Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ СТРУКТУРА СЛУХОВ В АВТОРСКОЙ КАРТИНЕ МИРА Н.В. ГОГОЛЯ

Работа №153109

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен слухов в научном освещении 8
1.1. Проблематика и понятийный аппарат семантического синтаксиса 8
1.2. Слухи как объект внимания современной лингвистики 11
Глава 2. Семантическая структура слухов в произведениях Н.В. Гоголя 17
2.1. Состав и особенности структуры слухов 17
2.2. Интенсивность как характеристика слухов (на примере фазы
ТРАНСЛЯЦИЯ) 23
Глава 3. Художественные произведения Н.В. Гоголя и возможности их методического использования 27
3.1. Методический комментарий к использованию текстов Н.В. Гоголя на
уроках русского языка в средних и старших классах 27
3.2. Методический комментарий к использованию текстов Н.В. Гоголя на
уроках литературы в средних классах 29
3.3. Методическая разработка урока русского языка по теме «Языковые
средства выразительности» (10 класс) 33
Заключение 40
Список использованных источников 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 51
Приложение 4


Слухи как особый, традиционный, не имеющий автора устный тип текста (жанра), распространяющийся в среде носителей языка, отнесенный в лингвистике к типу неавторизованной информации [Осетрова, 2010], вызывает устойчивый интерес у исследователей XX-XXI веков.
Данная тема исследуется в работах многих ученых. Как языковой объект слухи рассматриваются в работах Е.В. Осетровой [Осетрова, 2010], С.Н. Бородиной [Бородина, 2015], О.В. Романтовой [Романтова, 2017], Г.Ш. Хакимовой [Хакимова, 2021]. Слухи представлены и в литературоведческих работах К. Соливетти [Соливетти, 2012] и Т.А. Пирусской [Пирусская, 2018] в контексте анализа поэтики художественного текста. Широкий библиографический поиск, кроме того, демонстрирует интерес к данному феномену со стороны психологов, социологов, экономистов и политологов; в частности, имеются в виду работы Е.М. Куликова [Куликов, 2014], А.С. Чекрыгина [Чекрыгин, 2006], С.А. Беззубцева [Беззубцев, 2005], Д.С. Горбатова [Горбатов, 2011], И.М. Андрамоновой [Андрамонова, 2005], Г.А. Чайникова и И.Л. Грошева [Чайников, Грошев, 2021].
В рамках данного исследования автор сосредоточен на лингвистическом анализе слухов, основанном на методологии и методах семантического синтаксиса, в качестве же материала такового (анализа) предполагающем тексты художественной литературы, а именно произведения Н.В. Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь - одна из ключевых фигур русской литературы XIX века, произведения которого - органическая часть общемирового культурного достояния и литературного процесса. Осмысление его невозможно без анализа философии, поэтики, творческого стиля и, что немаловажно, языка и системы языковых образов писателя, формирующих авторскую языковую картину мира. Отсюда следует, что реконструкция значимых фрагментов этой картины мира, одним из которых является феномен слухов в его языковом отражении, является одним из важных ключей к пониманию текстов классика.
Всем сказанным выше обоснована актуальность предпринятого исследования.
Цель исследования - выявление языковой структуры слухов в авторской картине мира Н.В. Гоголя с позиций семантического анализа.
Обозначенная цель определяет постановку следующих задач исследования:
1. Изучить теоретическую литературу, помогающую сформировать методологию и методику данного исследования;
2. Представить трактовку слухов в современном научном гуманитарном контексте;
3. Сформировать базу языковых примеров, извлекая их из
произведений Н.В. Гоголя;
4. Исследовать семантику слухов в авторской языковой картине мира Н.В. Гоголя;
5. Описать возможности использования произведений Н.В. Гоголя в методическом аспекте.
Объектом исследования является феномен слухов, а его предметом - семантика слухов в авторской картине мира Н.В. Гоголя.
В связи с этим, а также с учетом аргументации актуальности исследования, изложенной выше, необходимо определить одно из ключевых теоретических понятий данной работы - «языковая картина мира».
Изучением данного феномена занимались в разное время Г.А. Брутян, С.А. Васильев, Г.В. Колшанский, Н.И. Сукаленко, М. Блэк, Д.Х. Хаймс и мн. др. ученые. В последние десятилетия он анализируется и конкретизируется через определение конкретных «фрагментов», «сегментов», «концептов», «сценариев» и образов в трудах А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, В.Н. Телия, А.Д. Шмелева, Е.С. Яковлевой, Ю.С. Степанова, В.В. Морковкина, В.А. Масловой, Н.Ф. Алефиренко и мн. др.
Языковая картина мира - это ментально-лингвальное образование, информация об окружающей действительности, запечатленная в индивидуальном или коллективном сознании и репрезентированная средствами языка [Гончарова, 2012]. В работе В.А. Масловой «Лингвокультурология» перечислены отличительные качества русской языковой картины мира на фоне ее универсальных характеристик [Маслова, 2004]; перечислим ключевые:
• Языковая картина мира (ЯКМ) наиболее традиционна и предшествует появлению любой специальной, в частности научной картине мира (физической, химической и др.), становясь ее основой.
• Языковой картине мира часто приписывают характеристику «наивности», которая, с одной стороны, свидетельствует о ее донаучности, а с другой стороны, формирует представление человека о реальности, так или иначе трансформируя ее объективное восприятие (идея Ю.Д. Апресяна).
• Языковая картина мира определяет отношение носителя языка к миру (природе, животным, самому себе как элементу этого мира).
• Понимание действительности и устройства мира носителем языка зависит от того его понимания, которое заложено в родном языке. Каждый конкретный язык представляет самобытную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка, формируя их картину мира.
• ЯКМ антропоцентрична, то есть центральной фигурой выводит самого человека; это особенно хорошо видно при обращении к фразеологическому фонду языка.
• ЯКМ прагматична вследствие ее донаучности - наивности.
• ЯКМ расширяет понятия вследствие ее донаучности и напротив, отличается наличием случайных и не объяснимых эталонных лакун. [Маслова, 2004].
Слухи - один из самых традиционных каналов массовой и групповой коммуникации. Вследствие этого в национальной и индивидуальной, в том числе в авторской, языковой картине мира отражаются представления о данном феномене, его содержание и языковая структура.
Для решения обозначенных задач исследования использованы следующие методы: метод сплошной выборки, контекстуальный и семантический анализ, сравнительно-сопоставительный метод.
Исследование основано на 97 примерах текстового материала, извлеченных из следующих произведений: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Вий» (из сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1829-1832 гг.); «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего») (из сборника «Петербургские повести», 1835-1842 гг.); «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834 г.), пьеса «Ревизор» (1835 г.), роман «Мертвые души» (1942 г.).
Новизна исследования определена тем, что в работе проведен семантический анализ слухов на предмет определения их языковой структуры.
Практическая значимость исследования связана, во-первых, с тем, что с учетом предмета литературы Н.В. Гоголь является «программным писателем» среднего школьного звена, что подтверждается утвержденными ФГОС программами В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева и В.И. Коровина [Коровина..., 2019], В.Г. Маранцмана [Маранцман, 2005], Б.А. Ланина
[Ланин, 2014], Г.С. Меркина [Меркин, 2005] и др. Материалы работы, в ходе которой исследован характерный фрагмент языковой картины мира писателя, могут быть использованы на уроках литературы в процессе знакомства обучающихся среднего звена с содержанием и характерными особенностями построения текстов и языка писателя - в аспекте формирования межпредметных связей и результатов (русский язык - литература). Во- вторых, текстовый материал, отобранный в ходе настоящего исследования, может быть использован на уроках русского языка при изучении синтаксиса в 8-9 классах в соответствии с программами по русскому языку М.М. Разумовской [Разумовская, 2019], Т.А. Ладыженской [Ладыженская, 2019], В.В. Бабайцевой [Бабайцева, 2006] и др. - в аспекте формирования предметных результатов (русский язык).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и четыре приложения.
Отметим в заключении, что исследовательские результаты ВКР апробированы на конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» - в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 25 апреля 2022 г.; доклад «Образ слухов в языковой картине мира Н.В. Гоголя»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе исследована языковая структура слухов в произведениях Н.В. Гоголя с использованием методов семантического синтаксиса.
Благодаря изучению указанного выше аспекта мы можем сделать выводы об определенном фрагменте авторской языковой картины мира Н.В. Гоголя.
Структура слухов как канала передачи устной информации, отраженная в произведениях Н.В. Гоголя, с одной стороны, соотносится с общей, выделенной в предыдущих исследованиях семантической структурой слухов: описание фаз Каузации, Существования, Трансляции, Восприятия, Осмысления, Последствия и Экспертизы присутствует в текстах писателя.
С другой стороны, эта же структура расширена через введение трех специфических фаз, не отмеченных в предыдущих исследованиях; это фазы
• Реактивного состояния, демонстрирующего важность для автора не просто процесса порождения и функционирования слуха, но и выявление причин подобного явления;
• Преобразования, показывающего изменчивость устного текста, передающегося от человека к человеку; Н.В. Гоголь связывает это прежде всего с женскими разговорами и женской ложью (демонизация женщины - одна из характерных черт поэтики всего творчества писателя);
• Значимого Отсутствия слухов, нарушения протекания процесса, что создает излюбленный Н.В. Гоголем прием соединения несоединимого, создает эффект комического (слухи, которые должны распространяться, в конце концов прерываются и сходят на «нет»).
С нашей точки зрения, это говорит о понимании писателем слухов как особого вида активности людского коллектива, а) причины возникновения которых достойны особого обсуждения (Реактивное состояние), б) содержание которых может быть преобразовано этим коллективом (Преобразование) и в) отсутствие которых нарушает нормальный, привычный и важный, традиционный процесс формирования и проявления народного мнения (значимое Отсутствие).
Помимо этого, данная структура может усложняться посредством умножения и инверсии типичных пропозиций, когда та или иная фаза распространения слухов особо выделяется и акцентируется либо оказывается в позиции, нарушающей естественную последовательность распространения слухов.
Выяснено, что одним из основных элементов, отмеченных в текстах Н.В. Гоголя при описании структуры слухов, является фаза Трансляции (и соответствующие ей пропозиции). В текстах слухи часто представлены именно через ее оформление, с использованием целой серии глаголов и словосочетаний с различной семантикой. Это позволило выявить в процессе анализа шесть стадий Трансляции, представив ее в аспекте проявления параметра интенсивности; имеются в виду стадии «минус» (нулевая стадия, соответствующая фазе Отсутствия) ^ «возникновение» ^ «подъем», «кульминация» ^ «спад» и ^ «минус» (вновь фаза Отсутствия»). Слух, таким образом, представлен в авторской картине мира не как линейный, а как параболообразный процесс.
В ходе исследования, кроме того, разработаны и предложены методические комментарии для проведения уроков русского языка и литературы с использованием текстов Н.В. Гоголя в качестве наглядно-иллюстративного материала. Заключительным разделом исследования является методическая разработка урока на тему «Средства выразительности языка (на материале произведений Н.В. Гоголя)».



1. Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка: семантическая и грамматическая структура простого предложения. - М.: Издательство Московского университета, 1971. - 292 с.
2. Андрамонова И.М. Модели слухов в историко-культурном пространстве России: XVI-XVIII веков // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - №4 (45). - С. 54-58.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 384 с.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл:
Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976. - 383 с.
5. Бабайцева В.В. Русский язык. 5-9 классы: теория: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 15-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 330 с.
6. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., 1955.
7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык: учеб. для 8 класса общеобраз. учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
8. Беззубцев С.А. Психологическое воздействие слухов в организации на субъекта труда: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. - 28 с.
9. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис: [Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов]. - М.: Высш. школа, 1977. - 248 с.
10. Богданов В.В. Предложение и текст в содержательном аспекте. - СПб: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2007. - 278 с.
11. Бородина С.Н. Прагматический аспект реализации слухов в современном английском, французском и русском медиадискурсе: автореф. дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 2015. - 28 с.
12. Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2000. - 187 с.
13. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 763 с.
14. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. - 459 с.
15. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 396-405.
16. Горбатов Д.С. Микрогрупповой подход к процессам слухообразования в социальной макросреде: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Тамбов, 2011. - 50 с.
17. Долгая Т.А. Концепт слухов в русской культуре // Основное высшее и дополнительное образование: проблемы дидактики и лингвистики.
- 2000. - №1. - С. 95-100.
18. Загидуллина М.В. Мифотворческая функция слухов в рамках фолькнета: к вопросу о расширении классической теории фольклора // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 34 (172).
- С. 37-42.
19. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Изд. 6-е. - М.: КомКнига, 2010. - 368 с.
20. Колосова Т.А. Русские сложные предложения асимметричной структуры: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2008. - 211 с.
21. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. М.: Просвещение, 2019.
22. Крейдлин Г.Е., Самохин М.В. Слухи, сплетни, молва - гармония и беспорядок // Логический анализ языка: космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. - С. 117-157.
23. Куликов Е.М. Слухи как элемент сетевой коммуникации в интернет-пространстве современной России: автореф. дисс. ... докт. соц. наук. Краснодар, 2014. - 54 с.
24. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019.
25. Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 классы
общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. - 159 с.
26. Левкиевская Е.Е. Слухи как речевой жанр // Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования. М., 2009.
27. Ломтев Т.П. Основы синтаксиса современного русского языка - Изд. 2-е, испр. - М.: КомКнига, 2006. - 165 с.
28. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2005. - 222 с.
29. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие: для
студентов вузов. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2004. - 202 с.
30. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. - 2-е изд. М.: Русское слово-РС, 2005. - 198 с.
31. Осетрова Е.В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект: дисс. ... докт. филол. наук. Красноярск, 2010. - 413 с.
32. Осетрова Е.В. Слухи в современной социокультурной среде:
историографический обзор [Электронный ресурс]. URL:
https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/015online/osetrova.pdf (дата
обращения: 21.03.2022).
33. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в рус. яз. Семантика нарратива. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.
34. Панченко Н.Н. Достоверность как коммуникативная категория: монография. Волгоград: Перемена, 2010. - 322 с.
35. Пирусская Т.А. Идея социальности и опыт переосмысления романной формы в XIX веке: на материале творчества Ф.М. Достоевского и Джордж Элиот: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2018. - 28 с.
36. Разумовская М.М. УМК «Русский язык. 5-9 классы». М.: Дрофа, 2019.
37. Романтова О.В. Коммуникативная модель ситуации передачи слухов (на материале пьес У. Шекспира) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №5 (59). Ч. 3. - С. 121-124.
38. Романтова О.В. Слухи как особый вид прагмакоммуникативной деятельности (на материале пьес У. Шекспира): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2017. - 23 с.
39. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис
простого предложения. М.: Просвещение, 1979. - 236 с.
40. Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификации. - Ростов н/Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. - 60 с.
41. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
42. Современный русский язык: Учеб. для фи-лол. спец. ун-тов/ Под ред. В.А. Белошапковой: 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. школа, 1989. - 560 с.
43. Соливетти К. Сплетня как геральдическая конструкция (Mise en Abyme) в «Мертвых душах) // Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies / University of Toronto. - No 31. - 2012. [Электронный ресурс] // http://www.utoronto.ca/tsq/30/solivetti30.shtml(дата обращения: 15.03.2022).
44. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1975. - 311 с.
45. Сусов И.П. Лингвистическая прагматика: Учебник для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов). - М.: Восток-Запад, 2006. - 200 с.
46. Фоменко Ю.В., Одинцова М.П. Дискуссия о семантическом синтаксисе // Вестник Омского университета. - 2000. - № 3. - С. 86-92.
47. Хакимова Г.Ш. Об одном фрагменте репрезентации концепта «слух» в английском языке // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й Научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. Челябинск: ЮУрГУ, 2016. - С. 1492-1497.
48. Хакимова Г.Ш. Феномен слухов как объект штудий в
современной отечественной лингвистике: систематический обзор //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - № 6. - С. 1705-1712.
49. Хакимова Г.Ш. Функционально-прагматический аспект текстов слухов о селебрити в англоязычном массмедийном дискурсе // Современные исследования социальных проблем. - 2021. - №13 (2). - С. 164-178.
50. Чайников Г.А., Грошев И.Л. Слухи и сплетни в культурном контексте // Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2021. - №2 (20). - С. 83-85.
51. Чекрыгин А.С. Социально-психологические закономерности распространения слухов в организации: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. - 26 с.
52. Черемисина М.И. Сравнительные конструкции русского языка; Отв. ред. д-р филол. наук, проф. К. А. Тимофеев; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. - 270 с.
53. Шейко Д.В. Феномены «сплетня» и «слух» как механизмы социальной коммуникации // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах. Ставрополь: СКФУ. - 2017. - №15. - С. 214-223 с.
54. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Текст лекций. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 1988. - 54 с.
55. Эркинбаева З.А. Актуальные проблемы семантического синтаксиса // Качество науки - качество жизни. - 2010. - № 2. - 50-54 с.
Источники материала
1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки: повести. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 304 с.
2. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. - М.: Художественная литература, 1985. - 368 с.
3. Гоголь Н.В. Петербургские повести: повести, комедии. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 512 с.
4. Гоголь Н.В. Повести. - М.: Советская Россия, 1986. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ