ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 7
1.1. Характеристика эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Значение сказки как средства снижения негативных эмоциональных
состояний детей старшего дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
в процессе работы над сказкой 16
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Анализ результатов 29
2.3 Разработка и апробация программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе
работы над сказкой, оценка ее эффективности 34
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 7
1.1. Характеристика эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Значение сказки как средства снижения негативных эмоциональных
состояний детей старшего дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
в процессе работы над сказкой 16
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Анализ результатов 29
2.3 Разработка и апробация программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе
работы над сказкой, оценка ее эффективности 34
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста является важной задачей педагогической деятельности, отраженной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Так, одна из главных и ключевых задач в современном дошкольном воспитании - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия. Ожидается, что дошкольник должен быть уверенным в себе, обладать положительным самоощущением, не испытывать тревожности, агрессивных проявлений и пр.
Непосредственно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня. От того, насколько ребенок умеет распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, зависит его личностное и социальное развитие. В связи с этим проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной и практически значимой.
Практика показывает, что в старшем дошкольном возрасте нередки ситуации, когда эмоциональную сферу ребенка необходимо оптимизировать, - например, когда нужно обучить распознаванию эмоций на том уровне, который соответствует данному возрасту, развить социальные эмоции, скорректировать эмоциональные нарушения, выражающиеся в тревожном, агрессивном и прочих видах неконструктивного эмоционального реагирования. Повторимся, при нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Поэтому актуален поиск эффективных средств по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Мы полагаем, что таким средством может выступать работа над сказкой, которая, как правило, эмоционально насыщенна, поучительна и привлекательна для старших дошкольников. Однако открытым является вопрос: «каковы педагогические условия снижения негативных
эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой?», что становится проблемой нашего исследования.
Цель исследования - выделить и обосновать педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что сказка будет выступать как средство по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать значение сказки для снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, в ходе теоретического анализа выделить педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
3. Организовать и провести исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, оценить ее эффективность.
Исследование базируется на представлениях об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста А. Валлона, Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.М. Щетининой и пр., на представлениях о методике сказкотерапии И.В. Вачкова, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.Д. Короткой, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Д.Ю. Соколова, С.К. Нартова-Бочавер и пр. В развивающей программе были использованы сказки различного плана: как русские народные (например, «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Репка» и пр.), так и авторские (К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, С. Михалков, Г.Х. Андерсен), а также психотерапевтические (авторы: О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
2. Психодиагностические методики: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера.
Выборка исследования: 20 детей 6-7 лет (половой состав: 12 девочек и 8 мальчиков).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования; в работе представлены 4 рисунка и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 55 страниц.
Непосредственно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня. От того, насколько ребенок умеет распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, зависит его личностное и социальное развитие. В связи с этим проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной и практически значимой.
Практика показывает, что в старшем дошкольном возрасте нередки ситуации, когда эмоциональную сферу ребенка необходимо оптимизировать, - например, когда нужно обучить распознаванию эмоций на том уровне, который соответствует данному возрасту, развить социальные эмоции, скорректировать эмоциональные нарушения, выражающиеся в тревожном, агрессивном и прочих видах неконструктивного эмоционального реагирования. Повторимся, при нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Поэтому актуален поиск эффективных средств по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Мы полагаем, что таким средством может выступать работа над сказкой, которая, как правило, эмоционально насыщенна, поучительна и привлекательна для старших дошкольников. Однако открытым является вопрос: «каковы педагогические условия снижения негативных
эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой?», что становится проблемой нашего исследования.
Цель исследования - выделить и обосновать педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что сказка будет выступать как средство по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать значение сказки для снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, в ходе теоретического анализа выделить педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
3. Организовать и провести исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, оценить ее эффективность.
Исследование базируется на представлениях об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста А. Валлона, Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.М. Щетининой и пр., на представлениях о методике сказкотерапии И.В. Вачкова, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.Д. Короткой, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Д.Ю. Соколова, С.К. Нартова-Бочавер и пр. В развивающей программе были использованы сказки различного плана: как русские народные (например, «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Репка» и пр.), так и авторские (К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, С. Михалков, Г.Х. Андерсен), а также психотерапевтические (авторы: О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой.
2. Психодиагностические методики: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера.
Выборка исследования: 20 детей 6-7 лет (половой состав: 12 девочек и 8 мальчиков).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования; в работе представлены 4 рисунка и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 55 страниц.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника определяется как важная педагогическая задача. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера у детей характеризуется более спокойным, уравновешенным фоном восприятия; более управляемыми и осознаваемыми эмоциональными процессами; развитием эмоционального предвосхищения; проявлением способности оценивать свое поведение, регулировать свои эмоции и пр.
Помимо нормативного развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте встречаются и ее нарушения - у детей могут возникать страхи, тревожность, агрессивные реакции, которые требуют педагогической работы. В связи с этим актуальным становится поиск методов и средств снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Важным средством снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста признается сказка, или метод сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для снижения негативных эмоциональных состояний и совершенствования отношений с окружающим миром (Л.Д. Короткова). Работа со сказкой позволяет осуществить перенос личных переживаний, формировать представления об адекватном и неадекватном эмоционального реагировании, развивать эмпатию, сопереживание, социальные эмоции в целом и пр. Однако работа над сказкой должен опираться на определенные педагогические условия, чтобы решалась задача снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста. Нами, в частности, на основе проведенного теоретического анализа выделяются такие педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Данные педагогические условия и их влияние на снижение негативных эмоциональных состояний старших дошкольников были положены в основу гипотезы данного исследования.
На первом этапе исследования мы диагностировали особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством двух методик: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера. Диагностика показала, что достаточно велик процент старших дошкольников, обладающих средним и низким уровнем эмоционального развития: эти дети имеют, с одной стороны, трудности в идентификации эмоций различных модальностей, не всегда могут воспроизвести основные эмоциональные состояния и их вербализовать. Наиболее легко детям удалось идентифицировать, вербализовать и воспроизвести такие эмоции, как: радость, печаль, страх, удивление; наиболее тяжело: гнев, презрение, отвращение, стыд, интерес. Также достаточно большой процент детей имеют негативные эмоциональные проявления: агрессия, стресс, тревожность. Вследствие таких результатов необходимой становится формирующая работа по снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки, которая проводилась в экспериментальной группе дошкольников.
В работе по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки нами были обозначены задачи:
1. Снижение тревожности, стресса, агрессии.
2. Формирование умения идентификации эмоций различных модальностей.
В соответствии с ними была разработана программа по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, включающая в себя 10 занятий, длительность каждого - 30 минут. Периодичность встреч - 2 раза в неделю. В программе используются сказки различного плана: как русские народные, так и авторские, а также психотерапевтические. Подбор сказок осуществлялся исходя из критериев эмоциональной насыщенности, наличия социально - нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей. В программе также использовались элементы игровой, театрализованной, изобразительной деятельности дошкольников с целью создания эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (в частности: выбор форм и методов работы над сказкой). Уделено внимание и созданию предметно-пространственной среды - в групповом помещении создан т.н. уголок Сказки.
Программа была реализована, ее эффективность была оценена в ходе повторной диагностики, которая показала, что старшие дошкольники из экспериментальной группы стали менее тревожны, менее агрессивны, повысился их уровень идентификации, вербализации и воспроизведения базовых эмоций, а также им легче стало понимать и выражать более сложные эмоции: гнев, презрение, отвращение, стыд. В контрольной группе
дошкольников существенного роста не произошло. Поэтому мы можем считать формирующую работу по апробации программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой; она может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Помимо нормативного развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте встречаются и ее нарушения - у детей могут возникать страхи, тревожность, агрессивные реакции, которые требуют педагогической работы. В связи с этим актуальным становится поиск методов и средств снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Важным средством снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста признается сказка, или метод сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для снижения негативных эмоциональных состояний и совершенствования отношений с окружающим миром (Л.Д. Короткова). Работа со сказкой позволяет осуществить перенос личных переживаний, формировать представления об адекватном и неадекватном эмоционального реагировании, развивать эмпатию, сопереживание, социальные эмоции в целом и пр. Однако работа над сказкой должен опираться на определенные педагогические условия, чтобы решалась задача снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста. Нами, в частности, на основе проведенного теоретического анализа выделяются такие педагогические условия снижения негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой:
1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (предметно-пространственная среда, выбор форм и методов работы над сказкой и пр.).
2. Подбор сказок в соответствии с критериями эмоциональной насыщенности, наличия социально-нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей.
Данные педагогические условия и их влияние на снижение негативных эмоциональных состояний старших дошкольников были положены в основу гипотезы данного исследования.
На первом этапе исследования мы диагностировали особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством двух методик: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, цветовой тест М. Люшера. Диагностика показала, что достаточно велик процент старших дошкольников, обладающих средним и низким уровнем эмоционального развития: эти дети имеют, с одной стороны, трудности в идентификации эмоций различных модальностей, не всегда могут воспроизвести основные эмоциональные состояния и их вербализовать. Наиболее легко детям удалось идентифицировать, вербализовать и воспроизвести такие эмоции, как: радость, печаль, страх, удивление; наиболее тяжело: гнев, презрение, отвращение, стыд, интерес. Также достаточно большой процент детей имеют негативные эмоциональные проявления: агрессия, стресс, тревожность. Вследствие таких результатов необходимой становится формирующая работа по снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки, которая проводилась в экспериментальной группе дошкольников.
В работе по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами сказки нами были обозначены задачи:
1. Снижение тревожности, стресса, агрессии.
2. Формирование умения идентификации эмоций различных модальностей.
В соответствии с ними была разработана программа по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, включающая в себя 10 занятий, длительность каждого - 30 минут. Периодичность встреч - 2 раза в неделю. В программе используются сказки различного плана: как русские народные, так и авторские, а также психотерапевтические. Подбор сказок осуществлялся исходя из критериев эмоциональной насыщенности, наличия социально - нравственного смысла, соответствия содержания возрасту детей. В программе также использовались элементы игровой, театрализованной, изобразительной деятельности дошкольников с целью создания эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (в частности: выбор форм и методов работы над сказкой). Уделено внимание и созданию предметно-пространственной среды - в групповом помещении создан т.н. уголок Сказки.
Программа была реализована, ее эффективность была оценена в ходе повторной диагностики, которая показала, что старшие дошкольники из экспериментальной группы стали менее тревожны, менее агрессивны, повысился их уровень идентификации, вербализации и воспроизведения базовых эмоций, а также им легче стало понимать и выражать более сложные эмоции: гнев, презрение, отвращение, стыд. В контрольной группе
дошкольников существенного роста не произошло. Поэтому мы можем считать формирующую работу по апробации программы по снижению негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой; она может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительное изучение темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Снижение уровня тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии (Тверской государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



