Экскурсия как форма внеурочной работы учащихся по изучению отрасли промышленности (на примере Подтёсовской ремонтно-эксплуатационной базы флота Енисейского речного пароходства)
Введение 3
Глава 1. Экскурсия как форма внеурочной работы по географии в школе 5
1.1. Внеурочная деятельность в школе 5
1.2. Понятие экскурсии, методика экскурсии 7
1.3. Экскурсии в педагогике 12
Глава 2. Экономико-географическая характеристика Подтёсовской
ремонтно-эксплуатационной базы флота 16
2.1. Историческая справка развития судоходства на Енисее 16
2.2. История создания, современное состояние Подтёсовской РЭБ 1 8
Глава 3. Методическая разработка экскурсии с учащимися на Подтёсовскую РЭБ 31
Заключение 38
Библиографический список 40
В рамках исполнения нового Федерального образовательного стандарта все большую роль при изучении учебного материала играет внеурочная деятельность. Как правило, она ориентирована на формирование универсальных учебных действий в нестандартном виде, способном заинтересовать учащихся, зачастую — за пределами школы. Одной из таких форм внеурочной работы выступает экскурсия. Понятие «экскурсия» (от лат. Excursio - «выдвижение», военный термин древних римлян, то есть разведывательная экспедиция, военный поход, но также и «прогулка, поездка») означает «посещение достопримечательностей с образовательной или увеселительной целью» [10].
Особенное значение эта форма имеет для предмета «география» (как физической географии, так и экономической), поскольку позволяет знакомить учащихся с изучаемым материалом не теоретически, а с живыми примерами (флора, фауна, минералы, особенности рельефа; местное население, промышленность).
Несомненное преимущество экскурсии имеют при изучении производства, особенно локального, территориально близкого к учащимся. Так школьники могут получить представление и об экономическом состоянии родного города, и увидеть взаимосвязь с другими регионами, включенность их района в экономику страны и мира.
Для своей работы автор решил остановиться именно на учебной экскурсии на промышленное предприятие и выбрал в качестве объекта экскурсии Подтёсовскую ремонтно-эксплуатационную базу (РЭБ) флота Енисейского речного пароходства. Это крупнейший речной судоремонтный центр на Енисее и в Сибири (по некоторым оценкам и всего бывшего СССР). Он расположен в Енисейском районе, в 20 километрах от районного центра. Помимо важности для самого Подтёсово и Енисейска (градообразующее предприятие, работает более 1000 человек), база имеет значение для всего Красноярского края и в целом России, поскольку обеспечивает функционирование речного транспортного сообщения по Енисею, находясь примерно в середине акватории, способствует ее бесперебойной эксплуатации и, таким образом, связи севера и юга края. Даже в настоящее время после промышленного спада в 1990-е года на РЭБ обслуживается более 350 судов различного назначения, в том числе более 130 самоходных судов.
Объект работы - внеурочная деятельность учащихся по географии.
Предмет - экскурсия на промышленное предприятие как форма внеурочной работы с учащимися.
Цель работы - методическая разработка учебной экскурсии с учащимися на Подтёсовскую РЭБ. Отметим, что экскурсии можно использовать не только в педагогической практике, но и в системе туристско-рекреационного кластера Енисейска, создание которого запланировано краевым правительством.
Задачи:
1) обозначить особенности экскурсии как внеурочной работы;
2) охарактеризовать деятельность Подтёсовской ремонтно-эксплуатационной базы флота, ее значение для региональной хозяйства;
3) разработать учебную экскурсию на Подтёсовскую РЭБ в рамках внеурочной работы с учащимися.
Методы работы: общенаучные; исторические; статистические;
картографические; анализ источников.
Целью данной работы была методическая разработка экскурсии для учащихся. Для этого были рассмотрены формы внеурочной работы в школе и экскурсия как одна из них.
В ходе выполнения работы автор пришел к выводу, что экскурсия позволяет организовать работу по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, и является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника.
Для педагога каждая учебная экскурсия делится на три этапа: подготовка к экскурсии, ее проведение на месте и использование материала экскурсии на последующих уроках. Готовясь к такому мероприятию, учитель заблаговременно изучает место, маршрут, экскурсионные объекты, определяет пункты, наиболее удобные для проведения наблюдений, сбора материала, отдыха экскурсантов, для беседы с учащимися.
В рамках данной работы объектом экскурсии была выбрана Подтёсовская ремонтно-эксплуатационная база флота. По мнению автора, это предприятие позволяет обозначить для учащихся, проживающих в Енисейском районе сопричастность их родного места к жизни и хозяйству всего Красноярского края. Это возможно благодаря тому, что предприятие обеспечивает услугами по ремонту и обслуживанию судов Енисейского речного пароходства, что, в свою очередь, позволяет функционировать всей системе речного транспорта в Красноярском крае. Уже за счет этого происходит связь севера и юга региона.
В ходе экскурсии предлагается познакомить учащихся с историей предприятия, видами производимых на нем работ и выпускаемой продукцией.
Важно отметить, что такая учебная экскурсия может выполнять не только учебные, просветительские функции, но и служить в целях профессиональной ориентации учащихся.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Подтёсовская ремонтно-эксплуатационная база флота Енисейского речного пароходства может служить объектом экскурсии как формы внеурочной работы учащихся.
1. Администрация Енисейского района. [Электронный ресурс] http://www.enadm.ru/ Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
2. Балюк Н.А. Экскурсоведение. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2009. - 195 с.
3. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988. - 108 с.
4. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной
деятельности: единство формы и содержания // Научно¬
методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 11 (ноябрь). - С. 51-55.
5. Внеклассная работа по географии: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 40 с.
6. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. - Минск: Университетское изд-во, 1988. - 180 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
8. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 96 с.
9. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 1160 с.
10. Добрина Н.А. Экскурсоведение. - М.: ФЛИНТА, 2013 . - 288 c.
11. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. - 320 с.
12. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии. - М.: Турист,1980. - 304 с.
13. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.
14. Енисейский район. [Электронный ресурс]
http://my.krskstate.ru/docs/regions/eniseyskiy-rayon/ Дата
последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
15. Енисейское речное пароходство. [Электронный ресурс]
https://www.e-river.ru/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
16. Журавлева М.М. Экскурсоведение. - Иркутск: Мегапринт, 2011. - 121 с.
17. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. - М.: Турист, 1980. - 270 с.
18. Историю судоходства можно изучать в Сибири. [Электронный
ресурс] http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=58549 Дата
последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
19. История появления речного транспорта. [Электронный ресурс]
http://profession-konspect.org/?content=4826 Дата последнего
посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
20. История развития речного транспорта в России. [Электронный ресурс]http://www.wt.matrixplus.ru/statriver.htm Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
21. История речного флота России от древности до советской
власти. [Электронный ресурс]
http://retro.infoflot.ru/doc/historyfleet.html Дата последнего
посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
22. История судоходства. [Электронны ресурс]
http://korabelu.ru/news/c0005_1.shtml Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
23. История судоходства. [Электронный ресурс]
https://sudohodstvo.org/ru/istoriya-sudohodstva/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
24. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело. - Саратов: Научная книга, 2006. - 40 с.
25. Кайманова Т. А. Экскурсоведение. - Пенза: Издательство ПГУ, 2012. - 654 с.
26. Комаров А.В. Транспорт России на рубеже нового тысячелетия. Его задачи и перспективы // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ/ВИНИТИ. - 2000. - №7. - с. 2-7.
27. Косова Л.С. Экскурсоведение. - Томск: ТГУ, 2014. - 58 с.
28. Куставинова З.Т. Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности. [Электронный ресурс] http: //nsportal. ru/nachalnaya- shkola/vo spitatelnaya- rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
29. Малькова М.Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология». [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/vidy-i-formy-vneurochnoy- deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiyaДата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
30. Министерство образования Российской Федерации.
[Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф/документы/543 Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
31. Мыскина А.Б. Внутренний водный транспорт России: история развития и современное состояние. [Электронный ресурс] http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
32. Назаров И. М. Были великой реки. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1996. - 204 с.
33. Политова Е.А. Формы и методы организации внеурочной
деятельности. [Электронный ресурс]
http ://ioc. rybadm. ru/proj ect/fgos_3/gim18/pudova%20ob_politova%2 0ea_tekst.pdf Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.,
свободный. - яз.рус. URL.
34. Потаева Г.Р. Основы экскурсоведения: пособие для студентов. - Минск: БГУ, 2011. - 159 с.
35. Развитие судоходства на Енисее. [Электронный ресурс]
http://www. enisey-live- history.ru/archive/Razvitie_sudohodstva_na_Enisee_v_sovetskiy_per iod/ Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
36. Речной транспорт. [Электронный ресурс]
http://www.transentry.ru/wots-123-1.html Дата последнего
посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
37. Родченкова Н.А. Внеурочная деятельность в рамках реализации
ФГОС. [Электронный ресурс]
http://festival.1september.ru/articles/633007/ Дата последнего
посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
38. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. - М.: Просвещение, 1981. - 298 с.
39. Степанчикова М.А. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий. - М.: ЦПТК, 1996 - 102 с.
40. Судоходство по Енисею во второй половине XIX в.
[Электронный ресурс] http://my.krskstate.ru/docs/eniseyskaya-
gubernia-vtoraya-polovina-19v/sudokhodstvo-po-eniseyu-vo-vtoroy- polovine-19v/?sphrase_id=27704 Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.
41. Харламов И.Ф.. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
42. Худотеплова Е.Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 32-34.
43.Энциклопедия «Красноярский край». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.my.krskstate.ru/ Дата последнего
посещения: 9 июня 2017 г., свободный. - яз.рус. URL.