Введение 3
Глава I. Психолого-педагогический аспект развития мотивации неуспевающих детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты неуспеваемости в научной
литературе 7
1.2. Психолого-педагогические характеристика развития мотивации в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Способы и приемы работы по развитию учебной мотивации у
неуспевающих младших школьников 28
Вывод по 1 главе 37
Глава II. Организация и анализ результатов исследования уровня развития учебной мотивации у неуспевающих младших школьников
2.1. Методы, организация исследования и анализ констатирующего
среза исследования 39
2.2. Комплексные занятия как средство формирования мотивации у
неуспевающих младших школьников 53
Вывод по 2 главе 59
Заключение 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение 67-108
Некоторые дети приходят в начальную школу, не пережив, так называемый, образовательный кризис или кризис 7 лет. Для того, чтобы данный кризис прошел максимально безболезненно, ребенку необходимо многое знать и обладать большим количеством навыков.
С точки зрения психологии необходимо отметить о существовании термина «школьная зрелость». Под ним подразумевается, что ребенку нужно быть психологически готов к осуществлению процесса учебной деятельности, ему необходимо выдержать учебные нагрузки, требования, выполнять задания и т.д.
Для того чтобы адаптация к школьной деятельности была максимально успешной, а также, с целью обеспечения дальнейшей успеваемости обучающихся в школе, необходимо, чтобы ребенок был готов к самому процессу учения по критериям умственной (интеллектуальной) и эмоционально-социальной готовности.
В рамках настоящей работы особое внимание будет уделено возрастному периоду младшего школьного возраста. Данный возраст был выбран не случайно. Именно в нем происходят основные психологические процессы, которые в дальнейшем определяют характер личности. Под воздействием внешних факторов у детей формируется самооценка, которая значительным образом влияет на поведенческие мотивы. Так, например, попав в атмосферу уважения и понимания, младший школьник может раскрыть свой потенциал, добиться многого в сфере образования и личного развития. В то же время, если ребенка постоянно порицать и указывать на его недостатки, вместо того, чтобы подчеркивать достоинства, он может стать замкнутым, агрессивным, настроиться на постоянные неудачи. Таким образом, у обучающихся может развиться неуспеваемость по школьной программе. Однако, это не единственная причина. Помимо этого, на данный факт могут влиять психологические особенности детей, их уровень восприятия материала и т.д.
Данной проблемой в отечественной психологии занималась Л.И. Божович , А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А.К. Маркова, а в зарубежной - Д.К.Маккеланд, Г.Олпорт, Д.Берлайн, А. Маслоу и др.
Неуспеваемость детей может быть связана с большим числом факторов. При появлении одной из причин у детей могут возникнуть проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.
Неуспеваемость учащихся - это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным [10]. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Изучением настоящего вопроса занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, чьи точки зрения будут отражены в дальнейшей работе.
Работа с неуспевающими учащимися в рамках школьной программы необходима, так как она позволяет адаптировать детей к условиям современной жизни, позволяет им понимать, каким образом они должны вести себя и что делать для достижения максимального успеха при выполнении заданий и т.д. Подобные программы могут иметь игровую, коммуникативную, арт-терапевтическую направленность. Широкий спектр методик связан с тем фактом, что для достижения желаемого результата необходимо бороться не только с образовательными, но и психологическими аспектами, которые, возможно, и явились причиной возникновения неуспеваемости.
Принимая во внимание всю выше представленную информацию, необходимо выделить методологический аппарат работы. Обратимся к каждой из его составляющих:
Актуальность исследования. Во все времена в педагогике существовала проблема работы с неуспевающими учащимися. Присутствие в классном коллективе обучающихся, имеющих проблемы с успеваемостью, негативным образом сказывается на общей успеваемости класса. Исходя из этого, можно утверждать, что в наши дни чрезвычайно важной становится проблема психолого-педагогической неуспеваемости учащихся.
Цель - выявить особенности развития мотивации неуспевающих учащихся младшего школьного возраста и разработать программу комплексных занятий.
Объект исследования - процесс развития мотивации младшего школьника
Предмет исследования - особенности развития учебной мотивации неуспевающих учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что мотивация неуспевающих младших школьников имеет свои особенности:
1. Имеет другую структуру, в которой доминируют узколичные мотивы, а круг социальных мотивов учения сужен.
2. Преобладает отрицательная мотивация.
3. Мотивированны на избегание неудачи.
4. Преобладает низкий уровень развития одного или сразу нескольких познавательных процессов (памяти, внимания, речи, образного и логического мышления и т.д.);
Задачи исследования:
исследовать теоретические основы психолого
особенностей при работе с неуспевающими учащимися на примере младшего школьного возраста;
• определить психолого-педагогические характеристики развития в младшем школьного возраста;
• рассмотреть возможные способы развития учебной мотивации у неуспевающих учащихся младшего школьного возраста.
- выявить способы диагностики мотивации учения младших школьников.
• подобрать методы диагностики, направленные на выявлений сформированности мотивации и личностных особенностей
неуспешных школьников, адекватные возрасту.
База исследования: учащиеся 2 и 4 класса МБОУ СОШ №14 г.Назарово
Мотивация младших школьников является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности и психологического состояния обучающихся. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения приводит к снижению успеваемости школьников. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная, система, регулирующая жизнедеятельность человека, определяющая его поведение и включающее в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки, эмоции, ценности и др. Именно мотивация, определяет направленность личности.
Исходя из определения, рассмотрели структуру и содержание мотивации. Мотивация делится на познавательные, социальные, позиционные, внешние и игровые мотивы.
В ходе работы были подобраны и проведены диагностики сформированности школьной и учебной мотивации и самооценки младших школьников, адекватные возрасту. По результатам проведённого исследования выяснили, что еще во втором классе учебная мотивация и самооценка на высоком и среднем уровне, то есть у детей есть желание и стремление учится, получать новые знания. Но уже в четвертом классе уровень учебный мотивации и самооценки падает, то есть у детей пропадает желание получать знания, узнавать что-то новое. Вследствие чего выявлено, что у большинства неуспевающих низкий уровень учебной мотивации.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: создание на уроках ситуации успеха; создание эмоциональной атмосферы,
разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход и др.
Таким образом, можно считать, что цель выпускной
квалификационной работы была достигнута.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Результатом выпускной квалификационной работы являются «разработанные комплексные занятия по профориентации « В мире профессий» для учащихся младших классов, а также разработанные рекомендации для педагогов, уроки в начальной школы. Представленные разработки могут успешно применяться в работе педагогов начальной школы.
1. Альфи Кон. Школа для детей, а не наоборот. Будущее без оценок и домашних заданий/Перевод Бориса Шапиро. - М.:Ресурс, 2017. С. 188-200
2. Асеев В. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2006.-158с.
3. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2014. 150 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб: Питер, 2008 -468с.
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972, С. 7- 44.
6. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. - 1966. - №7. - с. 5667.
7. Будашинова С.В. В помощь родителям. М., 2015. - 72 с.
8. Веретенникова Ю. О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 38-40.
9. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / Под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972. - 32 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997 - 220 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.4: Детская психология. - 194.
12. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М. 1989. - 312 с.
13. Глухова В.С. Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения. М., 2017. - 50 с.
14. Годфруа Ж. Что такое псизология. Т.1. - М., 1992.
15. Гринева М. С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. С. 21—22....49