Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЧИ ПАЦИЕНТОВ С КОМПЛЕКСНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И ИСПАНСКОГО ЯЗЫКОВ)

Работа №153142

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
АФАЗИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Нейролингвистический подход к анализу коммуникации 7
1.2. Афазический синдром как предмет изучения нейролингвистики 14
1.3. Мультимодальный подход к анализу афазического дискурса 18
1.3.1. Специфика мультимодального исследования речи 18
1.3.2. Невербальная семиотика, классификация жестов 21
1.3.3. Специфика жестов при патологии 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. МУЛЬТИМОДАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ АФАЗИИ 31
2.1. Мультимодальная методика изучения афазического дискурса 31
2.2. Функции жестов при комплексной моторной афазии 32
2.2.1. Жесты-иллюстраторы в афазическом дискурсе 32
2.2.2. Жесты-эмблемы в речи пациентом, страдающих афазией 37
2.2.3. Функции жестов-регуляторов при патологии 41
2.3. Компенсаторная функция жестов при утрате предикативного словаря .. 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 65

По данным регистра инсульта НИИ неврологии РАМН, в России каждый год происходит 400000 новых случаев инсульта, а нарушения речи встречаются в 25-30% случаев перенесенного инсульта. Таким образом, каждый год более ста тысяч людей страдают речевыми расстройствами такими, как афазия. Данное речевое нарушение лишает человека способности общения и удовлетворения своих социальных потребностей. В современной отечественной и зарубежной лингвистике анализ речи людей, страдающих афазией, рассматривается в исследованиях широко спектра, и лишь немногие из них посвящены изучению соотношения речи и жестов в общении.
Актуальность данного исследования, прежде всего, обусловлена тем, что изучение афазии входит в компетенции ученых из разных научных областей, но лингвистические подходы к исследованию данного явления играют возрастающую роль в научном сообществе, так как знание о языке и его механизмах позволяют лингвистам исследовать и моделировать связи между каналами коммуникации при патологиях.
Степень разработанности проблемы. Существует большая традиция изучения невербальной семиотики, жестового сопровождения речи (Г.Е. Крейдлин, Ю.В. Николаева, М.Л. Бутовская, Р Бердвистел,
С.А. Григорьева и Н.В. Григорьев), в свою очередь значительный вклад в изучение афазиологии внесла отечественная школа нейролингвистики (А.Р Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Черниговская, Т.В. Ахутина, О.Р. Якобсон). Однако, была выявлена недостаточность разработки вопроса соотношения жестов и речи при патологиях.
Цель выпускной квалификационной работы выявить, в чем заключаются трудности доступа к предикативному словарю при комплексной моторной афазии - человек забывает лексемы, репрезентирующие действия или состояния предмета, или он утрачивает данные концепты.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить нейролингвистический подход к анализу коммуникации.
2. Обобщить данные об афазическом дискурсе, уточнить особенности речи пациентов при комплексной моторной афазии.
3. Рассмотреть содержание термина «жест», систематизировать знания о специфике жестов при патологии.
4. Выявить закономерности использования жестов пациентами с комплексной моторной афазией.
5. Установить, существует ли тенденция компенсировать выпадающие лексемы жестами пациентами с афазией.
Объектом исследования является невербальное поведение пациента с афазией.
Предметом исследования являются компенсаторные функции жестов в афазическом дискурсе.
Материал исследования составили 5 часов видеозаписей коммуникации пациентов с комплексной моторной афазией, говорящих на испанском и английском языках.
Основной теоретико-методологической базой нашего исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в таких областях, как невербальная семиотика (Г.Е. Крейдлин, Ю.В. Николаева, М.Л. Бутовская, Рэй Бердвистел, С.А. Григорьева и Н.В. Григорьев); нейролингвистика (А.Р Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Черниговская); теория дискурса (А.А. Кибрик, Н.Д. Артюнова, Т.А. ван Дейк, Г. Кресс) и др.
Методы исследования: метод мультимодального аннотирования, метод качественного и количественного анализа жестов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью настоящей работы было проведение мультимодального исследования и выявление причины трудности доступа к предикативному словарю - человек забывает лексемы, репрезентирующие действие или состояние предмета, или он утрачивает данные концепты. Нейролингвистика - это «наука, изучающая мозговые нарушения речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга».
Работа посвящена анализу взаимодействия речи человека с комплексной моторной афазией и жестов, возникающих в рамках афазического дискурса. Под афазией понимают комплексное нарушение различных видов речевой деятельности уже сформированной речи вследствие поражения головного мозга. Самая распространенная форма - комплексная моторная афазия, поэтому наше исследование связано именно с ней. Для речи пациентов с комплексной моторной афазией характерны многочисленные перестановки звуков и слогов, контаминации, длительные паузы, нарушения ритмико­мелодической стороны речи. Кроме того, наблюдается утрата предикативного словаря.
Работа основывает на мультимодальном анализе речи пациентом с комплексной моторной афазией. Термин «мультимодальность» «опирается на понимание модальности, принятое в психологии, нейрофизиологии и информатики как тип внешнего стимула, воспринимаемого одним из чувств человека, в первую очередь зрением и слухом» [Кибрик, 2010: 135].
Информация в течении коммуникации поступает по информационным каналам, которые соотносятся с нашими органами чувств (слух и зрение). В рамках мультимодальности в нашем исследовании рассмотрен жестовый компонент коммуникации. Жест - это «коммуникативное кинетическое поведение, в первую очередь при помощи рук, способное передавать смысл от говорящего к слушающему». Существуют различные классификаций жестов, 57
согласно которым некоторые типы жестов по своей природе содержат семантику. Такие жесты компенсируют пробелы на определенном отрезке дискурса или заменяютслова в коммуникативной ситуации.
В ходе работы было проведено мультимодальное исследование, в рамках которого были проанализированы речь пациентом с комплексной моторной афазией и жесты, возникающие в рамках афазического дискурса. В ходе исследования была проанализирована речь 20-ти испано- и англоговорящих пациентов с диагнозом комплексная моторная афазия разных типов тяжести.
Согласно данным мультимодального анализа, было выявлено, что общее количество жестов коррелирует с общим количеством произнесенных фраз пациента. Жесты являются важным компонентом коммуникации при патологии наравне с вербальным каналом. Кинемы помогают не только компенсировать лакуны, возникающие в вербализованной речи, но и транслировать важную информации для собеседника, на которую он может легко реагировать, что является релевантным как для собеседника, так и для человека с афазией в рамках афазического дискурса.
Разные типы жестов несут разную функцию в контексте афазического дискурса. Например, с помощью жестов иллюстраторов, а именно кинефонографов и других видов жестов, человек стремится компенсировать слова в процессе коммуникации. Например, изображая невербальными средствами значение, заложенное в данном слове.
...


1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2014. 424 с.
3. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. София: Медицина и физкультура, 1970. 210 с.
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г Газенко; изд. подгот. И.М. Фейгенберг; редкол.: А.А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. М.: Наука, 1990. Т.1. 494 с.
5. Бодуэн де Куртенэ. И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т.1. 384 с.
6. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
7. Бурмакина Н.Г., Куликова Л.В, Попова Я.В. Интернационализация
опыта клинической лингвистики: анализ европейских подходов к
тестированию речевых нарушений афазического типа // Политическая лингвистика, 2020. Вып. 4(82). С. 81-88.
8. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросскультурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 440 с.
9. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.; составление В.В. Петрова; пер. с англ. яз. под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова, В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
11. Гнездилова С.О. Комплексная моторная афазия в остром периоде ишемического инсульта. Описание клинического случая // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов
и молодых ученых. Курск: Курский государственный медицинский
университет, 2020. С. 55-62.
12. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка
русских жестов. Москва-Вена: Языки русской культуры: Венский
славистический альманах, 2001. 256 с.
13. Кибирик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сборник научных трудов. М.: Институт психологии РАН, 2010. Т.4. С. 135-152.
14. Кибрик А.А. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы // Психологический журнал, 2018. Т.39. Вып. 1. С. 70­80.
15. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературной обозрение, 2002. 592 с.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ