Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ развития коммуникативных способностей в младшем подростковом возрасте 6
1.1. Понятие коммуникативных способностей в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3. Особенности коммуникативных способностей подростков 26
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей детей подросткового возраста посредством программы 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Уровень развития коммуникативных способностей подростков ...36
2.3. Программа работы по развитию коммуникативных умений
с подростками «Я и другие» 41
2.4. Оценка изменений уровня развития коммуникативных
способностей после проведения программы 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения
В современном мире развитая коммуникативность имеет большое значение, т.к. при современном темпе жизни человек должен взаимодействовать с большим количеством людей, находить с ними контакт. Повышенный уровень стрессогенности, разный уровень жизни людей - расслоение сообщества, увеличенная занятость ведет к кризису культуры общения и в соответствии с этим развития коммуникативности. В воспитании и развитии подрастающего поколения этому предстоит уделять большое внимание.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования представлена необходимость развития коммуникативных качеств, которые нашли отражение в образовательных результатах, а именно: овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, коммуникативных универсальных учебных действий, возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, а также коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников [1].
Комплексным изучением коммуникативных способностей занимались Э.А. Голубева, В.В. Печенков, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и др.
Изучением коммуникативных способностей как системы внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия, занимались Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников, Н.И. Карасева.
Сфера общения подростков стала предметом обсуждения зарубежных ученых: Д. Майерс, Т. Ньюком, М.А. Робер и Ф. Тильман, Я. Яноушек, и отечественных В.И. Курбатов, К.М. Левитан, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин и других специалистов по психологии и социологов.
Изучением воздействия самооценки на коммуникативность в отрочестве занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн.
Цель исследования: рассмотреть развитие коммуникативных способностей в подростковом возрасте в результате проведения психологических мероприятий.
Объект исследования: коммуникативные способности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей младших подростков.
Гипотеза состоит в том, что проведение тренинговой работы будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей подростков.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия коммуникативные способности.
2. Выделить психологические особенности общения в подростковом возрасте.
3. Определить уровень развития коммуникативных способностей подростков.
4. Провести апробацию программы развития коммуникативных способностей.
Теоретико-методологическим обоснованием исследования послужили исследования подросткового возраста И.С.Кона, Д.И. Фельдшейна, а также исследования, посвященные влиянию различных факторов на коммуникативные качества в подростковом возрасте Л.С. Выготского, Л.И. Божович, основанием по проблеме способностей становится исследование развития коммуникативных способностей подростков и взрослых людей И.Р. Алтуниной.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические методы: опросник «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко, опросник «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, методика изучения коммуникативной толерантности В.В.Бойко, оценка «коммуникативных и организационных способностей (КОС-1)»;
методы обобщения полученных результатов: процентный анализ, сравнение долей.
База исследования: в исследовании приняла участие группа младших подростков, обучающихся в девятых классах МБОУ СОШ №152. В исследовании приняло участие 54 подростка в возрасте 14-15 лет, среди них 26 мальчиков и 28 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы продемонстрировал, что проблема коммуникативных способностей достаточно обширно представлена в исследованиях Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой,
A. В. Батаршева, А.А.Бодалева, Г.С. Васильевой, Л.С. Выготского, Э.А. Голубевой, К.Г. Данцигер, Д.У. Джонсона, Ю.Н. Емельяновой, Ю.М. Жукова, М.С. Кагана, Ю.В. Касаткиной, А.А. Кидрона, Н.В. Клюевой, B. Н. Куницыной, В.А.Лабунской, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Л. Марищука, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской, К.К. Платонова, П.В.Растянникова, В.В.Рыжова, С. Л .Рубинштейна, Е.В.Сидоренко, Б.Спицберга, Ю. Хабермаса, Ю.Л.Ханина, В.Д. Шадрикова, Т.В.Энгельмана.
В нашей работе под коммуникативными способностями мы понимаем актуализацию индивидуальных способностей личности к общению, ведущую к самореализации личности подростка, которая приводит к активности в сфере личностного роста. Некую сложность предполагает определение типологии и структуры коммуникативных способностей, так как существуют разные точки зрения на процесс общения.
Коммуникативные способности считаются трудоемким, многокомпонентным образованием и включают в себя следующие уровни реализации: перцептивный, коммуникативный, рефлексивно-самооценочный, также уровни эмоционально-психологической саморегуляции, общественной зоне ответственности, общественного интеллекта.
Подростковый возраст можно рассматривать как сензитивный для формирования коммуникативных способностей, т.к. конкретно на данном этапе становления человека главной становится необходимость в общении.
Главное значение у подростков имеет общение со сверстниками, потому что, общаясь с друзьями, они энергично осваивают нормы, цели, приемы общественного поведения, вырабатывают аспекты оценки себя и других.
Таким образом, делая упор на обратную связь от участников, на характеристики, приобретенные в повторном эффекте использования методик, вполне возможно сделать вывод о том, что тренинговые занятия содействовали развитию коммуникативных способностей подростков. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
1. ФГОС ООО // Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, 2016. URL: http://kem-edu.ucoz.ru/(дата обращения: 13.05.2016).
2. Авдулова Т.П., Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 c.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2012. 364 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2013. 320 с.
5. Варламова А. Я. Школьная адаптация подростков. М.: Академия, 2012. 312 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. М.: Кнорус, 2016. 432 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб пособие для вузов. М: Трикста: Акад. проект, 2013. 254 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2012. 417 с.
9. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5-16.
10. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей. М.: Совершенство, 2012. 173 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 480 с.
12. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Питер, 2013. 92 с.
13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Я.: Академия развития, 2012. 348 с.
14. Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. Учеб.пособие для. студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2014. 256 с.
15. Кошель А.И. Расширение круга общения и его индивидуализация в отношениях со сверстниками у старшеклассников. // Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы III международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2013 г. СПб., 2013.
С. 92-96.
16. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 2008. 368с.
17. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2011. 800 с.
18. Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии. 2005. №12.
19. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации. Х.: Гуманитарный Центр, 2015. 260 с.
20. Немов Р. С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 739 с.
21. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. М.: ТЦ «Сфера» , 2011.448 с.
22. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Как научиться общаться с противоположным полом без конфликтов. М.: Эксмо, 2015. 384 с.
23. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. М.: Харвест, 2012. 217 с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
25. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Питер, 2013. 480 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 713 с.
27. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2015. 460 с.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.
29. Сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям URL: http://psinovo.ru/referati po psichologii i pedagogike/izuchenie kommunik ativnich svoystv lichnosti v psichologii referat.html(дата обращения: 15.05.2016).
30. Функции и трудности общения URL: http://psyera.ru/2497/funkcii-i- trudnosti-obshcheniya(дата обращения: 21.04.2016).