ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 7
1.1. Характеристика эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Значение сказки как средства снижения негативных эмоциональных
состояний детей старшего дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
в процессе работы над сказкой 16
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Анализ результатов 29
2.3 Разработка и апробация программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе
работы над сказкой, оценка ее эффективности 34
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста является важной задачей педагогической деятельности, отраженной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Так, одна из главных и ключевых задач в современном дошкольном воспитании - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия. Ожидается, что дошкольник должен быть уверенным в себе, обладать положительным самоощущением, не испытывать тревожности, агрессивных проявлений и пр.
Непосредственно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня. От того, насколько ребенок умеет распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, зависит его личностное и социальное развитие. В связи с этим проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной и практически значимой.
Практика показывает, что в старшем дошкольном возрасте нередки ситуации, когда эмоциональную сферу ребенка необходимо оптимизировать, - например, когда нужно обучить распознаванию эмоций на том уровне, который соответствует данному возрасту, развить социальные эмоции, скорректировать эмоциональные нарушения, выражающиеся в тревожном, агрессивном и прочих видах неконструктивного эмоционального реагирования. Повторимся, при нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Поэтому актуален поиск эффективных средств по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Мы полагаем, что таким средством может выступать работа над сказкой, которая, как правило, эмоционально насыщенна, поучительна и привлекательна для старших дошкольников. Однако открытым является вопрос: «каковы педагогические условия снижения негативных
эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой?», что становится проблемой нашего исследования.
Цель исследования - выделить и обосновать педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что сказка будет выступать как средство по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать значение сказки для снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, в ходе теоретического анализа выделить педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
3. Организовать и провести исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, оценить ее эффективность.
Исследование базируется на представлениях об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста А. Валлона, Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.М. Щетининой и пр., на представлениях о методике сказкотерапии И.В. Вачкова, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.Д. Короткой, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Д.Ю. Соколова, С.К. Нартова-Бочавер и пр. В развивающей программе были использованы сказки различного плана: как русские народные (например, «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Репка» и пр.), так и авторские (К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, С. Михалков, Г.Х. Андерсен), а также психотерапевтические (авторы: О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
2. Психодиагностические методики: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера.
Выборка исследования: 20 детей 6-7 лет (половой состав: 12 девочек и 8 мальчиков).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования; в работе представлены 4 рисунка и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 55 страниц.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника определяется как важная педагогическая задача. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера у детей характеризуется более спокойным, уравновешенным фоном восприятия; более управляемыми и осознаваемыми эмоциональными процессами; развитием эмоционального предвосхищения; проявлением способности оценивать свое поведение, регулировать свои эмоции и пр.
Помимо нормативного развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте встречаются и ее нарушения - у детей могут возникать страхи, тревожность, агрессивные реакции, которые требуют педагогической работы. В связи с этим актуальным становится поиск методов и средств снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Важным средством снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста признается сказка, или метод сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для снижения негативных эмоциональных состояний и совершенствования отношений с окружающим миром (Л.Д. Короткова). Работа со сказкой позволяет осуществить перенос личных переживаний, формировать представления об адекватном и неадекватном эмоционального реагировании, развивать эмпатию, сопереживание, социальные эмоции в целом и пр. Однако работа над сказкой должен опираться на определенные педагогические условия, чтобы решалась задача снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста. Нами, в частности, на основе проведенного теоретического анализа выделяются такие педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Данные педагогические условия и их влияние на снижение негативных эмоциональных состояний старших дошкольников были положены в основу гипотезы данного исследования.
На первом этапе исследования мы диагностировали особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством двух методик: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера. Диагностика показала, что достаточно велик процент старших дошкольников, обладающих средним и низким уровнем эмоционального развития: эти дети имеют, с одной стороны, трудности в идентификации эмоций различных модальностей, не всегда могут воспроизвести основные эмоциональные состояния и их вербализовать. Наиболее легко детям удалось идентифицировать, вербализовать и воспроизвести такие эмоции, как: радость, печаль, страх, удивление; наиболее тяжело: гнев, презрение, отвращение, стыд, интерес. Также достаточно большой процент детей имеют негативные эмоциональные проявления: агрессия, стресс, тревожность. Вследствие таких результатов необходимой становится формирующая работа по снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки, которая проводилась в экспериментальной группе дошкольников.
В работе по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки нами были обозначены задачи:
1. Снижение тревожности, стресса, агрессии.
2. Формирование умения идентификации эмоций различных модальностей.
В соответствии с ними была разработана программа по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, включающая в себя 10 занятий, длительность каждого - 30 минут. Периодичность встреч - 2 раза в неделю. В программе используются сказки различного плана: как русские народные, так и авторские, а также психотерапевтические. Подбор сказок осуществлялся исходя из критериев эмоциональной насыщенности, наличия социально - нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей. В программе также использовались элементы игровой, театрализованной, изобразительной деятельности дошкольников с целью создания эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (в частности: выбор форм и методов работы над сказкой). Уделено внимание и созданию предметно-пространственной среды - в групповом помещении создан т.н. уголок Сказки.
Программа была реализована, ее эффективность была оценена в ходе повторной диагностики, которая показала, что старшие дошкольники из экспериментальной группы стали менее тревожны, менее агрессивны, повысился их уровень идентификации, вербализации и воспроизведения базовых эмоций, а также им легче стало понимать и выражать более сложные эмоции: гнев, презрение, отвращение, стыд. В контрольной группе
дошкольников существенного роста не произошло. Поэтому мы можем считать формирующую работу по апробации программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой; она может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: учебно-методическое пособие. СПб.: А1111О, 2006. 82 с.
2. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-4. С. 247 - 254.
3. Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 85 - 88.
4. Бобык С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 221 - 224.
5. Бреслав Г.М. Психология эмоций : учебное пособие. М. : Смысл, 2016. 670 с.
6. Валлон А. 1сихическое развитие ребенка / пер. с фр. Л.И. Анцыферова. СПб.: Питер, 2001. 208 с.
7. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или «Избушка, избушка, повернись ко мне передом»: монография. М.: Генезис, 2013. 288 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Астрель,
2000. 265 с.
9. Вишнякова Е.Г. Возможности сказки как средства коррекции детских страхов у старших дошкольников // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. 2018. С. 23 - 27.
10. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце. СПб.: Питер, 2006. 63 с.
11. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для
практических работников ДОУ. М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. 160 с.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Феникс, 2001. 334 с.
13. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов- психологов: научно-методические рекомендации. Челябинск : АТОКСО, 2010. 100 с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб. : Питер, 2004. 592 с.
15. Есманович Д.В. Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 4. С. 23 - 26.
16. Жавнерко А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 685 - 687.
17. Житная И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста: монография. Ульяновск: Зебра, 2016. 65 с.
18. Жукова Р.А. Игра как средство социального развития детей. Волгоград : ИТД « Корифей», 2006. 112 с.
19. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования // ВестникЧереповецкого государственного университета». 2013. №4 (53). С. 99 - 101.
20. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение. 1985. 176 с.
21. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. СПб.: Лань, 2001. 234 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Питер, 2007. 116 с.
23. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. 310 с.
24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика : учебное пособие. М.: Academia, 2004. 283 с.
25. Каика В.А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 691 - 695.
26. Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс : монография. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. 178 с.
27. Карелина И.О. Содержание дидактических игр по развитию понимания эмоций человека у детей старшего дошкольного возраста // PEDAGOGY &PSYCHOLOGY. THEORY AND PRACTICE. 2016. № 3 (5). С. 15 - 18.
28. Козеева Е.О. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми // Мир педагогики и психологии. 2018. № 1 (18). С. 12 - 20.
29. Козубаева С.И. Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 38-2. С. 559 - 562.
30. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ, 2006. 144 с.
31. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
32. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 169 с.
33. Лабиринт души: терапевтические сказки / ред. : О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. М. : Академический проект, 2001. 220 с.
34. Лепехина О.Н., Курмаева Т.Н. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии / О.Н. Лепехина, Т.Н. Курмаева // Молодой ученый. 2017. № 8. С. 346 - 349.
35. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1157 - 1160.
36. Маценко Л.Н., Степанова Н.А. Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий вестник. 2017. № 6. С. 131.
37. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ,
2001. 48 с.
38. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Тревожность у детей: причины и особенности проявления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
39. Обухов, Я.Л. Психоанализ сказки и символдрама // Журнал практического психолога. 1999. № 10-11. С. 197 - 206.
40. Пантюхина О.В. Сказкотерапия как средство преодоления страхов у детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект.
2017. С. 125 - 130.
41. Пестова А.И. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников 4-7 лет» [Электронный ресурс] // Открытый урок // URL:https://open-lesson.net/5348/(дата обращения: 28.05.2019). 23 с.
42. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : «Питер», 2010. 820 с.
44. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен //
Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, психология,
педагогика. 2013. № 3-2. С. 42 - 52.
45. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2017. 143 с.
46. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2008. 118 с.
47. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М. : Академия, 2003.
48. Чебучева Е.В., Тарычева Ю.А. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2 № 2. С. 174 - 180.
49. Штефа В.Н. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Аллея науки. 2017. № 14. С. 28 - 31.
50. Щекина А.Я. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в дошкольной образовательной организации // Проблемы педагогики. 2016. № 10 (21). С. 17 - 19.
51. Щетинина А.М. Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1984. с
52. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.