Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Работа №153309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы79
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Понятие «внимание», основные свойства, функции и виды
внимания 7
1.2 Динамика развития внимания у детей 13
1.3 Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР 28
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1 Организация и методика проведения
исследования 33
2.2 Анализ особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 39
Глава III. Методические рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.1. Научно-методологические подходы к развитию внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Методические рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 52
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 75

Актуальность исследования. Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.
Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей с ЗПР наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
В специальной литературе, несмотря на многочисленные указания на наличие конкретных нарушений внимания у старших дошкольников с ЗПР (М. С.Певзнер, Т.А.Власова, Э.Я.Пекелис, И.Ф.Марковская,
К.С.Лебединская, У.В.Ульенкова и др.), на дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (Л.И.Переслени, Г.М.Понарядова, В.П.Мусина и др.), на природу и механизмы нарушений с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения (Е.Д.Хомская, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, А.В.Снежневский, В.В.Лебединский, К.К.Платонов, И.Л.Баскакова и др.), вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания освещены достаточно скромно.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. И соответственно увеличение детей с задержкой психического развития ставит остро вопрос перед педагогами, психологами и другими специалистами о дальнейшем успешном обучении детей с задержкой психического развития в школе.
Цель работы: исследовать особенность внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации по их своевременной коррекции.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей с задержкой психического развития снижены показатели объема, переключаемости и распределения внимания.
Задачи:
1 .Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
3. Изучить особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методики исследования. Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - констатирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, могут быть использованы психологами и педагогами, а также другими специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования. Эмпирической базой исследования послужило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико - социальной помощи « Центр психолого - медико - социального сопровождения № 2» Ленинский район г. Красноярск.
В работе принимало 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет, 10 девочек, 10 мальчиков. Дети имели диагноз ЗПР, поставленный ПМПК.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в 2014-2015 учебном году в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2014 - октябрь 2014) - анализ общей и
специальной психологической литературы по проблеме исследования;
Второй этап (ноябрь 2014 -декабрь 2014) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов;
Третий этап (январь 2015 - февраль 2015) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Четвертый этап (март 2015 - апрель 2015) - Выявление особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Пятый этап (май 2015) - разработка методических рекомендаций по коррекции особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключений.
Объем и структура текста:
Выпускная аттестационная работа из трех глав, и 7 параграфов, введение, заключение, библиографический список (в количестве 129 источников). Включает 3 диаграммы и 3 приложения.
Общий объем текста 80 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте, оно не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психологической активности человека: она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Без умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности ни один человек не сможет выполнить любую, даже самую простую работу. Поэтому внимание надо развивать уже в дошкольном детстве, т.к. именно тогда закладываются основы для развития человека. В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.
Зная, возрастные особенности, мы будем хорошо понимать интересы ребенка, его потребности, мотивы поведения, особенности его эмоциональной жизни и специфику мышления. Все это поможет взрослому установить контакт с ребенком, выбрать адекватные формы общения, обучения, выявить и преодолеть отклонения в психическом развитии ребенка. Как врач следит за развитием здоровья, точно также психолог следит за развитием психики человека. Он должен распознать есть ли отклонения в психике ребенка и как их можно компенсировать.
Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам 61
уже достаточно велики. Но у детей с задержкой психического развития, формирование внимания происходит иначе, а точнее задерживается по сравнению с нормой. Поэтому, этим детям необходима своевременная диагностика для выявления задержки психического развития и соответственно психолого-педагогическое сопровождение.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, составление методических рекомендации по их своевременной коррекции.
Диагностическое исследование проходило об в Центре психолого - медико - социального сопровождения № 2 Ленинский район г. Красноярска.
Исследовательская группа в составе 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 - 7 лет, 10 девочек, 10 мальчиков. Дети имели диагноз ЗПР, поставленный ПМПК.
С целью изучения особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, нами был организован констатирующий эксперимент с использованием следующих психодиагностических методик: «Перепутанные линии» тест Бурдона, "Проставь значки" автор Богомолов В., «Запомни и расставь точки» автор Р.С. Немов.
Процедура обследования по каждой методике проходила с каждым испытуемым индивидуально.
Результаты методик таковы:
1. Тест Бурдона. Продуктивность устойчивости и концентрации внимания у 55% детей находится на низком уровне, это обусловлено низкой концентрированностью внимания детей при выполнении задания и трудностями выполнения самого задания. 30% - на среднем уровне, детям было не очень сложно справиться с заданием, но возникали небольшие трудности из-за особенностей внимания (повышенная истощаемость произвольного внимания, недостаточная способность концентрации внимания). И только у 15% детей высокий уровень, они хорошо справились с заданием, без каких либо трудностей.
2. Методика Богомолова В. Анализ данной диагностики, показал, дети 6-7 лет, имеют высокий уровень переключаемости и распределения внимания 25%, это выражалось в легкости выполнения представленных ребенку заданий. Средний 25%, потому что дети справились с заданием, но у них возникли небольшие трудности (они постоянно переспрашивали инструкцию к заданию). 50% низкий уровень, по причине частой отвлекаемости и быстрой утомляемости.
3. Методика Немова Р.С. По результатам данной методики было выявлено, что у 45 % низкий уровень объема внимания, дети очень плохо запоминают инструкцию, за счет чего плохо справляются с заданием. У 30% детей средний уровень объема внимания, они довольно легко выполняли задания, но за счет своей невнимательности не совсем правильно выполнили его. И у 25% высокий уровень, дети были очень заинтересованы предложенными им заданиями и легко справлялись с ними.
Полученные результаты подтверждают, что у старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития страдают все свойства внимания. Объем внимания низкий, снижен уровень концентрации и распределения внимания. Отмечается низкая переключаемость и устойчивость внимания. Всё это указывает на недостаточность внимания в целом, что не дает возможность ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Свойственное этим детям застревание. Плохо развитая переключаемость внимания затрудняет переключение с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания снижает эффективность любой, том числе и учебной деятельности. При недостаточной произвольности внимания ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
На основании результатов исследования, нами были составлены методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на развитие внимания учащихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При разработке методических рекомендаций по развитию внимания учащихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы ориентировались на основные направления практической деятельности психолога в образовательном учреждении.
Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред.К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1972. - 435 с.
2. Аржакаева Т., Вачков И. Развивающие уроки. Психологическая азбука для первоклашек // Школьный психолог. 1999.- №33. -С.6-7.
3. Афанасьев В. Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, 1988.-С. 122-136.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций.-С. 88-102.
5. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Холмской, В.А. Москвина.М. - Оренбург, 2000 - 623 с.
6. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. -64 с.
7. Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В Зинченко.- СПБ :прайм - ЕВРОЗНАК,2004.- 672 с (Проект «Психологическая энциклопедия»)
8. Вагурина Л. М, Внимание, речь, плоскости. Развивающее пособие для детей 3 - 5 лет. - М., 2007.-126 с.
9. Введение в психологию./ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1996 .-56 с.
10. Вейн А. М, Каменецкая Б.И. Память человека. - М.: Наука, 1973. -376 с.
11. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое руководство. Часть 1 - 3-е Изд М.: Генезис 2005. - 160 с
12. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. - 3-е Изд. М.: Генезис 2005. - 128 с
13. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6. - C.67
14. Волков Б. С, Волкова Н. В.Психология общения в детском возрасте. 3-е
изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с: ил. — (Серия «Детскому
психологу»).
15. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего
школьного возраста до юношества.-М.: Гуманитар. изд центр
ВЛАДОС, 2008. - 343 с....129


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ