Только Word
Введение 1
Глава 1 Формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков как психолого-педагогическая проблема 4
1.1. Характеристика стратегий поведения в конфликте 4
1.2. Психологические особенности развития детей
подросткового возраста 15
1.3. Анализ методов формирования конструктивных
стратегий поведения 26
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков в условиях «Социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» 34
2.1. Исследование сформированности конструктивных стратегий поведения
в конфликте у подростков 34
2.2. Программа формирования конструктивных стратегий поведения
в конфликте у подростков 40
2.3. Оценка эффективности реализации программы формирования
конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков 53
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Литература 61
Приложения 65
Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами [18] Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах жестокого царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон при(965 — 928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты это [3].
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в.как стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней [12].
Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом
Объект исследования: процесс формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков.
Гипотеза исследования: формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков станет возможным, при следующих психолого-педагогических условиях:
• будет проведена диагностика сформированности стратегий поведения в конфликте у подростков;
• будет разработана и реализована психокоррекционная программа по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель: сформировать конструктивные стратегии поведения в конфликте у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи:
• проанализировать сущность понятия «конструктивные стратегии поведения», особенности формирования конструктивных стратегий у подростков
• изучить уровень сформированности конструктивных стратегий в конфликте у подростков в условиях социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних
• разработать и реализовать программу формирования конструктивных стратегий в конфликте у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Исследование проводилось на базе МКУ социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».
В ходе теоретического анализа были рассмотрены следующие понятия: конфликт, конфликтная компетентность, конфликтные противоречия, предмет конфликта, конфликтная ситуация, посредник, подстрекатель, ранг, и причины конфликта. Что позволило нам представить целостную картину данной проблематики.
Так же нами были изучены психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственнотрудовой, художественной, общественно - организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой.
После изучения теоретического материала, нами было проведено ряд диагностических методик (К. Томаса, Д.Я Райгородского и .И. Ряховский), на выявление конфликтной компетентности подростков, и выяснялось, что у подростков преобладают деконструктивные стратегии поведения, они в большенстве своем, выбирают избегание. Нами была поставлена задача сформировать именно конструктивные стратегии. Для этого мы разработали и реализовали психокорекционную программу «Конфликт» для работы с подростками. Исследование проводилось на базе МКУ социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток». В исследовании принимали участие 7 человек, из них 4 девочки и 3 мальчика, в возрасте от 14 до 17 лет. После реализации программы, нами была выявлена положительная динамика, и улучшение работы группы в целом, подростки стали выбирать такие стратегии поведения, которые показывали открытое и честное отношение к окружающим. Заметно улучшилась атмосфера подростков в коллективе. Самое главное, что они поняли для себя, какая стратегия для них более приемлема и понятна.