Только Word
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития эмоциональной сферы младшего школьника 7
§ 1. Сущность понятия эмоция, эмоциональная сфера, эмоциональные переживания 7
§2. Особенности переживания обиды в младшем школьном возрасте 23
§3. Возможности кружка «Мы общаемся без обид» в развитии эмоциональной сферы младших школьников 29
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей проявления обиды младших школьников 37
§1. Методическая организация исследования 37
§2. Результаты эксперимента 41
§3 Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в
проживании чувства обиды 48
Выводы по Главе 2 53
Заключение 54
Список литературы 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Тема «Особенности обиды как эмоционального переживания младших школьников» является актуальной.
Понятие обиды, обидчивости освещено у таких авторов как: Ю.М. Орлов, Д.В. Ольшанский, Е.П. Ильин, М.С. Неймарк, З.А. Агеева, М.С. Гриценко, О.А. Апуневич, К. Хорни, А.Г. Шмелев, А.Н. Шапкина, Э. Шостром, В.В. Столин.
В нашей работе мы опираемся на основные положения ФГОС НОО «Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Младший школьный возраст (7-8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства, в течение происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется его потребности, воля, мотивы, деятельность, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка можно назвать наиболее важной чертой кризиса 7-8 лет.
Для младшего школьного возраста характерно внеситуативноличностное общение. Ребенок учится строить более тесные, глубокие и длительные отношения со сверстниками. Построение таких отношений осложняется тем, что чувства детей еще не произвольны. Признаками слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причинами серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем являются нарушения в сфере общения, конфликтность, обособленность. Младшие школьники по-другому воспринимают реалии современной жизни, их отношение к ней не всегда понятно для взрослых, не всегда является для них значимым. В результате этого создаются предпосылки для возникновения большого числа детских
обид, которые адекватно контактирующими с ребенком.
Обида - это характерное эмоциональное переживание младшего школьника. Круг людей, значимых в жизни ребенка, постепенно растет. Если для дошкольника наиболее значимыми отношения с родителями, то для 7летнего ребенка - отношения с учителями и сверстниками. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность, право быть равноправными в общении с другими людьми. Происходит столкновение разных культур речевого и эмоционального общения. Все это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. Уровень развития мышления ребенка таков, что у него доминирует контрастная черно-белая логика. В связи с этим, отношения детей порой полярные и безапелляционные. Характерные черты отношений младших школьников - возникающая упрощенность и прямолинейность оценочных суждений.
В психологической структуре Ю. М. Орлов выделил три элемента: ожидания, реальность и оценку [21].
1.Ожидания. В ситуации общения мы невольно строим ожидания относительно поведения другого человека, ориентированного на нас. Это должно обеспечить согласованность и эффективность наших действий.
2. Реальность. Акт восприятия поведения другого. Его поведение может соответствовать модели или неблагоприятно отклоняться от нее.
3.Оценка. Поведение другого должно совпадать с моделью ожидаемого поведения. В случае обнаруженного несоответствия возникает рассогласованность. Именно эта "рассогласованность" и причиняет страдание, именуемое обидой.
Можно сформулировать общую закономерность: любое
рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятное чувство.
Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознаваемыми. В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Само слово "совладание" происходит от старорусского "лад", "сладить" и обозначает "справиться", "привести в порядок", "подчинить себе обстоятельства". Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Цель работы - изучение психологических особенностей обиды и обидчивости у младших школьников и разработка программы «Психологопедагогическая помощь младшим школьникам в проживании чувства обиды».
Объект исследования - переживание обиды и обидчивость в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - психологические особенности переживания обиды и обидчивости в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы обиды как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости как свойства личности.
2. Изучить проявления обиды и обидчивости у младших школьников.
3. Рассмотреть причины и способы переживания обиды и обидчивости у младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей проявления обиды младших школьников.
5. Составить программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1) чувство обиды включает в себя три компонента: когнитивный (наличие знаний о данном чувстве, способах борьбы с обидой, анализа обидной ситуации), эмоциональный (реакция на ситуацию обиды), ценностно- смысловой (само действие; осознанное и неосознанное поведение);
2) в младшем школьном возрасте закрепляются установки и стереотипы в переживании чувства обиды, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими;
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Опросные методы.
4. Тестирование.
5. Проективное сочинение.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 4А класса МБОУ Агинская СОШ № 1. В нем приняло участие 22 ребенка, из них 11 мальчиков и 11 девочек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, двух выводов по главам, заключения, списка литературы и трех приложений.
Эмоции занимают одно из важнейших мест в психологической жизни человека, и по праву считаются той основой, на которой базируется интеллектуальная и духовно-личностная сфера. В содержание эмоциональной сферы входят как конкретные эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые, закрепляясь и обособляясь, становятся чертами характера. В самом широком плане выделяют позитивные переживания: восхищения, ликования, радость и т.д.; и негативные - зависть, грусть, отчаяние, ревность и т.д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.
Среди большого числа переживаний и эмоций, которые испытывает человек, особое место занимает обида. Это одна из самых распространенных эмоций человека. По мнению практически всех ученых, исследователей, психологов, которые когда-либо занимались таким эмоциональным состоянием как обида, считается, что это негативное эмоциональное состояние. Обида появляется в детском возрасте. В многообразии эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, и т.д.) переживание обиды младшим школьником занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональные состояния ребенка. Частые обиды способствуют тому, что обида может перерасти в обидчивость как свойство личности и черту характера. Зачастую это чувство может возникать, когда человек попадает в неприятную для него ситуацию или с ним происходят какие-либо события и явления.
Чувство обиды проявляется не случайно. Это не врожденное чувство, не врожденное эмоциональное состояние. Проявлению обид способствуют само общество, общение с близкими людьми, общение в коллективе сверстников.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому эмоциональному переживанию обиды. В ходе исследования были проанализированы качества личности, влияющие на развитие чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к эмоциональному переживанию обиды свойственны: низкий и завышенный уровень самооценки, пониженное самоуважение. Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека. С детьми необходимо организовать психологическую работу в направлении коррекции установки на эмоциональное переживание, осознанию его естественного существования, развитию понимания причин поведения другого человека, развитию оптимальных способов эмоционального и поведенческого реагирования.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками. Составленная программа занятий направлена на создание условий для преодоления эмоциональных переживаний, связанных с чувством обиды.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении обиды как эмоционального переживания младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, основанной на таких приемах, как сказкотерапия, арт-терапия, игровая терапия, психологические упражнения и техники.
Таким образом, эмоция обиды, несмотря на легкость возникновения, часто таит в себе тяжёлые последствия для человека. Преодоление обиды для людей должно стать целью самовоспитания. Для этого необходимо не только сдерживать эту эмоцию, но и продуктивно работать с ней, преодолевая психологический дискомфорт, отказаться от воспоминаний, возвращений к психотравмирующей ситуации.
Преодолев обиду, человек начинает по - новому оценивать отношения с окружающими, к нему приходит понимание новых чувств и эмоционально положительных состояний.
1. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. с. 19-23.
2. Анохин П. К. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Москва, 1966. - 420 с.
3. Ануашвили А. Н. Обида. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anuashvili.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73:20 11-04-02-08-25-43&catid=1:latest-news.
4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Перевод с англ. - СПб.: Изд-во «Братство», 1992. - 224 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 350 с.
7. Бурлан Ю. Обида - деструктивное чувство. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/obida-destruktivnoe-
chuvstvo
8. Гассин Э. А. Психология прощения // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 93 - 102.
9. Герасимов С. В. Психология зла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goodtests.ru/books/psixologiya_zla/8_5_obid4ivost_i_obida/
10. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 1997. - 228 с.
11. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Екатеринбрг, 1996. -78 с.
12. Джеймс М., Джонгванрд Д. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л.
А. Петровской. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс- Универс», 1993. - 336 с.
13. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для вузов. - М.: Приор, 2000 - 400 с.
14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.:, 1971, - 130 с.
15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс. 1997. 544 с...40