Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 7
1.1. Содержательная характеристика понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность» 7
1.2. Особенности эстетического воспитания школьников на уроках физической культуры 9
1.3. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 22
2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания школьников 11-12 лет 22
2.2. Апробация комплекса мероприятий, способствующих эстетическому
воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников
11-12 лет на уроках физической культуры 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Список использованных источников 52
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 7
1.1. Содержательная характеристика понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность» 7
1.2. Особенности эстетического воспитания школьников на уроках физической культуры 9
1.3. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 22
2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания школьников 11-12 лет 22
2.2. Апробация комплекса мероприятий, способствующих эстетическому
воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников
11-12 лет на уроках физической культуры 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Список использованных источников 52
Актуальность. Эстетическое воспитание уже с древних времен неразрывно связанно с физическим совершенствованием подрастающего поколения. Если мы заглянем в прошлое, во времена Древней Греции, где широко использовался художественно-эстетический опыт Восточных народов, то можно увидеть новый этап в развитии мировой цивилизации. Именно тогда стала прослеживаться взаимосвязь эстетики с физическим воспитанием. Изящность и грация очень высоко ценились во время воспитания гимнастов. В Греции высокую популярность получила гимнастическая школа палестра.
Эстетическая составляющая привлекала своей многогранностью, люди хотели наслаждаться красотой атлетических состязаний, красотой и мелодичностью музыки. Мы видим, что эстетика играла значимую роль в Древние времена и продолжила своё развитие в последующее время. Уже тогда люди понимали, что это необходимо прививать подрастающему поколению. В современное время именно учитель физической культуры, используя разнообразные средства и методы физического воспитания, способствует формированию эстетической подготовки у школьников.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между созданием эстетически развитого общества и отсутствием чёткой системы эстетического воспитания, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;
- между возрастающей социальной значимостью проблемы эстетического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;
- между разработкой программы по направлению эстетического воспитания и недостатком обеспечения воспитательного процесса для реализации данной программы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в оптимизации процесса эстетического воспитания в системе физической культуры школьников, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна. Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры».
Цель: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников 11-12 лет
на уроках физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности эстетического воспитания шестиклассников на уроках физической культуры;
- определены уровни и критерии сформированности эстетической воспитанности шестиклассников на уроках физической культуры;
- разработан и реализован в опытно-экспериментальной работе комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности школьников 11-12 лет как субъектов эстетического воспитания.
3. Определить и описать уровни и критерии эстетической воспитанности
школьников 11-12 лет.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
5. Проанализировать полученные результаты и разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка);
- социологические (анкетирование, опрос);
- статистические (ранжирование, шкалирование);
- методы математической статистики и обработки полученных данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2019 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - май 2020г.) - посвящен реализации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников на уроках физической культуры, в опытно-экспериментальной работе. Был осуществлен констатирующий и начат формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2020 г.) будут анализироваться результаты опытно-экспериментальной работы, проводиться обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнятся теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска. В исследовании было задействовано 24 школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность»; разработан комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры; разработаны и описаны уровни сформированности эстетической воспитанности у школьников шестых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической апробации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (14-16 апреля 2020 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (38 источников), 2 приложений, 67 страниц.
Эстетическая составляющая привлекала своей многогранностью, люди хотели наслаждаться красотой атлетических состязаний, красотой и мелодичностью музыки. Мы видим, что эстетика играла значимую роль в Древние времена и продолжила своё развитие в последующее время. Уже тогда люди понимали, что это необходимо прививать подрастающему поколению. В современное время именно учитель физической культуры, используя разнообразные средства и методы физического воспитания, способствует формированию эстетической подготовки у школьников.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между созданием эстетически развитого общества и отсутствием чёткой системы эстетического воспитания, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;
- между возрастающей социальной значимостью проблемы эстетического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;
- между разработкой программы по направлению эстетического воспитания и недостатком обеспечения воспитательного процесса для реализации данной программы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в оптимизации процесса эстетического воспитания в системе физической культуры школьников, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна. Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание школьников 11-12 лет на уроках физической культуры».
Цель: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников 11-12 лет
на уроках физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности эстетического воспитания шестиклассников на уроках физической культуры;
- определены уровни и критерии сформированности эстетической воспитанности шестиклассников на уроках физической культуры;
- разработан и реализован в опытно-экспериментальной работе комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности школьников 11-12 лет как субъектов эстетического воспитания.
3. Определить и описать уровни и критерии эстетической воспитанности
школьников 11-12 лет.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
5. Проанализировать полученные результаты и разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка);
- социологические (анкетирование, опрос);
- статистические (ранжирование, шкалирование);
- методы математической статистики и обработки полученных данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2019 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - май 2020г.) - посвящен реализации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников на уроках физической культуры, в опытно-экспериментальной работе. Был осуществлен констатирующий и начат формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2020 г.) будут анализироваться результаты опытно-экспериментальной работы, проводиться обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнятся теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска. В исследовании было задействовано 24 школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность»; разработан комплекс мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры; разработаны и описаны уровни сформированности эстетической воспитанности у школьников шестых классов и даны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической апробации комплекса мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию шестиклассников на уроках физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике XII Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (14-16 апреля 2020 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (38 источников), 2 приложений, 67 страниц.
1) Нами была проанализирована научно-методическая литература по выбранной теме, подробно раскрыты понятия эстетической культуры и эстетической воспитанности. Прежде всего, эстетическое воспитание - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой, на развитие и улучшение возможностей верно понимать и расценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков исполнять свои прямые обязанности «по законам красоты». А эстетическая воспитанность - наличие идеала, представление о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.
2) В возрасте 11-12 лет начинает закладываться чувство эстетики и чувство к прекрасному. Также начинает развиваться мышечная сила, ловкость, выносливость, быстрота и другие физические качества человека, как и красота его движений.
3) Был выявлен следующий ряд критериев по уровню эстетической воспитанности у детей: 1. Какими навыками творческой деятельности обладает человек; 2. Как человек оценивает всевозможные произведения искусства и своё психическое состояние, вызванное ими; 3. Присутствие эстетического идеала; 4. Отношение к собственному внешнему виду; 5. Отношения с окружающими людьми; 6. Сколько и как человек общается с эстетическими предметами искусства. Эти критерии дают возможность человеку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
4) Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
При диагностике сформированности эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения нами были определены три уровня её проявления (низкий , средний, высокий ), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения.
5) Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления эстетического воспитания школьников в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество школьников(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики анкеты «Уровень эстетического воспитания» на 39%, в контрольной группе на 2%, со средним уровнем уменьшилось на 30%, в контрольной группе увеличилось на 1% , количество школьников с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 9%, а в контрольной группе уменьшилось на 3% .
Сравнительный анализ входящей и итоговой диагностики уровня эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет на уроках физической культуры при реализации определенных условий использования музыкального сопровождения, позволили сделать следующие выводы:
- уровень эстетического воспитания не остается неизменным и способен к саморазвитию;
- музыкальное сопровождение на уроках физической культуры способствует повышению уровня эстетического воспитания;
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации эстетического воспитания школьников среднего школьного возраста.
Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы эстетического воспитания средних школьников.
2) В возрасте 11-12 лет начинает закладываться чувство эстетики и чувство к прекрасному. Также начинает развиваться мышечная сила, ловкость, выносливость, быстрота и другие физические качества человека, как и красота его движений.
3) Был выявлен следующий ряд критериев по уровню эстетической воспитанности у детей: 1. Какими навыками творческой деятельности обладает человек; 2. Как человек оценивает всевозможные произведения искусства и своё психическое состояние, вызванное ими; 3. Присутствие эстетического идеала; 4. Отношение к собственному внешнему виду; 5. Отношения с окружающими людьми; 6. Сколько и как человек общается с эстетическими предметами искусства. Эти критерии дают возможность человеку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
4) Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ Средняя школа № 86 имени М.Ф. Стригина г. Красноярска.
При диагностике сформированности эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения нами были определены три уровня её проявления (низкий , средний, высокий ), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет средствами музыкального сопровождения.
5) Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления эстетического воспитания школьников в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество школьников(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики анкеты «Уровень эстетического воспитания» на 39%, в контрольной группе на 2%, со средним уровнем уменьшилось на 30%, в контрольной группе увеличилось на 1% , количество школьников с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 9%, а в контрольной группе уменьшилось на 3% .
Сравнительный анализ входящей и итоговой диагностики уровня эстетического воспитания школьников 11 - 12 лет на уроках физической культуры при реализации определенных условий использования музыкального сопровождения, позволили сделать следующие выводы:
- уровень эстетического воспитания не остается неизменным и способен к саморазвитию;
- музыкальное сопровождение на уроках физической культуры способствует повышению уровня эстетического воспитания;
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации эстетического воспитания школьников среднего школьного возраста.
Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы эстетического воспитания средних школьников.
Подобные работы
- «Эстетическое воспитание обучающихся 14-15 лет на уроках физической культуры»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Образовательный процесс на уроках физической
культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Гимнастика как средство эстетического воспитания девушек- старшеклассниц на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Умственное воспитание обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



