Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Развитие современных научных представлений о расстройстве
аутистического спектра 8
1.2. Проблема изучения зрительного восприятия в психолого-педагогической
литературе 15
1.3. Современные подходы к изучению проблемы сформированности
зрительного восприятия у детей с РАС 23
Выводы по первой главе 31
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 36
Выводы по второй главе 42
Глава III. Методические рекомендации по коррекции и развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РАС 44
3.1. Основные направления и методы коррекции зрительного восприятия у
детей старшего дошкольного возраста с РАС 44
3.2. Практические рекомендации воспитателям и родителям, направленные
на формирование и развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РАС 49
Выводы по третьей главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 68
Актуальность исследования. Говоря о детях с расстройством аутистического спектра (РАС), мы имеем ввиду особую категорию детей, поведение которых является для нас не привычным и порой странным. Адекватное понимание причин и механизмов поведения аутичного ребенка позволит оказать помощь в обучении и социальной адаптации, данной категории детей.
Сформированность компонентов зрительного восприятия выступает залогом успешной адаптации, развития, социализации, полноценного восприятия окружающей обстановки ребенка с данным диагнозом. Через зрительное восприятие формируется целостная картина мира.
Развитие зрительного восприятия полностью зависит от того, насколько слаженно и правильно функционируют его различные компоненты - зрительные ощущения или зрительные функции. Зрительные функции, будучи тесно связанными друг с другом, образуют единое целое, иными словами акт зрения.
Восприятие в дошкольном возрасте является ключевым моментов в становлении и развитии сенсорных эталонов. В основе зрительного восприятия развивается чувственный интеллект и формируется социальный опыт человека, зависит успешность обучения.
В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
В литературе на данное время имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения зрительного восприятия. Этим вопросом занимались такие авторы, как: И.М. Сеченов, А. Р. Лурия, О.М. Дьяченко, Е.В. Филлипова, З.М. Истомина, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т. В. Кудрявцева, Н.С. Лейтис, Э.П. Торренс, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубенштейн, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин.
Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, А.П. Григорьева и ряд других авторов. Значение сформированности зрительного восприятия, как отмечают данные авторы, становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе.
Сегодня очевидно, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра недостаточно сформировано зрительное восприятие. Низкий уровень развития этого психического процесса у дошкольников не позволяет эффективно реализовать потребность в общении, во взаимодействии с окружающим миром.
Взгляд «сквозь» объект; отсутствие слежения взглядом за предметом; «псевдослепота»; фрагментарность окружающего, сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте - все это является характерными особенностями дошкольника с РАС при нарушении зрительного восприятия.
По мнению Богдашиной О. (1999) и других исследователей, необъяснимые, непонятные нам причины нарушения произвольной организации, отсутствия самосохранения, нарушения эмоциональной сферы и фрагментарность восприятия у детей с расстройством аутистического спектра, как раз и могут стать доступными и понятными, исследовав и изучив особенности зрительного восприятия, играющего важную роль в жизни данной категории детей.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей зрительного восприятия, теоретическом обосновании применения методических и практических рекомендаций по формированию и развитию данного процесса у старших дошкольников с РАС.
Цель исследования: выявить особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РАС и составить методические
рекомендации, направленные на коррекцию и развитие зрительного
восприятия детей данной категории.
Объект исследования: зрительное восприятие детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с РАС имеются специфические особенности зрительного восприятия, а именно: значительное замедление процесса переработки поступающей информации, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов-представлений, их нечеткость и неполнота.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и медико-биологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать рекомендации, направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ
медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, проведение экспериментальной работы.
3. Психодиагностические методики: «Лото Цвет», «Накормим Мишек», «Домик для фигур», «Ориентировка в пространстве».
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
Организация исследования: экспериментальной базой для
реализации исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 321
компенсирующего вида» г. Красноярска (МБДОУ № 321 «Росинка»).
В эксперименте участвовало 10 детей с расстройством аутистического спектра, из них 8 мальчиков и 2 девочки. Возраст испытуемых 6 - 6,6 лет.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось поэтапно.
Этапы эксперимента.
Первый этап включал в себя изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап - составление плана исследования; подбор диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Третий этап - разработка методов и рекомендаций, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Четвертый этап — обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста магистерской диссертации и ее оформление.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Практическая значимость исследования. Представленные в магистерской диссертации материалы, раскрывающие особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с РАС, и рекомендации, направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия у данных детей могут быть использованы педагогами, психологами, родителями и другими специалистами, работающими с данным контингентом детей.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (69 источников), 4 приложений. Текст диссертации изложен на 72 страницах, иллюстрирован 4 рисунками и 4 таблицами.
Автором лично проведены: подбор методик, выявление особенностей зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, анализ результатов констатирующего эксперимента.
Изучив психолого-педагогическую литературу нам удалось рассмотреть представление о РАС, проблему изучения зрительного восприятия у старших дошкольников с РАС, подходы к изучению проблемы сформированности зрительного восприятия у данной категории детей.
Проблема изучения особенностей зрительного восприятия у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра является актуальной, значимой и мало изученной. В связи с предположением о том, что зрительное восприятия данной категории детей значительно отличается от нормы (замедление процесса переработки поступающей информации, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов-представлений, их нечеткость и неполнота), важно определить механизмы и особенности этого процесса для оказания помощи детям с РАС.
В дошкольном возрасте зрительное восприятие является ведущим в развитии сенсорных эталонов. Через зрительное восприятие развивается чувственный интеллект, формируется социальный опыт человека, развивается коммуникативные навыки. Важно сказать, что зрительное восприятие является целостным отражением предметов и явлений, основополагающим звеном в получении информации и ее переработке.
Нужно отметить, что становление зрительной функции не только генетически обусловлено, оно зависит и от опыта взаимодействия со средой, формируется через общение. Зрение ребенка с РАС по природе своей может быть сохранно, но нарушение зрительной функции имеет место быть в связи с нарушением факторов коммуникации и взаимодействия с окружающим миром.
С целью изучения особенностей зрительного восприятия старших дошкольников с РАС, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 321 компенсирующего вида» г. Красноярска (МБДОУ № 321 «Росинка»). В исследовании приняли участие10 детей в возрасте 6-6,6 лет с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» (РАС).
В результате экспериментального исследования было выявлено, что преобладающими особенностями у большей половины детей (70%) является низкий уровень овладения действием соотнесение с эталоном, низкий уровень сравнения предметов по величине и соотнесении рядов предметов между собой, низкий уровень восприятия представлений об эталонах формы, умении воспроизводить эти фигуры. У меньшей половины испытуемых (30%) мы выявили средний уровень. Чуть больше половины испытуемых (60%) показали низкий уровень ориентировки в пространстве, остальная часть (40%) - средний.
В нашей работе нам удалось подтвердить гипотезу исследования предполагающую, что у детей старшего дошкольного возраста с РАС имеются специфические особенности зрительного восприятия, а именно: низкий уровень овладения действием соотнесение с эталоном, низкий уровень соизмерения предметов по величине, соотнесение рядов предметов между собой, низкий уровень восприятия преставлений об эталонах формы, низкий уровень ориентировки в пространстве.
Проанализировав данные, выявленные в процессе констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с РАС.
В нашей работе мы выделили основные задачи по развитию зрительного восприятия старших дошкольников с РАС, среди которых:
1. Развивать умение различать и называть форму геометрической фигуры.
2. Развивать и называть основные цвета.
3. Развивать умение соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному и контурному изображению.
4. Различать и сравнивать величину предметов.
Для развития зрительного восприятия при работе с детьми эффективно использовать игры, которые подбираются исходя из цели, задач и индивидуальных особенностей данной категории детей.
Родители аутичного ребенка так же могут использовать игры, лепку, игры с водой, дидактические игры для развития зрительного восприятия.
Важной стороной работы является побуждение ребенка к деятельности, многократное повторение, создание предметно-развивающей среды, к чему должны быть готовы воспитатели и родителя для достижения плодотворного результата в развитии старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1961. - 209с.
2. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240с.
3. Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. Донецк, 1999. С. 213.
4. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме.
Красноярский государственный педагогический
университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: моногр. / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 с.
6. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
7. Брин И. Л., Демикова Н. С., Дунайкин М. Л., Морозов С. А. и
др. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей
с аутизмом. — М.: «СигналЪ», 2002.
8. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. — М, 1968. -264с.
9. Вольперт И. Е. Игровая терапия // Рук. по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979. С. 232-245.
10. Вольперт И. Е. Психотерапия. Л.: Медицина, 1972. 232 с.
11. Восприятие. Механизмы и модели. - М.: Мир, 2004. - 358 с.
12. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1985. - 173 с.
13. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка - М.: Школа - Пресс. - 2001.
14. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.: «Прогресс», 1970. 223 с.
15. Грэйс Крайг. Особенности зрительного восприятия у детей, М., 2000.992с....69