Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

Работа №153204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 6
1.1 Определение и сущность мотивации 6
1.2 Структура профессиональной мотивации 14
1.3 Специфика и формирование профессиональной мотивации в
студенческом возрасте 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 33
2.1.Организация и методы исследования 33
2.2.Результаты эксперимента 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Формирование личности человека базируется на развитии мотивационной сферы. Каждый возрастной период развития определяется построением новых мотивов и ценностей. Разумеется, характер мотивационной структуры позволяет оценить уровень развития личности. Профессиональная мотивация индивида начинает свое развитие с осознания причины, т.е. мотива, по которой выбирается та или иная специальность и соответственно учебное заведение.
В процессе обучения в вузе студент должен иметь четкие представления о будущей профессии, усваивать знания, умения, навыки и вырабатывать в себе те качества, которые позволят ему эффективно осуществлять свою деятельность.
Проблема профессиональной мотивации отражает ситуацию взаимодействия отдельно взятого индивида и целого общества. И процесс образования здесь играет важную роль. Для повышения качества обучения, совершенствования профессиональных навыков, умений необходимо исследовать, анализировать структуру профессиональной мотивации, ценностных ориентиров и готовность к будущей специальности студентов.
На данный момент в России присутствует ситуация с нехваткой педагогических кадров. Молодые специалисты, только приступившие к профессиональной деятельности, могут ее прекратить по определенным причинам. Многие выпускники не обладают психологической готовностью или не видят перспектив развития в данной сфере.
Проблема мотивации и мотивов деятельности является одной из фундаментальных в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А., В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, ВЛ.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: Х.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу и др.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.
Цель исследования: изучение особенностей мотивации к
профессиональной деятельности студентов - психологов.
Объект исследования: мотивация к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: особенности мотивации студентов -
психологов к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существуют различия в структуре мотивации к профессиональной деятельности у студентов очного и заочного отделения. А именно, основные мотивы выбора профессии у студентов очного отделения заключаются в стремлении к реализации знаний (утилитарные), а студенты заочного отделения при выборе профессии руководствуются познавательными и моральными мотивами. В отношении к учебной деятельности у студентов очного отделения преобладают внешние мотивы, а у студентов заочного отделения - внутренние. У студентов заочного и очного отделения в отношении к профессиональной деятельности доминирует внешняя мотивация.
Задачи исследования:
-изучение научной литературы по теме исследования;
-эмпирическое исследование мотивации к профессиональной деятельности студентов заочного и очного отделения;
-анализ полученных в эмпирическом исследовании результатов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова),опросник «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (Пакулина С.А., Кетько С.М.), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).
Исследование проводилось на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. В исследовании принимали участие 16 студентов заочного отделения и 14 студентов очного отделения института психолого-педагогического образования, направления «Психология образования».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была направлена на исследование особенностей мотивации к профессиональной деятельности студентов-психологов.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. Не существует общепризнанного, универсального термина мотивации. Множество авторов определяют это понятие по своему, опираясь на различные предположения. Проблема мотивации интересовала людей еще с древних времен. Однако само понятие официально появилось гораздо позже.
2. Конкретно мотивация профессиональной деятельности представляет собой многоаспектную структуру, состоящую из множества взаимодействующих элементов (мотивов), развитие которой проходит в несколько этапов. Единая концепция структуры, процесса и типологии профессиональной мотивации в современной науке не определена.
3. Также существуют множество различных классификаций видов профессиональной мотивации.
4. Развитие профессиональной мотивации студентов тесно взаимосвязано с учебной мотивацией. Интерес к выбранной профессиональной деятельности обуславливает учебную мотивацию студента, но следует так же учитывать, что на отношение к выбранной специальности, безусловно, влияют различные технологии, методы, организация обучения в целом.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования, проведенной на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
В исследовании принимали участие 14 студентов очного отделения и 16 заочного института психолого-педагогического образования, направления «Психология образования». Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), опросник «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Е.М. Павлютенков), опросник «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (Пакулина С. А., Кетько С.М.).
Исходя из анализа эмпирического исследования, можно сделать ряд выводов:
1. Большинство студентов выбирает профессию, исходя из своих
внутренних мотивов, стремлений, потребностей. Среди студентов очного отделения 86% руководствуются внутренними индивидуально значимыми мотивами, 14% внутренними социальными. Среди студентов заочного отделения 69% руководствуются внутренними индивидуально значимыми мотивами, 25% - внутренними социальными, 6% - внешними
отрицательными.
2. У 57% студентов очного отделения основные мотивы выбора профессии заключаются в стремлении к реализации знаний (утилитарные).
3. У студентов заочного отделения выбор данной специальности обусловлен в большей степени познавательными (63%) и моральными (56%) мотивами.
4. В реалиях учебной деятельности 29% студентов очного отделения руководствуются внутренними мотивами, т.е. испытывают инициативу, интерес к процессу обучения, получению знаний, стремление к самореализации, самосовершенствованию и т.д. У большинства студентов (71%) мотивы не связаны с процессом учения, а зависят от внешних факторов (не отставать от сокурсников, достичь уважения среди них, обратить на себя внимание преподавателей и т.д.).
5. У большинства студентов заочного отделения 63% мотивация к учебной деятельности, исходит из внутренних потребностей и интереса, а у 37% студентов обусловлена внешними факторами.
6. В профессиональных мотивах у 57% студентов очного отделения и 63% студентов заочного отделения внешняя мотивация преобладает над внутренней мотивацией, исходя из этого, можно сделать предположение о недостаточной готовности и необъективном представлении о будущей профессиональной деятельности.
Исходя из анализа эмпирического исследования можно прийти к выводу, что гипотеза подтвердилась.


1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 160 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: 2006. 304 с.
4. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. 1974. С.145 - 169.
5. Вербова К.В. Психология мотивации и эмоций. Гродно: ГрГУ, 2005. 258 с.
6. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. с.47-102.
7. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
8. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 369 с.
9. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика. М.: ГроссМедиа, 2007. 640 с.
10. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
12. Капрара Дж. Психология личности. СПб.: Питер, 2000. 640 с.
13. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 385 с.
14. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 992 с.
15. Куприянов Е.А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий: автореф.дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2007. 11 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ