Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы возникновения страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «страх» в психологической литературе, природа детских
страхов 7
1.2 Психологические особенности возникновения страхов у детей
дошкольного возраста 18
1.3 Влияние родительских отношений на проявление страхов у детей
дошкольного возраста 31
1.4. Выводы по Главе 1 53
Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения страхов у детей дошкольного возраста и их взаимосвязь с детско-родительскими отношениями
2.1. Программа и методы исследования 54
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 60
2.3. Практические рекомендации по коррекции детских
страхов 73
2.4. Выводы по Главе 2 76
Заключение 78
Список используемых источников 81
Приложения 85
Детская психология зависит от культурных, социально-экономических, психологических, экологических и множества других факторов. Дети - это самые чувствительные элементы социума, которые подвержены разнообразным негативным воздействиям. В нынешней общественной непостоянности, на ребёнка влияет огромное многообразие негативных факторов, которые не только затормозят развитие способностей, но и повернут процесс развития назад. И во многом от того, как будут вести себя родные и будет зависеть, как влияние страхов и тревожного состояния смогут повлиять на психическое здоровье и дальнейшую жизнь ребёнка.
Несколько лет подряд, проводятся специальные исследования, наиболее распространёнными которых стали страхи у детей. Вследствие чего огромное внимание уделяется проблеме страха в работах иностранных и отечественных психотерапевтов и психологов, которые отмечают увеличение количества детей с разными страхами, возбудимостью и повышенной тревожностью.
Психологическое отношение в семье является одним из самых главных условий, влияющих на появление страхов у детей. Для ребёнка семья- это огромный мир, где он живёт, делает открытия, действует, учиться любить, радоваться, сопереживать. Будучи членом семьи, он вступает различные взаимоотношения с родителями, которые в свою очередь оказывают на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие чего ребёнок развивается либо доброжелательным и общительным, открытым или грубым, тревожным или спокойным, справедливым или лживым. Помимо того страхи у детей выражены особенностями взросления, которые имеют кратковременный вид.
Однако те страхи, которые продолжаются длительное время и тяжело переносятся, говорит о ослабленности нервной системы ребёнка, неверном поведение родителей, скандалах и в целом являются показателем неблагополучия.
Большое количество причин, как замечают психологи, зависит от взаимоотношений в семье, таких как попустительство и непоследовательность в воспитании, очень строгое отношение к малышу, которое зарождает в нём тревожность и формирует ненависть к миру. Сознание детей различается последней восприимчивостью, сильной ранимостью, а кроме того никак не способен противодействовать негативным влияниям.
Невротические опасения возникают вследствие неразрешимых длительных и сильных переживаний или психическими потрясениями, зачастую в фоне перенапряжения нервных и психических процессов. По этой причине невротические опасения призывают особенного интереса специалистов по психологии, родителей и педагогов, в таком случае в присутствие подобных страхов ребёнок становится напряженным, скованным. Формируется эмоциональная скрытность, действия характеризуются пассивностью. В связи с этим критически возникает проблема преждевременной диагностики невротических опасений.
В заключительный период вопросы коррекции и диагностики страхов получили, существенную роль, вследствие их достаточно обширного распространения среди детей. Во взаимосвязи сказанного встаёт необходимость единого решения проблемы корректировки страхов, в частности, привлечения семьи. Данная деятельность способна выражаться как ознакомление отца с матерью с итогами изучения в возможной форме, так и в направлении родителей на посещение специалиста по семейным проблемам. Такого рода подход способен влиять не только лишь на внешние аспекты страха, но и в производящие его условия. Эмоциональные нарушения, страхи поддаются корректировки и протекают без последствий у ребёнка вплоть до 10 лет. С этим весьма немаловажно вовремя обратиться к специалисту, осуществить мероприятия по преодолению фобий. Исходя из этого наиболее важной целью для практической педагогики и психологии, является цель поиска наиболее результативных путей раскрытия, преодоления психологического неблагополучия детей. По этой причине значимость проблемы детско-родительских взаимоотношений остаётся непременно резкой на протяжении всего формирования психологической науки. Поэтому мы решили исследовать данную тему и раскрыть ее в нашей работе.
Цель исследования - выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и возникновения страхов у детей дошкольного возраста...
Анализ психологической литературы показал, что страхи это серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детских страхов является нарушение детскo-рoдительских взаимoотношений. Это в основном происходит оттого, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют не эффективные методы и способы воспитания своих малышей.
Эмoциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания малышей в семье и детском саду и целый ряд других факторов - вот причины появления у современных детей
невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую
направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой - положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.
3. Профилактика боязней состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Человек должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.
4. Коррекция боязней осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально - групповых занятий, улучшения детско-родительских взаимоотношений.
5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои взаимоотношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.
Результаты экспериментального опыта данной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний близких о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских взаимоотношений и снижению детских боязней.
После проведения математической обработки данных полученных на первом и втором этапе нашего эмпирического исследования мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась, т.е. чем больше уровень строгости, контроля и требовательности в семье, тем вероятнее преобладание у ребенка страхов физического ущерба и смерти. Следовательно, связь между детско-родительскими отношениями и доминированием у ребенка конкретных видов страхов существует.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1972.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. 3-е изд. - М., 2001.
3. Андрусенко В.А. Социальный страх. - Свердловск., 1991
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., Просвещение. 1987 - 200с.
5. Арахелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Вопросы психологии №2. 1997
6. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. Т. 13 №5.
7. Бассет Л. Как избавиться от чрезмерной тревожности. - СПБ., 1997.
8. Безруких М.М. Проблемные дети. - М., 2000
9. Берне. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1990.
10. Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение и понимание детей через кинестетические рисунки/ Р.С. Бернс, С.Х Кауфман.
11. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М., 1990.
12. Вилюнас Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М. 1984 - 33-36 с.
13. Вечерская М.Л. Чего боятся наши дети. - М., 2002.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
15. Газман.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии № 2, 1985...56