Особенности проявления дисграфических ошибок у обучающихся 2 класса
|
Введение 4
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Развитие и формирование графических навыков письма обучающихся
младших классов в норме 6
1.2. Особенности навыков письма обучающихся с дисграфией 11
1.3. Методики логопедической работы по выявлению и устранению
нарушений письма у обучающихся младших классов 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок и
устранению дисграфии у обучающихся 2 класса 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Развитие и формирование графических навыков письма обучающихся
младших классов в норме 6
1.2. Особенности навыков письма обучающихся с дисграфией 11
1.3. Методики логопедической работы по выявлению и устранению
нарушений письма у обучающихся младших классов 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок и
устранению дисграфии у обучающихся 2 класса 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения
Нарушение письма является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Изучением проблем нарушений письма занимались такие авторы как А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие.
Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение её дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфических ошибок от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность исследования. Проблемой исследования является поиск путей и средств по преодолению особенностей проявления дисграфических ошибок и устранению дисграфии у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Актуальность и проблема определили тему нашего исследования - «Особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса».
Цель исследования: выявление особенностей проявления
дисграфических ошибок обучающихся 2 класса и разработка методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии.
Объектом исследования являются дисграфические ошибки.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования:
1. Графические навыки письма это - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплектов.
2. Отмечаются особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся, которые могут заключаться в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении; аграмматизмы на письме.
3. Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходима целенаправленная работа, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Экспериментальным путем выявить и обобщить специфические ошибки
при письме, особенности проявления дисграфических ошибок у
обучающихся 2 класса.
3. Составить методические рекомендации, направленные на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии у обучающихся 2 класса.
Методы
эмпирический
интерпретационный (метод обработки полученных данных, количественный и качественный анализ данных, обработка результатов эксперимента)
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических сведений по проблеме особенностей проявления дисграфических ошибок у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в обобщении
экспериментальных сведений и особенностей проявления дисграфических ошибок, которые могут быть использованы в дальнейшем для составления дифференцированных методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфичеких ошибок, устранение дисграфии у обучающихся 2 класса, которые могут применять в своей работе учителя начальных классов, учителя-логопеды, а также родители, занимаясь с ребёнком дома.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области логопедии, таких ученых как Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия и других.
Этапы работы: 1 этап - анализ литературных источников по проблеме исследования (2 месяца: октябрь, ноябрь 2015 г.); 2 этап - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (3 месяца: декабрь 2015 г., январь, февраль 2016 г.); 3 этап - разработка методических рекомендаций, структурированное формулирование выводов (2 месяца: март, апрель 2016 г.).
База исследования: МБОУ Артёмовская СОШ №2, Кошурниковская СОШ №8, Кошурниковская СОШ №22, Краснокаменская СОШ №4 Курагинского района, Красноярского края.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение её дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфических ошибок от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность исследования. Проблемой исследования является поиск путей и средств по преодолению особенностей проявления дисграфических ошибок и устранению дисграфии у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Актуальность и проблема определили тему нашего исследования - «Особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса».
Цель исследования: выявление особенностей проявления
дисграфических ошибок обучающихся 2 класса и разработка методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии.
Объектом исследования являются дисграфические ошибки.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования:
1. Графические навыки письма это - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплектов.
2. Отмечаются особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся, которые могут заключаться в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении; аграмматизмы на письме.
3. Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходима целенаправленная работа, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Экспериментальным путем выявить и обобщить специфические ошибки
при письме, особенности проявления дисграфических ошибок у
обучающихся 2 класса.
3. Составить методические рекомендации, направленные на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии у обучающихся 2 класса.
Методы
эмпирический
интерпретационный (метод обработки полученных данных, количественный и качественный анализ данных, обработка результатов эксперимента)
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических сведений по проблеме особенностей проявления дисграфических ошибок у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в обобщении
экспериментальных сведений и особенностей проявления дисграфических ошибок, которые могут быть использованы в дальнейшем для составления дифференцированных методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфичеких ошибок, устранение дисграфии у обучающихся 2 класса, которые могут применять в своей работе учителя начальных классов, учителя-логопеды, а также родители, занимаясь с ребёнком дома.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области логопедии, таких ученых как Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия и других.
Этапы работы: 1 этап - анализ литературных источников по проблеме исследования (2 месяца: октябрь, ноябрь 2015 г.); 2 этап - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (3 месяца: декабрь 2015 г., январь, февраль 2016 г.); 3 этап - разработка методических рекомендаций, структурированное формулирование выводов (2 месяца: март, апрель 2016 г.).
База исследования: МБОУ Артёмовская СОШ №2, Кошурниковская СОШ №8, Кошурниковская СОШ №22, Краснокаменская СОШ №4 Курагинского района, Красноярского края.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие и формирование графических навыков письма обучающихся младших классов в норме, особенности навыков письма обучающихся с дисграфией, а также проанализировали методики логопедической работы по выявлению и устранению нарушений письма у обучающихся младших классов.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Формирование графического навыка есть длительный и сложный процесс для младшего школьника. Он проходит в три этапа (аналитический, синтетический, этап автоматизации), в ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи осуществляется со специфическими трудностями.
Особенностями навыка письма обучающихся с дисграфией являются: более позднее его появление в психической сфере ребенка по сравнению с другими высшими психическими функциями; возникновение на 5-7 году жизни, формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения; специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых, не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка.
Существуют различные диагностические методики по выявлению и устранению нарушений письма у обучающихся младших классов, таких авторов, как И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская, Е.В.Мазанова, в которых есть раздел для проверки письменной речи и навыков письма у детей младшего школьного возраста. Проанализировав некоторые из них, мы нашли как положительные стороны, так и недочёты, а также выбрали наиболее подходящую для нашей категории детей методику исследования письма. Анализ методик позволяет сделать вывод о том, что каждый автор предлагает свои направления в устранении дисграфии у младших школьников.
Решая вторую задачу, с целью изучения особенностей проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса, выявления характера специфических ошибок, степени их выраженности нами был проведен констатирующий эксперимент по методике по методике Р.И. Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой. Детям экспериментальной группы было предложено списывание печатного и рукописного текста, а также написание диктанта. По результатам эксперимента у обучащихся 2 класса был обнаружен недостаточный уровень сформированности навыков письма. Основные (специфические) ошибки при выполнении заданий - дисграфические, они проявлялись на письме детей в искажениях звукобуквенной структуры слова: (пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, слов); искажениях структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слова, контаминации слов); аграмматизмах на письме.
Решая третью задачу, в связи с выявленными особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса мы разработали методические рекомендации, направленные на преодоление выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии обучающихся 2 класса.
Таким образом, цель исследования достигнута, проведенное исследование доказало, что гипотеза, поставленная в начале исследования,
получила своё подтверждение - особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся, являются стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукобуквенной
структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходимо организовать целенаправленную работу, с применением различных методов преодоления нарушений навыков письма, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов и родителей, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Формирование графического навыка есть длительный и сложный процесс для младшего школьника. Он проходит в три этапа (аналитический, синтетический, этап автоматизации), в ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи осуществляется со специфическими трудностями.
Особенностями навыка письма обучающихся с дисграфией являются: более позднее его появление в психической сфере ребенка по сравнению с другими высшими психическими функциями; возникновение на 5-7 году жизни, формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения; специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых, не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка.
Существуют различные диагностические методики по выявлению и устранению нарушений письма у обучающихся младших классов, таких авторов, как И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская, Е.В.Мазанова, в которых есть раздел для проверки письменной речи и навыков письма у детей младшего школьного возраста. Проанализировав некоторые из них, мы нашли как положительные стороны, так и недочёты, а также выбрали наиболее подходящую для нашей категории детей методику исследования письма. Анализ методик позволяет сделать вывод о том, что каждый автор предлагает свои направления в устранении дисграфии у младших школьников.
Решая вторую задачу, с целью изучения особенностей проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса, выявления характера специфических ошибок, степени их выраженности нами был проведен констатирующий эксперимент по методике по методике Р.И. Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой. Детям экспериментальной группы было предложено списывание печатного и рукописного текста, а также написание диктанта. По результатам эксперимента у обучащихся 2 класса был обнаружен недостаточный уровень сформированности навыков письма. Основные (специфические) ошибки при выполнении заданий - дисграфические, они проявлялись на письме детей в искажениях звукобуквенной структуры слова: (пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, слов); искажениях структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слова, контаминации слов); аграмматизмах на письме.
Решая третью задачу, в связи с выявленными особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса мы разработали методические рекомендации, направленные на преодоление выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии обучающихся 2 класса.
Таким образом, цель исследования достигнута, проведенное исследование доказало, что гипотеза, поставленная в начале исследования,
получила своё подтверждение - особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся, являются стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукобуквенной
структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходимо организовать целенаправленную работу, с применением различных методов преодоления нарушений навыков письма, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов и родителей, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сформированности письма обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности письма у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Методическое обеспечение коррекции оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021





