Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №153300

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к изучению особенностей развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 7
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2Особенности развития фонематического восприятия при общем недоразвитии речи 17
1.3 Анализ существующих подходов к развитию дифференциации звуков в речи 23
Вывод по главе I 29
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков дифференциации
звуков 45
Заключение 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 59

Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. В структуре речевого дефекта у детей с ОНР исследователями (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Т.А Ткаченко, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) отмечается недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико­грамматической стороны речи, причем часто ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонематических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Расстройства восприятия и воспроизведения фонем и правил их употребления, вызывающие недоразвитие функций фонологической системы языка, проявляются в сложном комплексе симптомов, определяемых как фонетико-фонематические нарушения.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение дифференциации звуков и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Нарушение формирования фонематической стороны детской речи при общем недоразвитии речи оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Кроме того, «фонетические и фонематические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся», - писал Т.Г. Егоров [1956, с.61]
Проявления нарушений фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко изучены многими авторами (Р.Е. Левина, Т.А.Ткаченко, Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе). Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики общего недоразвития речи, различный уровень речевого развития детей обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения нарушений фонематических функций у детей с данной формой речевой патологии, а также организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений фонематических функций с учетом индивидуально особенностей детей с ОНР.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности нарушения
дифференциации звуков у детей -6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности и уровни
сформированности дифференциации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и на их основе выявить и составить методологические рекомендации по развитию навыков дифференциации звуков у детей -6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем что нарушения дифференциации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи могут носить как первичный, так и вторичный характер.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированное™:
звукопроизношения, навыков дифференциации звуков как изолировано, так и в слогах, словах, словах-квазиамонимах.
3. Проанализировать взаимосвязь механизмов нарушения звукопроизношения и дифференциации фонем.
4. Составить методические рекомендации по формированию навыков звукопроизношения и дифференциации фонем.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения о понимании речи как сложной системы, все компоненты речи которой взаимосвязаны, и принципе развития, так же системный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза (О.Л. Алексеев, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, М.С. Каган, В.В. Коркунов и др.); основные положения теории развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Певзнер и др.); теоретические концепции диагностики развития и коррекции детей с общим недоразвитием речи (Солодянкина, Мастюкова).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта в соответствии с целями, задачами и гипотезой:
1) Организационные (сравнительный, комплексный).
2) Биографические (анализ анамнестических данных).
3) Эмпирические (констатирующий эксперимент).
4) Обрабатывающие (количественный анализ).
5) Интерпретационные (качественный анализ).
Организация исследования: для исследования были
организованы 1 контрольная группа (10 человек с нормой речевого развития) и 1 экспериментальная группа (10 человек с ОНР 3 уровень, дизартрия).
База исследования: исследование было проведено на базе МБДОУ №59 комбинирующего вида.
Этапы работы:
1. Август 2015-октябрь 2015 Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Ноябрь 2015 Проведение констатирующего эксперимента.
3. Декабрь 2015-апрель 2016 Анализ психолого-медико­педагогической документации; анализ результатов констатирующего эксперимента; составление методических рекомендаций.
4. Май 2016 Обобщение полученных результатов. Выводы по результатам исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы состоящего из 68 источников, из них 2 источника зарубежной литературы, проиллюстрированно 6 гистограммами и 1 таблицами, и дополнено приложениями, которые включают в себя протоколы обследования детей, таблицы с анамнестическими данными и таблицы с результатами обследования. Общий объем работы содержит 73 страницы основного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие навыков дифференциации звуков является одной из
важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Нормальное развитие навыков дифференциации звуков имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Развитие навыков дифференциации звуков требует тренировки не только слухового аппарата, но и активизацию артикуляционной моторики. Поэтому необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.
Так же важно отмечать и использовать в своей работе данные о механизмах нарушения как звукопроизношения так и дифференциации звуков. И в зависимости от механизма, будет определено направление логопедическое воздействие.
С целью подтверждения гипотезы был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте принимали участие 20 учащихся.
Результаты, полученные на констатирующем этапе, показали о необходимости целенаправленной и систематической логопедической работы по развитию навыков дифференциации звуков и звукопроизношения с данными детьми.
Для успешного развития навыков дифференциации звуков, нужно учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и 49
методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ребенка.
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Игра - это часть учебного процесса. Во-вторых, помогает, наряду с формированием и развитием навыков дифференциации звуков, организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь. В результате чего у детей появляется интерес и воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игры и упражнения можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по развитию речи разного характера.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по развитию навыков дифференциации звуков.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой,
Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Анализируя педагогическую, психологическую и логопедическую литература по проблеме исследования. Изучены работы таких авторов как А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева и др. Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов.
Учитывая специфику речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Кроме того, в системе обучения предусмотрены упражнения для развития не речевых психических процессов - мышление, внимания, памяти.


1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. - Москва, 2000.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический
анализ синтаксиса. М., 1989
3. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: МИГУ; Издательство «Прометей», 2013. - 191 с.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва, 1997.
5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964.
6. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. - Москва, 1994.
7. Бояркова, Н. Ю. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития / Н. Ю. Бояркова, А. В. Соболева // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - ?
2. - С. 199-205.
8. Востокова, Н. Н. Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР / Н. Н. Востокова // Логопед в детском саду. - 2013. - ? 2. - С. 20-27.
9. Востокова, Н. Н. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в специализированном детском саду по развитию грамматических категорий / Н. Н. Востокова // Логопед в детском саду. - 2014. - ? 1. - С. 41-66.
10. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Теория учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Тализиной, И.А. Володарской. М., 1998.
11. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М., 1948.
12. Генинг М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары, 1990.
13. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей.—М., 1951.
14. Гуцал, И. Ю. В стране грамоты : занятие : [ст. дошкольники с ОНР] / И. Ю. Гуцал, Е. Н. Монахова // Ребенок в детском саду. - 2014. - ?
3. - С. 21-22.
15. Денисевич, Н. Б. Формирование навыков слогового и звуко­буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР в дидактических играх / Н. Б. Денисевич // Дошкольная педагогика. - 2013. - ? 9. - С. 54-56...68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ