Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 7
1.1. Содержательная характеристика понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность» 7
1.2. Особенности эстетического воспитания школьников на уроках физической культуры 9
1.3. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 22
2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания школьников 11-12 лет 22
2.2. Апробация комплекса мероприятий, способствующих эстетическому
воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников
11-12 лет на уроках физической культуры 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Список использованных источников 52
Актуальность. Эстетическое воспитание уже с древних времен неразрывно связанно с физическим совершенствованием подрастающего поколения. Если мы заглянем в прошлое, во времена Древней Греции, где широко использовался художественно-эстетический опыт Восточных народов, то можно увидеть новый этап в развитии мировой цивилизации. Именно тогда стала прослеживаться взаимосвязь эстетики с физическим воспитанием. Изящность и грация очень высоко ценились во время воспитания гимнастов. В Греции высокую популярность получила гимнастическая школа палестра.
Эстетическая составляющая привлекала своей многогранностью, люди хотели наслаждаться красотой атлетических состязаний, красотой и мелодичностью музыки. Мы видим, что эстетика играла значимую роль в Древние времена и продолжила своё развитие в последующее время. Уже тогда люди понимали, что это необходимо прививать подрастающему поколению. В современное время именно учитель физической культуры, используя разнообразные средства и методы физического воспитания, способствует формированию эстетической подготовки у школьников.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между созданием эстетически развитого общества и отсутствием чёткой системы эстетического воспитания, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;
- между возрастающей социальной значимостью проблемы эстетического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;
- между разработкой программы по направлению эстетического воспитания и недостатком обеспечения воспитательного процесса для реализации данной программы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в оптимизации процесса эстетического воспитания в системе физической культуры школьников, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна. Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры».
Цель: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников 11-12 лет
на уроках физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности эстетического воспитания шестиклассников на уроках физической культуры;
- определены уровни и критерии сформированности эстетической воспитанности шестиклассников на уроках физической культуры;
- разработан и реализован в опытно-экспериментальной работе комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности школьников 11-12 лет как субъектов эстетического воспитания.
3. Определить и описать уровни и критерии эстетической воспитанности
школьников 11-12 лет.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
5. Проанализировать полученные результаты и разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка);
- социологические (анкетирование, опрос);
- статистические (ранжирование, шкалирование);
- методы математической статистики и обработки полученных данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2019 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - май 2020г.) - посвящен реализации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников на уроках физической культуры, в опытно-экспериментальной работе. Был осуществлен констатирующий и начат формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2020 г.) будут анализироваться результаты опытно-экспериментальной работы, проводиться обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнятся теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска. В исследовании было задействовано 24 школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность»; разработан комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры; разработаны и описаны уровни сформированности эстетической воспитанности у школьников шестых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической апробации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (14-16 апреля 2020 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (38 источников), 2 приложений, 67 страниц.
1) Нами была проанализирована научно-методическая литература по выбранной теме, подробно раскрыты понятия эстетической культуры и эстетической воспитанности. Прежде всего, эстетическое воспитание - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой, на развитие и улучшение возможностей верно понимать и расценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков исполнять свои прямые обязанности «по законам красоты». А эстетическая воспитанность - наличие идеала, представление о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.
2) В возрасте 11-12 лет начинает закладываться чувство эстетики и чувство к прекрасному. Также начинает развиваться мышечная сила, ловкость, выносливость, быстрота и другие физические качества человека, как и красота его движений.
3) Был выявлен следующий ряд критериев по уровню эстетической воспитанности у детей: 1. Какими навыками творческой деятельности обладает человек; 2. Как человек оценивает всевозможные произведения искусства и своё психическое состояние, вызванное ими; 3. Присутствие эстетического идеала; 4. Отношение к собственному внешнему виду; 5. Отношения с окружающими людьми; 6. Сколько и как человек общается с эстетическими предметами искусства. Эти критерии дают возможность человеку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
4) Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
При диагностике сформированности эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения нами были определены три уровня её проявления (низкий , средний, высокий ), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения.
5) Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления эстетического воспитания школьников в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество школьников(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики анкеты «Уровень эстетического воспитания» на 39%, в контрольной группе на 2%, со средним уровнем уменьшилось на 30%, в контрольной группе увеличилось на 1% , количество школьников с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 9%, а в контрольной группе уменьшилось на 3% .
Сравнительный анализ входящей и итоговой диагностики уровня эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет на уроках физической культуры при реализации определенных условий использования музыкального сопровождения, позволили сделать следующие выводы:
- уровень эстетического воспитания не остается неизменным и способен к саморазвитию;
- музыкальное сопровождение на уроках физической культуры способствует повышению уровня эстетического воспитания;
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации эстетического воспитания школьников среднего школьного возраста.
Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы эстетического воспитания средних школьников.
1. Абдуллаева Р.Х. Эстетическое воспитание как одно из основных направлений в воспитании подрастающего поколения // Вестник педагогического университета. 2012.№5. 115 - 117с.
2. Аникина М.Ю., Строгова Н.Е. Проблемы и перспективы развития
физической культуры в образовательных организациях России // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (15 апреля 2020г.,г.Санкт-Петербург). Санкт-
Петербург, 2020. С. 22-25.
3. Апанасенко О. Эстетическое воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 212 с.
4. Асаматдинова Ж. П. Рекомендации по нравственно - эстетическому воспитанию старших подростков с направленностью на формирование ценностей ориентации личности // Педагогические науки. 2013.№3. 18¬25с.
5. Бакшева Т. В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта. Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: Кавказский край, 2001. 50-51 с.
6. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018.№3(20). 132-135 с.
7. Бойчевская Н.И. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания // Теория физкультуры [Электронный ресурс] : Интернет- журнал Физкультура. URL: http://www.fizkult-ura.ru/ (дата обращения 25.02.2019)
8. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев - М.: Высш.шк.,2015.-511с.
9. Буркавцова О.В. Музыкально - эстетическое воспитание
человека души [Текст] / Актуальные проблемы музыкознания, музыкальной педагогики: сб. статей. Белгород, 2017. 12с.
10. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема / М.А. Верб:СПб.,1997.134с.
11. Воротилова Н.Н. Эстетическое и физическое воспитание студентов как составляющие единого процесса воспитания [Текст].Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования: сб. статей. Саратов,2016.101 с.
12. Галанжина Е. Нравственно-эстетическое воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 348 с.
13. Герасимов С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи; Просвещение Москва, 2016. 384 c.
14. Глушак Н. М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры // Физическая культура в школе. 1974. №11. С. 6-9
15. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология Физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288с.
16. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник
для студ. учреждений сред.проф. образования / 3-е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.
17. Ермолова Т.Н. Основы взаимосвязи эстетического и физического
воспитания в процессе развития личности // [Электронный ресурс] : Физическая культура и спорт : электрон.журнал. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-vzaimosvyazi- fizicheskogo-i-
esteticheskogo-vospitaniya-v-protsesse-razvitiya-lichnosti (дата обращения 08.04.2019)
18. Захарченко Д.Ю., Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Педагогический авторитет учителя и его влияние на школьников // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной конференции (5-7 июня 2018 г., г. Красноярск). Красноярск, 2018. 350-352 с.
19. Ибраева Г. Эстетическое воспитание - очень значительное
воспитание // Наука и новые технологии. 2012. №6. 247 - 248 с.
20. Кайнова Э.Б. Общая педагогика Физической культуры и спорта:
Учебное пособие. - М.: ?ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. 208с.
21. Калиниченко Е.Н. Особенности музыкального сопровождения на
уроках физической культуры с использованием комплексов
аэробики в школе // [Электронный ресурс] : Физическая культура и спорт : электрон.журнал. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-muzykalnogo-soprovozhdeniya-na-urokah-fizicheskoy-kultury-s-ispolzovaniem-kompleksov-aerobiki-v-shkole(дата обращения 06.12.2018)
22. Каменева В. И. Могучая сила искусства (из опыта работы по
идейно- нравственном’у и эстетическому воспитанию учащихся) [Текст] / Инновационные педагогические технологии: теория и практика
реализации в образовательных учреждениях: сб. статей. Ульяновск, 2015. 236 с.
23. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Март, 2005. 448 с.
24. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. - М.: ООО «ДРОФА», 2004. 176с. Серия: «Библиотека учителя».
25. Кривцун О. А. Эстетика: ’Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. 434 с.
26. Кудрявцева, М. Е. Психолого - педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Общая педагогика. Санкт - Петербург, 2000. 220 с.
27. Куликова Л. В. Основные I ’направления воспитания, воздействия на
личность, формируемые качества // Эстетическое воспитание [Электронный ресурс]: Коллекция рефератов. URL:http://revolution.allbest.ru7pedagogicsZd00298353.html (дата обращения 25.01.2019)
28. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. 304 с.
29. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
30. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. 224с.
31. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание ’детей: метод пособие. Ростов н/д.: Феникс, 2015. 141с.
32. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] /
Молодой ученый. 2014. №2. 790-792 с. [Электронный ресурс]
URL: http://www.moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения 08.11.2018)
33. Матова Е. Л. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры [Текст]. Школа молодого ученого: сб. статей. Калининград, 2018. -95 с.
34. Мишина М.М. Модернизация образовательных программ по
формированию эстетических ценностей младших школьников [Текст].
Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. статей. ’Москва,
2018. 29 с.
35. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие дл’я студ. муз. фа’к и отд. высш. и с’ред. пед. учеб. заве’дений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критск’ая идр.; Под ?ред. Л.В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232с.
36. Муромцева О.В. [’Формирование эстетического сознания личности в
школе и вузе / О.В. ?Муромцева, Н.А. Туранина; НИУ БелГУ //
Интеграция образования. 2012. № 2. 51-55 с.
37. Мухтарова В. А. Эстетическое воспитание в процессе физического
воспитания школьников // [Электронный ресурс]
:Физкультура и спорт: 3neKTpoH.:®ypHan.URL:http://file.qip.ru/file/78641818/59245919/esteticheskoe_vospitanie_v_protsesse_fizicheskogo_vospitanija_shk olnikov-91863 (дата обращения 08.11.2018)
38. Найминова Э. Спортивные игры ?на уроках физкультуры. ?Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2011 256 с.
39. Неменский Б.М. И?Мудрость красоты. О проблемах эстетического
воспитания. Книга д ?ля учителя; М.: Просвещение Москва, 2012. 192 c .
40. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Би-Ге. М.:
Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. 512 с.
41.Орлова А. В. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию в системе высшего образования // Труды братского государственного университета. 2014. №1. 157 - 162 с.
42. Печко Л.П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды. Вестник ?МГУКИ: 2012. № 2 (46) март-апрель. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.mguki.ru. (дата обращения 04.03.2019)
43. Семенищева М.Г. Межпредметные связи в учебной и внеучебной
деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников
. Интеграция науки и практики в современных условиях: сб. статей. Астрахань, 2015. - 53 с.
44. Ситник А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе. М.: Просвещение, 1982. 49с.
45. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. ?Изд. Второе.
перераб. испр и доп. М.: Логос, 2012. 304с.: и?л.
46. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное
сопровождение на уроке физической культуры в школе: Учебно¬
методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 104 с.
47. Стрижак Л.Н. Психология иI•'педагогика: Учебное пособие, 2-е и?зд., стереот. М.: МГИУ, 2007 335с.
48. Строгова Н.Е. Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68).- С. 187-189
49. Тисленкова И. А. Эстетическое воспитание в средней школе. Материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 5-11 классов; Учитель. Москва, 2014. 135 с.
50. Толстых В. И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф. техн. учеб. заведений В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. М.: Высш. школа, 1979. 288 е., ил.
51. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС, 2003. 151 с.
52. Харламов И.Ф. Педагогика [Электронный ресурс]. URL:
https://lib.uni- dubna.ru/search/files/psy_harlamov/1.pdf (дата обращения 18.04.2019)
53. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
54.Чередник О. В. Практический аспект управления эстетическим
воспитанием учащихся в общеобразовательном учебном заведении. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого -
педагогические аспекты: ?сб. статей. Чита, 2015. 360 с.
55. Шайдурова Н.В. Теоретические основы педагогики педагогических
кадров к управлению эстетическим воспитанием, осуществляемым
средствами этнокультуры // Научный диалог. 2013. №9. 166 - 175 с.
56. Redfern, H. B. Questions in Aesthetic Education. Routledge., 2012. 144 p.
57. Schiller, F. V. On The Aesthetic Education Of Man. Courier Corporation., 2013.160 р.