Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления дисграфических ошибок у обучающихся 2 класса

Работа №153158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Развитие и формирование графических навыков письма обучающихся
младших классов в норме 6
1.2. Особенности навыков письма обучающихся с дисграфией 11
1.3. Методики логопедической работы по выявлению и устранению
нарушений письма у обучающихся младших классов 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок и
устранению дисграфии у обучающихся 2 класса 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения

Нарушение письма является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Изучением проблем нарушений письма занимались такие авторы как А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие.
Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение её дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфических ошибок от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность исследования. Проблемой исследования является поиск путей и средств по преодолению особенностей проявления дисграфических ошибок и устранению дисграфии у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Актуальность и проблема определили тему нашего исследования - «Особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса».
Цель исследования: выявление особенностей проявления
дисграфических ошибок обучающихся 2 класса и разработка методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии.
Объектом исследования являются дисграфические ошибки.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования:
1. Графические навыки письма это - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплектов.
2. Отмечаются особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся, которые могут заключаться в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении; аграмматизмы на письме.
3. Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходима целенаправленная работа, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Экспериментальным путем выявить и обобщить специфические ошибки
при письме, особенности проявления дисграфических ошибок у
обучающихся 2 класса.
3. Составить методические рекомендации, направленные на преодоление особенностей проявления дисграфических ошибок и устранение дисграфии у обучающихся 2 класса.
Методы
эмпирический
интерпретационный (метод обработки полученных данных, количественный и качественный анализ данных, обработка результатов эксперимента)
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических сведений по проблеме особенностей проявления дисграфических ошибок у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в обобщении
экспериментальных сведений и особенностей проявления дисграфических ошибок, которые могут быть использованы в дальнейшем для составления дифференцированных методических рекомендаций, направленных на преодоление особенностей проявления дисграфичеких ошибок, устранение дисграфии у обучающихся 2 класса, которые могут применять в своей работе учителя начальных классов, учителя-логопеды, а также родители, занимаясь с ребёнком дома.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области логопедии, таких ученых как Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия и других.
Этапы работы: 1 этап - анализ литературных источников по проблеме исследования (2 месяца: октябрь, ноябрь 2015 г.); 2 этап - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (3 месяца: декабрь 2015 г., январь, февраль 2016 г.); 3 этап - разработка методических рекомендаций, структурированное формулирование выводов (2 месяца: март, апрель 2016 г.).
База исследования: МБОУ Артёмовская СОШ №2, Кошурниковская СОШ №8, Кошурниковская СОШ №22, Краснокаменская СОШ №4 Курагинского района, Красноярского края.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого­педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие и формирование графических навыков письма обучающихся младших классов в норме, особенности навыков письма обучающихся с дисграфией, а также проанализировали методики логопедической работы по выявлению и устранению нарушений письма у обучающихся младших классов.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Формирование графического навыка есть длительный и сложный процесс для младшего школьника. Он проходит в три этапа (аналитический, синтетический, этап автоматизации), в ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи осуществляется со специфическими трудностями.
Особенностями навыка письма обучающихся с дисграфией являются: более позднее его появление в психической сфере ребенка по сравнению с другими высшими психическими функциями; возникновение на 5-7 году жизни, формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения; специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых, не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка.
Существуют различные диагностические методики по выявлению и устранению нарушений письма у обучающихся младших классов, таких авторов, как И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская, Е.В.Мазанова, в которых есть раздел для проверки письменной речи и навыков письма у детей младшего школьного возраста. Проанализировав некоторые из них, мы нашли как положительные стороны, так и недочёты, а также выбрали наиболее подходящую для нашей категории детей методику исследования письма. Анализ методик позволяет сделать вывод о том, что каждый автор предлагает свои направления в устранении дисграфии у младших школьников.
Решая вторую задачу, с целью изучения особенностей проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса, выявления характера специ­фических ошибок, степени их выраженности нами был проведен констатирующий эксперимент по методике по методике Р.И. Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой. Детям экспериментальной группы было предложено списывание печатного и рукописного текста, а также написание диктанта. По результатам эксперимента у обучащихся 2 класса был обнаружен недостаточный уровень сформированности навыков письма. Основные (специфические) ошибки при выполнении заданий - дисграфические, они проявлялись на письме детей в искажениях звукобуквенной структуры слова: (пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, слов); искажениях структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слова, контаминации слов); аграмматизмах на письме.
Решая третью задачу, в связи с выявленными особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса мы разработали методические рекомендации, направленные на преодоление выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии обучающихся 2 класса.
Таким образом, цель исследования достигнута, проведенное исследование доказало, что гипотеза, поставленная в начале исследования,
получила своё подтверждение - особенностями проявления дисграфических ошибок обучающихся, являются стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукобуквенной
структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Для преодоления выявленных особенностей проявления дисграфических ошибок и устранения дисграфии у обучающихся 2 класса, необходимо организовать целенаправленную работу, с применением различных методов преодоления нарушений навыков письма, имеющая системный характер и включающая в себя систему взаимодействия специалистов и родителей, способствующая развитию навыков письма, языкового анализа и синтеза обучающихся с дисграфией.


1. Алексеева, А.Е. Подготовка детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Алексеева Анна Евгеньевна. - М., 2007. - 194 с.
2. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова // Начальная школа, 1999. - №4. - С. 15­17.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2004. - 106 с.
4. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материал II международной конференции Российской ассоциации дислексии и дисграфии. -М. изд- во МСГИ, 2006 г., с.10-13
Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 318 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учеб. пос. для пед. вузов /
Ю. К Бабанский. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 284 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
7. Бессонова, Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. ил.
8. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких.
- М.: Просвещение, 2003
9. Волкова, Л.С. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией / Л.С. Волкова, С.Р. Исмаилова // Дети с проблемами в развитии, 2014. - № 1. - С. 8-9.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 672 с.
11. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учашихся нач. классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13:00:03 Наталья Николаевна Волоскова. - Москва. - 2006. - 16 с.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех специальностей пед. вузов / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии.- М.: Наука, 1966.
14. Емельянова, Т.В. Показатели вербального развития и
функциональной зрелости мозга первоклассников с разным уровнем сформированности речи: дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 /
Емельянова Татьяна Валерьевна. - Архангельск. - 2012. - 233 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова.-М.: Просвещение, 2004. - 224 с., цв. ил....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ