Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 3
1.1 Развитие мотивационной готовности в нормальном онтогенезе 8
1.2 Проблема мотивационной готовности к школе в общей и специальной
психологии 15
1.3 Формирование мотивационной готовности к школе в старшем
дошкольном возрасте 22
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 31
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей мотивационной готовности старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 41
2.1 Организация, методы и методики исследования 41
2.2 Анализ результатов исследования 48
2.3 Методические рекомендации по коррекции мотивационной готовности
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 53
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 64
Актуальность исследования
Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос: «Достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы?»
«Как подготовить ребенка к школе? С какого возраста отдавать в школу». Этими вопросами озабочены сейчас нынешние молодые родители. И это понятно, ведь начало обучения в школе - сложный этап в жизни ребенка, требующий определенный уровень готовности к этому качественно новому виду деятельности — учебному.
Сейчас в первом классе предъявляются к школьнику высокие требования: должен читать, считать, уметь связно рассказывать и формулировать грамотно вопросы и т.д. Но надо понимать, что готовность ребенка к обучению в школе заключается не только в этом. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень развития- психологическая готовность к учебе, т.е. сформированность всех психических процессов(памяти, внимания, мышления, воображения), а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.
Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.
Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.
Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Мотивационная готовность - это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что- то новое, достичь определенного результата [14].
Проблема исследования: особенности мотивационной готовности к школе старшего дошкольного возраста с ЗПР остаются малоизученными, для их своевременной коррекции и профилактики требуется дальнейшее изучение данной проблемы с целью наилучшей интеграции и социализации данного контингента детей в условиях современного общества.
Объект исследования: мотивационная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у старших дошкольников с задержкой психического развития имеются ряд особенностей в мотивационной готовности к школе, которые проявляются в:
• незрелости познавательных мотивов учебной деятельности;
• несформированностью компонентов интеллектуальной готовности к учебной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации по их своевременной коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Выявить особенности мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию особенностей мотивационной готовности к школе старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.); представления о закономерностях развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, В.И. Перегуда и др.); системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной педагогики, так и других наук (философии, социальной психологии и др.) Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы мотивационной готовности детей с задержкой психического развития.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят расширить представление об особенностях мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы специальными психологами и педагогами для выявления особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, для дальнейшего определения ребенка в коррекционную школу или общеобразовательную
Организация исследования:
Эмпирической базой исследования послужило Центр психолого- медико-социального сопровождения №2.
В исследовании приняли участие 15 детей шести и семилетнего возраста, с диагнозом «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2014— 2015 учебном году в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь 2014) - анализ общей и специальной психологопедагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
Второй этап (октябрь 2014 - декабрь 2014) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов;
Третий этап (январь 2015 - февраль 2015) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей мотивационной готовности к школе старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Четвертый этап (март 2015 - апрель 2015) - Выявление особенностей мотивационной готовности к школе старшего дошкольного возраста с ЗПР на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Пятый этап (май 2015) - разработка методических рекомендаций по коррекции особенностей мотивационной готовности к школе старшего дошкольного возраста с ЗПР. Обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключений....
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.
Исследование показало, что дети с ЗПР имеют ряд особенностей мотивационной готовности к школе по сравнению с их сверстниками с нормальным темпом развития.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза «внутренняя позиция школьника» либо не сформирована, либо сформирована недостаточно. Они выражают желание идти в школу, но привлекает их по большей степени внешняя атрибутика, внешняя сторона обучения в школе (красивые новые школьные принадлежности; в школе интересно). Предпочтение отдают таким занятиям как рисование, игра, то есть их больше привлекает заниматься дошкольными видами деятельности.
При изучении доминирования познавательного или игрового мотива, мы выяснили, что у детей с ЗПР преобладают игровые мотивы поведения, а у их сверстников - мотивы учебной деятельности. У изучаемой нами категории детей слабая познавательная потребность (вместо слушания сказки большинство детей предпочли поиграть).
Многие дети с ЗПР комфортно чувствуют себя в детском саду и предпочли бы в нем остаться и на следующий год, тогда, как их нормально развивающиеся сверстники положительно относятся к школе, и детский сад для них уже не является столь значимым.
Можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития не сформированы мотивы обучения в школе. Все это неблагоприятно будет сказываться на вхождение ребенка в школьно-учебную действительность. Ведь мотивационная готовность выступает одной из причин успешности или неуспешности ребенка в учении. Чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему будет справляться со школьными нагрузками, сложнее привыкнуть к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.
Поэтому важно еще в дошкольные годы формировать желание учиться в школе, стремление стать учеником, уделять внимание развитию познавательной потребности.
Нами были составлены рекомендации, направленные на повышение мотивационной готовности. Некоторые из этих рекомендаций традиционно выполняются родителями и в детском саду. Но на наш взгляд целесообразно уделять наибольшее внимание на внеситуативно - деловое общение с ребенком. Так же желательно организовывать для ребенка ситуацию успеха.
Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Поступки же, отношения к окружающему старших детей - более осознанны. К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них - мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми
Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая группа мотивов - установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми, а также появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Важным новообразованием дошкольного возраста является соподчиненности мотивов. Оно дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, го определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределах возможности данного возраста).
Проблема готовности детей к обучению в школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Готовность к школьному обучению - это достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей под. ред. К.С. Лебединской; - М.Педагогика, 1982.- 250с..
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: ACADEMA, 2001.
3. Барлачук Л.Ф. Морозова С.М. «Словарь справочник по диагностике» Киев 1989.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержанным психическим развитием» - М. Гном-Прес,1999.
5. Борякова Н. Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. М: 2008.
6. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Библиотека журнала «Логопед» Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР/
7. Власова Т.А., М.С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» - М.: Просвещение,1967.
8. Власова Т.А., Лебединская К.С, Лубовский В.И., Никашена Н.А. Дети с задержкой психического развития: Обзорная информация. - М., 1976
9. Власова Т.А. «Задержанное психическое развитие и пути его преодоления» (М -1979).
10. Вьюнова Н. И. психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. М: 2003.
11. Гавриков К.В., Глазачев О.С. « Система медико-педагогического контроля готовности и адаптация детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе» Волгоград 1988.
12. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». - СПб.: Свет, 2000.
13. Готовимся к школе, Ника-Пресс, - М.,1998.
14. Гуткина Н.Н. Психологическая готовность к школе, - Питер,2004.
15. Дети с задержанным психическим развитием под. ред. Т.А.Власова,
В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984....48