполненных работ.
1) Андреева, Л. С. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы / Л. С. Андреева // Русский язык в школе. - 2001. - №4 - С. 106 - 108.
2) Бакулина, Г.А. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации / Г.А. Бакулина // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №1. - С. 176-178.
3) Баранов, М. Т Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыжеская, М. Р Львов. - Москва : Наука, 1990. - 368с. - ISBN 978-5-4468-4103-5.
4) Белогрудова, В.П. Теория множественного интеллекта Г. Гарднера и её принципиальное значение для современного образования / В.П. Белогрудова, А.В. Семерикова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков - 2008. - С. 88-97.
5) Бирюкова, А. Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллекта / А. Бирюкова // Аналитика культурологии - 2009. - №3. - С. 34-37.
6) Владимирова, С.Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта / С.Г. Владимирова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С. 23-27.
7) Воробьёв, В.С. К 120-летию выхода основополагающих работ Альфреда Бине - нового шага в изучении индивидуальных различий интеллекта и общем прогрессе экспериментальной психологии / В.С. Воробьёв // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - №4. - С. 115-123.
8) Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / под редакцией С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной - Москва : УЦ «Перспектива», 2013. - 280 с. - ISBN 978-5-98594-443-3.
9) Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - Москва : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с. - ISBN 5-699-13728-9.
10) Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // сборник переводов «Психология мышления», под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Прогресс - 1965. - 433-456 с.
11) Глебова, М.В. Умственное воспитание школьников: содержательные аспекты / М.В. Глебова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №4. - С. 130-144.
12) Глебова, М.В. Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки / М.В. Глебова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №1. - С. 124-130.
13) Головешкина, Н.В. Индивидуально-психологические и личностные характеристики обучающихся среднего звена общеобразовательной школы / Н.В. Головешкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - №5. - С. 63-71.
14) Дроботенко, Ю.Б. Применение классификации интеллектуальных способностей человека при организации самостоятельной работы студентов в вузе / Ю.Б. Дроботенко // Вестник Омского университета - 2004. - №3. - С. 145-148.
15) Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская; Отв. ред. [и авт. предисл.] Б. М. Кедров. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 173 с....(41)