Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №153271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 6
1.1. Проблема изучения личностного самоопределения в исследованиях
отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Психологические аспекты проблемы самоопределения подростков
воспитывающихся в условиях детского дома 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО
ДОМА 24
2.1. Организация и методы экспериментального исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Рекомендательная программа занятий для старших подростков.. .33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Актуальность исследования. Проблема самооределения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.
Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан.
Однако проблемы самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Проведенные исследования (работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально- психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения.
Цель исследования — изучить особенности личностного самоопределения подростков в условиях детского дома.
Объект исследования — личностное самоопределение подростка в условиях детского дома.
Предмет исследования — особенности личностного самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотезой исследования выступило предположение, о том, что личностное самоопределение подростков - воспитанников детского дома 3
отличается от подростков, воспитывающихся в семье по следующим параметрам:
- подростки, воспитывающиеся в семье, ставят целью материально­обеспеченную жизнь, любовь, дружбу. Средства для достижения поставленных целей выбирают следующие: социальные нормы, умение здраво мыслить, трудолюбие, образованность,
исполнительность и самоконтроль.
Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, ставят целью свободу и удовольствия. Средства для достижения поставленных целей выбирают следующие: высокие запросы.
Задачи исследования:
1) Определить проблему личностного самоопределения в
исследованиях отечественных и зарубежных ученых;
2) Изучить психологические аспекты проблемы самоопределения подростков воспитывающихся в условиях детского дома;
3) Организовать и определить методы экспериментального исследования;
5) Провести анализ и интерпретацию результатов исследования;
6) Определить индивидуально-типические варианты самоопределения подростков воспитывающихся в условиях детского дома.
Методами исследования являются следующие:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод.
Психодиагностический инструментарий:
1 Тест М. Рокича «Определение ценностных ориентаций личности» (ЦОЛ);
2 Тест «Кто Я?» (М.Кун)
Теоретико-методологическая основа исследования.
Психологическая наука накопила богатый эмпирический и теоретический материал, посвященный самоопределению юношества, изучены многие его аспекты: социально-психологический подход к проблеме самоопределения отражен в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Петровского, И.С. Кона, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко и др.; вопросы самоопределения личности в группе рассматриваются в исследованиях Г.М. Андреевой, Г.С. Антипиной, Е.И. Головахи, И.С. Кона и др.; проблематика развития личности в контексте информационных взаимодействий и социального наследования детально представлена в работах Л.Н.Когана.
Анализ работ С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой- Славской и др. позволяет заключить, что в качестве отличительной черты психологического подхода к анализу самоопределения выступает ориентация на активную роль самой личности в процессе самоопределения. В то же время проведенный нами теоретический анализ данного феномена
показывает, что некоторые вопросы требуют дальнейшей проработки и более детального рассмотрения.
Практическая значимость полученные результаты могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных организаций, на ступени профессионального самоопределения.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СШ г. Красноярска. Количество испытуемых: 21 человек, из них 10 подростков - воспитанники социально-реабилитационного центра и 11 подростков, воспитывающихся в семье.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами была изучена тема «Особенности личностного самоопределения подростков в условиях детского дома».
В отечественной психологической литературе существуют два подхода к пониманию самоопределения.
В рамках первого подхода самоопределение понимается как
естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста.
В данном случае речь идет о личностном самоопределении (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, М.М. Бахтин, А.В. Мудрик).
Второй подход рассматривает процесс самоопределения как
искусственно организованный. В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург).
На основании изученного материала и поставленных в начале исследования задач, можно сделать следующие выводы.
1) Центральной проблема подростков, воспитывающихся в детских домах является проблема неготовности к самостоятельной жизни, несформированность самостоятельности мышления, инициативы, к поисковой активности, неумение творчески решать возникающие проблемы и конечно же проблема в выборе профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения.
2) Исследование деятельности проводилось с использованием следующих изменения методик.
- Тест М. Рокича «Определение ценностных ориентаций личности» (ЦОЛ);
• Тест «Кто Я?» (М.Кун).
4) Результаты исследования по методике Ценностные ориентации (терминальные ценности) по результатам методики М. Рокича.
По экспериментальной выборке подростков, воспитывающихся в
семье, основной (важной) ценностью для старших подростков выступает активная, материально-обеспеченная жизнь при наличие психологического и физического здоровья. Ценностью для старших подростков является
счастливая семейная жизнь, потребность заниматься творчеством, счастье других, уверенность в себе.
Результаты исследования инструментальных ценностей: значимыми признаются социальные нормы, умение здраво мыслить, независимость, образованность, терпимость, чуткость, аккуратность и ценность
собственного мнения.
Менее значимыми признаются такие ценности как непримиримость к недостаткам в себе и у других.
В выборке подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, менее значимыми признаются продуктивная жизнь, общественное признание. терпимость, чуткость, чувства долга старшие подростки определяют как не значимые; также как аккуратность и ценность собственного мнения.
Подростки, воспитывающиеся в семье считают важным внутренние качества личности; подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, считают важным внешние проявления благополучия.
Воспитанники детского дома отличаются от подростков, воспитывающихся в семье:
• системой ценностных ориентаций (социальные нормы, умение здраво мыслить, независимость, образованность, терпимость, чуткость, аккуратность и ценность собственного мнения);
- содержательными характеристиками идентичности личности (социальное-Я, коммуникативное-Я, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное Я).
Также подростки, воспитывающиеся в семье, ставят целью материально-обеспеченную жизнь, любовь, дружбу. Средства для достижения поставленных целей выбирают следующие: социальные нормы, умение здраво мыслить, трудолюбие, образованность, исполнительность и самоконтроль.
Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, ставят целью свободу и удовольствия. Средства для достижения поставленных целей выбирают следующие: высокие запросы.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута, гипотеза была доказана.


1. Аркадьев А.А. Справочник по профориентации для учащихся. Минск. Современная школа, 2011. 336 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни // К.А. Абульханова-Славская. М. Мысль, 2011. 299 .
3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента. М.: КСП+,
2010. 464 с.
4. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.
5. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Издательство: Питер, 2010. 464с.
6. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука
профориентации. Спб.: Речь, 2012. 240 с.
7. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Издательство: Речь, 2010. 409 с.
8. Волкова Л.М., Козинцева Л.С. Профессия моих родителей Минск: Красико - Принт, 2010. 126 с.
9. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учебное пособие для вузов // Б.С. Волков. М.: Академический проект, 2013. 333 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А, Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2012. 512 с.
11. Голерова О.А., Гурова Е.В.Выбор профессии - дело семейное?: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. 96 с.
12. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2010. 272 с.
13. Головаха Е. И., Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2015. 224 с.
14. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 2014. N 3. С. 151
15. Гусева Т.А. Возрастная психология. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2010. 166 с..56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ