ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1 Сущность и особенности психологического климата в детском
коллективе 7
1.2 Психологические особенности младших школьников 21
1.3 Обоснование эффективности игровых упражнений в формировании
благоприятного детского климата 27
Выводы по главе I 34
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ .... 36
2.1 Организация и методика исследования 36
2.2 Анализ полученных результатов 37
2.3 Рекомендации по формированию благоприятного психологического
климата в детском коллективе 41
Выводы по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования состоит в том, становление личности как члена общества и гражданина начинается в детском коллективе, так как в нем действуют те же социальные механизмы, что и в современном обществе.
В современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости. Необходимость разработки новых подходов и оценок проблем школьного детского коллектива определяется воспитательным влиянием коллектива на личность ребёнка, что является наиболее существенным аспектом в современной педагогике.
Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует от педагогического коллектива школы «...обеспечение условий для формирования коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений.» (ст. 37, п. 5) [32].
Коллектив класса - это своего рода модель общества, где существует гармоничное и постоянное взаимодействие обучающихся, в ходе которого приобретается опыт социальных отношений, формируются полезные для всех учеников те или иные навыки, включаются активные процессы личностного развития.
Проблемы формирования социально-психологического климата в детских коллективах рассматриваются в исследованиях Н.П. Аникиевой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломенского, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, А. В. Петровского, А. А. Реана, Г. А. Цукерман и другие.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но
психологического климата в классе.
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив - это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
По мнению Н.Е. Щурковой, базовый элемент воспитания - это наличие у каждого ребенка чувства единения с группой, школой, обществом и с целым миром, его комфортное состояние. «В школе, как в добром доме, он должен чувствовать себя свободно, спокойно и уверенно» [45].
Но не каждый коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищено, так как не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей. Для создания комфортного психологического климата в классе важнейшая роль отводится учителю, классному руководителю. В этом мы видим противоречие между необходимостью создания сплоченного коллектива детей младшего школьного возраста и отсутствием научно-методических разработок по данной проблеме.
Возникает проблема исследования: какие условия необходимы для формирования благоприятного психологического климата в среде младших школьников.
Проблема детского коллектива в педагогике - это, в конечном счёте, проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности. Процессы эти взаимообусловлены и неразрывны, они связаны с включением ребят в целеполагание, в совместную деятельность и расширение её видов, с формированием общественного мнения, утверждающего общечеловеческие ценности, с созданием ситуаций, корректирующих отношения детей в коллективе, с оказанием им помощи в самопознании и самореализации.
Цель исследования - рассмотреть особенности формирования психологического климата в детском коллективе и предложить методические рекомендации по его сплочению.
Объект исследования - классный коллектив младших школьников.
Предмет исследования - психологический климат в коллективе младших школьников.
Гипотеза исследования - предполагается, что уровень психологического климата в классном коллективе находится на среднем уровне, что проявляется в среднем уровне психологической устойчивости и эмоциональном доверии школьного коллектива.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и особенности детского коллектива.
2. Описать особенности психологического климата в детском коллективе.
2. Проанализировать психологические особенности младших школьников.
3. Обосновать эффективность игровых упражнений в формировании благоприятного детского климата .
4. Провести эмпирические исследования и обсудить полученные результаты.
5. Предложить рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных педагогов по проблеме формирования детского коллектива, таких как Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.А. Смирнова, В.А. Сухомлинского. Большую ценность для проведения исследования по проблеме формирования взаимоотношений младших школьников представляют разработки А.С. Макаренко, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования); эмпирические (методы опроса).
База исследования: ОУ «Большепрудовская ООШ», Красноярского края.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведя теоретический анализ научных и методических источников по изучению психологического климата в детском коллективе, мы установили, что детский коллектив - это, своего роди, модель общества, где существует гармоничное и постоянное взаимодействие обучающихся, в ходе которого приобретается опыт социальных отношений, формируются полезные для всех учеников те или иные навыки, включаются активные процессы личностного развития.
Неотъемлемой характеристикой любого коллектива, в том числе и детского, является его психологический климат, который может быть, как благоприятным, так и неблагоприятным.
Создание детского коллектива с его благоприятным психологическим климатом во многом зависит от учителя, который должен стремиться к установлению дружеских взаимоотношений между одноклассниками. Для этого необходимо определить общие цели, выработать коллективное мышление.
Благоприятный психологический климат в коллективе поддерживается всеми участниками коллектива, создавая при этом стабильный психологический настрой, характер взаимоотношений, которые успешно влияют на членов этого коллектива, помогают положительному разрешению появляющихся в коллективе проблем. Такая система отношений способствует формированию личности и развитию индивидуальности каждого члена коллектива.
Младший школьный возраст - это особо ответственный период становления школьной зрелости. В это время дети чрезвычайно чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально. Выполняя ответственные школьные задания и обязанности, поручаемые ему учителем, ученик начальной школы испытывает определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д. Часто на основе этих волнений в общении со сверстниками у ребенка возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Знание педагогом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволит ему оказать серьезную помощь обучающимся в построении взаимоотношений между детьми в классе и избежать трудностей при сплочении коллектива.
Созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе, доверительным отношениям и ответственности учителю, классному руководителю могут
В рамках выпускной квалификационной работы мы провели исследовательскую деятельность по определению психологического климата в классе начальной школы.
Исследование проводилось в образовательной организации «Большепрудовская основная общеобразовательная школа», Красноярского края, в котором принимали участие 10 учеников 4 класса.
Для выявления уровня психологического климата в коллективе была использована адаптированная на данный возраст детей «Экспресс-методика», разработанная О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Также использовалась методика оценки уровня психологического климата коллектива и доверия автором которой является А.Н. Лутошкин.
В ходе исследования выявлено следующее:
1) Диагностика психологического климата в коллективе по «Экспресс- методике», показала, что в классе между детьми царит уважение и взаимопонимание.
2) Согласно результатам проведенной методики по Л. Н. Лутошкину, члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга, что говорит о высокой сплочённости коллектива.
характеризуется развитыми товарищескими отношениями, ученики чувствуют взаимную симпатию, волнуются друг за друга.
Отрицательные особенности также были выявлены в коллективе: 2 ученика ответили, что коллектив разделяется на привилегированных и пренебрегаемых, 1 ученик отметил равнодушие в коллективе, 2 ученика отметили пассивность. Однако это не повлияло на общий вывод: показатели по обеим методикам говорят о благоприятным социально-психологическом климате и высокому уровню доверия школьников в 4 классе.
Тем не менее, нами были разработаны рекомендации педагогам по поддержанию благоприятного психологического климата класса и повышения уровня доверия в коллективе и предложен цикл игр, позволяющих поддерживать дружеские взаимоотношения детей в классе и оказывающих положительное влияние на сплоченность детского коллектива.
В ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза: уровень психологического климата в классном коллективе находится на среднем уровне, что проявляется в среднем уровне психологической устойчивости и эмоциональном доверии школьного коллектива.
Результаты настоящего исследования будут полезны в работе педагогов при организации внеклассной культурно-досуговой работы с младшими школьниками.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Мир, 2015. 624 с.
2. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников // Психология учебной деятельности школьников. М., 2016. с.400.
3. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / Ю.Б. Алешина, Л.А. Петровская. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. 547 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. с.230.
5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение. 1989. с.370.
6. Буева А.П., Алексеева В.П. «Общение как фактор воспитания школьников», журнал «Социальное исследование». 1980. №2.
7. Буя Т.А Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. 1997. № 2. С.40-43.
8. Веденов А.В. Вопросы воспитания и психологическая наука / А.В. Веденов // Вопросы психологии, 2017. №4. С. 9-17.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т.4. М.: Наука, 2004. 451 с.
10. Загорский П. Особенности детского коллектива /П. Загорский // Директор школы. 2007. № 3. С. 21-25
11. Зулкарнеев Р.М. Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста / Р.М. Зулкарнеев. М.: Наука, 2017. 211 с.
12. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология: Анализ понятия и практики применения: Научный доклад / Г.Л. Ильин. М.: Наука, 2009. 24 с.
13. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов- М.: Просвещение, 1984. С.403.
14. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу // Вопросы психологии. 2016. №1. с. 30-35.
15. Клюева Н.В. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 2006. 311 с....46