Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры

Работа №153208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 7
1.1. Содержательная характеристика понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность» 7
1.2. Особенности эстетического воспитания школьников на уроках физической культуры 9
1.3. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 22
2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания школьников 11-12 лет 22
2.2. Апробация комплекса мероприятий, способствующих эстетическому
воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников
11-12 лет на уроках физической культуры 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Список использованных источников 52

Актуальность. Эстетическое воспитание уже с древних времен неразрывно связанно с физическим совершенствованием подрастающего поколения. Если мы заглянем в прошлое, во времена Древней Греции, где широко использовался художественно-эстетический опыт Восточных народов, то можно увидеть новый этап в развитии мировой цивилизации. Именно тогда стала прослеживаться взаимосвязь эстетики с физическим воспитанием. Изящность и грация очень высоко ценились во время воспитания гимнастов. В Греции высокую популярность получила гимнастическая школа палестра.
Эстетическая составляющая привлекала своей многогранностью, люди хотели наслаждаться красотой атлетических состязаний, красотой и мелодичностью музыки. Мы видим, что эстетика играла значимую роль в Древние времена и продолжила своё развитие в последующее время. Уже тогда люди понимали, что это необходимо прививать подрастающему поколению. В современное время именно учитель физической культуры, используя разнообразные средства и методы физического воспитания, способствует формированию эстетической подготовки у школьников.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между созданием эстетически развитого общества и отсутствием чёткой системы эстетического воспитания, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;
- между возрастающей социальной значимостью проблемы эстетического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;
- между разработкой программы по направлению эстетического воспитания и недостатком обеспечения воспитательного процесса для реализации данной программы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в оптимизации процесса эстетического воспитания в системе физической культуры школьников, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна. Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры».
Цель: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников 11-12 лет
на уроках физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности эстетического воспитания шестиклассников на уроках физической культуры;
- определены уровни и критерии сформированности эстетической воспитанности шестиклассников на уроках физической культуры;
- разработан и реализован в опытно-экспериментальной работе комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности школьников 11-12 лет как субъектов эстетического воспитания.
3. Определить и описать уровни и критерии эстетической воспитанности
школьников 11-12 лет.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
5. Проанализировать полученные результаты и разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка);
- социологические (анкетирование, опрос);
- статистические (ранжирование, шкалирование);
- методы математической статистики и обработки полученных данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2019 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - май 2020г.) - посвящен реализации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников на уроках физической культуры, в опытно-экспериментальной работе. Был осуществлен констатирующий и начат формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2020 г.) будут анализироваться результаты опытно-экспериментальной работы, проводиться обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнятся теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска. В исследовании было задействовано 24 школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность»; разработан комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры; разработаны и описаны уровни сформированности эстетической воспитанности у школьников шестых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической апробации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (14-16 апреля 2020 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (38 источников), 2 приложений, 67 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Нами была проанализирована научно-методическая литература по выбранной теме, подробно раскрыты понятия эстетической культуры и эстетической воспитанности. Прежде всего, эстетическое воспитание - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой, на развитие и улучшение возможностей верно понимать и расценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков исполнять свои прямые обязанности «по законам красоты». А эстетическая воспитанность - наличие идеала, представление о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.
2) В возрасте 11-12 лет начинает закладываться чувство эстетики и чувство к прекрасному. Также начинает развиваться мышечная сила, ловкость, выносливость, быстрота и другие физические качества человека, как и красота его движений.
3) Был выявлен следующий ряд критериев по уровню эстетической воспитанности у детей: 1. Какими навыками творческой деятельности обладает человек; 2. Как человек оценивает всевозможные произведения искусства и своё психическое состояние, вызванное ими; 3. Присутствие эстетического идеала; 4. Отношение к собственному внешнему виду; 5. Отношения с окружающими людьми; 6. Сколько и как человек общается с эстетическими предметами искусства. Эти критерии дают возможность человеку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
4) Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
При диагностике сформированности эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения нами были определены три уровня её проявления (низкий , средний, высокий ), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения.
5) Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления эстетического воспитания школьников в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество школьников(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики анкеты «Уровень эстетического воспитания» на 39%, в контрольной группе на 2%, со средним уровнем уменьшилось на 30%, в контрольной группе увеличилось на 1% , количество школьников с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 9%, а в контрольной группе уменьшилось на 3% .
Сравнительный анализ входящей и итоговой диагностики уровня эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет на уроках физической культуры при реализации определенных условий использования музыкального сопровождения, позволили сделать следующие выводы:
- уровень эстетического воспитания не остается неизменным и способен к саморазвитию;
- музыкальное сопровождение на уроках физической культуры способствует повышению уровня эстетического воспитания;
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации эстетического воспитания школьников среднего школьного возраста.
Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы эстетического воспитания средних школьников.



1. Абдуллаева Р.Х. Эстетическое воспитание как одно из основных направлений в воспитании подрастающего поколения // Вестник педагогического университета. 2012.№5. 115 - 117с.
2. Аникина М.Ю., Строгова Н.Е. Проблемы и перспективы развития
физической культуры в образовательных организациях России // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (15 апреля 2020г.,г.Санкт-Петербург). Санкт-
Петербург, 2020. С. 22-25.
3. Апанасенко О. Эстетическое воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 212 с.
4. Асаматдинова Ж. П. Рекомендации по нравственно - эстетическому воспитанию старших подростков с направленностью на формирование ценностей ориентации личности // Педагогические науки. 2013.№3. 18¬25с.
5. Бакшева Т. В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта. Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: Кавказский край, 2001. 50-51 с.
6. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018.№3(20). 132-135 с.
7. Бойчевская Н.И. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания // Теория физкультуры [Электронный ресурс] : Интернет- журнал Физкультура. URL: http://www.fizkult-ura.ru/ (дата обращения 25.02.2019)
8. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев - М.: Высш.шк.,2015.-511с.
9. Буркавцова О.В. Музыкально - эстетическое воспитание
человека души [Текст] / Актуальные проблемы музыкознания, музыкальной педагогики: сб. статей. Белгород, 2017. 12с.
10. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема / М.А. Верб:СПб.,1997.134с.
11. Воротилова Н.Н. Эстетическое и физическое воспитание студентов как составляющие единого процесса воспитания [Текст].Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования: сб. статей. Саратов,2016.101 с.
12. Галанжина Е. Нравственно-эстетическое воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 348 с.
13. Герасимов С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи; Просвещение Москва, 2016. 384 c.
14. Глушак Н. М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры // Физическая культура в школе. 1974. №11. С. 6-9
15. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология Физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288с.
16. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник
для студ. учреждений сред.проф. образования / 3-е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.
17. Ермолова Т.Н. Основы взаимосвязи эстетического и физического
воспитания в процессе развития личности // [Электронный ресурс] : Физическая культура и спорт : электрон.журнал. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-vzaimosvyazi- fizicheskogo-i-
esteticheskogo-vospitaniya-v-protsesse-razvitiya-lichnosti (дата обращения 08.04.2019)
18. Захарченко Д.Ю., Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Педагогический авторитет учителя и его влияние на школьников // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной конференции (5-7 июня 2018 г., г. Красноярск). Красноярск, 2018. 350-352 с.
19. Ибраева Г. Эстетическое воспитание - очень значительное
воспитание // Наука и новые технологии. 2012. №6. 247 - 248 с.
20. Кайнова Э.Б. Общая педагогика Физической культуры и спорта:
Учебное пособие. - М.: ?ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. 208с.
21. Калиниченко Е.Н. Особенности музыкального сопровождения на
уроках физической культуры с использованием комплексов
аэробики в школе // [Электронный ресурс] : Физическая культура и спорт : электрон.журнал. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-muzykalnogo-soprovozhdeniya-na-urokah-fizicheskoy-kultury-s-ispolzovaniem-kompleksov-aerobiki-v-shkole(дата обращения 06.12.2018)
22. Каменева В. И. Могучая сила искусства (из опыта работы по
идейно- нравственном’у и эстетическому воспитанию учащихся) [Текст] / Инновационные педагогические технологии: теория и практика
реализации в образовательных учреждениях: сб. статей. Ульяновск, 2015. 236 с.
23. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Март, 2005. 448 с.
24. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. - М.: ООО «ДРОФА», 2004. 176с. Серия: «Библиотека учителя».
25. Кривцун О. А. Эстетика: ’Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. 434 с.
26. Кудрявцева, М. Е. Психолого - педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Общая педагогика. Санкт - Петербург, 2000. 220 с.
27. Куликова Л. В. Основные I ’направления воспитания, воздействия на
личность, формируемые качества // Эстетическое воспитание [Электронный ресурс]: Коллекция рефератов. URL:http://revolution.allbest.ru7pedagogicsZd00298353.html (дата обращения 25.01.2019)
28. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. 304 с.
29. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
30. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. 224с.
31. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание ’детей: метод пособие. Ростов н/д.: Феникс, 2015. 141с.
32. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] /
Молодой ученый. 2014. №2. 790-792 с. [Электронный ресурс]
URL: http://www.moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения 08.11.2018)
33. Матова Е. Л. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры [Текст]. Школа молодого ученого: сб. статей. Калининград, 2018. -95 с.
34. Мишина М.М. Модернизация образовательных программ по
формированию эстетических ценностей младших школьников [Текст].
Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. статей. ’Москва,
2018. 29 с.
35. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие дл’я студ. муз. фа’к и отд. высш. и с’ред. пед. учеб. заве’дений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критск’ая идр.; Под ?ред. Л.В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232с.
36. Муромцева О.В. [’Формирование эстетического сознания личности в
школе и вузе / О.В. ?Муромцева, Н.А. Туранина; НИУ БелГУ //
Интеграция образования. 2012. № 2. 51-55 с.
37. Мухтарова В. А. Эстетическое воспитание в процессе физического
воспитания школьников // [Электронный ресурс]
:Физкультура и спорт: 3neKTpoH.:®ypHan.URL:http://file.qip.ru/file/78641818/59245919/esteticheskoe_vospitanie_v_protsesse_fizicheskogo_vospitanija_shk olnikov-91863 (дата обращения 08.11.2018)
38. Найминова Э. Спортивные игры ?на уроках физкультуры. ?Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2011 256 с.
39. Неменский Б.М. И?Мудрость красоты. О проблемах эстетического
воспитания. Книга д ?ля учителя; М.: Просвещение Москва, 2012. 192 c .
40. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Би-Ге. М.:
Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. 512 с.
41.Орлова А. В. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию в системе высшего образования // Труды братского государственного университета. 2014. №1. 157 - 162 с.
42. Печко Л.П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды. Вестник ?МГУКИ: 2012. № 2 (46) март-апрель. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.mguki.ru. (дата обращения 04.03.2019)
43. Семенищева М.Г. Межпредметные связи в учебной и внеучебной
деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников
. Интеграция науки и практики в современных условиях: сб. статей. Астрахань, 2015. - 53 с.
44. Ситник А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе. М.: Просвещение, 1982. 49с.
45. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. ?Изд. Второе.
перераб. испр и доп. М.: Логос, 2012. 304с.: и?л.
46. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное
сопровождение на уроке физической культуры в школе: Учебно¬
методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 104 с.
47. Стрижак Л.Н. Психология иI•'педагогика: Учебное пособие, 2-е и?зд., стереот. М.: МГИУ, 2007 335с.
48. Строгова Н.Е. Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68).- С. 187-189
49. Тисленкова И. А. Эстетическое воспитание в средней школе. Материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 5-11 классов; Учитель. Москва, 2014. 135 с.
50. Толстых В. И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф. техн. учеб. заведений В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. М.: Высш. школа, 1979. 288 е., ил.
51. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС, 2003. 151 с.
52. Харламов И.Ф. Педагогика [Электронный ресурс]. URL:
https://lib.uni- dubna.ru/search/files/psy_harlamov/1.pdf (дата обращения 18.04.2019)
53. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
54.Чередник О. В. Практический аспект управления эстетическим
воспитанием учащихся в общеобразовательном учебном заведении. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого -
педагогические аспекты: ?сб. статей. Чита, 2015. 360 с.
55. Шайдурова Н.В. Теоретические основы педагогики педагогических
кадров к управлению эстетическим воспитанием, осуществляемым
средствами этнокультуры // Научный диалог. 2013. №9. 166 - 175 с.
56. Redfern, H. B. Questions in Aesthetic Education. Routledge., 2012. 144 p.
57. Schiller, F. V. On The Aesthetic Education Of Man. Courier Corporation., 2013.160 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ