Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки изучения профессиональных намерений учащихся девятых классов 6
1.1. Сущность и содержание понятия «профессиональные намерения» 6
1.2. Психологические особенности развития профессиональных намерений
в старшем школьном возрасте 13
1.3. Условия развития профессиональных намерений учащихся девятых
классов сельской и городской школы 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по исследованию профессиональных намерений старших школьников 23
2.1. Диагностика сформированности профессиональных намерений учащихся 9-х классов городской и сельской и городской школы 23
2.2 Методические рекомендации для развития профессиональных намерений старших школьников 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Приложение 49
Профессиональное самоопределение, являясь одной из граней личностного самоопределения, играет огромную роль в жизни современного человека. Именно успешность в профессиональной карьере становится, подчас, фактором, определяющим качество жизни людей.
Так профессия, в которой возможно максимально реализовать свои таланты, раскрыть внутренний потенциал, дает человеку чувство удовлетворения, радости, смысловую наполненность жизни. Нелюбимая же работа, напротив, способна стать причиной депрессии, психосоматических расстройств, потерей смысла жизни.
Поэтому так важно, еще на начальном этапе самоопределения выбрать профессию, наиболее соответствующую своим способностям, интересам и предпочтениям, что возможно только при сформированных профессиональных намерениях с наличием продуманного реалистичного, логически простроенного жизненного плана.
Тема особенностей развития профессиональных намерений старших школьников очень актуальна в современном обществе, и активно исследуется в научно-психологической литературе, так как именно в 15-16 лет, к моменту окончания девятого класса, старшие школьники впервые оказываются «лицом к лицу» с ситуацией профессионального выбора. Причем, для одних она ограничивается выбором предметной направленности, для других - будущей профессии, но, в любом случае, фактор сформированности профессиональных намерений будет определять дальнейшие перспективы сделанного выбора.
Такие ученые, как М.Р. Гинзбург,И. А Зимняя, Н.С.Пряжников,Х. Ремшмидт, Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях отмечали остроту проблемы современного самоопределения, связанную с недостаточной подготовленностью выпускников школ к сознательному выбору профессии.
События последних десятилетий в политической, экономической и духовной сферах еще более актуализировали данную проблему: с одной стороны, размыты и неопределённы ценностно-смысловые основы мотивации получения профессии, а с другой, наличие огромного потока доступной, но вместе с тем, противоречивой информации может усложнять процесс качественного профессионального выбора.
Поэтому, проводя исследования по теме особенностей профессиональных намерений учащихся девятых классов, нам хотелось определить существует ли разница в особенностях развития профессиональных намерений между учениками сельской и городской школы и выявить какие факторы влияют на уровень развития их профессиональных намерений.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить и охарактеризовать особенности развития профессиональных намерений учеников девятых классов городской и сельской школы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение учеников девятых классов городской и сельской школы
Предмет исследования: особенности развития профессиональных
намерений учеников девятых классов городской и сельской школы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности развития профессиональных намерений старших школьников городских и сельских школ, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать методические рекомендации по развитию профессиональных намерений у учеников девятых классов городской и сельской школы.
Гипотеза:
Профессиональные намерения учащихся 9 классов городской школы характеризуются такими особенностями как сформированный профессиональный план; реальное представление о требованиях профессиональной среды; определенность профессиональных интересов; адекватная оценка своих сильных и слабых сторон.
Профессиональные намерения учащихся 9 классов сельской школы характеризуются частично сформированным профессиональным планом, определенностью профессиональных интересов; слабой информированностью о профессиях: неадекватной оценкой своей пригодности к выбранной профессиональной деятельности.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1 (МКОУ Абанская ООШ №1) и Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76 (МАОУ СОШ № 76).
Всего в исследовании приняло участие 54 человека: из них 27 - это ученики 9-х классов сельской школы поселка Абан и 27 старшеклассников школы города Красноярска. Исследование проводилось в период с 11.02 по.24.02.2019 года.
Методы исследования:
В исследовании были использованы теоретические методы: анализ психологопедагогической литературы, обобщение; и эмпирические: наблюдение,
экспертный опрос, метод количественной и качественной обработки диагностических данных.
В данной работе, перед нами стояла задача исследовать особенности развития профессиональных намерений, учащихся 9-х классов сельской и городской школ.
В первой этапе исследования нами была изучена и проанализирована научная психолого-педагогическая литература по теме и выявлена ее актуальность. Многими авторами подчеркивалась острота проблемы современного самоопределения, связанная с недостаточной подготовленностью выпускников школ к сознательному выбору профессии.
Опираясь на теоретические источники, мы определили, что профессиональные намерения - это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование; а его критериями выступают: жизненные планы, знания о профессии, интересах, увлечениях и способностях, характеризуемые через свойства: полнота, осознанность, адекватность, устойчивость.
В качестве валидного диагностического инструментария нами была выбрана методика профессора Э.Ф. Зеера «Профессиональные намерения», которая позволяет качественно выявить сформированность и осознанность по выделенным критериям.
Диагностическое исследование проводилось на базе школ: МКОУ Абанская ООШ №1 и МАОУ СОШ № 76 г. Красноярска. В ней приняли участие 54 ученика 9-х классов (по 27 из каждой школы). В результате эмпирического исследования были выявлены низкие показатели по ряду критериев: «оценка своей пригодности к профессии» - совсем не сформирована у 18,5% сельских и 14,8% городских подростков; «знания о профессии» - низкий уровень 22,2% сельских учеников и только у 7,5% городских; «увлечения и профессиональные намерения» находятся в обратной пропорции - у городских этот показатель составляет 22,2%, а у сельских сверстников 11,2%; критерий «жизненные планы» сформирован на высоком уровне у 55,5% сельских и 59,3% городских.
Далее перед нами стояла задача разработать методические рекомендации по развитию профессиональных намерений для этих категорий подростков.
Опираясь на выявленные дефициты, мы подготовили программу в ключе информационно-просветительской работы. В нее вошли школьно-урочные занятия, сочетающие поисковый компонент и наглядную подачу материала, профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения и различные экскурсии в учебные заведения высшего и среднего образования, на предприятия города, позволяющие в «полевых» условиях оценить многообразие и тонкости профессий.
Важным для нас было не только дать максимально полную и достоверную информацию, а еще и побудить подростков к самостоятельной работе, вызвать интерес к своей личности, стимулировать рефлексию, заложить навыки поисковой работы с большим объемом информации, а также поднять самооценку и привить навык позитивного мышления.
Полученные результаты исследования, позволили нам сделать вывод, что основная часть учащихся 9 классов городской школы действительно имеет такие особенности профессиональных намерений, как сформированный профессиональный план; реальное представление о требованиях профессиональной среды и определенность профессиональных интересов, но при этом оценка своих сильных и слабых сторон у них частично адекватная.
Основная часть учащихся 9 классов сельской школы характеризуется наличием таких особенностей профессиональных намерений, как,
сформированный профессиональный план, определенность профессиональных интересов; частично адекватной оценкой своей пригодности к выбранной профессии. А значит наше предположение о наличии у них слабой информированности о профессиях; неадекватной оценки своей пригодности к выбранной профессиональной деятельности и частично сформированному профессиональному плану не нашли своего подтверждения у большей части учеников.
Соответственно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась только частично.
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: Азбука профориентации.
• СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
2. Будаева Э. В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в
процессе профориентационной работы школы // Вестник БГУ. 2015. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-samoopredeleniya-lichnosti-
starsheklassnika-v-protsesse-proforientatsionnoy-raboty-shkoly (дата
обращения: 12.03.2019).
3. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 4 (апрель). - С. 1-5. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2013Z13065.htm.
4. Ведерникова Е. А., Симонова Г. И. К вопросу об эффективности профориентационной работы в развитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 11-15.
• URL: http:ZZe-koncept.ruZ2015Z95539.htm.
5. Губанова, М. И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук наук: 13.00.01. Кемерово, 1994.
6. Днепров С. А., Тулькибаева Н. Н., Медведев И. Ф. От
монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной
//Профессиональное образование. Столица. - 2015. - №. 5. - С. 2.
7. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
8. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000, 85с.
9. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд., перераб.,доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006с.- 336 -(«Gaudeamus»).
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие - М.: Академия, 2006. - 240 с.
13. Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56084.htm.
14. Косолапова Л. А. Работа сельской школы по подготовке учащихся 8-9 классов к профессиональному самоопределению как актуальная проблема / Л. А. Косолапова, Д. И. Леонтьев // Международный научноисследовательский журнал. — 2017. — № 02 (56) Часть 1. — С. 121— 124.
15. Кулакова А. И. Особенности формирования осознанности
профессионального выбора в период общего обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2015. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-osoznannosti- professionalnogo-vybora-v-period-obschego-obucheniya (дата обращения: 05.04.2019)....32