Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации учебно-воспитательного процесса по биологии в сельской малокомплектной
школе 7
1.1. Особенности организации учебно - воспитательного процесса в
современной малокомплектной сельской школе 7
1.2. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса
по биологии в малокомплектной школе 23
1.3. Формы организации учебной деятельности учащихся в процессе
обучения биологии в малокомплектной школе 31
Глава II. Экспериментальное обучение биологии в сельской малокомплектной школе 35
2.1. Методика постановки педагогического эксперимента 35
2.2. Результаты эксперимента 43
Выводы 52
Список литературы 53
В современных условиях сельская школа несет особую, жизненную функцию, которую можно выразить в такой форме: будет жива школа на селе - будет живо и село, а будет живо село - будет жива и Россия.
Российская сельская школа имеет прочные традиции, обогащенные трудом многих поколений сельских учителей. Сельская среда - это особый мир, тесно связанный с историей культурными и трудовыми традициями народа. В последние годы сельская среда испытывает на себе огромное влияние процессов, происходящих в обществе, в результате разрушаются устоявшиеся социальные отношения, увеличивается миграция населения, часто приводящая к разрушению традиций, падает нравственная культура. Школе, которая в сельской местности играет одну из ведущих ролей в образовательно - воспитательной, деятельности человека, трудно противостоять этим процессам.
В условиях кардинальных изменений, которые происходят в системе российского образования, особое внимание уделяется сельским школам. Сельских школ в целом по стране около 70% из них более половины — это малочисленные, т. е. те, где в классе обучается менее 10 учеников. Сельская малокомплектная школа является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Состояние и уровень работы, в сельских школах влияет на социально-экономическое развитие села. А также влияет на культурный и образовательный уровень нашего населения, решает демографические проблемы. Для того чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей.
Школа это особая часть сельского социума и она не может развиваться в отрыве от него. От развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села, зависят перспективы малокомплектной школы (МКШ).
Изменения, происходящие в нашем обществе, конечно затрагивают и сельскую школу. После распада СССР в России было закрыто более 19тыс, сельских школ. В 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс. В 2000 году - около 67 тыс., в 2010-2011 годах - менее 49 тыс. Почти все они были ликвидированы не в 1990 годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет особенно. Процесс закрытия школ происходит и в наши дни и это очень печально[14].
Каждый четвёртый ребёнок России обучается в сельской школе, задача сделать так, чтобы стандарт обучения и качество образования в сельской и городской школе ничем не отличались. Каждый ребенок в России имеет право на доступное, качественное образование и самореализацию. И дети, которые обучаются в сельских школах, не должны быть исключением. Очень важно, чтобы сельские школы были современными. И дети могли туда идти с большим удовольствием. Часть сельских школ являются малокомплектными — это особенность нашей образовательной системы. Закрытие малокомплектных школ ради экономии средств недопустимо и конечно невозможно. Так как закрытие школы, это уничтожение сельской жизни.
Сельская школа — это не только образовательное учреждение, это центр культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения.
В Законе « Об образовании» декларировалось, что СМКШ финансируется независимо от числа учащихся. Сельская школа не только реализует образовательно-воспитательные задачи, она создает большую роль в решении задач подъема сельского хозяйства.
Актуальность проблемы обучения биологии в сельской малокомплектной школе и вместе с тем, недостаточная разработанность в условиях малых классов обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: образовательный процесс в сельской
малокомплектной школе по биологии.
Предмет исследования: методические условия обучения биологии в современной сельской малокомплектной школе.
Цель исследования: выявить влияние форм учебной деятельности учащихся на усвоение биологического материала.
Гипотеза исследования: качество обучения биологии в современной малокомплектной школе можно повысить, если в процесс обучения включать разнообразные формы учебной деятельности учащихся.
Исходя из целей, исследования и выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
• изучить особенности организации учебного процесса по биологии в современной сельской малокомплектной школе;
• изучить формы организации учебной деятельности школьников, описанные в методической литературе;
• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования различных форм учебной деятельности учащихся на усвоение биологических знаний;
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
- анкетирование;
• педагогическое наблюдение уроков в малокомплектных школах;
• педагогический эксперимент;
• количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе малокомплектной МБОУ Безъязыковской СОШ, Балахтинского района, Красноярского края в течение двух лет и включало три этапа.
На первом этапе — проводился анализ психолого - педагогической и методической литературы, выявлялись особенности обучения, специфичные для данного типа школ. Посещались и анализировались уроки биологии, определялась методология исследования - объект, цель, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования....
Таким образом, проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
показал, что основными особенностями сельской малокомплектной школы являются: отсутствие параллельных классов, малая наполняемость,
объединение классов в один класс-комплект.
2. В процессе обучения в малокомплектной школе можно проводить различные формы учебной деятельности - индивидуальные, фронтальные, групповые и их сочетание.
3. Проведенные экспериментальные исследования показали, что наиболее эффективными формами организации учебной деятельности в малокомплектной школе в 6-7 классе-комплекте являются фронтальноиндивидуальные, фронтально-групповые и индивидуально-групповые. формы организации учебной деятельности учащихся.
1. Анастасова Л. П., Казакова 0.В., Короткова П.С. Развитие общебиологических понятий в школах взрослых. - М.: Просвещение, 1967. -120 с.
2. Берсенева Л.А. Два модульных урока по естествознанию (VI кл.) //Биология в школе. - 1998. - N 1, С.34-41.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика,1989.-192с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.- 265 с.
5. Горленко Н. В. В Ивановской сельской школе учатся без уроков // Народное образование. - 2005. - № 1.-С. 113-116.
6. Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования // Сельская школа. 2004 №2, С.3-6.
7. Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. - Нижний Новгород, 1991.- 15 с.
8. Зайкин М.И. Уроки в малочисленных классах // Педагогика. - 1991. - № 12, С. 34-40.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985. -191 с.
10. Карпинский А. Организация разновозрастного обучения вне классноурочной школы // Народное образование. - 2005. - № 1, С. 108-112.
11. Киселёв С.В. Урок биологии в малокомплектной школе // Биология в школе. - 1990. - № 2, С. 31-36.
12. Краткий курс методики биологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей биологии/ В. М. Пакулова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007.-164 с.
13. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
14. Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование.- 2005 - №1,- 105с.
15. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование): методические указания/ Сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2004. - 80 с....28