Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического воспитания школьников..4
1.1. Воспитательный потенциал географии в школе 4
1.2. Исторический аспект экономического воспитания обучающихся 15
Глава 2. Практические аспекты формирования экономического воспитания школьников 19
2.1. Возможности курса «География России» в экономическом воспитании
школьников 19
2.2. Мероприятия, направленные на экономическое воспитание школьников 28
Заключение 59
Список использованных источников 61
Экономическое воспитание является необходимым условием существования общества любого государства. В процессе экономического воспитания формируется экономическая культура, являющаяся необходимым компонентом для существования человека в современной жизни.
Экономическое воспитание одновременно представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни, и вместе с тем выступает как часть общего воспитания человека.
В современных экономических условиях школьник может активно включаться в экономическую систему государства, в том числе получать основы финансовой грамотности.
Целью экономического воспитания является формирование определенных образов и моделей поведения в экономической системе, основанных на определенных знаниях, нормах и правилах. С одной стороны, это делает жизнь общества более практичной (основанной на экономических принципах), а с другой, представляет свободу для реализации собственных экономических интересов.
Экономическое воспитание подрастающего поколения направлено на раскрытие личностных возможностей обучающихся, а именно: экономности, бережливости, ответственности, предприимчивости, трудолюбия.
Содержание учебного предмета «География» обладает хорошим потенциалом в формировании экономического воспитания школьников, в частности раздел «География России», который наиболее ярко отражает экономическую составляющую предмета.
Цель исследования - разработка мероприятий, способствующих экономическому воспитанию школьников в 9 классе
Достижение поставленной цели определило решение следующих задач:
1. Определение воспитательного потенциала школьной географии
2. Составить историческую ретроспективу экономического воспитания обучающихся в школах России
3. Проанализировать федеральную рабочую программу по географии и учебники географии 8-9 классов.
Объект исследования - процесс формирования экономического воспитания у обучающихся
Предмет исследования - экономическое воспитание школьников на основе содержания раздела «География России»
Методы исследования. В работы использованы следующие методы исследования - анализ географической и методической литературы по теме исследования, исторический, педагогическое проектирование.
Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком использованных источников.
Экономическое воспитание - формирование рачительного хозяйства страны. Основной задачей является последующее формирование экономического сознания, разумного потребления, способность соизмерять их с материальными возможностями. Воспитываются качества: бережливость, расчетливость, практичность, деловитость, хозяйственность. Воспитывается культура умственного труда.
Пути реализации: экономические, практические знания они включают составление по картам, оценивать природные условия и ресурсы для развития С/Х, промышленности и транспорта. Составление по картам и дополнительным цифровым данным экономико-географических характеристик территории. Решение задач с экономическим содержанием. Экономическое воспитание предполагает умение зарабатывать, хранить и вкладывать деньги, умение выбирать профессию и рационально использовать свое время. На уроках географии учащиеся получают экономические знания и умения. Необходимо разъяснить учащимся слова «экономика». На уроках учитель может использовать: дополнительную информацию, подготовка доклада, сообщения, ставить вопросы и задачи, выполнение делового задания, решение экономических реклам, оформление стендов, составление проектов предприятий, фирм.
В ходе исследования была достигнута цель - разработаны мероприятия на географическом содержании, направленные на экономическое воспитание обучающихся 9 класса.
Решены задачи:
1. Определены теоретические основы воспитательного потенциала географии в школе. Выявлен потенциал географического образования, в том числе в направлениях: экономическое воспитание, экологическое воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание и другие.
2. Составлена историческая характеристика экономического воспитания обучающихся в школах России по двум этапам:
- Первый (советский) этап относится к периоду строительства в нашем государстве социализма.
- Второй (современный) этап - к периоду перехода России к рыночному типу хозяйствования.
3. Проанализирована федеральная рабочая программа по географии и учебники географии 8-9 классов издательства «Просвещение» УМК «Полярная звезда».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронный ресурс. Дата обращения 19.03.23
2. Федеральная рабочая программа по географии Электронный ресурс. Дата обращения 20.05.23
3. Федеральная программа воспитания Электронный ресурс. Дата обращения 20.05.23
4. Концепция развития географического образования в Российской Федерации Электронный ресурс. Дата обращения 23.02.23
5. Алексеева М.А. Школьное экономическое образование: региональный аспект // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы 4-ой Рос. науч.-практ. конф. - Вологда, 2003. - 383 с.
6. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008
7. Ахметшина, Г. К., Воробьев, И. В., Щукин, А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007, с. 146 - 155.
8. Автономов, А. Я., Малышев, М. Л. Совершенствование экономического воспитания учащихся//Педагогика - 2007. - №8, с. 53 - 57
9. Бадмаев, С. Б., Березовская, Д. А. Экономическое воспитание учащихся. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2008.
10. Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с. 91 - 101.
11. Валиева, З. А., Розов, В. К., Барило, И. А., Кулакова, Н. П. Роль семьи в экономическом воспитании детей. М., 2008.
12. Взаимодействие школы и семьи в экономическом воспитании детей. Методические рекомендации. М., 2019.
13. Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения (на примере Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТРАН) // Проблемы развития территории. - 2012. - № 5. - C. 93-103.
14. Грищенко, Т. В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников. М., 1991.
15. Диагностика успешности учителя: Сборник методических
материалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
16. Ефимов, С.И. Художественная и научно-популярная литератур на уроках физической географии /С.И. Ефимов// География в школе. - 2004. - №6.-С. 69-73.
17. Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии / М.Б. Журавская// География в школе.- 2004. - №1.- С. 65-68.
18. Зарецкая, И., Чернер, С. Взаимосвязь экономического и
нравственного воспитания школьников. // Школа - 2008. - №4, с. 34 - 52.
19. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ - XXI столетий: Дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 282 с.
20. Крылова, И., Федоров, А. Учитель и экономическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2008. - №1, с. 41 - 42.
21. Кураков Л.П., Соболева Е.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
22. Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.
23. Мазанова О.Ю. Выбор активных форм и методов обучения, применяемых на уроках экономики // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 4. - C. 39-45.
24. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
классы/В.А.Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2006.-304 с.
26. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ): Дис. канд. пед. наук. - М., 2003. - 206 с.
27. Об образовании: закон РФ. - М.: Новая школа, 1992. - 60 с.
28. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
29. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
30. Попова В.И., Кельсина А.С. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - C. 110-119.
31. Рябова И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.
32. Теория и методология географической науки: А. Г. Исаченко --Москва, Академия, 2004 г.- 400 с.
33. Удинцева, С.П. Воспитание на уроках географии/ С.П.
Удинцева//География в школе. - 2001. - №4
34. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 160 с.
35. Экономика // Большая советская энциклопедия. Электронный ресурс.http://slovari.yandex.ru.Дата обращения 12.05.23
36. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА.9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б.Эртель. Изд.2-е, исправ. и дополн.-Ростов н/Д:Легион, 2011.-383 с.