Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования (Новосибирский государственный университет экономики и управления)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 5
1.1 Генезис Совета Федерации Федерального Собрания РФ в XX в. 5
1.2 Генезис Совета Федерации Федерального Собрания РФ в XXI в. 9
2 ПРОБЛЕМЫ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ, ПУТИ РЕШЕНИЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Совет Федерации является одной из двух камер Федерального Собрания Российской Федерации и играет роль верхней палаты в парламентской структуре страны. Этот орган обладает представительными и законодательными полномочиями на уровне всей России, выполняя функции постоянно действующего органа. В его состав входят делегаты от каждого субъекта Российской Федерации, что обеспечивает представительство региональных интересов в рамках федерального правительства, демонстрируя приверженность федеративной структуре государства.
Совет Федерации играет ключевую роль в поддержке гармонии между федеральными и территориальными интересами в процессе принятия законодательных мер, способствующих достижению стратегических направлений развития Российской Федерации. Этот составной орган государственной власти образуется на основаниях, исключающих партийную принадлежность, что делает формирование политических блоков и партийных группировок невозможным. Как орган, функционирующий на постоянной основе, Совет Федерации находится за пределами полномочий Президента РФ в контексте возможности его распуска. Регулярные заседания, организуемые минимум дважды в месяц, проводятся независимо от работы Государственной Думы, подчеркивая его уникальную роль в законотворческом механизме страны.
В период своих полномочий, сенаторы обладают иммунитетом, исключающим возможность их задержания, ареста или подвергания обыску, кроме как в ситуациях, когда они застигнуты при совершении преступления, а также не подлежат личному досмотру.
Основной закон Российской Федерации определяет функции и ключевые направления деятельности рассматриваемого института, а также подробно устанавливается порядок работы через специализированные нормативно-правовые акты.
Актуальность темы, определяется статусом Совета Федерации, как верхней палаты парламента Российской Федерации, выполняющего функции представительства и законодательства на федеральном уровне. Этот орган играет ключевую роль в политической системе страны, а механизмы его формирования непосредственно связаны с эффективностью исполнения государственных полномочий в рамках демократических принципов
Цель исследования - изучить порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проблемы и пути совершенствования.
Задачи исследования:
- разобраться в происхождении и развитии Совета Федерации в структуре Федерального Собрания Российской Федерации в 20-м веке;
- изучить эволюцию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в XXI веке;
- идентифицировать сложности в процессе структурирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ и предложить механизмы их устранения.
Объект исследования - взаимоотношения в контексте процесса создания Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Предмет исследования - специфические правовые регуляции в этой области и научные труды по доктрине.
Методы исследования: изучение и объединение данных, абстрактное выводимое и обобщающее мышление, логическое выводы от частного к общему и от общего к частному, а также юридическую оценку фактов и прочее.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Тем самым, были достигнуты исследовательские задачи - проведен анализ механизма формирования Совета Федерации в структуре Федерального Собрания Российской Федерации, выявлены ключевые проблематики и направления оптимизации этого процесса. Такой результат обеспечен благодаря комплексному подходу к выполнению заданий: осуществлен исторический обзор эволюции Совета Федерации с начала XX века; исследованы тенденции развития Совета Федерации на современном этапе начала XXI века; выявлены основные дефекты в механизме формирования Совета Федерации и предложены методы их корректировки.
Совет Федерации РФ составляет верхнюю палату Федерального Собрания России, причем его главная роль заключается в выполнении законотворческих обязанностей. Он также действует в качестве представляющего органа регионов Российской Федерации в государственной законодательной власти.
На заре своего существования, в период с 1993 по 1995 годы, Совет Федерации России формировался через механизм прямых выборов его членов. Этот подход со временем изменился: состав верхней палаты Российского парламента стали определять по занимаемой должности, включая глав региональных исполнительных и законодательных властей. Мы убеждены, что оригинальная модель, предполагающая прямое народное участие в выборах, заслуживает возрождения как наиболее демократичная и представительная.
На протяжении своей истории, структура и принципы формирования Совета Федерации РФ неоднократно претерпевали корректировки. Это касается, в частности, критериев кандидатуры для вступления в состав верхней палаты российского парламента. Изменения в порядке формирования Совета Федерации зафиксированы в ряде лет - 1995, 2000, 2004, 2006, 2009, когда обновлялись требования к потенциальным членам. По текущему регламенту, представитель от законодательного органа субъекта РФ должен занимать должность депутата в этом самом законодательном органе или быть депутатом органа местного самоуправления в рамках данного субъекта.
В 2020 году произошли изменения в процедуре формирования Совета Федерации, предусматривающие не только представительство от каждого федерального субъекта по два сенатора (один от законодательной власти и один от исполнительной), но и включение сенаторов, назначаемых Президентом Российской Федерации. Таким образом, кроме стандартных представителей от регионов, состав Совета Федерации пополнился сенаторами-представителями на федеральном уровне: экс-президенту РФ предоставлено право занимать место в верхней палате парламента на пожизненной основе, а также до 30 человек могут быть назначены Президентом страны, из которых семеро имеют право на пожизненное членство в Совете Федерации.
К сожалению, не все специалисты и эксперты считают, что Совет Федерации Российской Федерации занимает ключевую роль в государственной системе разделения власти. Это мнение во многом связано с тем, что механизм набора его членов имеет свои недостатки. В истории формирования Сената можно выделить три различных этапа: от прямого голосования избирателей до назначения представителей через высшие должностные лица субъектов федерации, который затем эволюционировал к текущей модели, где представители в Совет Федерации направляются решением органов власти субъектов. В научной среде и среди практикующих юристов до сих пор не сформировалось единого взгляда на то, как должен выглядеть идеальный механизм формирования Совета Федерации, что создает плодородную почву для дискуссий. Мы убеждены, что для повышения легитимности и демократичности этого органа власти, наилучшей моделью было бы возвращение к системе прямых выборов сенаторов гражданами Российской Федерации.
1. Нормативные правовые акты
2. "Конституция РФ" (утверждена в результате референдума 12 декабря 1993, с поправками, получившими одобрение на всенародном волеизъявлении 1 июля 2020) // [Веб-источник] Ссылка: http://www.pravo.gov.ru (Дата запроса: 06.03.24).
3. Федеральный закон, принятый 8 мая 1994 года под номером 3-ФЗ и последний раз редактированный 31 июля 2023 года с дополнениями, внесёнными 27 ноября 2023 года, регламентирует положение сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы в структуре Федерального Собрания. Данный законодательный акт был опубликован в "Российской газете" под номером 88 на страницах издания от 12 мая 1994 года.
4. Федеральный закон № 113-ФЗ, утвержденный 5 августа 2000 года и редактированный 17 октября 2011 года, регулирует процесс формирования Сената в рамках Федерального Собрания РФ, как опубликовано в "Российской газете" выпуск №152, датированный 8 августа 2000 года.
5. Федеральный закон № 21-ФЗ от 14.02.2009 года, который редактирует различные нормативные документы РФ в ответ на модификации процесса создания Совета Федерации Федерального Собрания РФ, опубликован в официальном источнике – Собрание законодательства РФ, 2009, № 7, статья 789.
6. Федеральный закон РФ от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ (в редакции от 29 мая 2023 года) "Об установлении процедуры формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", опубликован в "Российской газете" № 293 от 28.12.2020.
7. Федеральный закон № 192-ФЗ от 5 декабря 1995 года "Об установлении процедуры создания Совета Федерации Федерального Собрания России" (введен в действие) // "Собрание законодательства Российской Федерации", 11 декабря 1995 г., № 50, статья 4869.
8. Нормативно-правовой акт, подписанный 03.12.2012 под номером 229-ФЗ и видоизменённый последним образом 02.12.2019, носит наименование "О механизмах формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ". Данный закон, претерпевший изменения и дополнения, начнёт своё действие с начала 2020 года, что подтверждается официальной публикацией в "Российской газете" № 283 от 07.12.2012.
9. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года, модифицирующий статьи 8 и 9 законодательного акта о структуре Совета Федерации в составе Федерального Собрания РФ, был опубликован в "Российской газете" 5 декабря 2019 года, вступив в законную силу.
Литература
10. Абрамова А. И. Исследование влияния лоббизма на процесс формирования законодательства // Российский юридический журнал. 2014. № 6. Страницы 15-25.
11. Авакьян С.А. изучает развитие и будущее Совета Федерации в работе, опубликованной в журнале "Федерализм" в 2003 году, выпуск 1; аналогично, он рассматривает историю и концепции парламентаризма в России, делая акцент на важных моментах и решениях, в статье для "Вестника Московского университета. Серия 11. Право" 2006 года, выпуск 2.
12. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебное пособие. 5-е издание, ревизированное и расширенное. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2014. Страница 452.
13. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и влияние на парламентарийскую систему РФ: анализ, ключевые изменения, прогнозы // Вестник МГОУ. Серия юриспруденции. 2020. Выпуск 3. Стр. 7-34.
14. Авакьян С.А. Анализ проблематики формирования Совета Федерации на протяжении 25 лет // Вестник МГУ. Серия 11. Правоведение. 2020. №1. Стр. 3-21.
15. Авдеев Д.А. Значимость и функции Совета Федерации в рамках государственного управления // Журнал по конституционному и местному самоуправлению. 2022. № 8. Стр. 41 - 46.
16. Векшин А. А., Спиридонов А.А. Развитие механизмов формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ в качестве конституционно-правового обеспечения баланса интересов между Федерацией и ее составными субъектами: исторический аспект и современное состояние. М., 2007.
Виноградова Е. В., Данилевская И. Л. Преобразование статуса членов Совета Федерации: от депутатского состава к сенаторскому корпусу. Анализ формирования верхней камеры парламентской системы в контексте конституционной структуры современной России. // Государство и право. 2020. № 9. С. 7-17.
17. Габиева С. М. К анализу процедур конституирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Юридический бюллетень Дагестанского государственного университета. 2014. Выпуск 3.
18. Гранкин И.В. Конституционное правовое управление процессом создания палат Федерального Собрания РФ и методы его улучшения // Журнал российского права. 2005. № 8.
19. Дресвянин Д.А. Роль Совета Федерации Федерального Собрания РФ в механизме деления властных полномочий и направления оптимизации процесса его формирования // Конституционное право; конституционный судопроизводство; муниципальное управление. Вып. 11. Стр. 147-170.
20. Керимов А.А. Исследование институциональных проблем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в контексте его развития и становления. // «Дискурс-Пи», 2020, Выпуск №1 (38), стр. 78-86.
21. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Структура управления РФ: триединство с доминированием одного элемента. Москва: Институт права и публичной политики, 2008. Стр. 101.
22. Кулаков В. Ф. Процесс создания Совета Федерации: нормативное урегулирование // Вестник Совета Федерации. 2013. № 9-10.
23. Миерхольд А. А. раскрывает динамику развития конституционного порядка установления и функций Совета Федерации Федерального Собрания РФ в журнале LEX RUSSICA в выпуске за 2018 год, номер 11, страницы 134-144.
24. Ушков А.М., Амиантов А.А. Эволюция развития Совета Федерации: исторический путь от первого состава до современности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. №3. С. 90.
25. Филиппова Н.А. Реформация Совета Федерации Федерального Собрания РФ: стратегическое планирование и правовая поддержка // Научный годичник Института философии и права УО РАН. 2012. Изд. 12. Стр. 422.
26. Чиркин В. Е. Анализ верхней палаты в современных парламентах: сравнительное правовое изучение. Москва: Издательство "Норма", Издательская группа "ИНФРА-М", 2011, страница 29.
Электронные ресурсы
27. Конституция РФ: скрытые факты [лекция С.М. Шахрая в видеоформате] // [Веб-ссылка] доступно на: https://www.youtube.com/ (Просмотрено: 04.03.24).
28. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Доступ через интернет на официальном сайте: http://www.council.gov.ru/ (Посещено 02.03.24).
29. Данные о законотворческой деятельности // [Веб-сайт] Адрес: https://www.gosduma.net/ (Проверено: 05.03.24).