Реферат 2
Введение 4
1 Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля 7
1.1 Особенности психологической подготовки в спорте 7
1.2 Понятие о мотиве, мотивации и самомотивации в спорте 11
1.3 Формирование спортивной мотивации и самомотивации борцов грекоримского стиля 18
1.4 Соревновательная деятельность в спортивной борьбе 24
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
3 Результаты исследования по повышению уровня самомотивации борцов греко-
римского стиля 18-20 лет к соревновательной деятельности 36
3.1 Исследование уровня развития самомотивации у борцов греко-римского
стиля 18-20 лет 36
3.2 Определение зависимости соревновательного результата от показателя
уровня самомотивации борцов греко-римского стиля 18-20 лет 37
3.3 Комплекс упражнений направленный на повышение уровня
самомотивации к соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 18-20 лет 39
3.4 Результаты включения в тренировочный процесс борцов греко-римского
стиля 18-20 лет предложенного комплекса упражнений 43
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 59
Актуальность. Повышение уровня соревновательной деятельности спортсменов в различных видах спорта предъявляет высокие требования не только к уровню развития физической, технической и тактической подготовленности, но также и к уровню психологической готовности спортсмена к вступлению в соревновательную схватку . В связи с этим, тренерами и специалистами, особенно при работе со спортсменами высокой квалификации немаловажная роль отводится на воспитание у спортсменов должного уровня спортивной мотивации и самомотивации на достижение максимального соревновательного результата . По данным исследований при относительно равном уровне физической и технике - тактической подготовленности именно уровень мотивации и самомотивации спортсменов может играть важную роль для достижения высокого соревновательного результата.
При работе со спортсменами высокой квалификации ряд специалистов, а именно Бабушкин Шумилин Пелоян отмечают, что существует зависимость между достижением высоких спортивных результатов и уровнем мотивации и самомотивации спортсменов, т.е. чем выше самомотивация спортсмена, тем более продуктивно и уверенно спортсмен выступает на соревнованиях. Но стоит отметить, что данных и методических наработок, направленных на повышение уровня самомотивации спортсмена при подготовке к соревновательной деятельности, при анализе научно методической специальной учебной литературы, нами не обнаружено.
Исследование психологической подготовки борцов греко-римского стиля является актуальным поскольку протяжении последних 10 15 лет непрерывно изменяется, как непосредственно сами правила проведения соревнований и соревновательных схваток, изменяется весовые категории в которых выступают спортсмены, водятся изменение в регламенте дня нехватки и как следствие непрерывно модернизируются и обновляются подходы в выстраивании тренировочного процесса .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, нами сформулирована проблема настоящего следования, которая заключается в формировании направлений повышения уровня самомотивации борцов греко-римского стиля при подготовке к соревновательной деятельности.
Следовательно, существует противоречие между проблемой внедрения новых научных изысканий по формированию и развитию мотивации и самомотивации к соревновательной деятельности при подготовки борцов грекоримского стиля и низким уровнем развития исследований в этой области.
Объект исследования - психологическая подготовка борцов греко- римского стиля 18-20 лет.
Предмет исследования - самомотивация борцов греко-римского стиля 1820 лет при подготовке к соревнованиям
Цель исследования - повышение результата соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 18-20 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что результатом применения в тренировочном процессе комплекса упражнений, направленного на повышение уровня самомотивации борцов греко-римского стиля 18-20 лет, будет повышение результативности соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу с целью определения особенностей психологической подготовки борцов грекоримского стиля.
2. Разработать комплекс упражнений направленный на повышение уровня самомотивации к соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 18-20 лет.
3. Выявить эффективность комплекса упражнений, направленного на повышение уровня самомотивации к соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 18-20 лет и его влияние на достижение высоких спортивных результатов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Анкетирование
3. Педагогическое наблюдение
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
В соответствии с поставленными в работе целями и задачами, нами получены следующие результаты:
1. Спортивная мотивация и самомотивация как психологическая
составляющая тренировочного процесса обусловлена значимыми для нее отношениями к: 1) цели занятий спортом; 2) спортивному успеху; 3) возможностям спортсмена; 4) внетренировочной, тренировочной и
соревновательной деятельности; 5) команде; 6) тренеру.
Развитие спортивной мотивации и самомотивации к соревновательной деятельности осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Для управления формированием спортивной мотивации и самомотивации необходимо создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».
2. В результате анализа научно-методической и специальной литературы нами определены упражнения, различающиеся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни, а именно к: цели занятий спортом, успеху, своим возможностям, и к соревновательной деятельности. Разработан комплекс упражнений на повышение уровня самомотивации к соревновательной деятельности, который включал в себя следующие упражнения: «Мотивация на успех», «Упражнение «на самомотивацию»», «Упражнение «Позитивное отношение к неудачам». Нами были предложены следующие педагогические приемы: формирование благоприятных отношений к занятиям греко-римской борьбой; формирование благоприятных отношений к соревновательному результату; формирование благоприятного отношения к своим возможностям; формирование благоприятных отношений к соревновательной деятельности.
3. При проведении педагогического эксперимента, который заключался в экспериментальном обосновании эффективности предложенного комплекса упражнений, направленного на повышение уровня самомотивации к соревновательной деятельности у борцов греко-римского стиля 18-20 лет, мы определили, что данные результатов диагностики экспериментальной группы показывают заметный прирост показателя самомотивации к соревновательной деятельности. При включении в тренировочный процесс борцов греко-римского стиля предложенного комплекса упражнений самомотивации к соревновательной деятельности является эффективным и наблюдается усиление самомотивации к соревновательной деятельности у борцов греко-римского стиля 18-20 лет.
1. Авдеев Ю. В., Воробьев В. А., Тараканов Б. И., Ундаганов М. У. Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно-технические показатели квалифицированных борцов // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-reglamenta- sorevnovatelnyh-poedinkov-na-sportivno-tehnicheskie-pokazateli-kvalifitsirovannyh- bortsov (дата обращения: 14.03.2021).
2. Апойко, Р.Н. Эволюция спортивной борьбы в международном олимпийском движении и ее влияние на основные компоненты подготовки борцов высшей квалификации: Дисс. ... док. пед. наук: 13.00.04 / Р.Н. Апойко, - СПБ, 2015.- 305 с.
3. Бабушкин Г.Д. Влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на отношение к занятиям спортом / Бабушкин Г.Д., Близневский А.А., Шумилин А.П. // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 183-186.
4. Бабушкин Г.Д. Влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на спортивную мотивацию / Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Бабушкин Е.Г. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1 (48). С. 83-88.
5. Бабушкин Г.Д. Исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде / Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Близневский А.А. // Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 224-228.
6. Бабушкин Г.Д. Теоретико-методологические подходы к решению проблемы предсоревновательной подготовки дзюдоистов / Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 3-10.
7. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие для вузов физической культуры/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 151 с.
8. Бабушкин Е.Г. Исследование мотивации спортивной деятельности у борцов греко-римского стиля различной квалификации / Бабушкин Е.Г., Кудрявцев Д.В. // В сборнике: Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне (электронное издание). ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". 2015. С. 2-12.
9. Бармин, А.Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на примере волейбола): Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Бармин. - Тверь, 2001. - 100 с.
10. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие / Н.А. Батурин. - Челябинск: ЧГИФК, 1988. - 86 с.
11. Бахарев Ю.А. Совершенствование технико-тактической подготовки борцов высокой квалификации в греко-римской борьбе / Бахарев Ю.А., Лобанов А.С., Рожков М.Ю., Фиризанов В.А. // Культура физическая и здоровье. 2020. № 4 (76). С. 153-155.
12. Бахтияров О.Г. Использование психотехник для развития сверхнормативных компетенций / Бахтияров О.Г., Хало П.В., Омельченко В.П. // VI международный научно-методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования», ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2011, С118126.
13. Близневский А.А. Методика формирования активно-действенного отношения дзюдоистов 12-13 лет к спортивной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Близневский. - Красноярск, 2019.- 156 с.
14. Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Бобровский. - Омск, 2005.- 176 с.
15. Борьбе С.А. Белоглазов, Тараканов Б. И., Воробьев В. А., Аюпова Д.
X. Особенности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменок в современной вольной борьбе // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZosobennosti-
sorevnovatelnoy-deyatelnosti-vysokokvalifitsirovannyh-sportsmenok-v- sovremennoy-volnoy-borbe (дата обращения: 14.03.2021).
... всего 60 источников