Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности образа будущего старшеклассников

Работа №153192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы образа будущего
старшеклассников 8
1.1. Образ будущего как предмет психологических исследований 8
1.2. Психологическая характеристика старшего школьного возраста 15
1.3. Психологические особенности жителей городской и сельской
местности 22
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образа будущего
старшеклассников 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты эмпирического исследования 37
Выводы по Главе 2 49
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 59

Одной из проблем вхождения и функционирования человека в социуме является проблема ожиданий, представлений на будущее. Образ будущего являются условием и результатом развития отношений людей с внешним миром.
Образ будущего отражает потенциальные возможности личности. Образ будущего в старшем школьном возрасте многими исследователями рассматривается как показатель успешной социализации старшеклассников (Е.П. Белинская, А.С. Волович, И.А. Демина и др.).
Формирующийся в старшем школьном возрасте образ будущего играет важную роль в личностном развитии старшеклассника, в его деятельности, в том числе в его ведущей деятельности - учебной. В старшем школьном возрасте на первое место выходят цели, планы, связанные с отдаленным образом будущего (с образом будущего после школы).
Старшеклассники сталкиваются с различными проблемами при построении личного (индивидуального) образа будущего. Не всегда умеют правильно распоряжаться своим временем, расставлять приоритеты, ориентироваться на свои возможности, ресурсы и желания. Не всегда могут видеть перспективы личного образа будущего (ориентируются на существующие в социуме представления). В связи с этим старшеклассники испытывают тревогу. Иногда это приводит к тому, что старшеклассники совершенно не хотят думать о завтрашнем дне и начинают жить здесь и сейчас.
Кроме того, знание (изучение) образа будущего может предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества.
Ускорение темпов жизни, обострившиеся экологические проблемы приводят к выводу о том, что окружающая среда (природная;
"искусственная", созданная руками человека; социальная) имеет существенное значение для социализации индивида (А.В. Мудрик, Дж. Голд, Г.М. Андреева и др.).
Современному урбанизированному обществу присуще многообразие культурных форм. Условия жизни в городской и сельской местности могут иметь существенные различия. Изучение процесса социализации в зависимости от типа местности является одним из аспектов рассмотрения влияния городской и сельской местности на становление личности и, в частности, на формирование образа будущего.
Еще один из аспектов нашего изучения является сравнение особенностей в образа у старшеклассников 10-х и 11-х классов. Это два класса находятся в одной возрастной периодизации (старшеклассники), но отличаются во временном интервале на 1 год. За этот период происходят существенные изменения в образе будущего старшеклассников. Имеются задачи, которые решает старшеклассник. Основной линией в 10-х и 11-х классах являются профессиональное определение, построение жизненных планов на время после окончания школы. Но 11-е классы является уже финишной прямой в подготовке к взрослой жизни. Старшеклассники 10-х классов еще имеют время для самоопределения.
В связи со всем выше сказанным, на наш взгляд, актуальным становится исследование особенностей образа будущего у старшеклассников, выявление различий или их отсутствия в образе будущего у старшеклассников городской и сельской местности, выявление различий или их отсутствия в образе будущего у старшеклассников 10-х и 11-х классов.
Таким образом, целью нашей работы стало выявление особенностей образа будущего старшеклассников.
Объект исследования - образ будущего как психическая реальность.
Предмет исследования - особенности образа будущего старшеклассников.
Гипотеза исследования - существуют различия в образе будущего у старшеклассников городской и сельской местности. В частности, у старшеклассников городской местности образ личного будущего более четкий и дифференцированный, чем у старшеклассников сельской местности, также первые в образе будущего более ориентированы на сферу саморазвития, чем вторые. Также существуют различия в образе будущего у учащихся 10-х и 11-х классов. В частности, у учащихся 10-х классов образ будущего менее связан с настоящим и менее реалистичен, чем у учащихся 11-х классов.
Для проверки гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы образа будущего в науке.
2. Изучить психологические особенности старшего школьного возраста.
3. Выявить психологические особенности жителей городской и сельской местности.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование образа будущего старшеклассников.
Теоретико-методической базой нашего исследования явились основные теоретические и методологические идеи сформулированные в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик, Дж. Голд, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Е.В. Елисеева, К.А. Абульханова-Славская.
Для проверки гипотезы и решения задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психологической, педагогической,
философской, социологической литературы по изучаемой проблеме;
эмпирические методы: анкетирование, тестирование,
проективные;
• методы обработки данных: контент-анализ.
Методики исследования: анкета, тест-опросник "Смысло-жизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, сочинение «Мои жизненные планы на 10 лет»).
Базой исследования выступили:
• МБОУ «Средней общеобразовательной школы №150» г.
Красноярска;
• МУЧ «Нарвинская средняя общеобразовательная школа №4» Красноярского края, Манского района, с. Нарва;
• МУЧ Рощинская средняя школа Красноярского края, Уярского района, п. Роща;
• МОУ Рыбинская средняя общеобразовательная школа №7 Красноярского края, Рыбинского района, с. Рыбное.
В исследовании приняли участие учащиеся 10 и 11 классов городской и сельской местности. Были сформированы 4 группы по 20 человек:
• учащиеся 10-х классов городской местности;
• учащиеся 11-х классов городской местности;
• учащиеся 10-х классов сельской местности;
• учащиеся 11-х классов сельской местности.
Всего в исследовании приняло участие 80 учащихся 10-х, 11-х классов городской и сельской местности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами в оказании помощи учащимся выпускных классов при выборе и планировании ими своего жизненного пути. Материалы исследования могут быть использованы в просветительской работе с учителями и родителями учащихся старшей школы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (2015 г.).
Описание структуры работы: структура работы состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного теоретического исследования проблемы образа будущего у старшеклассников был проведен анализа существующих подходов к определению проблемы образа будущего в психологии, рассмотрению возрастных особенностей старшеклассников, рассмотрению психологических особенностей жителей городской и сельской местности.
Установлено, что проблема образа будущего разрабатывается достаточно интенсивно как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. Многоаспектность проблемы образа будущего стала причиной разносторонней направленности подходов к изучению проблемы образа будущего (теоретико-методологическое направление), экспериментально-практическое, направление, связанное с применением опыта научно-теоретического исследования проблемы образа будущего в контексте субъективной картины жизненного пути личности).
Старшеклассники рассматриваются как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной, гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Социальную ситуацию развития старшеклассника характеризует направленность на будущее. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - это центральное психологическое новообразование старшего школьного возраста.
Идентификации рассматривается как «механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Для глубокого и четкого представления сложности процесса социализации старшеклассника необходимо рассмотреть основные компоненты городской и сельской местности, в которой происходит их жизнедеятельность.
В ходе эмпирического исследования выявлены особенности образа будущего городских и сельских старшеклассников; учащихся 10-х и 11-х классов. Так же в ходе эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, о том, что существуют различия в образе будущего у старшеклассников городской и сельской местности. В частности, у старшеклассников городской местности образ личного будущего более четкий и дифференцированный, чем у старшеклассников сельской местности, также первые в образе будущего более ориентированы на сферу саморазвития, чем вторые. Также существуют различия в образе будущего у учащихся 10-х и 11-х классов. В частности, у учащихся 10-х классов образ будущего менее связан с настоящим и менее реалистичен, чем у учащихся 11-х классов.


1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.- 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других.// Психологический журнал, 2001. - № 5. - С. 38- 47.
3. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1, Вып.2. - М.: Центр социологии образования РАО, 1993. - 96 с.
4. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академический проект, 1997. - 251 с.
5. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Уровень социальной нестабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1997. - №4. - С. 31-41;
6. Байтингер O.E. Переживание будущего как проблемы в ранней юности // Наш проблемный подросток / Науч. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Союз, 1999. - С.42-49.
7. Байтингер O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 20 с.
8. Балакина, А.А. Социально-психологические особенности отношений к другим людям жителей городов разного типа: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05 / Балакина Анна Андреевна; Место защиты: Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2013. - 251 с.
9. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления
старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование, 1998. - № 1. - С. 52-58.
10. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05/ Башкова Светлана Александровна; Место защиты: МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва. - М., 1999. -130 с.
11. Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник Московского университета. Серия 14. - Психология, 1999. - № 3. - С. 84-89.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
13. Бернштейн H.A. От рефлекса к модели будущего // Вопросы психологии. 2002. - № 2. - С. 94-98.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т.
• М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 244-268.
15. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. - Киев: Наукова Думка, 1984. - 207 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ