ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и особенности эстетического воспитания 8
1.2. Цели, задачи и функции эстетического воспитания 12
1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания
в младшем школьном возрасте 20
1.4. Роль внеурочной деятельности в эстетическом воспитании у
младших школьников 24
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
воспитанности у младших школьников 31
2.2. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию у
младших школьников 50
2.3 Контрольный эксперимент 61
Выводы по главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы и выдвинувшими новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников.
В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание. Р Шиллер писал, чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Работая с младшими школьниками, главная задача педагога научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нём самом.
Особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно- творческой деятельности.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.
Исследования А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и других ученых убедительно показывает, что у каждого ребенка младшего школьного возраста может развиваться способность к эстетической деятельности. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. У младшего школьника формируется отношение к прекрасному и безобразному. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием красоты, сопровождается развитием таких особых черт, таких качеств личности, как художественный и эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать.
Умение организовать, раскрепостить, открыть детям глаза на окружающую действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и разнообразных творческих находок - важная задача педагога, которую он должен решать, организуя внеурочную деятельность учащихся.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречие между потребностью личности в восприятии прекрасного во всей окружающей ее действительности и недостаточным развитием эстетического вкуса и чувства красоты. Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности кружковой внеклассной работы для повышения уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?». Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность внеурочной деятельности по повышению уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза- эстетическое воспитание у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
-учитывается уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников;
-этот процесс ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и строится с опорой на социальный опыт ребенка;
- формирование творчески активной личности;
- использование разнообразных форм, методов, содержания работы во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию;
- будет создана художественно-эстетическая среда;
- будут соблюдены психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и особенности эстетического воспитания.
2. Выявить уровень сформированности эстетической воспитанности у младших школьников экспериментального класса.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы; изучение передового
педагогического опыта.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Статистические: методы математической обработки эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения категории «эстетическое» всесторонне рассматривались в исследованиях отечественных ученых Ю.Б. Борева, Н.К. Гей, А.К. Дремова, А.Г. Калиткина, Б.Г. Лукьянова, В. М. Муриана, И.Ф. Смольянинова, С.В.Туманова.
- понятие эстетическое воспитание рассмотрено в трудах Л.Н. Когана, А.С. Молчановой, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и других.
- вопросы эстетической деятельности рассматривали Н.А.Ветлугина, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.
- проблемы эстетического восприятия исследованы в трудах Л.В. Занкова, О.А. Куревиной,А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Романовской, П.М. Якобсона и других.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе той или иной практической задачи; использования полученных данных педагогами и психологами образовательных учреждений в процессе эстетического воспитания младших школьников.
Диагностика уровня эстетического воспитания и формирующий эксперимент проводились на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 133» г. Красноярска, Было задействовано 37 ученика 2а и 2б классов. Группа из 19 человек была определена как экспериментальная (2а класс), а другая из 18 человек - была определена как контрольная (2б класс).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 наименований
Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание - это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
При организации эстетического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью, с прекрасным и безобразным. В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы окружающего мира, узнает самого себя как субъекта труда и познания (Б. Г. Ананьев).
В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни, развитие эстетического вкуса. Продолжением работы по эстетическому воспитанию является внеучебная деятельность. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуя духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Анализ научной литературы позволил определить основные направления опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы установлено, что преобладает средний уровень сформированности эстетической воспитанности. У15 учащихся выявлен этот уровень. Высокий и ниже - среднего уровни сформированности эстетической воспитанности выявлены у 1 и 2 учащихся соответственно. У 1 ученика выявлен низкий уровень сформированности эстетической воспитанности. Уровни определялись с помощью оценки следующих критериев: наличие эстетического интереса; умение выражать словами эмоциональные переживания; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности.
На формирующем этапе работы реализовывался разработанный нами комплекс мероприятий «Я расту, я развиваюсь» по эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста. В комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию «Я расту, я развиваюсь!» были включены: слушание высокохудожественных классических образцов музыкальных произведений (музыкальная часть); выставки, конкурсы рисунков, подделок учащихся, музыкально-художественная гостиная, игры-путешествия в пространстве картины (художественная часть); чтение и обсуждение литературных произведений, сочинительство (литературная часть);оформительская работа (выпуск газет), лепка, рисование.
1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: Книга для учителя М.: Просвещение, 2013. 136 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М., 2010.
3. Атрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеучебная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Начальная школа До и после, 2008. № 1. С. 82 - 83.
4. Барашин И. С. Эстетическое воспитание подростков в проектной деятельности // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 159-161.
5. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. М., 2011. С. 21.
6. Брагуца А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеучебной деятельности // Начальная школа До и после.
2009. № 10. С.76 - 80.
7. Бушко О.М. Эстетика для школьников. М.: Материк - Альфа, 2010. 128 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб; Союз, 2012. 144 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 217 с.
10. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2009. 264 с.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология . М., 2012. 17 с.
12. Дементьева С.И. Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира // Начальная школа До и после. 2003. № 3. С.55 - 56.
13. Дереча И.И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учеб.методическое пособие / авт.-сост. И.И. Дереча, Т.В. Ширшова. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова, 2012. 128 с.
14. Дереча И.И., Линник Н.Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. XXIII Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. Ч.1. С.189-191.
15. Долженко Б.Г., Дереча И.И. Школьный клуб как средство воспитания социальной успешности обучающихся. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. С. 67-72.
16. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних
педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина. М. Академия, 2009. 65 с.
17. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении М., 2009. 311 с.
18. Зарецкая И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников // Начальная школа. 2000. № 1. С. 54-58.
19. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2012. 60 с.
20. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры; - М.: Знание, 2008 кн. 2. 394с.
21. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и после. 2011. № 3. С.27 - 31.
22. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. М.: Педагогика, 2000. 204 с.
23. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб; Питер, 2011. 250 с.
24. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М.: Просвещение,
2008. 391 с.
25. Корж А.С. Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития // Начальная школа. 2006. № 11. С.96 - 100.
26. Краткий словарь по эстетике под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 2003. 223 с.
27. Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа До и после. 2010. № 5. С.37 - 40.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: 2011. 304 с.
29. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002. 183с.
30. Лихачев Д.Б. Педагогика. М.: Прометей, 1993. 528с
31. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов / сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2009.
32. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 790-192.
33. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. Л, 2008. 76 с.
34. Морозкина И.Л. Введение элементов регионального компонента в практическую деятельность учителя // Научно-информационный бюллетень «Человек и образование» ООИПКРО, № 5. Оренбург, 2009 C. 80-86.
35. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2011. 458 с.
36. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Издание 3-е. М.:
Педагогическое общество России, 2011. 448 с.
31. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. М.: Школа-Пресс, 2008. 416 с.
38. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2008. 640 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. 528 с.
40. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения (составитель А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок). М.: Педагогика, 2008. С. 132.
41. Подласный И.П. Педагогика. М.: Владос, 2005. 574 с.
42. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Педагогика, 2009. 574 с.
43. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. 240с.
44. Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации: Начальные классы (1-4) / сост. Т.В. Игнатьева, О.Н. Трунова, Т.А. Федосова. М.: Просвещение, 2009. С. 12-86.
45. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2008. С. 17-22.
46. Рукавицын М.М. «Эстетическое воспитание детей». М.: Знание, 2002. 432с.
47. Сборник программ внеучебной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.
48. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. 2003. № 9. С. 48 - 51.
49. Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 423-425.
50. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. М.: Издательство политической литературы, 1973. 271с.
51. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 2008. 104 с.
52. Толстых В.И., Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание: Учебн. для проф.-техн. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Шк., 1984. 224 с.
53. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание,
2010. 80 с.
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. Гардарики, 2003. 519 с.
55. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика, 2008. С. 28-30.
56. Шангутова М. А. Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций // Молодой ученый.
2009. № 2. С. 320-324.
57. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. 168с.
58. Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка // Начальная школа До и после. 2005. № 1. С.8 -11.
59. Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Педагогика, 1989. 534 с.
60. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. Волгоград: Учитель, 2007. 222 с.