В настоящее время наблюдается увеличение количества учеников, письмо которых содержит множество специфических ошибок, которые имеют стойкий характер и встречаются не только в начальный период обучения детей навыкам чтения и письма, но и в средних, и в старших классах, когда основное внимание уделяется развитию письменной речи [О. И. Азова, О. В. Елецкая, И. В. Прищепова, Л. Г. Парамонова].
Нарушение формирования навыка письма приводит к трудностям в овладении программой по русскому языку, к низкому качеству письменной речи, к снижению успеваемости детей по другим школьным предметам, школьной, а в дальнейшем, и социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе [О. И. Азова, Р. И.Лалаева, А. В.Мамаева, И. В.Прищепова, О. В.Елецкая].
Не так давно, орфографические ошибки рассматривались как проявления школьной неуспеваемости, несистематичности посещения детей или некачественного обучения. Хотя сами логопеды отмечали частый переход от дисграфии к стойкому неовладению орфографией, а также то, что эти нарушения нередко сочетаются друг с другом у одного ребенка [36, 85].
Благодаря научным исследованиям в области совершенствования письменной речи школьников таких ученых, как Г.М. Сумченко, И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, О.И. Азова, О. В. Елецкая, дизорфография рассматривается как недостаток языковой компетентности, специфическая категория нарушения письменной речи, которая требует специальных методов логопедической коррекции [19, 65,85,88].
В исследования последних лет дизорфография определяется, как специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей. В основе этого расстройства лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, отрицательно влияющих на своевременное и полноценное развитие операционально - технологических составляющих функциональной системы орфографически правильного письма [О.В Елецкая, Е. А. Логинова].
Своевременное выявление дизорфографии у учащихся 5-6 классов и дифференцированное коррекционно - логопедическое воздействие приведет к совершенствованию произвольных языковых способностей, речевой компетенции школьников в целом, совершенствованию психических функций, их интеллектуальной деятельности, что создаст предпосылки дальнейшего успешного обучения в школе, что и определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изучить особенности проявления
дизорфографических ошибок у школьников 11-13 лет общеобразовательной школы и предложить методы коррекционно-логопедического воздействия, направленных на их преодоление.
Объект исследования: письмо учащихся пятых - шестых классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: специфика дизорфографических ошибок у учащихся пятых - шестых классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования:
1. Под дизорфографией нами понимается недостаток языковой компетентности, специфическая категория нарушения письма,
которая проявляется в многочисленных специфических орфографических ошибках и требует специальных методов логопедической коррекции;
2. Мы предполагаем, что учащиеся 5-6 классов при выполнении письменных работ будут допускать специфические орфографические ошибки, связанные с недоразвитием фонематического, лексикограмматического строя речи;
3. Выявленные и сгруппированные ошибки будут учитываться при составлении методических рекомендаций.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать методику для проведения констатирующего эксперимента;
3. Провести исследование и проанализировать полученные данные;
4. Разработать методические рекомендации дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия по преодолению дизорфографии у школьников 5- 6 классов общеобразовательной школы.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анализ анамнестических данных школьников, имеющих специфические ошибки на письме; количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
• экспериментальные - констатирующий эксперимент.
Методологическую основу исследования составили концепции:
• о роли языка и речи в процессе развития ребёнка, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе, о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития (Т.В. Ахутина, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,, Л.С. Цветкова и др.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альперин);
• современные представления о структуре и особенностях формирования языковых способностей (И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Б.М. Теплов, A.M. Шахнарович, Л.В. Щерба);
• положения о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии, о структуре и уровнях речевого расстройства, о значимости системно-структурного подхода при коррекции нарушений речи (Р.И. Лалаева, P.E. Левина, В.И. Лубовский, H.H. Малофеев, Г.В. Чиркина, A.B. Ястребова).
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении научно - теоретических и практических данных по изучаемой проблеме. Впоследствии их можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции дизорфографии у школьников 5 -6 классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных, полученных в ходе исследования, а также предложенных методических рекомендаций в работе школьного логопеда.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 12 г. Минусинска, Красноярского края. В
исследовании приняли участие 132 учащихся 5-6 классов.
Работа состоит из введения, двух глав исследования, 4 схем,
заключения, списка литературы, включающего научно - методические источники, и приложений.
Целью данной работы рассматривалась проблема формирования орфографических навыков у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. На основе изучения теоретических основ проблемы мы пришли к следующим выводам.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических и грамматических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Организация работы по коррекции дизорфографии должна носить комплексный характер и учитывать не только степень и типологию выявленных нарушений, но и индивидуально-личностные характеристики учащихся.
1. Азова, О.И. Логопедия. Дизорфография: учебное пособие/ О. И. Азова. - М: Инфра-М, 2016. - 180 с.
2. Азова, О. И. Дизорфография [Текст]: монография/ О. И. Азова. - М: Творческий Центр Сфера: Логомед Прогноз, 2015. - 367 с.
3. Азова, О. И. Дизорфогафия - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - С 8-9.
4. Азова, О.И. Трудности овладения письменной речью у детей с общим недоразвитием речи (IV уровень) /О.И. Азова // Всероссийской научная конференция, посвященная 70-летию КГПУ им. Астафьева: Сборник научных материалов. - Красноярск, 2002. - С. 132 -133.
5. Азова О. И., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н., Кутеповой. - М.: РУДН, 2007. - 51 с.
6. Айдарова, Л.И. Задачи и возможное содержание курса родного языка с точки зрения психолога. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия/ под. ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация,
2013. - С. 251.
7. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ под. ред. О.Б. Иншаковой. - М: МПСИ, 2001. - С. 7-20.
8. Богомазов, Г.М. Возрастная фонология. Теория, эксперимент, практика/ Г. М. Богомазов - М.: Либроком, 2010. - 280 с.
9. Богоявленский, Д.Н. Роль правил в усвоении орфографии / Д.Н. Богоявленский / Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / под.ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова.
• Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - С. 100-104.
10. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования/ Е. Д. Божович.
• М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 288 с.
11. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся /В. Я. Булохов // Начальная школа. 1991. №1 - С. 90.
12. Вартанова, И.И. Изучение личности подростков в учебной
деятельности // Психологическая наука и образование. - 2003.№1. - С.8-16
13. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие/ Т. Г. Визель.
• М: Астрель, 2010. - 127 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л. С. Выготский. - М: ЭКСМО, 2005. - С 674-679.
15. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 45 с....101