ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие детства в психологии и педагогике 6
1.2. Проблема социальных представлений в психологической науке 21
1.3. Представление о детстве в современном обществе 31
1.4. Обоснование эффективности использования внеурочной деятельности в
развитии представлений о детстве 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСТВЕ 45
2.1. Организация и методика исследования 45
2.2. Анализ полученных результатов 47
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о детстве
у детей и их родителей 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность темы исследования. Уровень цивилизации общества определяется во всем мире отношением к детям. Эта истина, что стала для цивилизованного мира банальной, не осознается полностью нами даже сегодня, когда положение детей является критичным, а для отдельных социальных групп - за кризисной чертой.
Неблагоприятные тенденции в социализации ребенка, отсутствие целостной социальной политики детства, правовой и нормативной базы защиты детей, расслоение общества, изменения его структуры, переоценка вчерашних приоритетов и ценностей, коммерциализация всех важных сфер влияния на ребенка - далеко не полный перечень причин, по которым ребенок предоставлен сам себе. На современном этапе развития общества актуальным является вопрос учета и сохранения специфики детства, удовлетворения образовательно-культурных и социальных потребностей детей.
Вопросы детства как актуальная научная проблема, объект междисциплинарного научного исследования находятся сегодня в центре внимания различных исследователей. Проблемы детства рассматривались с философских, социологических, психологических, культурологических, педагогических позиций. Среди ученых, которые существенно повлияли на исследование проблем детства, следует назвать Ф. Арьеса, С.А. Ганину, И.С. Кона, Э.А. Куруленко, З.Н. Левашкина, Б. Малиновского, М. Мид, Г.А. Окушева, Е.Л. Омельченко, М.В. Осорину, Э. Эриксона, Д.И. Фельдштейна и др.
Анализ научной литературы показал разнообразие подходов к изучению проблем детства: раскрытие сути детства и детскости в философско-антропологическом контексте, проблема социализации и детской субкультуры, особенности взаимоотношений детей и взрослых в семье, негативное влияние информационного мира на ребенка, духовнокультурное развитие ребенка; возрастные особенности психического развития детей, адаптация ребенка к коллективу детского учреждения, психические особенности детей в современном поликультурном образовании, вопросы детства в контексте развития национального образования и воспитания, заботливое отношение к ребенку и сохранение специфики детства, вопросы детства как важного компонента жизненного цикла человека, развитие и реализацию идей детства в отечественной педагогической мысли.
Несмотря на повышение внимания ученых к вопросам детства в России на протяжении последнего времени, проблема сохранения специфики детства требует совершенствования.
Цель исследования: изучить особенности представления о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей и разработать программу по расширению полноты представлений о детстве у детей и родителей.
Объект исследования: социальные представление о детстве.
Предмет исследования: особенности представлений о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует разница в представлениях о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей, а именно: у детей представления неполные, наиболее сильным компонентом будет информация, а слабым - поле представления; у родителей представления будут полными.
Цель и гипотеза работы определила задачи исследования:
1. Раскрыть понятие детства в психологии и педагогике.
2. Определить проблему социальных представлений в психологической науке.
3. Обозначить представление о детстве в современном обществе.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей представлений о детстве у младших школьников и их родителей.
5. Предложить методические рекомендации по расширению полноты представлений о детстве у детей и их родителей.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
• проективные методы;
• наблюдение;
• анализ полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №4» г. Сосновоборска. В исследовании приняли участие 25 учеников 2 «Б» класса в возрасте 8-9 лет, и по одному родителю на каждого ученика, то есть, 50 человек.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения.
Основной целью исследования являлось изучить особенности представления о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей и разработать программу по расширению полноты представлений о детстве у детей и родителей. Для этого мы рассмотрели и проанализировали литературу по теме исследования, что позволило определить содержание экспериментальной работы, направленное на определение полноты представлений о детстве младших школьников.
1. Проанализировав литературу по категориально-понятийному толкованию понятия «детство» мы в своем исследовании исходим из того, что детство - это дифференцированное социально-демографическое сообщество, которому присущи специфические физиологические, социальнопсихологические, теоретико-познавательные, культурно-образовательные и другие свойства, характеризующие ее биосоциальное созревание как осуществление самовыражения ее внутренних сущностных сил и социальных качеств. Мы рассмотрели разные подходы к пониманию понятия детства, в которых можем сделать вывод о том, что понятие «детство» многогранно, это и этап жизненного цикла человека, на котором продолжается развитие организма и его функций, и период, когда активно осуществляется социализация личности, включающая усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формировать и развиваться функции как полноправного члена общества, а так же и часть общества, выступающая в качестве субъекта многообразных и разнообразных отношений. Осуществлен анализ трудов ученых, касавшихся проблемы социализации детства свидетельствует, что ими, детство как социально-педагогическое явление способствовалось: в обобщающем измерении (как совокупность детей определенного возраста), индивидуальном измерении (устойчивая последовательность актов взросления ребенка, объект влияния взрослого мира на мир детства, особый целостно представленный социальный феномен, зависящий от принципа организации взаимодействия взрослого сообщества с детским), функционально (как состояние вызревания подрастающего поколения), содержательно (процесс постоянного физического роста, физических новообразований, освоения социального пространства), сущностно (особое состояние социального развития).
2. Теории о социальных представлениях имеют логику построения,
обусловленную тем, что все они исходят из положений теории С. Московичи. Исходя из данной теории, выделяют три структурных компонента:
информация, поле представления и установка. Результаты теоретического анализа позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, социальные
представления выступают как способ познания. Во-вторых, их
рассматривают как свойство практического мышления, имеющее сложные структурные компоненты, которые дают возможность сделать общий вывод о событии. В-третьих, анализ литературных источников по проблеме позволил выделить важные функции: познание, опосредование поведения, адаптации, обеспечивающие особый механизм возникновения социальных представлений.
3. Представление о детстве в современном обществе претерпевают две противоположные тенденции, а именно повышенное внимание к проблемам детства - остро встает проблема сохранения специфики детства, т.е. организация деятельности государства и общественности, с целью образовательно-культурных потребностей детей, демократизация детской жизни, предоставление ребенку юридической свободы, повышения уровня жизни ребенка и повышение его роли в социуме. Но в то же время отмечается снижение качества уровня жизни, психоэмоциональные проблемы, увеличение детской безнадзорности и активная деморализация детской субкультуры взрослым сообществом, а также ослабление института брака.
4. Опираясь на теоретический анализ научной работы, нами были обозначены такие критерии для выявления полноты представлений о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей, как установка, поле представления, информация. В соответствии с данными критериями мы подобрали методы и методики для выявления представлений о детстве у детей младшего школьного возраста и их родителей: сочинение на тему «Для меня детство - это...»; рисунок на тему «Моё детство»; методика незаконченных предложений Сакса-Леви (модифицированная).
Опираясь на результаты исследования, мы можем сделать качественные выводы по заявленным нами критериям.
По критерию «Информация» мы можем увидеть, что большинство младших школьников и их родителей имеют представления о детстве. В сочинениях дети подробно описали свое детство, а также результаты методики «Незаконченные предложения» показали нам, что родители и дети владеют информацией;
По критерию «Поле представления» мы также видим полное наличие преставлений о детстве как у детей, так и у взрослых. При анализе проведенных методик мы увидели, что дети и родители рассматривают понятие «детство» с различных точек зрения;
По критерию «Установка» мы можем увидеть, что у большинства детей и взрослых сформировано положительное представление о детстве, испытуемые показали позитивное отношение к детству, ребенок понимает свою роль в семье и обществе.
5. Исходя из этих данных, мы имеем право говорить о том, что испытуемые имеют представления о детстве, но, школьники нуждаются в дополнительной работе по формированию представлений о детстве для становления полной картины в сознании ребенка. Принимая во внимание полученные данные, нами была разработана программа, направленная на расширение представления о детстве. Программа предлагается для учеников и включает в себя несколько мероприятий, таких как «Литературная гостиная», включающая в себя литературные встречи, обмен опытом родителями с детьми и экскурсии. Данная программа будет способствовать расширению представлений о детстве у младших школьников, так как на каждом занятии будет получена информация, которая позволит расширить круг представлений о детстве.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза не подтвердилась, поскольку и дети младшего школьного возраста и их родители имеют в целом полные представления о детстве.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная
психология: состояние и перспективы исследований. Ч.3. Социальные представления и мышление личности. - М.: Изд-во "Институт
психологии РАН", 2002. - С. 88-103
2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке // пер. с англ.
А.Р. Тостунов. - Екатеринбург: Издательство Уральского
университета, 1999. - 416 с.
3. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. - М.: Просвещение, 2013 г. - 96 с
4. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. — 2010. — №3. —С. 5-20.
5. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. - М.: Институт эффективных технологий, 2012. - 434 с.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с
8. Ганина С. А. Концепция свободного воспитания: опыт социальнофилософской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 1. - С. 183-186
9. Ганина С. А. Философские и естественно-научные основания феномена детства в рамках биогенетической концепции развития личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2012. - №6. - С. 31-36.
10. Гордиенко Е.В. Концепция социальных представлений в контексте индивидуального сознания личности // Личность в изменяющихся социальных условиях: Сборник научных статей Международной
научно-практической конференции (26-27 апреля 2012 г.). -
Красноярск, 2012. С. 3-12.
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. — 233 с.
12. Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства). - Ростов-на -Дону, 2000.
• 510 с.
13. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: учеб. Пособие. - М: Изд-во МГУ, 1987. - 215 с.
14. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные: Социология. Её предмет, метод, предназначение. — М.: Какон, 1995. — 352 с
15. Ефремова А.О. Подходы к определению понятия «детство» // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 139-144....45