Результативность внеурочной деятельности по повышению уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и особенности эстетического воспитания 8
1.2. Цели, задачи и функции эстетического воспитания 12
1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания
в младшем школьном возрасте 20
1.4. Роль внеурочной деятельности в эстетическом воспитании у
младших школьников 24
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
воспитанности у младших школьников 31
2.2. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию у
младших школьников 50
2.3 Контрольный эксперимент 61
Выводы по главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и особенности эстетического воспитания 8
1.2. Цели, задачи и функции эстетического воспитания 12
1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания
в младшем школьном возрасте 20
1.4. Роль внеурочной деятельности в эстетическом воспитании у
младших школьников 24
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
воспитанности у младших школьников 31
2.2. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию у
младших школьников 50
2.3 Контрольный эксперимент 61
Выводы по главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы и выдвинувшими новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников.
В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание. Р Шиллер писал, чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Работая с младшими школьниками, главная задача педагога научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нём самом.
Особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно- творческой деятельности.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.
Исследования А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и других ученых убедительно показывает, что у каждого ребенка младшего школьного возраста может развиваться способность к эстетической деятельности. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. У младшего школьника формируется отношение к прекрасному и безобразному. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием красоты, сопровождается развитием таких особых черт, таких качеств личности, как художественный и эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать.
Умение организовать, раскрепостить, открыть детям глаза на окружающую действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и разнообразных творческих находок - важная задача педагога, которую он должен решать, организуя внеурочную деятельность учащихся.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречие между потребностью личности в восприятии прекрасного во всей окружающей ее действительности и недостаточным развитием эстетического вкуса и чувства красоты. Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности кружковой внеклассной работы для повышения уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?». Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность внеурочной деятельности по повышению уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза- эстетическое воспитание у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
-учитывается уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников;
-этот процесс ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и строится с опорой на социальный опыт ребенка;
- формирование творчески активной личности;
- использование разнообразных форм, методов, содержания работы во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию;
- будет создана художественно-эстетическая среда;
- будут соблюдены психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и особенности эстетического воспитания.
2. Выявить уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников экспериментального класса.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы; изучение передового
педагогического опыта.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Статистические: методы математической обработки эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения категории «эстетическое» всесторонне рассматривались в исследованиях отечественных ученых Ю.Б. Борева, Н.К. Гей, А.К. Дремова, А.Г. Калиткина, Б.Г. Лукьянова, В. М. Муриана, И.Ф. Смольянинова, С.В.Туманова.
- понятие эстетическое воспитание рассмотрено в трудах Л.Н. Когана, А.С. Молчановой, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и других.
- вопросы эстетической деятельности рассматривали Н.А.Ветлугина, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.
- проблемы эстетического восприятия исследованы в трудах Л.В. Занкова, О.А. Куревиной,А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Романовской, П.М. Якобсона и других.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе той или иной практической задачи; использования полученных данных педагогами и психологами образовательных учреждений в процессе эстетического воспитания младших школьников.
Диагностика уровня эстетического воспитания и формирующий эксперимент проводились на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 133» г. Красноярска, Было задействовано 37 ученика 2а и 2б классов. Группа из 19 человек была определена как экспериментальная (2а класс), а другая из 18 человек - была определена как контрольная (2б класс).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 наименований
В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание. Р Шиллер писал, чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Работая с младшими школьниками, главная задача педагога научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нём самом.
Особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно- творческой деятельности.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.
Исследования А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и других ученых убедительно показывает, что у каждого ребенка младшего школьного возраста может развиваться способность к эстетической деятельности. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. У младшего школьника формируется отношение к прекрасному и безобразному. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием красоты, сопровождается развитием таких особых черт, таких качеств личности, как художественный и эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать.
Умение организовать, раскрепостить, открыть детям глаза на окружающую действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и разнообразных творческих находок - важная задача педагога, которую он должен решать, организуя внеурочную деятельность учащихся.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречие между потребностью личности в восприятии прекрасного во всей окружающей ее действительности и недостаточным развитием эстетического вкуса и чувства красоты. Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности кружковой внеклассной работы для повышения уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?». Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность внеурочной деятельности по повышению уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза- эстетическое воспитание у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
-учитывается уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников;
-этот процесс ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и строится с опорой на социальный опыт ребенка;
- формирование творчески активной личности;
- использование разнообразных форм, методов, содержания работы во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию;
- будет создана художественно-эстетическая среда;
- будут соблюдены психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и особенности эстетического воспитания.
2. Выявить уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников экспериментального класса.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы; изучение передового
педагогического опыта.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Статистические: методы математической обработки эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения категории «эстетическое» всесторонне рассматривались в исследованиях отечественных ученых Ю.Б. Борева, Н.К. Гей, А.К. Дремова, А.Г. Калиткина, Б.Г. Лукьянова, В. М. Муриана, И.Ф. Смольянинова, С.В.Туманова.
- понятие эстетическое воспитание рассмотрено в трудах Л.Н. Когана, А.С. Молчановой, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и других.
- вопросы эстетической деятельности рассматривали Н.А.Ветлугина, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.
- проблемы эстетического восприятия исследованы в трудах Л.В. Занкова, О.А. Куревиной,А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Романовской, П.М. Якобсона и других.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе той или иной практической задачи; использования полученных данных педагогами и психологами образовательных учреждений в процессе эстетического воспитания младших школьников.
Диагностика уровня эстетического воспитания и формирующий эксперимент проводились на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 133» г. Красноярска, Было задействовано 37 ученика 2а и 2б классов. Группа из 19 человек была определена как экспериментальная (2а класс), а другая из 18 человек - была определена как контрольная (2б класс).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 наименований
Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
При организации эстетического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью, с прекрасным и безобразным. В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы окружающего мира, узнает самого себя как субъекта труда и познания (Б. Г. Ананьев).
В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни, развитие эстетического вкуса. Продолжением работы по эстетическому воспитанию является внеучебная деятельность. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуя духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Анализ научной литературы позволил определить основные направления опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы установлено, что преобладает средний уровень сформированности эстетической воспитанности. У15 учащихся выявлен этот уровень. Высокий и ниже - среднего уровни сформированности эстетической воспитанности выявлены у 1 и 2 учащихся соответственно. У 1 ученика выявлен низкий уровень сформированности эстетической воспитанности. Уровни определялись с помощью оценки следующих критериев: наличие эстетического интереса; умение выражать словами эмоциональные переживания; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности.
На формирующем этапе работы реализовывался разработанный нами комплекс мероприятий «Я расту, я развиваюсь» по эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста. В комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию «Я расту, я развиваюсь!» были включены: слушание высокохудожественных классических образцов музыкальных произведений (музыкальная часть); выставки, конкурсы рисунков, подделок учащихся, музыкально-художественная гостиная, игры-путешествия в пространстве картины (художественная часть); чтение и обсуждение литературных произведений, сочинительство (литературная часть);оформительская работа (выпуск газет), лепка, рисование.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
При организации эстетического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью, с прекрасным и безобразным. В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы окружающего мира, узнает самого себя как субъекта труда и познания (Б. Г. Ананьев).
В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни, развитие эстетического вкуса. Продолжением работы по эстетическому воспитанию является внеучебная деятельность. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуя духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Анализ научной литературы позволил определить основные направления опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы установлено, что преобладает средний уровень сформированности эстетической воспитанности. У15 учащихся выявлен этот уровень. Высокий и ниже - среднего уровни сформированности эстетической воспитанности выявлены у 1 и 2 учащихся соответственно. У 1 ученика выявлен низкий уровень сформированности эстетической воспитанности. Уровни определялись с помощью оценки следующих критериев: наличие эстетического интереса; умение выражать словами эмоциональные переживания; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности.
На формирующем этапе работы реализовывался разработанный нами комплекс мероприятий «Я расту, я развиваюсь» по эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста. В комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию «Я расту, я развиваюсь!» были включены: слушание высокохудожественных классических образцов музыкальных произведений (музыкальная часть); выставки, конкурсы рисунков, подделок учащихся, музыкально-художественная гостиная, игры-путешествия в пространстве картины (художественная часть); чтение и обсуждение литературных произведений, сочинительство (литературная часть);оформительская работа (выпуск газет), лепка, рисование.
Подобные работы
- Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного
возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в
общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе средствами искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



