Введение 3
Глава I. Теоретические основы реализации педагогической поддержки
на уроках иностранного языка в условиях ФГОС 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «педагогическая
поддержка» 6
1.2. Способы реализации педагогической поддержки при обучении
иностранному языку в условиях ФГОС 15
Выводы по первой главе 26
Глава II. Практические основы реализации педагогической поддержки на уроках иностранного языка в условиях ФГОС 27
2.1. Использование разноуровневых заданий на уроках английского языка с
целью реализации педагогической поддержки 27
2.2. Приемы и способы эмоционального стимулирования на уроках
английского языка в средней школе в условиях реализации педагогической поддержки 40
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Возрастающие требования общества к уровню владения иностранным языком ставят вопрос повышения качества обучения английскому языку, разумно и обоснованно выбирая тот или иной метод, чередуя их, в зависимости от целей обучения. Однако трудности и противоречия современной жизни, быстро изменяющиеся условия могут оказать влияние на внутренний мир ребенка, зарождая в нем неуверенность в своих силах. Существует некий разрыв между интересами учащихся, их познавательными возможностями и тем, что они на самом деле хотят и могут сообщить на изучаемом языке.
В связи с этим возникает необходимость использования новых эффективных методик обучения иностранному языку, для поддержания интереса, создания активной мотивации к его изучению. Особенно это актуально в условиях отсутствия среды языкового общения.
Известно, что английский язык - один из самых трудных предметов школьного курса обучения. Поэтому основная задача состоит в стремлении разбудить в учащихся творческие и познавательные силы.
Проблема познавательной активности значима и актуальна, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность позволяет
удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности. В таких условиях перед школой стоит задача оказать школьнику помощь как субъекту самосознания, самодеятельности, а педагогической деятельности придать характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом между учителем и учащимися, то есть оказание педагогической поддержки школьнику.
Использование современных психолого-педагогических технологий в обучении английскому языку позволяет развивать способности учащихся верить в свои силы, эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, помогает решать возникающие проблемы, вырабатывать жизненно важные навыки.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования, принятием стандартов нового поколения (Федерального государственного образовательного стандарта), особое значение приобретают вопросы коммуникативного обучения английскому языку. Согласно
образовательному стандарту основного общего образования по
иностранному языку, обучение английскому языку преследует две цели:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции,
подразумевающей развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательных компетенций;
- развитие и воспитание способности к самостоятельному и
непрерывному обучению.
Данные цели возможно осуществить, используя личностноориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.
В нашем исследовании подробно остановимся на педагогической технологии, входящей в группу личностно-ориентированных методик обучения - технологии педагогической поддержки. Данную технологию мы будем рассматривать на примере использования разноуровневых упражнений, которые создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Цель исследования - определить сущность, структуру и функциональные характеристики педагогической поддержки, определить возможности ее реализации на уроках английского языка...
Проведенное нами исследование подчинено общей логике анализа проблемы реализации педагогической поддержки на уроках английского языка и педагогической поддержки как сложного, многопланового явления, в котором взаимодействуют два субъекта. Центральный субъект данного взаимодействия - ученик - активный субъект учебной деятельности. Другой субъект - учитель. Благодаря деятельности учителя, объективного, профессионально подготовленного ученик как субъект учебной деятельности имеет возможность перейти на новый уровень познавательной активности и реализовать свои способности. Учитель оказывает необходимую помощь в решении возникающих у ребенка проблем.
В нашем исследовании мы рассматривали педагогическую поддержку как технологию образования, которая отличается от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
В работе нами была выявлена функциональная характеристика педагогической поддержки. Основные ее функции таковы: образовательная функция, социально-развивающая и личностно-развивающая. Основные позиции педагогической поддержки: забывание о прошлых неудачах ученика; помощь в обретении уверенности в том, что он справится с данной задачей; вера в способность ученика достичь успеха; возвращение к прошлым удачам, а не к ошибкам.
Ценность педагогической поддержки заключается в не препятствии активности учащихся, предоставлении возможности осознания своих сил и способностей, выбора способов действий в процессе решения образовательных задач.
Также нами была рассмотрена педагогическая поддержка, алгоритм реализации которой включает в себя следующие этапы: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный и направлен на поддержку самоопределения школьника, самореализации и самоанализа. Нами были выделены педагогические условия успешной реализации педагогической поддержки на уроках иностранного языка: системность построения учебного процесса с применением специальных приемов и специальное педагогическое общение. В нашей работе мы более подробно остановились на приемах реализации педагогической поддержки на уроках английского языка. Это такие приемы, как игры (ролевые, игры- театрализации), физкультминутки, использование компьютерных технологий и др. Использование данных приемов, позволит преподавателю минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на физическое, психическое и умственное развитие учащихся; даст возможность преодолеть учащимся возникающие сложности, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать уверенность в себе и в своей способности к принятию самостоятельных решений.
Во второй части нашего исследования мы рассмотрели два средства реализации педагогической поддержки на уроках английского языка - технологию разноуровневого обучения и использование методов эмоционального стимулирования учащихся. В нашем исследовании представлены примеры разноуровневых заданий по английскому языку для учащихся средней ступени обучения (6 класс), а также пример использования технологии разноуровневого обучения на уроке, на материале учебника. Затем нами были описаны приемы использования методов похвалы и создания ситуации успеха на уроке английского языка.
Данные технологии основываются на открытости, которая в методике обучения проявляется в уменьшении регламентированности в деятельности учителя, что как раз является условием реализации педагогической поддержки. Цель данных технологий:
- усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
- создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Все это отражает цели педагогической поддержки - помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.
Таким образом, проведённое исследование позволило нам подробно рассмотреть проблему реализации педагогической поддержки при обучении английскому языку, а также разработать методические рекомендации для учителей иностранного языка, то есть цель исследования достигнута, задачи реализованы. Дальнейшее исследование проблемы, на наш взгляд, может быть сосредоточено на разработке технологии педагогической поддержки, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка, его субъектности в образовательном процессе.
1. Андреева А.Д. Психологическая поддержка ребенка // Педагогический вестник. 2002. № 9. С. 8.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 79.
3. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2014. 159 с.
4. Баженова Н.Г. Лингводидактическая роль похвалы в формировании духовно-нравственной культуры учащихся, изучающих французский язык // Вестник ТГПУ. 2015. № 4(119).
5. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - 2 издание, исправленное - Обнинск: Титул, 2013. 168 с.
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1996. № 6. С. 58-63.
7. Герасимов А.В. Социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ в условиях обучения в высшем учебном заведении // Вестник Московского государственного социально-гуманитарного института. 2011. № 2(6). С.7-18.
8. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2014. 128 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель. 1998. 640 с.
10. Джайнот Х. Родители и дети: хрестоматия [учебное пособие по педагогике. Для факультетов психологии, педагогики, и социальной работы]/ ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах. М. 2016. С. 642-668.
11. Ефремов А.В. Структурно-функциональная модель педагогической
поддержки. Образование, проблемы, поиск, решения: сборник научнометодических работ/ под редакцией А.В. Ефремова. - Выпуск № 7. - Ханты- Мансийск: Полиграфист. 2004. С. 78-85.
12. Забоева М.А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 3(19). С. 43-48.
13. Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции в г. Москва июнь 2016. М.: Буки-Веди. 2016. С. 35-37.
14. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х томах. Том 1. М.: Педагогика. 1982. 656 с.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с...29