Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Содержание и характеристики агрессивного поведения в психологии 6
1.2. Возрастные особенности межличностных отношений детей младшего
школьного возраста 11
1.3 Гендерные признаки проявления агрессивного поведения 15
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Методы и методики исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 20
2.2. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми с агрессивным
поведением 25
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
3.1. Организация и методики исследования 31
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
3.3. Программа профилактики агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
В современной психологии немаловажным пунктом является изучение агрессивности, как детской, так и подростковой. Согласно психологическим исследованиям на сегодняшний день необходимо отметить факт, что агрессивное поведение детей - есть не просто тревожное явление, а важная социальная и психолого-педагогическая проблема, которая на сегодняшний день, становится актуальной не только в младшем школьном возрасте, но и проявляется уже и в дошкольном возрасте ребенка.
Рост детской агрессивности переходит в проблему, которая все более часто обсуждается семьями с психологами. Педагоги в школах стали отмечать, что количество агрессивных детей растет с каждым годом, учителям становится сложнее с ними работать, не понимая, как справляться с их поведением.
Агрессивное поведение своего рода - сигнал, некий крик о помощи. Ребенок привлекает внимание к своему внутреннему миру, который копит в себе огромное количество разнообразных, в том числе и негативных эмоций, с которыми ребенок зачастую не может самостоятельно справиться.
Необходимо отметить, что агрессивные дети очень часто бывают раздражительными, в их поведении присутствуют обиды, они враждебно настроены к окружающим. С близкими сверстниками их общение, отношения напряжены и амбивалентны.
Сочетание множества причин могут служить агрессией ребенка. Для устранения болезненных факторов необходимо тщательно разобраться в причине возникновения агрессии. Важно отметить, что причины агрессии ребенка может крыться в детско-родительских отношениях, или же в проблемах семьи.
Как мы можем охарактеризовать агрессивного ребенка? Такие дети легко возбуждаются, раздражительны, чувствительны, упрямы, враждебно настроены. Отношения с окружающими зачастую натянуты, к взрослым относятся настороженно.
Если углубится в изучение понятия агрессии, мы можем понять, что агрессия ребенка сочетает в себе множество причин. Благодаря изучению данного понятия, возможно, устранить некоторые факторы, влияющие на такое поведение и помочь детям адаптироваться. Как считается в обществе, в основе агрессивного поведения ребенка лежат проблемы в семейном воспитании, но, к сожалению, это не всегда так.
Проблематика детской агрессивности раскрывается в работах таких авторов, как П.П. Блонского, Г.Э. Бреслава, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, Л.С. Выготского, Р.В. Овчарова, А.И. Захарова, А.А. Реан и других. Исследования в области сказкотерапии проведены следующими учеными, Р. Кроули, К. Эган, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, К.Л. Печора, Г.Р. Ломакина, А.Е. Наговицын, Н.С. Кукарева, В.П. Белянин и других.
Цель работы: выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи исследования.
1. Рассмотреть содержание и характеристики агрессивного поведения в психологии.
2. Проанализировать особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников.
4. На основе выявленных особенностей агрессивного поведения младших школьников разработать рекомендации для родителей.
Гипотеза исследования: существуют особенности агрессивного
поведения, свойственные мальчикам и девочкам младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические методы: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, а также эмпирические методы: наблюдение, тестирование. Нами были использованы следующие методики «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева, опросник «Ребенок, глазами взрослого» А.А. Романова.
Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в организации психологической помощи детям и окружающим их людям.
Структура работы: состоит из 3 глав, 7 таблиц, 10 рисунков, списка использованных источников, приложений.
В теоретической части работы мы собрали наиболее известные теории возникновения понятия агрессия среди зарубежных и отечественных исследователей. Психологи, изучающие вопросы формирования агрессивности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от младшего детского к старшему детскому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Она заключается в том, что устремленность в своем присутствии, стремление доказывать, что ребенок тоже человек становится основной направленностью детей; мальчики и девочки стремятся занять свое место под солнцем в отношениях с взрослым человеком, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире.
Вторая глава работы посвящена описанию методов и методик исследования детской агрессивности, их многообразие. Наблюдение Оно помогает выявить вид агрессии, ситуации провоцирующие проявление агрессии, степень неадекватности поведения. При помощи карт наблюдения психолог может отметить то, что не всегда покажет диагностическая методика. Также при работе с агрессивным поведением различными авторами рекомендуется применять проективные методики, такие как «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек».
Также в данной главе нами были рассмотрены эффективные технологии психологической работы, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса и жизни ребенка, а также служб и органов социальной защиты населения, органов юстиции, здравоохранения и СМИ.
В третьей главе исследования мы описали выбранные нами методы и методики, а также ход проведения исследования. Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют особенности агрессивного поведения среди мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Для подтверждения гипотезы мы проводили исследование отдельно с мальчиками и девочками.
Исследование проводилось на базе одной из красноярских школ. Респондентами исследования стали 24 обучающихся, имеющие агрессивные проявления в поведении. Для диагностики уровня проявления агрессивного поведения нами использовался метод наблюдения. Карта наблюдения была составлена на основе материалов автора А.Г. Долговой. Анализируя полученные нами данные, мы можем видеть что, девочки склонны себя контролировать во время уроков и на выездных мероприятиях. Мальчики, в свою очередь, могут не сдержать себя в присутствии учителя. В ходе наблюдения мы также выяснили, что во время перемены, как мальчики, так и девочки могут вести себя, отходя от норм и правил поведения.
Также нами были использованы методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева, для изучения склонностей к проявлению агрессивного поведения. Таким образом, в результате диагностики, мы получили данные, что у мальчиков преобладает прямая физическая агрессия 25 %, у девочек же наивысшее значение получила косвенная вербальная агрессия 25%. Наименьшее значение у обоих полов получила косвенная физическая агрессия 4 и 6% соответственно.
Далее мы использовали опросник «Ребенок, глазами взрослого» А.А. Романова. Учителю данного класса было предложен заполнить бланк опросника. В результате применении методики мы получили следующие данные. В классе 20% обучающихся имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения. Также 20 и 35% обучающихся, имеют повышенный и высокий уровень проявления агрессивного поведения соответственно. Средний уровень проявления агрессивного поведения имеют 25% обучающихся.
Исходя из полученных нами результатов, нами было принято решение применить программу профилактики агрессивного поведения. Целью программы являлось проведение профилактических мероприятий, направленных на развитие конструктивных навыков реагирования в конфликтных ситуациях, реагирования в стрессовых ситуациях, исправление нарушений в сфере межличностного общения, изменение негативных эмоциональных реакций на позитивные. Программа состояла из трех блоков, которые в свою очередь состояли из 7 занятий. В результате применения программы у обучающихся были сформированы социально-приемлемые нормы поведения.
Для подтверждения полученных данных мы провели повторную диагностику, где выявили, что среди испытуемых школьников появились улучшения в поведении. Повторное тестирование также свидетельствует о позитивных сдвигах в поведении детей. В ходе итоговой диагностики мы обнаружили, что у испытуемых произошло достаточное снижение склонностей к агрессивным проявлениям.
Подводя итог, мы можем сказать, что гипотеза, заявленная нами о том, что существуют особенности агрессивного поведения среди детей младшего школьного возраста, доказана и цель достигнута.
1. Аветян А.М. Личностно-развивающий потенциал межличностных отношений школьников//Семья и личность, проблемы взаимодействия. 2016. № 6. С. 6-18
2. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г. 320 с.
3. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] // Е.Ю. Балашова. Педагогика и психология. 2008. № 10. С. 36-38.
4. Барканова О.В. Теоретические основы психологической
диагностики: учебное пособие / О.В. Барканова. Красноярск:
Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2009. 352 с.
5. Башкатова Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности. дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2014. 318 с.
6. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа.2003. № 7. С. 9-17.
7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. 510 с.
8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2010. 352 с.
9. Васильева О.С., Абидова И. В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа здоровья. 2011. № 3. С. 89-101.
10. Волков А.А. (ред.) Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. 170 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2010. 536 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2012. 239 с.
13. Даниленко Т.В. Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция // Вестник Читинского государственного университета 2009. № 3 (54) С. 29-36
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения / Педагогика. 2009. № 5. С. 7-27.
15. Корнетов Г.Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: возможности общественно-активных школ. М., 2012. 120 с....47