ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
1.1 Понятие проектной деятельности 18
1.2 Организационные аспекты реализации проектной деятельности в
общеобразовательной школе 40
1.3 Модель организации проектной деятельности в
общеобразовательной школе 48
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 60
2.2 Внешняя и внутренняя среда школы как сдерживающий факторы
организации проектной деятельности 65
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), утвержденные Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, играют важную роль в политике государства в области образования. Они являются обновлением предыдущего федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года (№ 1897) [1].
ФГОС основаны на системно-деятельностном подходе, который активно применяется в учебном процессе. Этот подход ставит акцент на активной учебной и познавательной деятельности учащихся, позволяя им развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и творческого подхода к решению задач.
Одной из основных целей ФГОС является обеспечение качественного образования и подготовка учащихся к жизни в современном обществе. Стандарты определяют содержание образования, его структуру и основные принципы, которым должны следовать образовательные учреждения.
ФГОС также учитывают современные тенденции и требования общества, включая развитие информационных технологий и глобализацию. Они поддерживают внедрение новых методик обучения, включая использование современных технологий в учебном процессе и развитие компетенций, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
ФГОС также предусматривают индивидуальный подход к обучению, учитывая различия в способностях и потребностях учащихся. Они способствуют формированию личности, развитию творческого потенциала и социальных навыков, необходимых для успешной жизни и карьеры.
Важно отметить, что ФГОС являются основой для разработки учебных программ и учебников, которые соответствуют современным требованиям и стандартам образования. Они также служат ориентиром для оценки качества образования и развития образовательных учреждений.
Все эти меры направлены на совершенствование образовательной системы и подготовку молодого поколения к будущим вызовам и возможностям. ФГОС играют ключевую роль в обеспечении высокого уровня образования и развития учащихся, а также в создании условий для их успешной адаптации и профессионального роста.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), результаты обучения включают не только знания, но и развитие практических и социальных навыков. Особое внимание уделяется способности учеников самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также эффективному сотрудничеству с учителями и сверстниками.
Проектная деятельность в образовательном процессе играет ключевую роль. Она не только помогает учащимся углубить знания в определенной предметной области, но и развить навыки работы в команде, критического мышления, проблемного решения, анализа и самостоятельности. Учебные проекты позволяют ученикам применить полученные знания на практике, решая реальные задачи и создавая конкретные продукты.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность в образовательном процессе требует активного сотрудничества между учениками, педагогами и другими участниками. Учителя здесь играют важную роль наставников и координаторов, помогая учащимся определить цели проекта, разработать план действий и оценить результаты. Более того, проектная деятельность предоставляет возможность учащимся сотрудничать с другими школьниками, обмениваться идеями, делиться опытом и работать над проектами вместе. Внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся.
Активное вовлечение школьников в свой образовательный процесс способствует развитию навыков самоорганизации, аналитического мышления и принятия обоснованных решений. Такой подход создает условия для формирования активной, целеустремленной и ответственной личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не только требуют от учебных заведений развивать учеников когнитивно, но и социально и практически. Одним из главных методов достижения этих целей является проектная деятельность, которая дает возможность ученикам активно участвовать в процессе обучения, развивать свои таланты и навыки, а также готовиться к будущей профессиональной деятельности [14].
В современной области образования педагогическому коллективу школы предстоит столкнуться с множеством важных задач. Одной из них является обеспечение выпускников способностью оценивать свои достижения и умением решать проблемы, связанные с их будущей социальной ролью. Это означает, что школы должны обратить особое внимание на развитие навыков критического мышления, анализа информации и принятия решений.
Чтобы достичь этих целей, педагогический коллектив должен использовать разнообразные методы обучения, которые способствуют развитию этих компетенций. Например, использование проектной работы или коллективных задач помогает ученикам развивать навыки коммуникации и сотрудничества. Также важно создать стимулирующую образовательную среду, где ученики могут проявить свою креативность и развить навыки проблемного решения.
Кроме того, школы должны обеспечить доступ к современным технологиям и информационным ресурсам, чтобы ученики могли развивать навыки анализа информации и использования ее в своей деятельности. Интеграция технологий в учебный процесс помогает создать более интерактивную и увлекательную образовательную среду, что способствует более эффективному формированию ключевых компетенций.
В целом, успешное обеспечение выпускников не только способностью оценивать свои достижения, но и умением решать проблемы, а также формирование ключевых компетенций, играют важную роль в подготовке учащихся к будущей социальной роли и успешной адаптации в современном мире. Важно, чтобы они умели находить необходимую информацию, критически анализировать ее и использовать в своей работе. Также важно развивать у них навыки коммуникации, чтобы они могли эффективно общаться с другими людьми и успешно работать в коллективе.
Однако, не менее важной задачей является подготовка выпускников к профессиональному выбору. Школа должна научить их ориентироваться в мире профессий, понимать сложившуюся ситуацию на рынке труда и быть владельцами знаний о системе профессионального образования. Важно помочь им разобраться в различных профессиональных направлениях и возможностях, чтобы они могли сделать осознанный выбор своего будущего пути.
Для достижения указанных целей, педагогический коллектив должен постоянно совершенствовать свои методы обучения и внедрять инновационные подходы. Одним из ключевых аспектов является создание стимулирующей образовательной среды, которая будет мотивировать учащихся к саморазвитию и самообразованию. Для этого необходимо разработать и внедрить новые методики и подходы к обучению, которые будут основаны на активном участии учащихся в данном процессе. Важно создать такую образовательную среду, где каждый учащийся будет чувствовать себя ценным и важным участником образовательного процесса. Это можно достичь путем применения интерактивных методов обучения.
Также важно поощрять саморазвитие и самообразование учащихся. Это можно сделать путем проведения дополнительных занятий, семинаров, мастер-классов, где школьники смогут развивать свои навыки и интересы в различных областях. Такие мероприятия помогут учащимся раскрыть свой потенциал и достичь лучших результатов в учебе и в жизни.
В целом, для успешного достижения поставленных целей, педагогический коллектив должен быть готов к постоянному обновлению своих методов обучения и внедрению новых подходов. Важно создать стимулирующую образовательную среду, обеспечить доступ к современным образовательным технологиям и ресурсам, а также поощрять саморазвитие и самообразование учащихся.
В целом, основная цель образования состоит в том, чтобы подготовить выпускников к успешной адаптации в современном обществе и обеспечить им навыки и знания, необходимые для реализации своего потенциала. Педагогический коллектив школы должен активно работать над формированием у учащихся ключевых компетентностей и помогать им в осознанном выборе своего профессионального пути.
Современное образование ставит перед собой новые задачи в развитии учащихся. Вместе с быстрым развитием информационных технологий и доступностью огромного объема информации, все большее значение приобретает использование новых форм работы, которые способствуют самостоятельному поиску знаний, сбору информации, формулированию гипотез, анализу и выводам.
Одной из таких форм работы является проектная деятельность. Проекты позволяют учащимся применить полученные знания на практике, развивать критическое мышление и умение работать в команде. Ученики самостоятельно выбирают тему проекта, проводят исследования, анализируют результаты и представляют свои выводы. Такая работа развивает навыки самостоятельности, ответственности и творческого мышления.
Другим примером новой формы работы является использование интерактивных образовательных платформ. Они предлагают учащимся возможность самостоятельно изучать материалы, выполнять задания и получать обратную связь. Такой подход позволяет каждому ученику работать в своем темпе и сосредоточиться на своих слабых местах.
Также важно уделять внимание развитию информационной грамотности учащихся. В современном мире умение эффективно искать, анализировать и оценивать информацию является необходимым навыком. Педагоги должны учить учащихся критически мыслить, различать достоверные и недостоверные источники информации, а также использовать различные инструменты для оценки качества информации.
В заключение, современный педагогический процесс требует использования новых форм работы, которые способствуют развитию учащихся. Проектная деятельность, интерактивные образовательные платформы и развитие информационной грамотности - все это помогает учащимся стать активными и самостоятельными участниками образовательного процесса.
Проектная деятельность позволяет учащимся активно вовлекаться в учебный процесс, развивать творческое мышление, критическое мышление и коммуникативные навыки. Учащиеся становятся активными участниками процесса обучения, они самостоятельно определяют цели и задачи проекта, планируют свою работу, собирают и анализируют информацию, формулируют гипотезы, проводят эксперименты или исследования, а также представляют результаты своей работы.
Проекты могут быть межпредметными, что позволяет учащимся применять знания и навыки из разных предметных областей для решения конкретной задачи. Это развивает универсальные компетенции учащихся, такие как умение работать в команде, умение принимать решения, критическое мышление, творческое мышление, информационная грамотность и другие.
Проекты также способствуют развитию практических навыков и умений учащихся, таких как умение планировать время, организовывать свою работу, проводить исследования, анализировать результаты и делать выводы. Эти навыки являются важными для успешной учебной и профессиональной деятельности в будущем.
Использование проектных технологий в педагогическом процессе требует от педагогов гибкости и творчества. Они должны быть готовы к созданию интересных и реалистичных проектов, которые будут мотивировать учащихся к активной деятельности и самостоятельному поиску знаний. Также важно организовать поддержку и руководство учащимися в процессе выполнения проектов, чтобы они могли успешно реализовать свои идеи и достичь поставленных целей.
Проектная деятельность представляет собой организованную систему работы, направленную на достижение определенных целей и результатов. Она позволяет учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом, применять полученные знания на практике, развивать творческое мышление и самостоятельность.
Организация проектной деятельности в школе требует тщательного планирования и координации. Важно создать единую систему работы, которая объединит учителей различных предметов и обеспечит согласованность и взаимодействие между ними. Такой подход позволит создать условия для комплексного развития учащихся, где они смогут применять свои знания и умения в разных контекстах.
Проектная деятельность способствует развитию творческого потенциала учащихся, позволяет им стать активными участниками образовательного процесса. Они могут самостоятельно выбирать тему проекта, проводить исследования, анализировать полученные данные и представлять свои результаты. Такой подход стимулирует интерес к учебе, развивает коммуникативные навыки и способности к коллективной работе.
Кроме того, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, умение работать в команде, самоорганизация и презентационные навыки. Эти навыки являются важными для успешной адаптации в современном обществе и будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, организация проектной деятельности в школе является актуальной задачей, которая позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельности, творчества и коммуникации. Это важный шаг в направлении современного образования, которое ставит перед собой цель формирования готовности учащихся к жизни и работе в современном информационном обществе.
С начала 90-х годов прошлого века в российских школах наблюдается значительный рост внимания к организации проектной деятельности. Этот подход к обучению стал популярным благодаря исследованиям таких известных авторов, как Лев Выготский, Семен Шацкий и Василий Давыдов.
Лев Выготский, российский психолог и педагог, изучал понятие "зоны ближайшего развития" у детей. Он считал, что дети могут достичь более высокого уровня развития при поддержке опытного учителя или более опытных сверстников. Это понимание зоны ближайшего развития стало одним из фундаментальных принципов проектной деятельности в школах.
Семен Шацкий, российский педагог, внес значительный вклад в развитие образовательной среды. Он исследовал влияние окружающей среды на обучение и развитие детей. Шацкий признавал важность создания стимулирующей образовательной среды, которая была бы способствовала активному и самостоятельному обучению.
Василий Давыдов, советский педагог, разработал теорию развивающего образования. Он считал, что образование должно способствовать развитию мышления и познавательных способностей учащихся. Давыдов предложил использовать проектную деятельность как эффективный инструмент для достижения этой цели.
Проектная деятельность в школах предоставляет учащимся возможность активно участвовать в процессе обучения и развития. Они работают в группах, исследуют интересующие их темы, разрабатывают проекты и представляют свои результаты. Это помогает развить у них навыки коммуникации, сотрудничества, критического мышления и решения проблем.
Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. Они имеют возможность самостоятельно выбирать темы и методы работы, что стимулирует их интерес и мотивацию к обучению.
В современных школах проектная деятельность активно внедряется в учебный процесс. Учителя создают специальные проекты, которые позволяют учащимся применять полученные знания на практике и развивать свои навыки. Это позволяет учащимся лучше усвоить учебный материал и применить его в реальной жизни.
Таким образом, проектная деятельность в школах играет важную роль в развитии учащихся. Она помогает им стать активными участниками образовательного процесса, развить навыки самостоятельности и творческого мышления, а также повысить мотивацию к обучению.
В современных образовательных учреждениях наблюдается растущая потребность в поддержке учителей и администрации при проведении проектной и научно-исследовательской работы. Это связано с тем, что такие виды деятельности способствуют развитию творческого мышления, самостоятельности и исследовательских навыков учащихся. Для удовлетворения этой потребности были разработаны и выпущены различные книги и методические пособия, которые помогают педагогам эффективно организовывать и проводить проектные работы.
Кроме того, существуют специализированные методические пособия, которые фокусируются на конкретных предметных областях. Например, "Методика проведения научно-исследовательской работы в химии" или "Проектная работа в истории: от идеи до реализации". Эти пособия содержат примеры проектов, которые можно использовать в учебном процессе, а также подробные инструкции по их организации.
Однако, помимо печатных материалов, существуют и другие ресурсы, которые могут быть полезны при проведении проектной и научно-исследовательской работы. Например, существуют онлайн-платформы, где учителя и ученики могут обмениваться опытом и идеями, а также находить готовые проекты для использования в своей работе.
Также стоит отметить, что современные технологии, такие как компьютерные программы и интерактивные учебные материалы, могут значительно облегчить проведение проектной работы. Они позволяют создавать визуально привлекательные презентации, интерактивные задания, интересные и познавательные проекты, которые стимулируют учащихся к активному обучению и развитию своих творческих способностей.
Одной из значимых книг в области образования является "Проектная деятельность школьников" авторства К.Н. Поливаной. Эта книга - первое полное изложение общей теории проектной деятельности в российской педагогической литературе [22]. Она не только описывает основные принципы и методы проектной деятельности, но и предлагает практические рекомендации для успешной реализации этого подхода в школах.
Еще одно важное издание, "Проектно-исследовательская деятельность школьников" И.В. Комаровой, представляет педагогическую технологию проектно-исследовательской работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [14]. В этой книге детально описываются этапы и методы проектно-исследовательской деятельности, а также приводятся примеры успешной реализации данной методики. Для помощи учителям в организации научно-исследовательской деятельности и создании проектных работ существуют методические пособия от различных авторов.
В нашей работе были представлены ценные материалы от нескольких экспертов, которые помогут учителям эффективно организовывать и проводить проектную и научно-исследовательскую работу в классе. Мария Александровна Ступницкая представила нам свои инновационные алгоритмы для построения проектных работ. Эти алгоритмы, описанные в ее работе [28], помогут учителям структурировать проекты и обеспечить последовательность действий, что способствует более эффективному и организованному процессу работы.
Ольга Юрьевна Меренкова, в свою очередь, представила нам свою методику оформления проектов [20]. Эта методика дает ценные рекомендации по созданию качественных проектных работ, включая структуру, оформление и представление материала. Благодаря ее рекомендациям, учителя смогут помочь своим ученикам создавать проекты, которые будут профессионально оформлены и легко читаемы.
Игорь Сергеевич Сергеев поделился своими знаниями об организации научно-исследовательской деятельности [27]. В его работе мы найдем полезные советы по планированию и проведению научных исследований в классе. Учителя смогут использовать эти рекомендации, чтобы научить своих учеников методам и стратегиям научного исследования.
Екатерина Владимировна Маслова также внесла свой вклад, предоставив методы проведения проектов [19]. Ее материалы содержат ценные советы по выбору темы проекта, планированию и выполнению этапов работы. Учителя смогут использовать эти методы, чтобы помочь своим ученикам развивать навыки планирования, организации и творческого мышления.
Все эти материалы вместе образуют ценный комплект рекомендаций и советов, который поможет учителям успешно организовывать и проводить проектную и научно-исследовательскую работу в классе. Благодаря этим экспертам, учителя получат новые инструменты и идеи для улучшения своей педагогической практики и развития учебного процесса.
Кроме того, опыт реализации проектной деятельности представлен в различных научных и методических журналах, в которых публикуются статьи, описывающие успешные проекты, делятся методиками и передают ценный опыт педагогической практики.
Проектная деятельность является одним из ключевых компонентов современной образовательной системы. Она позволяет учащимся применять полученные знания и навыки на практике, развивать творческое мышление, работать в команде и решать реальные проблемы. Однако, несмотря на наличие большого количества литературы и источников, образовательные учреждения в нашей стране сталкиваются с недостатком информации и опыта в организации проектной деятельности.
Один из основных факторов, препятствующих полноценной реализации проектной деятельности, заключается в недостаточной подготовке педагогов. Многие учителя не имеют достаточного опыта работы с проектами и не знакомы с современными методиками. Часто они ограничиваются традиционными формами обучения, не осознавая потенциал, который может быть раскрыт через проектную работу.
Для успешной организации проектной деятельности необходимо проводить систематическую работу по повышению квалификации педагогов. Существуют специальные курсы и тренинги, которые помогут учителям освоить методики проектной работы и научат эффективно применять их в учебном процессе. Также важно создать условия для обмена опытом между педагогами, проводить семинары и конференции, где можно будет обсудить лучшие практики и разработать общие подходы к организации проектов.
Кроме того, необходимо уделить внимание разработке и адаптации учебных программ, которые бы включали элементы проектной деятельности. Это поможет учащимся осознать важность применения знаний на практике и развить навыки самостоятельной работы и исследовательского подхода. Такие программы должны быть гибкими и адаптированными к конкретным возможностям и потребностям каждого образовательного учреждения.
Важным аспектом успешной организации проектной деятельности является поддержка со стороны администрации образовательных учреждений. Руководство должно осознавать важность проектной работы и создавать условия для ее реализации. Это может включать выделение дополнительного времени на проектную деятельность, предоставление необходимого оборудования и ресурсов, а также поддержку педагогов в их профессиональном развитии.
В итоге, полноценная организация проектной деятельности в образовательных учреждениях требует системной работы по подготовке педагогов, разработке учебных программ и поддержке со стороны администрации. Только таким образом можно обеспечить эффективное применение методик проектной работы и развитие творческого потенциала учащихся.
Ведущим противоречием, разрешаемым в данной работе, является, с одной стороны, требование нормативных документов по реализации проектной деятельности в образовательных учреждениях, с другой стороны, отсутствие пошагового алгоритма организации данного вида деятельности для администрации и учителей.
Актуальная проблема заключается в том, что невозможно организовать проектную деятельность в образовательной организации с широким охватом обучающихся без внедрения в практику работы модели проектной деятельности, предусматривающей реализацию различных видов проектов в школе.
Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: модель проектной деятельности обучающихся.
Цель исследования: разработать и апробировать модель организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть и обосновать теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном организации на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
2. Изучить и проанализировать способствующие и сдерживающие факторы реализации проектной деятельности в школе.
3. Разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении на примере МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты.
4. Провести апробацию разработанной модели.
5. Провести анализ педагогического эксперимента.
Новизна работы заключается в обобщении сведений о проектной деятельности обучающихся и ее организации в ОО на разных уровнях образования с уточнением базовых понятий. Определены принципы и подходы к организации проектной деятельности. Предложена модель организации проектной деятельности.
Исследовательская проблема, которую мы рассмотрим, связана с взаимодействием между организатором проектной деятельности в школе, учителем и учеником в ходе проектной работы. Мы зададимся вопросом о том, какие типы взаимодействия являются наиболее устойчивыми и эффективными в данном контексте.
Проектная деятельность - это метод обучения, который ставит перед учениками задачу решения реальных проблем и создания конкретного продукта или проекта. Она позволяет развивать у учащихся навыки самоорганизации, коммуникации, критического мышления и творчества.
Организатор проектной деятельности в школе играет важную роль в формировании и поддержке взаимодействия между учителем и учеником. Он помогает определить цели и задачи проекта, создает условия для эффективной работы и обеспечивает необходимые ресурсы.
Учитель также играет ключевую роль в проектной деятельности. Он становится наставником и руководителем проекта, оказывая помощь и поддержку ученикам на каждом этапе работы. Учитель использует различные методы и формы работы, чтобы мотивировать учащихся, стимулировать их творческое мышление и развивать навыки коллективной работы.
Администрация школы также имеет важную роль в организации проектной деятельности. Она создает благоприятные условия для проведения проектов, предоставляет необходимые материально-технические ресурсы и поддерживает учителей в их работе. Администрация может проводить консультации и тренинги для учителей, чтобы помочь им эффективно организовывать проектную деятельность учащихся.
В итоге, исследование взаимодействия между организатором проектной деятельности, учителем и учеником в ходе проектной работы поможет нам лучше понять, какие методы и формы работы наиболее эффективны для достижения образовательных целей и развития учащихся. Это позволит улучшить практику организации проектной деятельности в школах и обеспечить более качественное образование для всех учащихся. В поиске ответов на эти вопросы, сформулирована гипотеза: модель организации проектной деятельности в общеобразовательной школе будет результативна при эффективной реализации и соблюдений следующих организационно - педагогических условий:
- организованно взаимодействие всех участников проектной деятельности;
- определены направления проектной деятельности в общеобразовательной организации;
- будут использованы факторы мотивации педагогов и обучающихся в проектной деятельности.
В работе использованы нормативные документы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, Примерные программы начального, основного общего и среднего общего образования. Изучен опыт регионов, представленный в открытом доступе сети Интернет, в ходе семинаров, мастер-классов и вебинаров. Использованы материалы проводимого по теме исследования анкетирования субъектов образовательных отношений в МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты.
В данной работе используются следующие методы исследования:
1. анализ;
2. опрос;
3. наблюдение;
4. сравнение;
5. статистические;
6. не стандартизированное фокусированное интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
Во второй главе предложена модель организации проектной деятельности в МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты.
Каждый ребенок, когда начинает исследовать мир вокруг себя, проявляет свою любознательность и энергичность. Они испытывают сильное желание проводить эксперименты и открывать новые вещи. Эта особенность детей заинтересовала педагогическое сообщество, включая американского ученого и психолога Дж. Дьюи. Он был убежден, что для удовлетворения врожденных инстинктов детей в процессе обучения необходимо включать их в игровую и практическую деятельность. Дж. Дьюи был первым, кто предложил заменить традиционную форму классно-урочного обучения на проектную деятельность.
Проектная деятельность - это метод обучения, в котором дети активно участвуют в практических проектах, основанных на их интересах и потребностях. Они изучают различные предметы и темы, работая вместе с другими детьми в команде. В процессе работы над проектом, дети разрабатывают планы, проводят исследования, собирают информацию и представляют свои результаты. Этот подход позволяет детям активно участвовать в своем обучении, развивать критическое мышление и применять полученные знания на практике.
Проектная деятельность имеет множество преимуществ. Во-первых, она стимулирует творческое мышление и самостоятельность у детей. Вместо пассивного прослушивания лекций, они активно взаимодействуют с материалом и находят свои собственные решения. Во-вторых, проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и сотрудничеству. Дети учатся работать в команде, обмениваться идеями и решать проблемы вместе. В-третьих, проекты могут быть адаптированы к различным возрастным группам и уровням знаний, что позволяет индивидуализировать обучение и учитывать потребности каждого ребенка.
Проектная деятельность активно применяется во многих современных школах и детских садах. Она помогает создать стимулирующую и интерактивную образовательную среду, где дети могут развиваться и раскрывать свой потенциал. Вместо скучных уроков, дети получают возможность учиться через игру и практическую деятельность, что делает обучение более увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом обучения, который позволяет детям проявить свою любознательность и активность. Она способствует развитию творческого мышления, коммуникативных навыков и самостоятельности. Проектная деятельность создает условия для полноценного и увлекательного обучения, где дети могут открыть для себя новые знания и навыки.
Метод проектов - это подход к обучению, который начал активно развиваться в XX веке, особенно в период стремительного промышленного прогресса. Однако, в школьной сфере проектная деятельность стала широко применяться только в конце 1990-х годов. Тогда она была включена в Государственные образовательные стандарты как один из разделов предмета "Технология".
Метод проектов представляет собой интересный и эффективный подход к обучению, который активно используется в современной педагогике. Он основан на организации учебного процесса в форме реализации проектов, которые ставят перед учениками реальные задачи и проблемы, требующие решения.
Проектная деятельность позволяет учащимся развивать широкий спектр навыков и компетенций. Во-первых, она способствует развитию творческого мышления и самостоятельности. Ученики становятся активными участниками образовательного процесса, их задача - исследовать, планировать, организовывать и представлять результаты своей работы.
Кроме того, метод проектов способствует развитию коммуникативных навыков. В ходе работы над проектом ученики вынуждены взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями, аргументировать свои позиции и принимать коллективные решения. Это помогает им научиться эффективно работать в команде и развивает навыки сотрудничества.
Кроме того, проектная деятельность позволяет учащимся применять полученные знания на практике. Они решают реальные проблемы, используя свои знания и умения, что помогает им лучше усвоить материал и увидеть его практическое применение.
В современном образовании метод проектов широко применяется не только в предмете "Технология", но и в других областях знаний. Он позволяет учащимся глубже погрузиться в изучаемую тему, развить критическое мышление и проблемное мышление, а также развить навыки самоорганизации и планирования.
Таким образом, метод проектов является важным инструментом в современной педагогике, который способствует развитию учащихся, помогает им приобрести не только знания, но и умения, необходимые для успешной адаптации и реализации в современном обществе.
Проектная деятельность, несмотря на то, что она не имеет четкого определения в нормативных документах, представляет собой важный вид деятельности, обсуждаемый учеными и педагогами. Они предлагают различные подходы к ее раскрытию, чтобы выявить наиболее характерные черты проектной деятельности.
В ходе исследования были изучены психолого-педагогические особенности развития детей разных возрастных групп, а также нормативно - правовое обеспечение и организационные аспекты проектной деятельности в образовательных учреждениях. Мы также провели анализ опыта организации проектной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом.
Особое внимание было уделено проектной деятельности в школах р.п. Юрты. Более подробно рассмотрели организацию этой работы в МКОУ СОШ 24 р.п. Юрты. В процессе исследования выявили причины недостаточной заинтересованности учащихся и учителей в проведении проектной деятельности. Это может быть связано с отсутствием понимания ценности и важности проектной работы, ограниченными ресурсами или недостаточной подготовкой участников.
Однако, на основе наших исследований, мы разработали рекомендации и меры, которые помогут исправить данную ситуацию. Во-первых, необходимо проводить информационную работу среди учащихся и педагогов, чтобы они осознали ценность и пользу проектной деятельности. Во-вторых, важно обеспечить необходимые ресурсы и материалы для успешной реализации проектов. Также следует организовать систему поддержки и обучения для учителей, чтобы они могли эффективно проводить проектную работу.
Кроме того, мы рекомендуем внедрить практику взаимодействия с другими образовательными учреждениями, как внутри страны, так и за рубежом. Это поможет обменяться опытом и получить новые идеи для проектной деятельности. Также стоит обратить внимание на возможность привлечения родителей и общественности к проектам, чтобы создать более широкую поддержку и интерес к данной деятельности.
Итак, наше исследование позволило более глубоко понять психолого-педагогические особенности развития детей, а также выявить причины недостаточной заинтересованности в проектной деятельности. Мы предложили ряд мер и рекомендаций, которые помогут улучшить организацию проектной работы в образовательных учреждениях.
В результате исследования предложены три модели организации проектной деятельности учащихся. Предлагаемые модели базируются на сопутствующих и сдерживающих факторов организации проектной деятельности в общеобразовательной школе и вместе с этим позволяют учитывать постепенное усложнение учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС НОО, ООО, СОО.
Каждое образовательное учреждение имеет возможность организовать свою работу, и для этого оно может использовать различные модели, которые основываются на разных принципах и подходах. Одна из таких моделей - это проектная деятельность, которая предлагает последовательность шагов для достижения поставленных целей.
Проектная деятельность включает в себя установление норм и критериев, которые служат ориентиром для участников проекта. Нормы определяют, какие требования должны быть выполнены, а критерии позволяют оценить качество работы. Это способствует повышению продуктивности и эффективности проекта.
Важным аспектом проектной деятельности является обратная связь. Она позволяет участникам проекта получать информацию о своих достижениях и ошибках, что помогает им развиваться и совершенствоваться. Обратная связь также способствует улучшению коммуникации между участниками и повышению качества работы в целом.
Еще одним важным принципом проектной деятельности является акцент на развитие участников проекта. В процессе работы над проектом они приобретают новые знания и навыки, развивают свою творческую мысль и способности. Это помогает им расти и развиваться как профессионалы.
Активное участие всех участников проекта является неотъемлемой частью проектной деятельности. Каждый участник вносит свой вклад в достижение целей проекта, делится своими идеями и опытом. Это способствует сотрудничеству и созданию благоприятной атмосферы в команде.
Реалистичность и управляемость - это также важные принципы проектной деятельности. Проект должен быть осуществимым и реализуемым в рамках доступных ресурсов и сроков. Планирование и контроль играют важную роль в обеспечении управляемости проекта и достижении поставленных целей.
Кроме использования собственных ресурсов, образовательные учреждения могут также воспользоваться сетевым сотрудничеством и партнерством с другими организациями. Это позволяет расширить возможности и ресурсы, обменяться опытом и знаниями, а также создать сильные связи в образовательной сфере.
В итоге, модели организации работы образовательных учреждений основываются на принципах проектной деятельности, которые включают установление норм и критериев, обратную связь, акцент на развитие участников проекта, активное участие, реалистичность и управляемость. Помимо этого, учреждения могут использовать сетевое сотрудничество и партнерство для расширения своих возможностей и достижения лучших результатов.
Используя все три модели в своей деятельности, образовательная организация может значительно улучшить свою работу и эффективно организовать проектную деятельность. Вместе с тем, важно отметить, что каждая модель имеет свои особенности и преимущества, которые могут быть полезны в образовательном процессе.
Таким образом, использование всех трех моделей в образовательной организации позволяет не только соответствовать образовательным стандартам, но и эффективно учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого обучающегося. Это способствует более качественному образованию и развитию учащихся в рамках реализации ФГОС.
1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(зарегистрировано в Минюсте России от 06.02.2015 № 35915).
2. Приказ министерства образования и науки РФ № 375 от 06.10.2009 «Об
утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования». С изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643; приказом
Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
5. Примерная основная образовательная программа обраовательного
учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
7. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001. - 320 с.
8. Белаовский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования. Социология: 4М, 1991, № 2. - С. 45-54.
9. Васильева Е.В., Сторожева Н.В., Пахомова Н.Ю., Рулиене Л.Н., Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Корепанова А.А., Романива М.А., Терентьева Н.Г., Ильина Л.В. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе // Красноярск, 2012. - 128 с.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. - М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований».Институт социологии РАН, 2012. - 404
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996. - 267 с.
12.Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. - 216 с.
13. Зборовский Г.Е., Костина Н.К. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. - 230 с.
14. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб: КАРО, 2017. - 128 с
15. Комарова О.В. Модель организации проектной деятельности в школе. - Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # VI, 2014 | Педагогические науки. - 98 с.
16. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта // Пр. к журналу «Методист». «Библиотека журнала «Методист».
2014, № 6, М., ИД «Методист», 2014, 52 с.
17. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. Под ред. А.В.Леонтовича. М., «ВАКО», 2014. - 160 с.
18. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся 7-11 классов. / В.С.Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
19. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с.
20. Меренкова О.В. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь
учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ
Перспектива, 2011. - 48 с.
21.От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе. Материалы международной научнопрактической конференции. Под ред. д.п.н. Т.А.Лопатик. Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013. - 187 с.
22. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
23. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся / Ред. сост. А.С. Обухов. Изд. 2-е, исправленное. - М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2012. - 160 с.
24. Савенков А.И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3 (33). С. 76-82.
25. Савенков А.И., Алисов Е.А., Кривова В.А., Цаплина О.В. Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования, Москва, 2016. - 201 с.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
27. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
28. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.
29. Project-based Learning Model, Relevant Learning for the 21st
Century, Pacific Education Institute, 2011. URL: www.pacificeducationinstitute.org
30. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление. //
Развитие личности. — № 2, 2002 год. URL:
https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5260
31. Брашко Е.В. Проект как возможность профессионального самоопределения учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №6 (9). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektkak-vozmozhnost-professionalnogo- samoopredeleniya-uchaschihsya
32. Бутузова О.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе
проектной деятельности на уроках образовательной области «Технология» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformirovanieissledovatelskih-umeniy- uchaschihsya-v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti-naurokah-obrazovatelnoy- oblasti-tehnologiya
33. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности
учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZorganizatsiyaproektno-issledovatelskoy- deyatelnosti-uchaschihsya
34. Ворошилова О.Э. Из опыта организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в гимназии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14737. - 0,3 п. л. URL: http:ZZe-koncept.ru/2014Z14737.htm
35. Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. - 0,4 п. л. URL: http: ZZekoncept.ruZ2015Z15040.htm
36. Клишина О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся
навыков проектной деятельности // Символ науки. 2016. №5-2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nekotoryerekomendatsii-po-formirovaniyu-u- uchaschihsya-navykov-proektnoy-deyatelnosti
37. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании //
Проблемы современного образования. 2011. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZnovoe-ponimanie-metoda-proektov-vobrazovanii
38. Леонтович В.А. Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС: курс повышения квалификации. URL:FoxFord.ru>coursesZ366Zlanding
39. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью.
Проблемы и методы. - США, 1956. Цит. по URL:https://mykonspekts.ru/1- 42498.html
40. Муравьева Е.Д. Использование совместного доступа к документам в
проектной деятельности учащихся // Проблемы современного образования. 2015. №6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovmestnogo-
dostupa-kdokumentam-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya
41. Данилов, О. Е. Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения / О. Е. Данилов. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2048/
42. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Пролат - М.: 2000
43. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. — М.: Издательство ВЛА ДОС, 2018. — 119 с.
44. Проектная деятельность школьников: использование цифровых
инструментов: учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Ромашина, Е. И. Белянкова, И. И. Тетерин; под ред. Е. Ю. Ромашиной. - Тула: ТППО, 2022. URL: https: //docs.yandex. ru/docs/view?tm=1701600350&tld=ru&lang=ru&name
45. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 1. - С. 93-99.
46. Построение системы научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников // Битянова М.Р. URL: http://tochkapsy.ru/1750
47. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. М.: Интеллект-Центр, 2013. 196 с.
48. Н.Л. Оценка сформированность универсальных учебных действий учащихся в ходе проектной деятельности на уроках технологии // Наука и школа. 2016. №4. URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti- universalnyhuchebnyh-deystviy-uchaschihsya-v-hode-proektnoy-deyatelnosti-na- urokahtehnologii
49. Новикова Н.С. Проектная деятельность, 2017. URL: https://nashol.com/2017080595631/proektnaya-deyatelnostnovikova-n-s- 2017.html
50. Романова, Г. А. Руководство проектной деятельностью обучающихся: учебно-методическое пособие / Г. А. Романова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. - М.: АСОУ, 2020 - 108 с. - (Совершенствование деятельности классных руководителей. Выпуск 35)
51. Родионов В.А. Критериальное оценивание: история развития //
Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 6.
52. Савенков А.И. Мониторинг исследовательской и проектной
деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2013. №3-4.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/monitoringissledovatelskoy-i-proektnoy- deyatelnosti-uchaschihsya
53. Сизинцева Е.П. Модель реализации направленности педагогического
сопровождения проектной деятельности учащихся на их индивидуальный прогресс // СИСП. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/model-
realizatsii-napravlennostipedagogicheskogo-soprovozhdeniya-proektnoy- deyatelnosti-uchaschihsya-na-ihindividualnyy-progress
54. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //
Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. URL:
http: //www. eidos.ru/j ournal/2002/0423. htm.
55. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: Директор школы, 1998. - № 3. - 256 с.
56. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Макаров, В.М. Стацунова. - СПб., КАРО, 2019.
57. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении учеб. Пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.
58. Обучающие программы исследовательские работы учащихся. URL: https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola
59. Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. URL: http://www.vernadsky.dnttm.ru/
60. Журнала «Исследовательская работа школьника». URL: http: //www.issl. dnttm. ru/